Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно Бюджетному Кодексу РФ к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессах формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Налоги и сборы – один из главных источников бюджетных доходов. Таким образом, можно сделать вывод, что бюджетные правоотношения так же являются частью налоговой системы.

Конституционные правоотношение – общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права. Предметом конституционного права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием в том числе взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации.

Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Соответственно, конституционные правоотношения также образуют налоговую систему РФ.

Мы считаем самым удачным подходом к определению налоговой системы позицию Химичевой Н.И., которая предложила рассматривать ее в узком смысле как «совокупность налогов в собственном смысле слова»[11].

Вместе с тем она указала на условность данного термина, поскольку он может толковаться и более широко, чем совокупность платежей, или вообще в другом аспекте, например как система налоговых органов. Более верным, по мнению Химичевой Н.И., является закрепленный в Налоговом кодексе Российской Федерации термин «система налогов и сборов», из которого «ясно, что речь идет, во-первых, именно о платежах и, во-вторых, о различающихся между собой платежах».

Таким образом, исследовав различные точки зрения определений налоговой системы ученых правоведов можно дать следующее определение налоговой системы - общественные отношения, возникающие в связи с установлением и взиманием налогов и сборов.

1.2. Становление и развитее законодательства по налоговой системе Российской Федерации

До революции налоги рассматривались только как средство пополнения госказны. Экономические интересы государства ставились выше интересов населения. Уровень налогообложения в дореволюционной России на рубеже XIX-XX веков был одним из самых высоких в мире и постоянно возрастал. Так, в Л 882 г. население страны отдавало в государственную казну и местным властям-25% всего произведенного валового дохода, в 1892 г. - 27%, в 1901 г. - 30%[12]. Еще значительнее возрос налоговый пресс с приходом к власти Временного правительства. До 90% доходов богатых и зажиточных слоев населения изымалось в доход государства. Положение бедных слоев также ухудшилось в силу увеличения косвенных налогов (которые играли доминирующую роль в системе налоговых поступлении)[13].


Наряду с другими факторами, усиление налогового бремени в России в начале XX века вело к обнищанию населения, социальной нестабильности, ставило под угрозу экономическую и национальную безопасность Российского государства. Власти не осознавали, что экономическая безопасность государства зависит не только от уровня поступлений в государственную казну, но также и от уровня благосостояния его граждан, т.е. диалектически связана с экономической безопасностью личности.

После Октябрьской революции 1917 года отношение к налогам меняется. Налоги начинают использоваться не только как источник пополнения бюджета страны, но и как средство политической, классовой борьбы.

Постепенно начинает осознаваться значение налогообложениями для обеспечения экономической безопасности государства. В 1918 г., ставя задачу «защитить свою внутреннюю экономическую самостоятельность», В.И. Ленин пишет в работе «Очередные задачи советской власти»: «...чтобы стать сильнее и чтобы прочнее встать на ноги, мы должны... заменить контрибуцию с буржуазии постоянным и правильно взимаемым поимущественным, и подоходным налогом, который даст больше пролетарскому государству». Но все, же в первые годы Советской власти решения в области налогообложения принимались, прежде всего, исходя из политических интересов и служили инструментом классовой борьбы, средством, позволяющим экономически ослабить класс крупных и средних собственников и, таким образом, ограничить возможность таких собственников оказывать политическое и вооруженное сопротивление властям.

Первым нормативным актом Советской власти в области налогооб­ложения стал Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 24 ноября (7 декабря) 1917 г. «О взимании прямых налогов». Этим актом предписывалось продолжение взимания таких налогов, введенных еще Временным правительством, как налога на прирост прибылей, подоходного налога и единовременного налога на доходы.

В то же время, упраздняется целый ряд действовавших до революции налогов. Так, например, отмена частной собственности на землю привела к ликвидации поземельного налога и всех прежних земских и городских поземельных сборов. 28 декабря 1918 г Декретом СНК РСФСР отменяется промысловый налог. Были отменены также и некоторые другие налоги (например, налог с денежных капиталов, налоги с городских недвижимых имуществ[14]).

