Файл: диссертация Б.Ш.Нурашевой готовая.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.11.2019

Просмотров: 3623

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отмеченные выше преимущества особенно привлекательны для участников спора, поскольку применение альтернативных методов разрешения правовых споров позволяет сторонам сохранить дружеские отношения, найти компромисс и продолжать сотрудничество, что уже немаловажно [103, с.73].

В РК в настоящее время процент рассмотрения трудовых споров с участием медиатора низкий, тем не менее, согласно закону РК «О медиации» от 28 января 2011 года, трудовые споры с помощью процедур медиации разрешать можно. Не исключаем также возможность ведения специальной статистики по спорам, урегулированным в порядке медиации до обращения физических и юридических лиц в суд отдельными центрами по медиации. К сожалению, информации с указанием статистических данных о положительном опыте применения досудебной медиации сегодня не имеется.

Одним из способов защиты трудовых прав работников является государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства. Необходимо обозначить тот факт, что МОТ как один из значимых субъектов международного сообщества, оценивает работу инспекции труда как наиболее эффективную. Так, представители работников и работодателей при МОТ пришли к единому мнению о значимой роли инспекции труда в обеспечении защиты трудящихся: «действенная система инспекции труда - это часть действенной системы регулирования вопросов труда и основополагающее условие эффективных методов управления в мире труда»; «невозможно отрицать позитивного воздействия работы инспекторов не только на условия труда работников и укрепление их прав, но и на устойчивый экономический рост» [32, с.145].

В ст.12 конвенции МОТ № 81 «Об инспекции труда в промышленности» содержатся предоставленные инспекторам труда для обеспечения ими своих функций следующих прав:

- беспрепятственно проходить без предварительного уведомления и в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции;

- входить в дневное время во все здания, которые они имеют достаточные основания считать подпадающими под контроль инспекции;

- осуществлять любые проверки, контроль и расследования, чтобы удостоверится в том, что законодательство соблюдается, в частности, наедине или в присутствии свидетелей задавать вопросы предпринимателю или персоналу предприятия по всем областям, относящимся к применению законодательных положений, требовать ознакомления с любыми книгами, реестрами или документами, ведение которых предписано законодательством по вопросам условий труда, с целью проверки их соответствия законодательным положениям и снятия с них копии или выписки отдельных мест [79, с.202].

Государственный контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан осуществляют государственные инспекторы труда [104, с.230]. Деятельность государственного инспектора труда регулируется нормами ТК РК (глава 38), а также Законом РК от 06 января 2011 №377-IV «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан».


В соответствии со ст. 329 ТК РК деятельность государственной инспекции труда осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод работников, законности, объективности, независимости и гласности [49, с.598].

Основными задачами государственной инспекции труда являются: 

- обеспечение государственного контроля за соблюдением в организациях трудового законодательства Республики Казахстан; 

- обеспечение соблюдения и защиты прав и свобод работников, включая право на безопасные условия труда; 

- рассмотрение обращений, заявлений и жалоб работников и работодателей по вопросам трудового законодательства Республики Казахстан [49].

Значимость деятельности органов государственной инспекции труда в обеспечении защиты трудовых прав работников сложно поставить под сомнение. Достаточно отметить, что по результатам проверки за 9 месяцев 2013 года, государственными инспекторами труда было проведено 10073 проверки соблюдения трудового законодательства. В результате было выявлено 27 766 нарушений, из них было устранено 25 293 [100]. Необходимо отметить, что за весь прошедший период 2013 года сумма задолженности по заработным платам в разрезе всей республики могла достигать 3 миллиардов тенге, но благодаря работе государственных инспекторов труда задолженность размером в 2 миллиарда 317 миллионов тенге была погашена сразу на этапе проверок [105].

 В то же время в сфере защиты трудовых прав работников государственная инспекция труда в последнее время занимает не совсем должное положение. Как нынешнее положение госинспектора по труду нуждается в дальнейшем реформировании. Роль казахстанского государственного инспектора труда не столь велика, и не настолько значима для работодателя (бизнесмена), как хотелось бы. Как показывает практика, в большинстве случаев, госинспекторы по труду оказываются бессильными что-либо предпринять, в случае если работодатель или его представители своими незаконными действиями препятствуют в реализации их основных функций. Известны случаи, когда госинспектора не допускают на территорию предприятия, скрывают получение работником травмы на рабочем месте, отказывают в предъявлении документов для осуществления проверки госинспектором и т.д.

