ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2019
Просмотров: 4347
Скачиваний: 6
71
Значительное
расширение
и
углубление
исследований
произошло
в
начале
60-
х
годов
,
вскоре
после
введения
преподавания
философии
во
всех
вузах
страны
.
Существенными
моментами
билатерального
периода
явились
:
публикация
монографий
по
проблеме
бессознательного
(
Бассин
Ф
.
В
.,
Бочоришвили
А
.
Т
.,
Шерозия
А
.
Е
.
и
др
.),
публикация
цикла
работ
по
истории
психологии
(
Ярошевский
М
.
Г
.
и
др
.),
проведение
Тбилисского
симпозиума
по
проблеме
бессознательного
(1978;
Бассин
Ф
.
В
.,
Дубровский
Д
.
И
.,
Прангишвили
A. C.,
Шерозия
А
.
Е
.
и
др
.),
перевод
и
публикация
работ
зарубежных
авторов
по
проблемам
психоанализа
(
Браун
К
. X.,
Брюно
П
.,
Клеман
К
.
Б
.,
Политцер
Ж
.,
Сэв
Л
.,
Уэллс
Г
.,
Шерток
Л
.
и
др
.).
По
-
видимому
,
как
и
в
предшествовавшее
время
,
в
60–80-
х
годах
какая
-
то
часть
специалистов
использовала
психоаналитическую
терапию
.
Например
,
в
70-
е
годы
в
Москве
практиковал
психоанализ
и
обучал
ему
Левин
Е
.
В
.
(
свидетельство
Старовойтова
В
.
В
.).
Существенными
итогами
этого
периода
явились
:
обусловленный
преимущественно
вторичными
источниками
относительно
высокий
уровень
информированности
о
фундаментальных
и
актуальных
проблемах
классического
и
современного
психоанализа
и
непреднамеренное
создание
дисперсионной
психоаналитической
среды
.
Эти
факторы
в
значительной
мере
предопределили
формирование
и
развитие
современной
психоаналитической
ситуации
в
России
.
7.
Интеграционный
период
(
с
1989
г
.
по
настоящее
время
)
—
характеризуется
оперативным
созданием
и
объединением
различных
психоаналитически
ориентированных
элементов
и
сил
,
организацией
специализированных
психоаналитических
изданий
и
издательств
,
созданием
и
институциализацией
разнообразных
психоаналитических
оргструктур
,
открытием
психоаналитических
институтов
,
факультетов
,
курсов
и
школ
,
обеспечивающих
массовую
подготовку
профессиональных
психоаналитиков
и
психоаналитическую
подготовку
специалистов
в
пограничных
областях
,
представительным
применением
всей
гаммы
современной
психоаналитической
терапии
,
установлением
широких
международных
контактов
и
возвращением
России
в
мировое
психоаналитическое
сообщество
.
Символическим
началом
этого
периода
стали
публикации
работ
З
.
Фрейда
после
почти
60-
летнего
перерыва
(1989,
Белкин
А
.
И
.,
Ярошевский
М
.
Г
.
и
др
.),
фактически
снявшие
табу
с
издания
психоаналитической
литературы
.
Наиболее
существенными
моментами
этого
периода
являются
:
создание
Российской
психоаналитической
ассоциации
(1990;
Белкин
А
.
И
.,
Тихоненко
В
.
А
.,
Асанова
Н
.
К
.,
Герцик
Л
.
Г
.,
Игельник
М
.
В
.,
Комарова
Л
.
Э
.,
Леках
Н
.
М
.,
Литвинов
А
. B.,
Лукомская
М
.
И
.,
Потапова
В
.
А
.,
Л
.
Г
.,
Тарасов
К
.
Е
.,
Токарев
С
.
А
.,
Узнадзе
Д
.
Н
.,
Урнов
Д
.,
Фиалкова
Е
.
М
.,
Фрумкин
Я
.
П
.,
Хан
-
Магомедов
С
.
О
.,
Царегородцев
Г
.
