ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2019
Просмотров: 4340
Скачиваний: 6
66
1.
Просветительский
период
(1904–1910)
—
характеризуется
тем
,
что
проникновение
и
распространение
идей
З
.
Фрейда
в
России
носило
преимущественно
просветительский
характер
.
Психоаналитическое
просвещение
осуществлялось
в
исторически
благоприятной
ситуации
,
существенными
чертами
которой
были
мировой
уровень
развития
российской
психологии
,
психиатрии
,
психотерапии
и
неврологии
,
располагавших
корпусом
кадров
высшей
профессиональной
квалификации
.
Начальной
точкой
психоаналитического
просвещения
в
России
может
быть
принят
1904
г
.,
когда
в
Санкт
-
Петербурге
вышла
работа
З
.
Фрейда
«
О
сновидениях
».
Наиболее
существенную
роль
в
распространении
и
популяризации
психоаналитических
идей
в
данный
период
сыграли
психиатры
,
в
общем
оперативно
и
адекватно
оценившие
содержание
,
возможности
и
перспективы
психоанализа
.
Публикации
Осипова
Н
.
Е
. (1908
и
др
.),
доклад
Вульфа
М
.
В
. (1908),
статьи
и
спецкурс
Вырубова
H. A. (1909),
статьи
Певницкого
A. A. (1909),
Фельцмана
О
.
Б
. (1909),
а
также
работы
группы
теоретиков
и
клиницистов
в
целом
обеспечили
необходимый
уровень
информированности
профессионалов
и
общественности
о
теоретических
,
прикладных
и
эмпирических
компонентах
психоанализа
(
Асатиани
М
.
М
.,
Белобородов
Л
.
Я
.,
Бернштейн
А
.
Н
.,
Залкинд
A. B.,
Каннабих
Ю
.
В
.,
Лихницкий
В
.
Н
.,
Розенталь
Т
.
К
.
и
др
.).
2.
Адаптационный
период
(1910–1914)
—
характеризуется
распространением
и
адаптацией
психоаналитических
знаний
в
професси
-
ональной
среде
,
установлением
связей
с
европейскими
психоаналитиками
,
созданием
первых
психоаналитически
ориентированных
оргструктур
,
проверкой
и
развитием
психоаналитических
идей
,
методов
,
методики
и
тех
-
ники
,
а
также
использованием
психоанализа
в
качестве
нового
способа
психотерапии
.
В
этот
период
еще
более
,
чем
в
предшествующий
,
проявилось
противоречие
между
способностью
профессионалов
к
естественной
адаптации
идей
З
.
Фрейда
и
его
европейских
последователей
и
несовпадением
этих
идей
с
обшекультурным
российским
контекстом
и
ду
-
ховной
атмосферой
страны
.
И
тем
не
менее
в
1910–1914
гг
.
в
Москве
издавался
журнал
«
Психотерапия
.
Обозрение
вопросов
психического
лечения
и
прикладной
психологии
» (
Вырубов
H. A.,
Асатиани
М
.
М
.,
Бернштейн
А
.
Н
.,
Каннабих
Ю
.
В
.,
Лихницкий
В
.
Н
.,
Осипов
Н
.
Е
.,
Фельцман
О
.
Б
.
и
др
.),
фактически
являвшийся
объединительным
органом
российских
сторонников
психоанализа
.
Заметными
вехами
этого
периода
стали
:
вступление
Шпильрейн
С
.
Н
.
в
Венское
психоаналитическое
общество
(1911),
начало
издания
в
Москве
серии
книг
«
Психотерапевтическая
библиотека
» (
Осипов
Н
.
Е
.,
Фельцман
О
.
Б
.),
в
которой
были
опубликованы
труды
З
.
Фрейда
и
его
последователей
67
(1911),
и
вступление
Вырубова
H. A.
в
Общество
индивидуальной
психологии
А
.
Адлера
(1912).
Особую
роль
сыграла
публикация
статьи
Шпильрейн
С
.
Н
. (1912),
в
которой
излагалась
ее
концепция
деструкции
(
деструктивности
),
оказавшая
существенное
влияние
на
содержание
и
завершение
классической
психоаналитической
картины
человека
и
культуры
.
Значительным
и
потенциально
весьма
перспективным
явлением
была
деятельность
Московского
психиатрического
кружка
«
Малые
пятницы
» (
с
1912),
в
известной
мере
бывшего
одной
из
первых
организационных
структур
российских
сторонников
психоанализа
(
Сербский
В
.
П
.,
Асатиани
М
.
М
.,
Баженов
H. H.,
Довбня
E. H.,
Осипов
Н
.
