Файл: Сумма психоанализа. Антология. Том 11.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2019

Просмотров: 4334

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

76

подробнее

 

остановиться

 

на

 

взглядах

 

Лоренцера

изложенных

 

в

 

целом

 

ряде

 

обстоятельных

 

работ

Учение

 

А

Лоренцера

именуемое

 

его

 

последователями

 

то

 

«

критической

 

теорией

 

субъективности

», 

то

  «

материалистической

 

теорией

 

социализации

», 

то

  «

глубинной

 

герменевтикой

», 

представляет

 

собой

 

прежде

 

всего

 

методологическое

 

обоснование

 

психоаналитической

 

практики

Социально

-

психологические

 

и

 

культурологические

 

труды

 

Лоренцера

 

заслу

-

живают

 

специального

 

рассмотрения

тем

 

более

 

что

 

многие

 

его

 

последователи

 

ориентируются

 

именно

 

на

 

них

а

 

не

 

на

 

работы

 

по

 

проблемам

 

метода

Вопро

-

сы

 

социологии

этнопсихиатрии

литературоведения

 

преобладают

 

и

 

в

 

издаваемом

 

учениками

 

Лоренцера

 

журнале

 «Kulturanalysen». 

На

 

первые

 

работы

 

Лоренцера

 

опирался

 

Хабермас

когда

 

писал

 «

Познание

 

и

 

интерес

». 

Фрейд

 

писал

 

в

 

свое

 

время

 

о

 «

промежуточном

 

положении

занимаемом

 

психоанализом

 

между

 

медициной

 

и

 

философией

». 

В

 

то

 

же

 

самое

 

время

 

он

 

полагал

что

 

прогресс

 

естествознания

 

даст

 

психоанализу

 

строго

 

научное

 

основание

Реконструируя

 

историю

 

психоанализа

Лоренцер

 

показывает

что

 

Фрейд

 

шел

 

от

 

физиологии

 

и

 

механистических

 

схем

 

к

 

пониманию

 

специфики

 

психической

 

реальности

а

 

не

 

от

 «

эмансипативного

 

интереса

» 

к

 

сциентизму

Подлинно

 

сциентистские

 

формы

 

психоанализ

 

приобрел

 

лишь

 

вместе

 

с

 

приспособлением

 

его

  «

эгопсихологами

» (

Гартманн

Раппопорт

к

 

академической

 

психологии

 

и

 

неопозитивистским

 

критериям

 

научности

Лоренцер

подвергавший

  «

эгопсихологию

» 

критике

 

чуть

 

ли

 

не

 

в

 

каждой

 

работе

видел

 

и

 

в

 

такой

 

методологической

 

рефлексии

 

хотя

 

бы

 

одно

 

достоинство

попытку

 

выхода

 

из

 

научного

  «

гетто

», 

из

 

добровольной

 

самоизоляции

 

психоанализа

отгородившегося

 

от

 

всего

 

остального

 

научного

 

сообщества

 

принятыми

 

за

 

окончательную

 

истину

 

догматами

Отсутствие

 

интереса

 

к

 

новым

 

философским

 

и

 

научным

 

идеям

 

отчасти

 

объясняется

 

тем

что

 

психоаналитики

 

рекрутируются

 

прежде

 

всего

 

из

 

медиков

 

с

 

их

 

прагматизмом

  (

сочетаемым

 

с

  «

идеализмом

 

образованного

 

бюргера

») 

и

 

слепотой

 

к

 

социальным

 

явлениям

В

 

начале

 

века

когда

 

психоанализ

 

только

 

завоевывал

 

себе

 

место

 

под

 

солнцем

психоаналитикам

 

приходилось

 

обосновывать

 

свою

 

практику

 

и

 

защищаться

 

от

 

обвинений

 

в

 

ненаучности

Сегодня

 

психоанализ

 

институционализировался

нужда

 

в

 

пла

-

менной

 

апологетике

 

исчезла

 

и

 

большинство

 

аналитиков

 

просто

 

утратило

 

интерес

 

к

 

философии

 

и

 

к

 

методологической

 

рефлексии

Они

 

просто

 

не

 

слышат

 

критических

 

голосов

 

извне

а

 

тех

кто

 

пытается

 

пересмотреть

 

какой

-

либо

 

догмат

 

Фрейда

наделяют

 

ярлыком

 «

ревизионист

» 

и

 

изгоняют

 

из

 

своих

 

рядов

Подобные

 

обвинения

 

не

 

раз

 