Работодателями допускаются нарушения норм практически всех основных разделов трудового законодательства: от нарушений при заключении и расторжении трудовых договоров и задержки выплаты заработной платы либо, выплаты ее не в полном размере до наложения на работников незаконных дисциплинарных взысканий, непредставления гарантий и компенсаций, несоблюдения безопасных условий труда работников и т.д. [106, с.51]

Необходимы дополнительные гарантии прав, в том числе гарантии при реализации правоприменительной деятельности компетентными органами, наделенными полномочиями по осуществлению контроля и надзора за исполнением установленных правовой нормой правил поведения, позволяющих обеспечивать охрану правопорядка более действенным образом.


Если в советский период пройти проверку госинспектора по труду считалось достаточно сложной процедурой, то в наши дни к проверке относятся как к простой формальности. Хотя сама идея создания государственной инспекции по труду является очень значимой в области защиты трудовых прав работников. В значительной мере затрудняет восстановление нарушенных трудовых прав работников отсутствие в законодательстве РК адекватных наказаний за нарушение трудового законодательства, сложность процедуры правоприменения, лоббирование своих интересов крупными работодателями.

В ст.87 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» от 30 января 2001 года № 155 предусматривается ответственность за нарушение трудового законодательства. Так, нарушение работодателем или должностным лицом трудового законодательства Республики Казахстан, влечет штраф на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, в размере от пяти до десяти, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере от двадцати до двадцати пяти месячных расчетных показателей [48]. 

Повторного совершения вышеуказанных действий в течение года после наложения административного взыскания, влечет штраф на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, - в размере от пятнадцати до двадцати, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере от двадцати пяти до тридцати месячных расчетных показателей [48]. 

Действие (бездействие), предусмотренное ч.1 ст.87, совершенное в отношении несовершеннолетних, влечет штраф на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, в размере от пятидесяти до семидесяти, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, в размере от ста до ста пятидесяти месячных расчетных показателей с приостановлением действия лицензии [48].

Действие (бездействие), предусмотренное частью 2-1 вышеуказанной статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, влечет штраф на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, в размере от семидесяти до ста, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, – в размере от ста пятидесяти до двухсот месячных расчетных показателей с приостановлением действия лицензии [48].


Согласно ст. 10 Закона РК от 3 декабря 2013 года № 148-V ЗРК «О республиканском бюджете на 2014-2016 годы», месячный расчетный показатель для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан - 1 852 тенге [107].

Следовательно, нарушение работодателем или должностным лицом трудового законодательства РК предпринимателю, представляющему малый и средний бизнес обойдется от 9 269 до 18 520 тенге, а крупному представителю от 37 040 до 46 300 тенге, а в случае повторного нарушения предприниматель, имеющий малый и средний бизнес, - 27 780 до 37 040 тенге, крупному предпринимателю, - 46 300 до 55 560 тенге и т.д.

Возникает вполне логичный вопрос, а стоит ли предпринимателю соблюдать трудовое законодательство и волноваться за сохранность трудовых прав своих работников, когда можно продолжать нарушать, оплатив не столь значимую для него сумму, когда он получает более высокую прибыль в результате несоблюдения норм ТК РК? Так, в ходе проведенных мероприятий налоговыми органами Алматы выявлены 48 работодателей, выплачивающих зарплату в конвертах. Только за три месяца текущего года сумма дополнительно начисленных налогов от сокрытой заработной платы по 48 работодателям составила более 558 млн. тенге [108, с.8].

В связи с вышеизложенным предлагаем увеличить действующий размер штрафов в пять раз за нарушение должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями трудового законодательства РК.

На наш взгляд, недостаточно высокий штраф за нарушение ТК РК является причиной того, что на сегодняшний день нормы ТК РК остаются не реализованными в полном объеме, а проверку госинспектора труда ожидают без волнений.