Е
.,
Фельцман
О
.
Б
.
и
др
.).
В
этот
период
российские
сторонники
психоанализа
начинают
активно
публиковать
свои
работы
в
европейских
психоаналитически
ори
-
ентированных
журналах
.
Большую
роль
в
обсуждении
психоаналитических
и
пограничных
проблем
,
распространении
психоаналитических
идей
и
терапии
сыграла
группа
россиян
,
работавших
в
России
и
за
ее
пределами
1
.
Активное
участие
в
дискуссиях
по
психоаналитической
проблематике
принимали
философы
(
Лосский
Н
.
О
.,
Радлов
Э
.
Л
.
и
др
.)
и
психиатры
(
Балицкий
В
.
Е
.,
Вяхирев
A.
В
.,
Горин
Н
.
И
.,
Дерябин
B. C.,
Ивенсен
А
.
К
.,
Коновалов
Д
.
Г
.,
Мельгунов
С
.
П
.,
Рот
В
.
К
.,
Сухов
С
.
П
.,
Хорошко
В
.
К
.,
Шапиро
М
.
Б
.
и
др
.).
Этот
период
завершился
с
началом
первой
мировой
войны
,
минимизировавшей
естественное
развитие
российского
психоанализа
.
3.
Дезинтеграционный
период
(1914–1922)
—
характеризуется
распадом
психоаналитически
ориентированных
структур
и
связей
,
фактичес
-
ким
прекращением
групповой
психоаналитической
активности
,
исследовательской
и
издательской
деятельности
вследствие
первой
мировой
и
гражданской
войн
.
Однако
психоаналитически
ориентированные
психиатры
и
психотерапевты
активно
практиковали
психоаналитическую
терапию
в
полевых
(
фронтовых
)
условиях
и
в
различных
городских
клиниках
.
За
рубежом
в
это
время
работали
выходцы
из
России
(
Андреас
-
Саломе
Л
.,
Шпильрейн
С
.
Н
.,
Эйтингон
М
.
и
др
.).
Завершение
этого
периода
началось
с
организации
Ермаковым
И
.
Д
. (1921)
кружка
по
изучению
психологии
художественного
творчества
психоаналитическим
методом
(
Ермаков
И
.
Д
.,
Бернштейн
А
.
Н
.,
Вульф
М
.
В
.,
Габричевский
А
.
Г
.,
Сидоров
А
.
Н
.,
Шмидт
О
.
Ю
.
и
др
.),
фактически
ставшего
ядром
будущего
Русского
психоаналитического
общества
.
4.
Институциональный
период
(1922–1932)
—
характеризуется
созданием
,
функционированием
и
институционализацией
официально
сан
-
1
Аствацатуров
М
.
И
.,
Бирштейн
И
.
А
.,
Вайсфельд
,
Вальдштейн
Л
.,
Вексберг
Э
.,
Гейманович
А
.
И
.,
Гейнрихшен
О
.,
Голоушев
С
.
С
.,
Дрознес
Л
.
М
.,
Залкинд
А
.
Б
.,
Израильсон
Ж
.
И
.,
Иоффе
A. A.,
Каннабих
Ю
.
В
.,
Лихницкий
В
.
Н
.,
Марциновский
,
Мёдер
А
.,
Неткачев
Т
.
Д
.,
Рахманова
Л
.,
Розенталь
Т
.
К
.,
Шпильрейн
С
.
Н
.,
Эристман
С
.
и
др
.
68
кционированных
психоаналитических
организаций
и
групп
,
активной
научно
-
исследовательской
деятельностью
,
распространением
практики
психоаналитической
терапии
,
массовым
изданием
психоаналитической
литературы
,
подготовкой
кадров
психоаналитиков
,
широким
обсуждением
различных
достоинств
и
недостатков
классического
и
реформистского
психоанализа
,
активными
и
представительными
контактами
с
зарубежными
психоаналитическими
центрами
.
Существенными
вехами
этого
периода
явились
:
открытие
(1921)
при
московском
Государственном
психоневрологическом
институте
(
Бернштейн
А
.
Н
.
и
др
.)
Детского
дома
-
лаборатории
(
Ермаков
И
.
Д
.
и
др
.),
в
котором
начались
систематические
работы
по
детскому
психоанализу
:
регулярное
использование
психоанализа
в
лечебных
целях
(
Мясищев
В
.
Н
.
и
др
.)
в
психотерапевтической
лаборатории
Института
по
изучению
мозга
и
психической
деятельности
(
Петроград
,
Бехтерев
В
.
М
.