выдвигались

 

и

 

по

 

адресу

 

Лоренцера

хотя

 

он

 

никогда

 

не

 

пытался

 

создать

 

какую

-

то

 

секту

 

в

 

рамках

 

психоаналитической

 

ассоциации

 

или

 

за

 

ее

 

пределами

Однако

 

осуществленный

 

им

 

перевод

 

фрейдовской

 

метапсихологии

 

на

 

язык

 

герменевтики

по

 

существу

означает

 

пересмотр

 

целого

 

ряда

 

центральных

 

положений

 

фрейдизма

Медицина

 

начиналась

 

с

 

опыта

 

и

 

лишь

 

со

 

временем

 

обрела

 

естественнонаучный

 

фундамент

Фрейд

 

надеялся

 

на

 

прогресс

 

естествознания

 

и

 

общей

 

психологии

Для

 

Лоренцера

 

эти

 

чаяния

 

представляют

 

собой

 

пустые

 


background image

 

77

иллюзии

То

что

 

пишут

 

критики

 

фрейдизма

вроде

 

Айзенка

 

или

 

Поппера

отчасти

 

верно

В

 

психоанализе

 

нет

 

ни

 

независимых

 

от

 

теории

 

опытных

 

данных

которыми

 

можно

 

было

 

бы

 

верифицировать

 

или

 

фальсифицировать

 

гипотезу

ни

 

самого

 

гипотетико

-

дедуктивного

 

метода

Психоанализ

 

не

 

является

 

ни

 

экспериментальной

 

наукой

ни

  «

наукой

 

наблюдения

». 

В

 

нем

 

даже

 

отсутствует

 

механизм

 

контроля

 

над

 

сбором

 

эмпирических

 

данных

а

 

потому

 

нет

 

правил

 

для

 

сравнения

 

двух

 

конкурирующих

 

интерпретаций

Попытки

 

многих

 

психоаналитиков

 

приспособить

 

собственную

 

теорию

 

к

 

нормам

 

академической

 

психологии

 

обречены

 

на

 

неудачу

поскольку

 

в

 

практике

 

психоанализа

 

отсутствует

 

самое

 

наблюдение

 

поведения

 

пациента

Психотерапевт

 

не

 

видит

 

даже

 

мимики

 

лежащего

 

на

 

кушетке

 

анализируемого

он

 

слышит

 

только

 

сбивчивую

 

речь

Сообщения

 

пациента

 

он

 

не

 

имеет

 

ни

 

воз

-

можности

ни

 

права

 

проверить

 

на

 

истинность

существует

 

врачебная

 

этика

раннее

 

детство

 

анализируемого

 

не

 

воспроизвести

 

и

 

т

.

д

Наконец

в

 

психо

-

анализе

 

нет

 

даже

 

интерсубъективности

и

 

пациент

и

 

психотерапевт

 

незаменимы

и

 

если

 

пациент

 

поменяет

 

аналитика

то

 

может

 

существенно

 

измениться

 

толкование

 

его

 

симптомов

 

и

 

ассоциаций

Противникам

 

психоанализа

 

чрезвычайно

 

легко

 

показать

что

 

психоанализ

 

не

 

является

 

естественной

 

наукой

что

 

в

 

нем

 

нет

 

гипотетико

-

дедуктивного

 

метода

 

и

 

экспериментальных

 

данных

Но

 

здесь

 

мы

 

имеем

 

дело

 

со

 «

сциентистским

 

трюком

», 

считает

 

Лоренцер

поскольку

 

из

 

этого

 

делается

 

вывод

 

о

  «

пара

-» 

или

  «

недо

-» 

научности

 

психоанализа

хотя

 

далеко

 

не

 

все

 

естественные

 

науки

 

являются

 

экспериментальными

 

или

 

гипотетико

-

дедуктивными

 

по

 

методу

В

 

гуманитарных

 

науках

 

помологические

 

дисциплины

 

занимают

 

вообще

 

скромное

 

место

Те

 

психоаналитики

которые

 

подражают

 

бихевиористам

 

и

 

стремятся

 

создать

 «

науку

 

о

 

поведении

», 

должны

 

были

 

бы

 

признаться

 

в

 

своей

 

полной

 

несостоятельности

Если

 

приводимая

 

ими

 

аналогия

 

с

 

соматической

 

медициной

которая

 

шла

 

от

 

опыта

 

лечения

 

к

 

естественнонаучному

 

обоснованию

верна

то

 

нужно

 