И
.,
Черкасов
С
.
М
.,
Черненко
В
.
А
.,
Шварцман
К
.
А
.,
Шерозия
А
.
Е
.,
Шорохова
Е
.
В
.,
Ярошевский
М
.
Г
.
и
многие
др
.
72
Ромашкевич
М
.
В
.,
Харитонов
А
.
Н
.,
Чижиков
М
.
О
.
и
др
.)
и
ее
включение
в
структуру
Международной
психоаналитической
ассоциации
(1991),
создание
Русского
психоаналитического
общества
(1995,
Белкин
А
.
И
.,
Копылов
А
.
Н
.,
Крук
В
.
М
.,
Литвинов
A. B.,
Назарян
С
.
С
.,
Харитонов
А
.
Н
.
и
др
.),
Московской
межрегиональной
психоаналитической
ассоциации
(1995,
Гуревич
П
.
С
.,
Левит
С
.
Я
.,
Руткевич
А
.
М
.,
Старовойтов
В
.
В
.
и
др
.)
и
секции
психологов
-
психоаналитиков
Ассоциации
психологов
-
практиков
(1988,
Мос
-
ква
;
Аграчёв
С
.
Г
.
и
др
.);
организация
и
деятельность
Восточноевропейского
института
психоанализа
(1991,
Санкт
-
Петербург
:
Решетников
М
.
М
.,
Баранов
Ю
.
А
.,
Черкасов
С
.
М
.,
Чечулин
A. B.,
Щеглов
Л
.
М
.
и
др
.).
Института
психоанализа
под
эгидой
Академии
гуманитарных
исследований
(1995,
Москва
;
Гуревич
П
.
С
.,
Мариносян
Х
.
Э
.,
Лейбин
В
.
М
.,
Лосева
В
.
К
.,
Луньков
А
.
И
.,
Подорога
В
.
А
.,
Россохин
А
. B.
и
др
.).
Государственного
факультета
социальной
(
психоаналитической
)
медицины
—
Санкт
-
Петербургского
отделения
ГЕА
им
.
Маймонида
(1993;
Решетников
М
.
М
.,
Лукина
И
.
С
.,
Щеголев
A. A.
и
др
.)
и
Фонда
возрождения
русского
психоанализа
(1993,
Санкт
-
Петербург
;
Решетников
М
.
М
.,
Черкасов
С
.
М
.,
Щеглов
Л
.
М
.
и
др
.);
организация
и
деятельность
Института
детской
психотерапии
и
психоанализа
Академии
гуманитарных
исследований
(1995,
Москва
;
Мариносян
Х
.
Э
.,
Асанова
Н
.
К
.
и
др
.);
создание
и
функционирование
обучающих
программ
и
различных
курсов
по
теории
психоанализа
и
психоаналитической
терапии
1
.
Особую
роль
сыграли
выход
в
свет
«
Российского
психоаналитического
вестника
» (1991,
Москва
;
Белкин
А
.
И
.,
Асанова
Н
.
К
.,
Герцик
Л
.
Г
.,
Капелуш
С
.
И
.,
Комарова
Л
.
Э
.,
Крук
В
.
М
.,
Литвинов
A. B.,
Потапова
В
.
А
.,
Ро
-
машкевич
М
.
В
.,
Токарев
Л
.
Н
.,
Харитонов
А
.
Н
.
и
др
.).
Философского
психоаналитического
журнала
«
Архетип
» (1995,
Москва
;
Гуревич
П
.
С
.,
Автономова
Н
.
С
.,
Зеленский
В
.
В
.,
Кара
-
Мурза
A. A.,
Лейбин
В
.
М
.,
Решетников
М
.
М
.,
Ромашкевич
М
.
В
.,
Руткевич
А
.
М
.
и
др
.),
Библиотеки
психоаналитической
литературы
» (1992.
Белкин
А
.
И
.,
Решетников
М
.
М
.,
Съедин
С
.
И
.