и
др
.);
издание
(
с
1922,
Москва
-
Петербург
) «
Психологической
и
психоаналитической
библиотеки
»
(
Ермаков
И
.
Д
.,
Вульф
М
.
В
.,
Шмидт
О
.
Ю
.
и
др
.),
в
которой
были
опубликованы
почти
все
основные
произведения
З
.
Фрейда
и
труды
некоторых
его
последователей
;
публикация
серии
книг
«
Вопросы
теории
и
практики
психоанализа
» (
Одесса
,
Коган
Я
.
М
.
и
др
.),
в
которой
вышли
работы
европейских
и
российских
лидеров
психоанализа
.
В
1922
г
.
в
стране
было
организовано
Русское
психоаналитическое
общество
(
РПСАО
;
члены
-
основатели
:
Ермаков
И
.
Д
.,
Белобородов
Л
.
Я
.,
Блонский
П
.
П
.,
Вейсберг
Г
.
П
.,
Воронский
А
.
К
.,
Вульф
М
.
В
.,
Габричевский
А
.
Г
.,
Гливенко
И
.
И
.,
Каннабих
Ю
.
В
.,
Невский
В
.
И
.,
Сидоров
A. A.,
Успенский
Н
.
Е
.,
Шацкий
С
.
Т
.,
Шмидт
О
.
Ю
.).
В
1923
г
.
на
базе
Детского
дома
-
лаборатории
в
Москве
были
созданы
Государственный
психоаналитический
институт
и
Детский
дом
-
лаборатория
«
Международная
солидарность
» (
Ермаков
И
.
Д
.,
Шмидт
О
.
Ю
.,
Авербух
P.
A.,
Вульф
М
.
В
.,
Гефт
B. C.,
Гешелина
Л
.
С
.,
Егорова
Л
.
Г
.,
Королько
В
.
В
.,
Лурия
А
.
Р
.,
Любимова
Е
.
И
.,
Рор
В
.,
Ульрих
Е
.
Р
.,
Фридман
Б
.
Д
.,
Фридман
Е
.
С
.,
Церетели
Т
.
М
.,
Шмидт
В
.
Ф
.,
Шпильрейн
С
.
Н
.
и
др
.),
где
осуществлялись
исследования
по
детскому
и
медицинскому
психоанализу
,
психоанализу
бессознательного
,
характера
,
обучения
и
воспитания
,
творчества
,
религии
и
т
.
д
.,
подготовка
кадров
и
психоаналитическая
терапия
.
Формировались
и
функционировали
психоаналитические
группы
в
Казани
,
Киеве
,
Одессе
,
Петрограде
,
Ростове
-
на
-
Дону
,
Харькове
и
других
городах
.
В
стране
фактически
шла
перманентная
дискуссия
сторонников
и
противников
психоанализа
(
в
том
числе
фрейдомарксизма
),
в
ходе
которой
выявлялись
содержание
,
сильные
и
слабые
стороны
,
возможности
и
перспективы
психоаналитического
учения
»
1
.
1
Аствацатуров
М
.
И
.,
Балик
Д
.
А
.,
Баммель
Г
.
К
.,
Блонский
П
.
П
.,
Быховский
Б
.
Э
.,
Варьяш
А
.
И
.,
Внуков
В
.
А
.,
Волошинов
В
.
Н
.,
Воронский
А
.
К
.,
Вульф
М
.
В
.,
Выготский
Л
.
С
.,
Гайворовский
A. A.,
Гаккебуш
В
.
М
.,
Гербстман
А
.,
Геренштейн
Г
.
Б
.,
Гершенович
Л
.,
Гизе
Ф
.,
Грибоедов
A. C.,
Григорьев
И
.,
Горский
А
.
К
.,
Деборин
А
.
М
.,
Ермаков
И
.
Д
.,
Залкинд
А
.
Б
.,
Каннабих
Ю
.
В
.,
Пени
,
А
.
К
.,
Лурия
А
.
Р
.,
Майский
В
.
И
.,
69
Проведение
психоаналитических
исследований
было
поддержано
Всесоюзным
съездом
по
педологии
,
экспериментальной
педагогике
и
психоневрологии
(1924,
Петроград
).
Расцвет
и
институционализация
психоанализа
в
Советской
России
явились
одним
из
удивительных
фактов
ее
истории
,
поскольку
они
происходили
на
фоне
крупномасштабных
идеологических
и
политических
репрессий
,
включавших
в
себя
в
том
числе
и
такие
дотоле
беспрецедентные
акции
,
как
принудительная
массовая
высылка
из
страны
(1922)
лидеров
философской
,
социологической
и
психологической
мысли
.