принять

 

и

 

следствия

 — 

за

 

сменой

 

теоретического

 

фундамента

 

идет

 

радикальное

 

изменение

 

ме

-

дицинской

 

практики

Уже

 

не

 

психоаналитическая

 

теория

 

станет

 

тогда

 

базисом

 

психотерапии

Психоанализ

 

в

 

таком

 

случае

 

оказывается

 

эвристически

 

полезной

 

преднаукой

требующей

 

иного

чем

 

имеющийся

 

в

 

наличии

теоретического

 

базиса

А

 

вместе

 

с

 

изменением

 

последнего

 

преобразуется

 

и

 

терапия

 — 

подобно

 

тому

 

как

  «

поведенческая

» 

терапия

 

бихевиористов

 

предполагает

 

и

 

их

 

теорию

 (

и

 

наоборот

). 

Психоанализ

 

является

 

наукой

но

 

совсем

 

иной

чем

 

естествознание

Как

 

и

 

все

 

представители

 

герменевтики

Лоренцер

 

убежден

 

в

 

том

что

  «

науки

 

о

 

духе

» 

отличаются

 

от

  «

наук

 

о

 

природе

» 

и

 

по

 

методу

и

 

по

 

предмету

Гипотетико

-

дедуктивный

 

метод

 

в

 «

науках

 

о

 

духе

» 

не

 

работает

естественные

 

науки

 «

берут

 

в

 

скобки

» 

жизненный

 

мир

который

 

является

 

предметом

 

наук

 

о

 

человеке

Номологические

 

дисциплины

 

имеют

 

дело

 

с

 

относительно

 

закрытой

 

предметной

 

областью

с

 

системой

 

всеобщих

 

высказываний

оторванных

 

от

 

повседневного

 

языка

с

 

инструментально

 

контролируемыми

 

данными

 

опыта

Природа

 

полагается

 

существующей

 

независимо

 

от

 

человека

от

 

его

 

операций

 


background image

 

78

над

 

символами

 — 

считается

что

 

эти

 

символы

 

суть

 

отображения

некое

 

«

зеркало

» 

самой

 

природы

Это

 

ложно

 

и

 

для

 

естественных

 

наук

но

 

в

 

них

 

допустимо

 

рассматривать

 

природные

 

процессы

 

как

 

независимые

 

от

 

познающего

 

субъекта

Тем

 

не

 

менее

 

абсолютно

  «

надежной

» 

истины

 

гипотетико

-

дедуктивная

 

теория

 

тоже

 

не

 

дает

если

 

Поппер

 

и

 

доказал

 

что

 

бы

 

то

 

ни

 

было

 

своим

 

фальсификационизмом

то

 

именно

 

это

Лоренцер

 

далек

 

от

 

крайностей

 

многих

 

представителей

 

Франкфуртской

 

школы

 

в

 

критике

  «

инструментального

 

разума

». 

Для

 

получившего

 

хорошую

 

естественнонаучную

 

подготовку

 

медика

 

очевидно

что

 

в

 

области

 

соматических

 

заболеваний

 

применение

 

естественнонаучных

 

методов

 

привело

 

к

 

огромному

 

прогрессу

да

 

и

 

в

 

целом

 

он

 

не

 

склонен

 

винить

 

«

инструментальный

 

разум

» 

во

 

всех

 

бедах

 

человечества

как

 

это

 

нередко

 

бывало

 

у

 

тех

кто

 

ссылался

 

то

 

на

 

хайдеггеровское

  «

забвение

 

бытия

», 

то

 

на

 

«

Диалектику

 

Просвещения

» 

Адорно

 

и

 

Хоркхаймера

Но

  «

блеск

» 

естественнонаучных

 

методов

 

в

 

познании

 

природы

 

и

 «

нищета

» 

сциентизма

 

в

 

гуманитарных

 

науках

 — 

это

 

две

 

стороны

 

одной

 

медали

В

 

науках

 

о

 

человеке

 

исследователь

 

никогда

 

не

 

стоит

 

на

 

той

 

дистанции

 

от

 

полагаемого

 

неизменным

 

объекта

которая

 

делает

 

возможной

 

интерсубъективность

 

опыт

-

ных

 

данных

Познающий

 

участвует

 

в

 

социальной

 

жизни

 

самим

 

актом

 

познания

предмет

 

никогда

 

не

 

является

 

однозначно

 «

данным

». 