и
др
.),
проведение
Всероссийской
конференции
«
Невостребованный
психоанализ
:
история
и
проблемы
возрождения
» (1993,
Санкт
-
Петербург
),
Международной
конференции
«
Психоанализ
и
науки
о
человеке
» (1992,
Москва
)
и
Международной
конференции
«100
лет
психоанализа
:
Российские
корни
,
репрессии
и
возвращение
России
в
мировое
психоаналитическое
сообщество
» (1996,
Санкт
-
Петербург
).
Значительными
событиями
этого
периода
стали
:
перевод
и
издание
массовыми
тиражами
работ
классиков
,
лидеров
и
специалистов
по
современному
психоанализу
2
и
публикация
ряда
монографий
современных
отечественных
авторов
по
различным
проблемам
психоанализа
(
Белкин
А
.
1
Асанова
Н
.
К
.,
Бедерова
Е
.
И
.,
Белкин
А
.
И
.,
Грачев
С
.
В
.,
Жалюнене
Е
.
В
.,
Кириллова
М
.
Г
.,
Комарова
Л
.
Э
.,
Крук
В
.
М
.,
Папсуева
О
.
В
.,
Ромашкевич
М
.
В
.
и
др
.
2
Фрейд
З
.,
Адлер
А
.,
Александер
Ф
.,
Башляр
Г
.,
Винникотт
Д
.,
Гринсон
Р
.,
Дэр
К
.,
Зонненберг
С
.,
Лазар
С
.,
Лапланш
Ж
.,
Маркузе
Г
.,
Плот
Ф
.,
Понталис
Ж
.-
Б
.,
Райкрофт
Ч
.,
Рикер
П
.,
Сандлер
Д
.,
Сэмюэлз
Э
.,
Урсано
Р
.,
Фрейд
А
.,
Фромм
Э
.,
Холдер
А
.,
Хорни
К
.,
Шортер
Б
.,
Эриксон
Э
.,
Юнг
К
.
и
многие
др
.
73
И
.,
Лейбин
В
.
М
.,
Овчаренко
В
.
И
.,
Рязанцев
С
.,
Сидоренко
Е
.
В
.,
Соколов
A.
B.,
Эткинд
А
.
М
.
и
др
.).
Большое
значение
имеют
беспрецедентная
для
России
массовая
подготовка
кадров
психоаналитиков
и
распространение
психоаналитической
терапии
.
Ныне
в
орбиту
разнообразной
психоаналитической
деятельности
вовлечены
теоретики
и
практики
более
30
городов
России
(1996),
которые
посредством
психоаналитических
организаций
и
в
инициативном
порядке
налаживают
сотрудничество
с
отечественными
и
зарубежными
коллегами
.
Практически
все
принципиально
важные
достижения
этого
периода
обусловлены
политикой
гласности
и
демократизации
и
могут
рассматриваться
как
ее
плоды
.
Интеграционный
период
истории
российского
психоанализа
является
наиболее
насыщенным
и
результативным
периодом
,
открывающим
значительные
перспективы
развития
российской
психоаналитической
традиции
.
Существенным
импульсом
ее
динамичной
эволюции
стал
указ
Президента
России
«
О
возрождении
философского
,
клинического
и
прикладного
психоанализа
» (
Москва
, 19
июля
1996
г
.,
№
1044),
который
создал
предпосылки
,
активизировал
и
отчасти
обеспечил
фазовый
переход
российского
психоанализа
от
режима
умолчания
в
режим
нормального
развития
его
как
одного
из
направлений
современной
психологии
и
психотерапии
.
Содержание
основных
периодов
истории
российского
психоанализа
в
их
многообразии
и
единстве
позволяет
считать
,
что
на
всех
этапах
развития
российский
психоанализ
был
и
остается
неотъемлемым
элементом
мировой
гуманитарной
культуры
и
социальной
мысли
.
Архетип
, 1996,
№
3–4,
с
. 145–150
74
Глубинная
герменевтика
А
.