Вскоре
и
психоанализ
стал
одной
из
первых
репрессированных
наук
.
В
1925
г
.
решением
Совета
народных
комиссаров
РСФСР
московский
Государственный
психоаналитический
институт
(
ГПАИ
)
был
ликвидирован
.
Борьба
психоаналитиков
(
Авербух
P. A.,
Вульф
М
.
В
.
и
др
.)
за
сохранение
психоанализа
,
полученных
ценных
материалов
по
психологии
ребенка
и
продолжение
научной
работы
по
детскому
психоанализу
не
увенчалась
успехом
.
К
1930
г
.
завершилась
номинальная
деятельность
Русского
психоаналитического
общества
.
Но
оказавшиеся
в
эмиграции
российские
психоаналитики
и
философы
(
Вульф
М
.
В
.,
Вышеславцев
Б
.
П
.,
Осипов
Н
.
Е
.,
Франк
С
.
Л
.
и
др
.)
продолжили
теоретическую
и
практическую
работу
.
Заметными
событиями
в
завершающей
фазе
этого
периода
были
:
декларативная
попытка
синтеза
психоанализа
и
«
философии
общего
дела
»
Федорова
Н
.
Ф
. (
Горский
А
.
К
.
и
др
.),
создание
психоаналитически
ориенти
-
рованного
Русского
психиатрического
кружка
в
Праге
(1925,
Осипов
Н
.
Е
.
и
др
.)
и
публикация
Вышеславцевым
Б
.
П
. (1931)
теории
ненормативной
этики
сублимации
эроса
—
своеобразной
этики
творчества
.
Насильственное
прекращение
психоаналитической
деятельности
в
Советской
России
в
решающей
мере
обусловило
природу
и
сущность
следующего
периода
истории
российского
психоанализа
.
5.
Латентный
период
(1932–1956)
—
формально
характеризуется
прекращением
всех
видов
психоаналитически
ориентированной
деятельности
и
дискретностью
российской
психоаналитической
традиции
при
фактически
скрытном
их
существовании
в
деформированных
,
в
том
числе
и
в
нелегальных
формах
и
активной
деятельностью
российских
психоаналитиков
за
рубежом
(
Вульф
М
.
В
.,
Осипов
Н
.
Е
.
и
др
.).
В
силу
известных
модальностей
социальной
жизни
этот
период
истории
российского
психоанализа
почти
не
документирован
и
наименее
изучен
.
В
условиях
экстремальной
исторической
ситуации
интерес
к
психоаналитическим
идеям
был
сохранен
,
они
изучались
по
работам
З
.
Фрейда
и
других
психоаналитиков
,
изданным
в
20-
е
годы
.
Малис
Г
.
Ю
.,
Мясищев
В
.
Н
.,
Найдич
С
.,
Осипов
В
.
П
.,
Оршанский
Л
.
Г
.,
Перепель
И
.
А
.,
Платонов
К
.
И
.,
Рейсмер
М
.
А
.,
Розенштейн
Л
.
М
.,
Рубакин
H. A.,
Рыжов
В
.,
Сапир
И
.
Д
.,
Смирнов
Д
.
А
.,
Ухтомский
А
.
А
.,
Франкфурт
Ю
.
В
.,
Фриче
В
.
М
.,
Халецкий
Д
.
М
.,
Шемякин
Ф
.,
Ширвиндт
М
.
Л
.,
Шмидт
В
.
Ф
.,
Шмидт
О
.
Ю
.,
Юринец
В
.
А
.
и
многие
др
.
70
Какая
-
то
часть
психоаналитически
ориентированных
специалистов
практиковала
психоаналитическую
терапию
и
приобщала
к
ней
коллег
.
Хотя
именно
в
этот
период
репрессиям
подвергались
не
только
психоанализ
(
пуб
-
ликации
по
которому
были
прекращены
),
но
и
психоаналитики
(
Ермаков
И
.
Д
.
и
др
.).
Согласно
ряду
свидетельств
и
данным
,
нуждающимся
в
дополнительной
проверке
,
в
30-
х
—
начале
40-
х
годов
в
Ростове
-
на
-
Дону
осуществляла
психоаналитическую
терапию
Шпильрейн
С
.
Н
.
(
свидетельство
Шпильрейн
М
.
И
.),
в
30-
е
годы
в
Одессе
практиковал
психоанализ
Коган
Я
.
М
. (
по
сведениям
Херсонского
Б
.),
в
50-
е
годы
в
Иркутске
практиковали
психоанализ
и
обучали
ему
группу
врачей
Сумбаев
И
.