Высказывания

 

тут

 

вплетены

 

в

 

жизненную

 

практику

внешний

 

контроль

 

над

 

данными

 

отсутствует

Предмет

  «

наук

 

о

 

духе

» 

невозможно

 

изолировать

 

от

 

повседневного

 

языка

овеществить

 

как

 

нечто

 

независимое

 

от

 

используемых

 

символов

Он

 

дан

 

на

 

уровне

 

символов

полная

 

однозначность

 

которых

 

в

 

отношении

 

к

 

предмету

 

была

 

бы

 

реализована

 

лишь

 

вместе

 

с

 

концом

 

истории

которая

 

должна

 

была

 

бы

 

закончиться

чтобы

 

все

 

стало

 

на

 

свои

 

места

сделалось

 

понятным

 

и

 

прозрачным

. «

Божественное

 

всеведение

» 

тут

 

еще

 

более

 

иллюзорно

чем

 

в

 

естествознании

всякий

 

исследователь

 

видит

 

мир

 

в

 

своей

 

перспективе

 

и

 

неизбежно

 

входит

 

в

 

герменевтический

 

круг

Психоанализ

 

отличается

 

по

 

своему

 

положению

 

и

 

от

 

исторических

 

наук

У

 

психоаналитика

 

нет

 

документов

свидетельств

 

других

 

лиц

высказывания

 

пациента

 

о

 

прошлом

 

вообще

 

не

 

проверяются

 

им

 

на

 

истинность

 

и

 

ложность

Если

 

в

 

истории

 

сообщение

 

одного

 

документа

 

можно

 

подтвердить

 

или

 

опровергнуть

 

другим

 (

либо

 

археологическим

 

открытием

), 

то

 

психоаналитика

 

вообще

 

интересует

 

не

 

истинность

 

высказываний

 

пациента

а

 

их

 

смысл

 

для

 

него

Содержит

 

ли

 

суждение

 

пациента

 

о

 

прошлом

 

истину

 

или

 

намеренную

 

ложь

это

 

не

 

подлежит

 

проверке

Аналитик

 

работает

 

на

 

уровне

 

смысловых

 

связей

он

 

не

 

собирает

 

данных

 

о

 

прошлом

поскольку

 «

он

 

целиком

 

остается

 

в

 

области

 

содержания

не

 

объективируя

 

его

 

каким

-

либо

 

образом

». 

Некоторые

 

психоаналитики

 

делают

 

критерием

 

истинности

  «

инсайт

», 

чувство

 

очевидности

возникающее

 

у

 

пациента

 

по

 

поводу

 

своего

 

переживания

 

прошлого

 

или

 

настоящего

Такое

 

чувство

 

очевидности

 

играет

 

в

 

психотерапии

 

огромную

 

роль

но

 

если

 

истину

 

свести

 

к

 

такому

 

чувству

то

 

психоанализ

 

мало

 

чем

 

будет

 

отличаться

 

от

 

целительства

 

с

 

некой

 

мировоззренческой

 

системой

предлагаемой

 

прозелитам

 

для

 

решения

 


background image

 

79

экзистенциальных

 

проблем

Случаев

 

чудесного

 

исцеления

 

не

 

счесть

шаманы

жрецы

телепроповедники

 

и

 

гипнотизеры

 

приходят

 

иной

 

раз

 

к

 

изумительным

 

случаям

 

излечения

но

 

это

 

никоим

 

образом

 

не

 

свидетельствует

 

в

 

пользу

 

предлагаемых

 

ими

 

фантастических

 

доктрин

Пси

-

хоанализ

по

 

твердому

 

убеждению

 

Лоренцера

является

 

наукой

а

 

не

 

мировоззренческим

 

целительством

по

 

это

 

наука

 

особого

 

рода

она

 

работает

 

на

 

уровне

 

смысловых

а

 

не

 

каузальных

 

связей

Первое

что

 

должен

 

установить

 

аналитик

 

в

 

диалоге

 

с

 

анализируемым

это

 

связность

 

ему

 

сообщаемого

Вслед

 

за

 

Бинсвангером

 

Лоренцер

 

называет

 

такое

 

понимание

  «

логическим

». 