Лоренцера
А
.
М
.
Руткевич
Вплоть
до
2000
г
.
психоаналитики
могут
выпускать
книги
,
в
которых
говорится
о
столетнем
юбилее
учения
Зигмунда
Фрейда
.
Библией
психоанализа
является
«
Толкование
сновидений
»,
огромный
том
,
содержащий
в
себе
не
только
описание
«
королевской
дороги
»
в
бессознательное
,
но
и
основные
идеи
Фрейда
.
Эта
книга
вышла
в
конце
1899
г
. (
с
датой
1900
г
.) —
с
этого
времени
теория
отца
психоанализа
получила
четкие
очертания
.
Затем
вокруг
Фрейда
начинают
собираться
последователи
,
а
к
1910
г
.
психоанализ
обретает
черты
«
движения
»,
появляются
журналы
,
учебные
институты
и
доныне
существующая
Международная
психоаналитическая
ассоциация
.
Фрейд
становится
«
вождем
»
для
сотен
,
а
ныне
—
тысяч
практикующих
аналитиков
,
обращающих
в
свою
веру
как
исцеленных
ими
пациентов
,
так
и
тех
литераторов
и
специалистов
самых
различных
гуманитарных
дисциплин
,
которые
в
той
или
иной
степени
приняли
новое
учение
.
Наше
столетие
было
веком
психоанализа
.
Но
биографов
Фрейда
чаще
интересует
ранний
период
его
творчества
,
когда
он
в
одиночестве
создавал
свое
учение
,
когда
его
идеи
еще
не
получили
окончательной
формы
.
Эти
биографии
,
как
правило
,
пишут
психоаналитики
,
для
которых
Фрейд
остается
непререкаемым
авторитетом
,
—
образцом
до
сих
пор
является
трехтомное
жизнеописание
«
верного
гусара
»,
Э
.
Джонса
1
.
В
них
творческие
поиски
молодого
Фрейда
изображаются
как
ряд
героических
деяний
,
а
сам
Учитель
предстает
как
некий
демиург
,
создающий
свою
теорию
чуть
ли
не
из
одного
личного
опыта
самоанализа
.
На
русском
языке
пока
что
нет
ни
одной
научной
истории
психоанализа
.
На
это
могла
бы
претендовать
книга
Л
.
Шертока
и
Ш
.
де
Соссюра
«
Рождение
психоаналитика
»,
но
изначально
заданная
позиция
,
преувеличивающая
роль
гипноза
и
в
терапии
,
и
в
истории
психоанализа
,
приводит
к
многочисленным
натяжкам
и
даже
откровенным
фальсифика
-
циям
. «
Археология
психоанализа
»
Альфреда
Лоренцера
оказывается
первой
переведенной
работой
,
в
которой
рассматривается
как
широкий
круг
источ
-
ников
психоанализа
,
так
и
деятельность
Фрейда
в
80–90-
е
гг
.
прошлого
века
.
Любой
историк
психоанализа
смотрит
на
его
историю
«
со
своей
колокольни
»,
исходит
из
своего
понимания
открытий
Фрейда
.
Лоренцер
является
членом
фрейдистской
Международной
психоаналитической
ассоциации
,
но
его
взгляд
на
предысторию
и
историю
психоанализа
существенно
отличается
от
воззрений
многих
других
биографов
Фрейда
и
коллег
-
аналитиков
.
Он
известен
своими
работами
по
«
глубинной
1
Сокращенное
до
одного
тома
издание
этой
книги
переведено
на
русский
язык
и
доступно
для
читателя
.
Из
других
вышедших
в
последнее
время
биографий
следует
отметить
литературное
жизнеописание
Ирвина
Стоуна
.
Вышедшая
недавно
книга
«
Фрейд
»
французского
психоаналитика
Р
.
Дадуна
была
бы
не
так
уж
плоха
,
не
будь
она
испорчена
крайне
неудачным
переводом
.