Отношение к налогам как острому средству классовой борьбы ярко проявилось в Декрете ВЦИК и СНК от 30 октября 1918 г., которым был установлен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог. Как указывалось в этом» Декрете, данный, налог вводился для того, чтобы «изъять у паразитических и- контрреволюционных элементов денежные средства и обратить их на неотложные нужды революционного строительства и оборону страны». Взимался налог по старому раскладочному принципу, однако раскладка проводилась таким образом, чтобы «всей своей тяжестью налог пал на богатую часть городского населения и богатых крестьян».


Однако сохранившиеся прямые и некоторые косвенные налоги и пошлины собирались весьма плохо. Так, например, революционные власти не смогли достичь цели, поставленной в Декрете ВЦИК и СНК от 30 октября 1918 г. - вместо запланированных десяти миллиардов рублей Советской республике удалось собрать всего лишь полтора миллиарда.

В целом государственные доходы обеспечивались в то время в основном за счет денежной эмиссии, революционной контрибуции и продовольственной разверстки[15]. Такая политика имела смысл в условиях гражданской борьбы, требовавшей чрезвычайных мер для выживания Советской власти. Но по окончании гражданской войны эти меры не только утратили политическую целесообразность, но, более того, они могли подорвать стабильное развитие государства, спровоцировать обострение внутриполитической борьбы. Продразверстка препятствовала образованию каких-либо доходов у товаропроизводителей, подрывала их экономическое благосостояние, что вело к снижению товарного производства и, тем самым, ставило под угрозу экономическую безопасность Советского государства. 8-16 марта 1921 года состоялся X съезд РКП(б). Съезд рассмотрел вопрос о замене продовольственной разверстки продовольственным налогом, о переходе от военного коммунизма к новой экономической политике (нэп), о взаимоотношениях двух основных классов - рабочего класса и крестьянства. Съезд принял решение о немедленной замене продразверстки продналогом. Во исполнение решений X съезда РКП(б) 21 марта 1921 г. принимается Декрет ВЦИК и СНК «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом».

В Декрете указывалось, что «для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами.. разверстка как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража заменяется натуральным налогом», причем продналог устанавливался в размере значительно меньшем, чем обложение по продразверстке.

Вводимый налог был прогрессивным, процент отчисления для хозяйств середняков, маломощных хозяев и для хозяйств городских рабочих - пониженным. Хозяйства беднейших крестьян могли быть освобождены от некоторых, а в, исключительных случаях и от всех видов натурального на­лога. Старательные хозяева, т.е. крестьяне, увеличивающие площади засева в своих хозяйствах, а равно увеличивающие производительность хозяйства в целом, получали льготы по выполнению натурального налога.


Декретом также предусматривалась замена натуральной заработной платы денежной, снимались ограничения на торговлю и местный кустарный промысел, причем торговля излишками продуктов допускалась как через кооперативные организации, так и на рынках и базарах.

С 1924 года продналог начинает взиматься только в денежной форме. Объектами налогообложения» становятся земельные участки, независимо от их площади и доходности, пригодные для выращивания сельскохо­зяйственной продукции. Субъектами обложения являлись лица, имеющие в своём пользовании или собственности приусадебные участки, а также коллективные субъекты, занятые в сельском производстве. Полностью освобождались от уплаты учителя и врачи, работающие в сельской местности, инвалиды всех групп, военнослужащие, лица, имеющие техническое образование и занятые в сельском хозяйстве, а также некоторые другие категории граждан.

Переход к нэпу потребовал создания новой налоговой системы. В двадцатых годах начинают вновь взиматься такие известные с дореволюционного времени налоги и сборы, как промысловый; налог, военный, квартирный; с наследств и дарений; акцизы; пошлины, гербовый сбор. Одновременно вводится ряд новых налогов: единый натуральный, сельскохозяйственный; подоходно-поимущественный, на сверхприбыль, рентный и др.