С
.,
Иванов
Н
.
В
.
и
др
. (
свидетельство
Белкина
А
.
И
.),
в
30-60-
х
годах
в
Ленинграде
практиковала
психоаналитическую
терапию
группа
врачей
Военно
-
медицинской
академии
(
свидетельство
Мисюка
Н
.
Е
.)
и
т
.
д
.
Эти
и
другие
свидетельства
дают
некоторые
основания
полагать
,
что
в
тот
период
в
стране
все
же
осуществлялась
определенная
психо
-
аналитическая
деятельность
,
изучение
которой
является
одной
из
наиболее
актуальных
и
трудных
задач
,
стоящих
перед
специалистами
по
истории
российского
психоанализа
.
6.
Билатеральный
период
(1956–1989)
—
характеризуется
двусторонностью
развития
российского
психоанализа
,
обусловленной
двойственностью
инициированной
и
поощряемой
властями
идеологической
борьбы
,
в
ходе
которой
наряду
с
ситуативной
гиперкритикой
психоанализа
профессионалы
и
общественность
фактически
получали
всестороннюю
информацию
об
идеях
,
проблемах
,
концепциях
,
течениях
,
школах
,
направлениях
и
публикациях
практически
по
всему
диапазону
проблем
психоанализа
и
постфрейдизма
и
в
ряде
случаев
пытались
адаптировать
их
к
реалиям
со
-
ветской
научной
жизни
и
психотерапевтической
практики
.
В
этот
период
были
опубликованы
монографии
,
брошюры
,
статьи
,
защищены
диссертации
,
проведены
различные
конференции
и
пр
.,
но
при
этом
произведения
З
.
Фрейда
и
лидеров
современного
психоанализа
в
открытой
печати
не
публиковались
.
Фактическим
источником
информации
о
классическом
и
современном
психоанализе
и
разнообразных
исследованиях
проблем
психоаналитического
класса
явились
работы
ряда
отечественных
философов
,
социологов
,
психо
-
логов
,
медиков
и
т
.
д
.
1
1
Аверинцев
С
.
С
.,
Автономова
Н
.
С
.,
Алексахина
Р
.
И
.,
Анцыферова
Л
.
И
.,
Афасижев
М
.
Н
.,
Бассин
Ф
.
В
. —
лауреат
золотой
медали
Германской
академии
психоанализа
,
Бойко
А
.
Н
.,
Бородай
Ю
.
М
.,
Бочоришвили
А
.
Т
.,
Будилова
Е
.
А
.,
Вейн
А
.
М
.,
Верченов
Л
.
Н
.,
Вольперт
И
.
Е
.,
Воскобойников
А
.
Э
.,
Давыдова
М
.
И
.,
Добреньков
В
.
И
.,
Додельцев
Р
.
Ф
.,
Дубровский
Д
.
И
.,
Журбин
В
.
И
.,
Завилянский
И
.
Я
.,
Замошкин
Ю
.
А
.,
Зейгарник
Б
.
В
.,
Зурабашвили
А
.
Д
. —
лауреат
золотой
медали
Германской
академии
психоанализа
,
Иванов
A. B.,
Иванов
В
.
Б
.,
Иванов
Н
.
В
.,
Ионин
Л
.
Г
.,
Какабадзе
В
.
Л
.,
Кельнер
М
.
С
.,
Кон
И
.
С
.,
Кортава
В
.
В
.,
Косов
М
.
Б
.,
Кругликов
В
.
А
.,
Кузьмина
Т
.
А
.,
Куркин
Б
.
А
.,
Курцин
И
.
Т
.,
Левчук
Л
.
Т
.,
Лейбин
В
.
М
.,
Леонтьев
Д
.
А
.,
Лобанова
М
.
Н
.,
Ляликов
Д
.
Н
.,
Михайлов
Ф
.
Т
.,
Михайлова
Ц
.,
Морозов
В
.
М
.,
Муравьев
Д
.
А
.,
Мясищев
В
.
Н
.,
Наполова
Т
.
Т
.,
Овчаренко
В
.
И
.,
Пашинский
А
.
И
.,
Петровский
A. B.,
Попова
М
.
А
.,
Попова
Н
.
Г
.,
Прангишвили
A. C.,
Пружинина
A. A.,
Рожнов
В
.
Е
.,
Розин
В
.,
Руткевич
А
.
М
.,
Свядощ
А
.
М
.,
Снежневский
А
.
В
.,
Соболь
К
.
И
.,
Соколов
A. B.,
Спиркин
А
.
Г
.,
Стадецкая
М
.
П
.,
Сухотина