Горьким примером может послужить опыт работников шахт АО «ArcelorMittal Темиртау» которые на протяжении долгого времени боролись за сохранность своих трудовых прав с представителем крупного бизнеса г-ном Лакшми Митталом. Так в газете «Магнитка плюс» от 15 августа 2012 года имеется информация о результатах контроля представителями Департамента по контролю и социальной защите по Карагандинской области, в ходе которой были установлены нарушения трудового законодательства в части безопасности и охраны труда, соблюдения режима труда и отдыха, подбора кадров и др. [109]. 9 ноября 2012 года Специализированный межрайонный экономический суд Карагандинской области признал обоснованными претензии госинспектора по труду по поводу нарушений штатного расписания в АО «ArcelorMittal Темиртау» [110]. В 2013 году от безысходности работники шахт и предприятий Угольного департамента АО «ArcelorMittal Темиртау» обратились к Президенту страны РК Н.А. Назарбаеву с просьбой защитить их от незаконных действий работодателя [111].


Вышеизложенные факты и являются подтверждением отсутствия в законодательстве РК надлежащей ответственности за нарушение трудового законодательства, сложность процедур правоприменения, лоббирование своих интересов крупными работодателями и бессилия госинспекторов труда перед представителями иностранных бизнес структур Казахстана.

Совершенно иное положение мы видим в некоторых зарубежных странах. Так, аналогичный случай произошел с французскими работниками, на защиту которых встал сам Министр промышленности Франции Арно Монтебург, который не впервые выступает в роли защитника угнетенных пролетариев от зарубежных акул бизнеса, напоминает «The Wall Street Journal». В 2012 году министру Арно Монтебург уже пришлось словесно схлестнуться с владельцем металлургической империи «ArcelorMittal» Лакшми Миталлом. В ответ на планы индийского магната закрыть два производства во Франции Правительство устами Монтебурга сначала пригрозило национализировать заводы, а позднее и вовсе объявило миллиардера нежелательным гостем на территории страны [112].

Законодательство ряда стран зачастую предоставляют инспекции по труду достаточно широкие полномочия (Великобритания, Норвегия): право в любой момент посещать предприятия; налагать штрафы; проводить соответствующие расследования; издавать обязательные для исполнения работодателем распоряжения, и, самое интересное, право прекращать работу предприятия и т.д. В сравнении с этим у казахстанского инспектора труда нет права прекращать работу предприятия, хотя и есть право приостанавливать деятельность организаций на срок не более трех дней, которым он практически не пользуется.

Интересным, на наш взгляд, является опыт Швейцарии в регулировании трудовых отношений. Так, по производительности труда Швейцария входит в группу мировых лидеров. Рынок труда характеризуется в Швейцарии либеральным трудовым законодательством, незначительными правовыми ограничениями и чрезвычайной социальной стабильностью. Методы решения трудовых споров между социальными партнерами (работодателями и работающими по найму) хорошо налажены. Забастовок почти не бывает. Система социального обеспечения основывается на принципах солидарности и моральной ответственности. Квалифицированных кадров в Швейцарии привлекает высокий уровень заработной платы, работодателей - низкие социальные отчисления, а значит, и невысокие расходы по заработной плате в пересчете на единицу продукции. Доля занятости (доля работающего и неработающего населения в общей численности населения старше 15 лет) составляет 68,2% - один из самых высоких показателей в Европе. Доля иностранцев среди трудящихся составляет 30%. 35% трудоспособного населения работает в режиме неполной занятости, причем этот показатель растет. Показатель неполной занятости среди женщин (58%) значительно превышает данный показатель у мужчин (15%). Уровень безработицы в Швейцарии традиционно низок. За последние десять лет он колебался между 1% и 4% (2011 - 3,1%). Около трети трудовых кадров Швейцарии имеют высокую квалификацию и обладают образовательным уровнем третьей ступени. Швейцарские специалисты славятся хорошим владением иностранными языками. Руководящее звено обладает богатым международным опытом. По мотивации труда Швейцария занимает второе место после Дании. Отождествление себя с собственным предприятием у сотрудников ярко выражено. Это связано с тем, что большая часть компаний - это малые и средние предприятия.