В 1923 г. подоходный налог как форма обложения прибыли начинает взиматься и с предприятий. При этом ставки для государственных и частных предприятий различались. Например, государственная торговля облагалась по ставке от 0,75 до 1,25%, а частная - от 1,25 до 1,75%; Еще большее различие имело место; при налогообложении? других видов деятельности.

Так, частные металлургические заводы уплачивали; сбор в размере; 1%, в 4 раза большем, чем государственные: Как отмечает Ж.А. Майбуров; «классовый подход и здесь находит свое воплощение. В то время как прибыль частных предприятий облагалась по прогрессивным ставкам, для государственных и кооперативных предприятий использовалась твердая* адвалорная ставка 8%[16]. В том же году вводится единый сельскохозяйственный налог.

Весьма ярко подход к налогам как к инструменту борьбы с.классовыми врагами проявился во введенных 1926 налоге на сверхприбыль, налоге с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения и в армейском сборе - налоге с лиц, в возрасте от 22 до 40 лет, не желавших служить в Советской армии.

Налогом на сверхприбыль облагалась сверхприбыль юридических и физических лиц, занимающихся частной практикой или предприниматель­ской деятельностью без организационного оформления. Объектом обложения служила полученная предприятием прибыль за вычетом нормальной прибыли. Ставки налога прогрессивно возрастали от 6% до 50%, но при этом сумма налога не должна была превышать половины уплачиваемого подоходного налога.


Налог на наследство и дарение также был направлен на постепенное вытеснению частного сектора из экономики. Данный налог отличался большими налоговыми ставками и к их уплате обязывались состоятельные нетрудовые элементы. Налог на наследство был резко прогрессивным. Так, при стоимости наследуемого имущества от 1000 до 2500 золотых рублей уплачивался 1% от ее суммы, с увеличением стоимости наследуемого имущества налоговые ставки значительно возрастали (вплоть до 90%). Налог с дарения взимался в размере вдвое меньшем, чем налог с имущества, переходящего в порядке наследования.

Однако большого экономического значения указанные налоги не имели. Их доля среди доходов была незначительна. Так, например, в 1927 г. планировались поступления от этих налога на сверхприбыль - 3,5 млн. руб., налога на наследство и дарение - 600 тыс. руб. и армейского сбора -300 тыс. руб. Для сравнения можно указать, что поступления от единого сельскохозяйственного налога в 1926 г. составили 312 млн. руб.[17], а от по­доходного налога поступления в те годы составляли около 180 млн. руб. ежегодно[18].

В 1921-1923 годах вводятся также акцизы на спирт, табачные изделия, керосин и ряд других товаров.

25 апреля 1926 года новое Положение едином сельскохозяйственном , а 24 сентября 1926 . - положения» о промысловом налоге о государственном налоге.

Этими государство продолжило вытеснения частного из экономики. , Положение о сельскохозяйственном налоге принцип взимания , исходя из полученного хозяйствующим дохода. Данный увеличивался почти 2 раза для хозяйств, при количество едоков учитывалось. Положением закреплен ряд льгот. Например, колхозных хозяйств сельхозналог снижался 25%, а бедняцкие (которые имели, 25 рублей дохода год на ) освобождались от уплаты (таких было примерно 5 .). В то самое время усиленное налогообложение хозяйств, прежде , кулацких, использующих производственных целях труд. Если 1925-1926 г. кулаки до 12% своего , то по положению - налоговые составили от 2% низших групп до 20-25% для групп. Таким , с помощью осуществлялось наступление кулака.

В , в середине 20- годов XX . налоговая система Советском Союзе сформирована. Как П.П. , советская налоговая , созданная, в порядке, претерпела первые годы существования громадную - от отказа налогов до , когда налоговые составляли главную бюджета. При усиливается роль как источника государства. В 1926-1927 налоги в Союзе составляли около 2,5 млрд. . или 50% всех . Это обеспечивало бездефицитного бюджета.