Сообщения

 

пациента

 

должны

 

быть

 

вообще

 

осмысленными

Ситуация

 

аналитика

 

напоминает

 

положение

 

иностранца

плохо

 

знающего

 

чужой

 

язык

 

и

 

вынужденного

 

все

 

время

 

концентрировать

 

внимание

 

на

 

том

что

 

же

 

имеют

 

в

 

виду

 

другие

На

 

уровне

  «

логического

 

понимания

» 

немаловажно

 

вышеупомянутое

 

чувство

 

очевидности

 — 

качественный

 

скачок

 

от

 

непонятного

 

к

 

понятному

Но

 

психоаналитика

 

интересует

 

не

 

фактическое

 

содержание

 

высказываний

  (

им

 

он

 

как

 

раз

 

пре

-

небрегает

). 

Смысл

 

для

 

него

 

отделен

 

от

 

факта

, «

реконструируемая

 

психоаналитиком

 

действительность

 

есть

 

символическая

 

действительность

 

пациента

». 

Основанием

  «

логического

 

понимания

» 

является

 

наличие

 

общего

 

языка

общего

 

универсума

 

значений

 

у

 

аналитика

 

и

 

анализируемого

Первый

 

включает

 

значения

 

второго

 

в

 

свою

 

символическую

 

систему

одно

 

и

 

то

 

же

 

слово

 

может

 

иметь

 

множество

 

значений

 

в

 

зависимости

 

от

 

контекста

и

 

аналитик

  «

собирает

» 

из

 

потока

 

сообщений

 

символическое

 

целое

Уже

 

на

 

уровне

  «

логического

 

понимания

» 

аналитик

 

неизбежно

 

входит

 

в

 

герменевтический

 

круг

целое

 

понимается

 

через

 

части

а

 

они

 

ясны

 

из

 

целого

уточняют

 

то

 

предположение

которое

 

предшествовало

 

пониманию

 

каждой

 

из

 

частей

«

Логическое

 

понимание

» 

относится

 

не

 

только

 

к

 

высказываниям

поскольку

 

драматические

 

действия

 

и

 

жесты

 

понятны

 

в

 

языковом

 

сообществе

Границей

 

подобного

 

понимания

 

является

 

бессознательное

нам

 

понятно

 

уже

 

предпонимаемое

 

в

 

языке

тогда

 

как

 

бессознательное

 

для

 

него

 

закрыто

находится

 

за

 

пределами

 

символической

 

коммуникации

антиципации

 

слов

 

и

 

жестов

Ни

 

невротик

ни

 

окружающие

 

не

 

ведают

 

о

 

причинах

 

симптомов

пациент

 «

обманывает

» 

не

 

только

 

других

он

 

обманывается

 

и

 

сам

Язык

 

у

 

него

 

не

 

является

 

в

 

строгом

 

смысле

  «

приватным

» — 

Лоренцер

 

тут

 

согласен

 

с

 

Витгенштейном

пока

 

язык

 

остается

 

языком

он

 

не

 

бывает

 

приватным

Однако

 

этот

 

язык

 

непонятен

 

другим

образует

 

сравнительно

 

закрытую

 

систему

 

с

 

искаженными

перевернутыми

 

значениями

В

 

классическом

 

случае

 

«

маленького

 

Ганса

» 

слово

  «

лошадь

» 

обрело

 

дополнительное

 

значение

причем

 

то

что

 

оно

 

обозначает

 

и

 

замещает

 

собственного

 

отца

вытеснено

 

из

 

сознания

. «

Приватные

» 

значения

 

прячутся

 

за

 

обычными

и

 

задачей

 

аналитика

 

является

 

включение

 

их

 

в

 

языковую

 

коммуникацию

Уже

 

поэтому

 

терапевт

 

не

 

может

 

обойтись

 

одним

  «

логическим

 

пониманием

»: 

вытеснение

 

и

 

сопротивление

 

бессознательного

 

продолжают

 

действовать

Если

 

в

 

классиче

-

ской

 

герменевтике

 

филолог

 

или

 

историк

 

имеют

 

дело

 

с

 

пробелами

 

в

 

текстах


background image

 

80

которые

 

нужно

 

понять

 

из

 

смысловой

 

связи

 

целого

скажем

 

из

 

духовной

 

тра

-

диции

то

 

психоаналитик

 

сталкивается

 

с

 

пробелами

причины

 

которых

 

лежат

 

за

 

пределами

 

языковой

 

коммуникации

Психоаналитика

 

интересует

 

не

 

сказанное

 

само

 

по

 

себе

а

 

сказавший

 

субъект

который

 

не

 

растворяется

 

в

 

языковой

 

коммуникации

Метод

 

психо

-

анализа

 

поэтому

 

схож

 

и

 

с

 

тем

что

  «

понимающая

 

психология

» 

называет

 

эмпатией

Целью

 