75
герменевтике
»,
то
есть
обоснованию
психоаналитической
теории
на
основе
философской
герменевтики
.
Он
критически
пересматривает
многие
мифы
,
созданные
биографами
Фрейда
,
учитывая
те
исследования
(
Элленбергера
,
Саллоуэя
и
др
.),
в
которых
развенчиваются
многие
героические
легенды
...
Кроме
того
,
он
использует
труды
таких
критиков
психоанализа
,
как
М
.
Фуко
,
который
вписывает
психоанализ
в
историю
психиатрии
,
которая
предстает
как
инструмент
формирования
европейской
субъективности
с
помощью
разного
рода
дисциплинарных
практик
в
отношениях
господства
—
под
-
чинения
.
Разумеется
,
будучи
психоаналитиком
,
Лоренцер
не
принимает
последних
выводов
Фуко
.
Но
психоанализ
становится
частью
не
только
истории
идей
,
но
также
социальных
институтов
:
у
него
обнаруживаются
странные
предшественники
,
вроде
администраторов
вовсе
нелечебных
заведений
и
инквизиторов
,
допрашивающих
ведьм
.
Разумеется
,
к
предыстории
психоанализа
принадлежат
все
те
«
целители
»,
которые
со
времен
первобытных
шаманов
занимались
своего
рода
психотерапией
.
Мы
и
сегодня
встречаемся
с
такого
рода
«
терапевтами
»,
коим
не
слишком
брезгливые
тележурналисты
дают
возможность
толковать
об
одержимости
бесами
на
многомиллионную
аудиторию
.
Современные
исследования
показывают
,
что
магические
исцеления
прикосновением
королевской
руки
были
широко
распространены
в
Европе
в
сравнительно
недавнее
время
.
В
Англии
XVII
века
они
имели
широчайшее
распространение
1
(
а
в
рудиментарных
формах
просуществовали
вплоть
до
середины
XIX
века
).
Известно
,
что
не
только
Христос
и
апостолы
возвращали
зрение
.
Светоний
описывает
,
как
не
слишком
благочестивый
император
Веспасиан
(
прославившийся
своим
«
деньги
не
пахнут
»)
послюнил
палец
,
провел
им
по
глазам
слепца
—
и
тот
прозрел
.
В
Александрии
,
где
это
происходило
,
продолжали
верить
в
божественность
фараонов
и
императоров
(
да
и
жители
современных
мегаполисов
ничуть
не
меньше
верят
в
чудеса
,
чем
люди
давних
эпох
).
Однако
не
шаманы
,
жрецы
и
экзорцисты
являются
прямыми
предтечами
психоанализа
,
дающего
наукообразную
картину
человеческой
психики
.
Не
случайно
внимание
Лоренцера
к
Месмеру
и
его
последователям
,
вроде
братьев
Пюисегюр
,
которые
положили
начало
практике
гипнотерапии
.
Одним
из
важнейших
открытий
Фрейда
является
открытие
«
переноса
»
и
«
контрпереноса
»
в
процессе
общения
психотерапевта
и
пациента
.
Для
Лоренцера
не
влечения
,
как
таковые
,
являются
предметом
психоанализа
,
а
особенности
интеракции
,
коммуникации
между
аналитиком
и
анализируемым
.
Психоанализ
имеет
дело
не
с
чисто
природными
событиями
,
а
со
скрытыми
смысловыми
связями
.
Если
Фрейд
создал
новую
науку
,
то
это
была
и
есть
«
понимающая
»
наука
,
то
есть
наука
методичного
толкования
сновидений
и
симптомов
.
Такой
взгляд
на
предмет
и
метод
психоанализа
неизбежно
отражается
на
видении
его
истории
.
Поэтому
следует
несколько
1
Так
,
Карл
II
принял
за
время
своего
правления
до
90 000 «
пациентов
».
См
.:
Thomas
К
.
Religion and the
Decline of Magic. Studies in popular beliefs in the 16–17-th Century England. Hannonsworth, 1971.