познания

 

в

 

обоих

 

случаях

 

являются

 

конкретные

 

психические

 

процессы

 

и

 

страдания

Однако

 

эмпатия

 

играет

 

в

 

психоанализе

 

ограниченную

 

роль

поскольку

 

понимание

 

у

 

аналитика

 

происходит

 

на

 

уровне

 

не

 

переживаний

а

 

высказываний

непосредственно

 

переживаемое

 

доходит

 

до

 

него

 

в

 

виде

 

словесных

 

ассоциаций

К

 

тому

 

же

 «

психологическое

 

понимание

», 

как

 

и

 

традиционная

 

герменевтика

работает

  «

по

 

горизонтали

», 

без

 

учета

 

бессознательного

в

 

то

 

время

 

как

 

психоаналитик

 

обращается

 

к

  «

вертикали

» 

— 

поэтому

 

Лоренцер

 

и

 

ведет

 

речь

 

о

 «

глубинной

 

герменевтике

». 

Психоаналитическое

 

понимание

 

Лоренцер

 

определяет

 

как

 

сценическое

Он

 

считает

что

 

фрейдовское

 

учение

 

о

 

символизме

 

безнадежно

 

устарело

не

 

учитывает

 

достижений

 

последних

 

десятилетий

 

в

 

лингвистике

психологии

философии

В

 

психоанализе

 

и

 

побудительным

 

источником

и

 

центром

 

об

-

разования

 

символов

 

является

 

Оно

а

 

на

 

долю

 

Я

 

остаются

  «

вторичные

» 

процессы

 

переработки

 

и

 

ассимиляции

Современные

 

теории

разрабатывае

-

мые

 

за

 

пределами

 

психоанализа

ясно

 

указывают

 

на

 

то

что

 

центром

 

формирования

 

символов

 

может

 

быть

 

только

 

Я

Поэтому

 

на

 

долю

 

Оно

 

Лоренцер

 

оставляет

 

роль

 

побуждения

в

 

определенных

 

ситуациях

 

бессознательные

 

содержания

 

психики

  «

высвобождаются

» 

и

 

тогда

 

воспринимаются

 

и

 

перерабатываются

 

Я

Влечения

 

сами

 

по

 

себе

 

не

 

имеют

 

символической

 

формы

да

 

и

 

не

 

являются

 

единственным

 

источником

 

их

 

порождения

Таким

 

образом

фрейдовские

 

инстанции

 

Оно

 

и

 

Я

 

сохраняются

но

 

психоаналитическая

 

теория

 

освобождается

 

от

 

онтологизации

 

бессознательного

В

 

новой

 

трактовке

 

вновь

 

отдается

 

должное

 

соучастию

активности

 

субъекта

так

 

как

 

образование

 

символов

 

предстает

 

как

 

функция

 

Я

Бессознательное

 

оказывается

 

в

 

таком

 

случае

 

резервуаром

 

еще

 

не

 

или

 

уже

 

не

 

символических

 

образований

поскольку

 

символическую

 

форму

 

дают

 

лишь

 

синтезы

 

деятельности

 

Я

Это

 

своеобразное

 

кантианство

 

в

 

психоанализе

 

в

 

известной

 

мере

 

связано

 

с

 

тем

что

 

главным

 

авторитетом

 

по

 

вопросу

 

о

 

«

символических

 

формах

» 

для

 

Лоренцера

 

выступал

 

Э

Кассирер

  (

и

 

американская

 

ученица

 

последнего

С

Лангер

). 

Но

 

бессознательное

 

Лоренцером

конечно

не

 

отбрасывается

иначе

 

он

 

не

 

был

 

бы

 

психоаналитиком

Символы

 

суть

 

представления

замещения

 

чего

-

то

 

иного

Термин

  «

репрезентация

» 

шире

 

термина

  «

символ

»: «

Сознательные

 

представления

 

имеют

 

форму

 

символов

бессознательные

 

представления

напротив

не

 

являются

 

символическими

 

структурами

». 

Эти

 

лишенные

 

символической

 

формы

 

репрезентации

-

заместители

 

он

 

предлагает

 

называть

 

«

клише

». 

Они

 

находятся

 

в

 

генетической

 

связи

 

с

 

символами

 — 

некогда

 

они

 

обладали

 

символической

 

формой

но

 

затем

 

были

 

вытеснены

 

из

 

языковой

 

коммуникации

, «

экскоммуницированы

». 

Они

 

не

 

утратили

однако

ни

 

своей