Файл: диссертация Б.Ш.Нурашевой готовая.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.11.2019

Просмотров: 3621

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уровень заработной платы в Швейцарии относительно высок. Он отражает высокий уровень производительности и благосостояния: высокая заработная плата является свидетельством успеха и привлекает в страну квалифицированных специалистов. По уровню чистого дохода, благодаря низким отчислениям (налоги, социальное страхование), Швейцария занимает первое место в мире [113].

Также интересным является то, что в Швейцарии существуют региональные центры трудоустройства (RAV), которые являются общественными учреждениями и специализируются на услугах по трудоустройству. К услугам работодателей около 130 RAV, где они могут получить личную консультацию по вопросам подбора персонала. Сайт центра трудоустройства представляет собой самую крупную биржу вакансий Швейцарии. Несомненным преимуществом центров является безвозмездность всех услуг трудоустройства. Кроме этого, помощь по поиску кадров предлагают и частные компании. Помощь в вопросе подбора кадров может оказать и Headhunter, или консультанты-рекрутеры, являющиеся важным звеном, связывающим предприятия, находящиеся в поиске квалифицированных и/или руководящих кадров, и специалистов, желающих найти интересное и привлекательное поле деятельности. Они специализируются на подборе персонала методом личных контактов. И самое интересное для нас - это Агентство временного трудоустройства. Привлечение персонала на ограниченный период времени выгодно при временном увеличении количества заказов или во время отсутствия постоянных сотрудников. Агентства временного трудоустройства договариваются с предприятием о часовой ставке, которая обычно в 1,4 - 2 раза превышает обычную ставку за этот род деятельности [113].

На сегодняшний день в Казахстане трудоустройством занимаются государственные учреждения «Центр занятости», создаваемые местными исполнительными органами района, городов областного и республиканского значения, столицы, в целях реализации активных мер содействия занятости и мелкие частные агентства. Считаем, что положительный опыт Швейцарии вполне можно было бы перенять, особенно в части создания агентств временного трудоустройства, так как очень часто на практике возникает необходимость во временном работнике для выполнения определенной работы или замены работника, отсутствующего по различным уважительным причинам.

К тому же можно создать агентство Headhunter, которое специализируется на подборе персонала методом личных контактов, т.е. они проводят различные методы отбора (такие как, тестирование на определение уровня профессиональной подготовки, собеседование, проверку на стрессоустойчивость, проверку на соответствие потенциального работника под все требования и желания работодателя и т.д.).

Создание подобного агентства выгодно для потенциального работника, если ему подыщут на безвозмездной основе работу. Благодаря работе данного агентства многие казахстанские бизнесмены, которые в основном занимаются поиском квалифицированных кадров самостоятельно, избавились бы от одной из достаточно серьезных проблем. Во-первых, экономия времени, во-вторых, экономия средств, которые работодатели тратят на содержание HR отдела своих организаций, где не всегда работают профессионалы.


Подводя итог, можно отметить, что в последние годы произошли крупные изменения во всей законодательной базе РК. Одной из основных задач законодательного органа страны состоит в существенном обновлении положений трудового законодательства, путем приведения их в соответствие новых, действенных с существующими реалиями в экономике страны; выработки механизмов в решении вопросов, возникающих в сфере труда между субъектами трудового правоотношения. В рамках реализации конвенций и рекомендаций МОТ были приняты социальные программы такие как, «Достойный труд», «Дорожная карта занятости 2020» благодаря которой осуществляются меры связанные с обучением, переобучением, трудоустройством безработных.

Глава государства Нурсултан Назарбаев Указом от 25 июля 2006 года утвердил «Концепцию развития гражданского общества в Республике Казахстан» на 2006 - 2011 годы, которая была разработана в соответствии с Общенациональной программой демократических реформ и стратегией вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира. «Целью настоящей концепции является дальнейшее совершенствование законодательной, социально-экономической и организационно-методической базы для всестороннего развития институтов гражданского общества и их равноправного партнерства с государством и бизнес-сектором в соответствии с международно-правовыми инструментами в рамках международных договоров и пактов в области прав человека и человеческого измерения», - говорится в тексте. В первый этап (2006-2008 годы) в стране были созданы благоприятные условия для развития гражданского общества. На втором этапе (2009-2010 годы), как и планировалось, достигнут качественный рост гражданского общества. В частности в этот период, стал сильно развиваться в стране социальное партнерство в области трудовых отношений, что должно обеспечить реализацию прав казахстанских работников [114].

Обобщая содержание данного раздела, приходим к следующим выводам:

  1. Отмечается своевременность внедрения медиации как досудебной стадии при разрешении как индивидуальных трудовых споров, так коллективных и необходимость его дальнейшего развития. При этом отмечается, что институт медиации РК должны представлять профессиональные медиаторы, получившие высшее профессиональное образование и прошедшие специализированную стажировку в тех странах, где имеется большой опыт применения медиации как способа регулирования трудовых споров.

  2. Отмечается необходимость ужесточения ответственности, предусмотренной ст.87 Кодекса РК «Об административных правонарушениях», а именно, предлагается увеличить действующий размер штрафов в пять раз за нарушение должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями трудового законодательства РК.

  3. Предлагается перенять положительный опыт Швейцарии в части создания агентств временного трудоустройства, так как на практике возникает необходимость во временном работнике для выполнения определенной работы или замены работника, отсутствующего по различным уважительным причинам.

  4. Отмечается необходимость унификации трудового законодательства стран-участниц ЕврАзЭС.

  5. Предлагается создание международной профсоюзной организации в рамках ЕврАзЭС, стоящей над профсоюзными организациями республиканского (федерального) уровня.

  6. Предлагается создание международных трудовых арбитражей как на уровне ЕврАзЭС и международной профсоюзной организации так и на внутригосударственном уровне по подобию третейских судов.







































2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФСОЮЗОВ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ В СИСТЕМЕ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ


2.1 Понятие и сущность защиты трудовых прав работников профсоюзами в Республике Казахстан


Республика Казахстан - провозглашает себя демократическим, правовым государством, характерной особенностью которого является участие граждан в политической жизни страны, наличие форм прямой и представительной демократии, широкой системой прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией.

В частности, ст.23 Конституции Республики Казахстан предоставляет гражданам Республики Казахстан право на объединение [1]. Согласно Закону РК от 31 мая 1996 года «Об общественных объединениях», общественными объединениями в Республике Казахстан признаются политические партии, профессиональные союзы и другие объединения граждан, созданные на добровольной основе для достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству [115]. Право на объединение в профсоюзы, упрочение их правового положения является характерной особенностью демократического общества и важнейшей гарантией трудовых прав работников.

Общественные объединения являются некоммерческими организациями, т.е. деятельность профсоюзов регулируется как трудовым, так и гражданским законодательством. Упоминание о профсоюзах в основном законе страны не случайно. Оно свидетельствует об их особом статусе как самой массовой общественной организации, действующей на территории Казахстана, призванные защищать трудовые права работников.

Сегодня Федерация профсоюзов Республики Казахстан (ФПРК) является наиболее массовой и представительной организацией трудящихся страны, объединяет около двух миллионов членов профсоюзов. В нее на добровольных началах входят 26 республиканских отраслевых профессиональных союзов, 14 областных объединений и союз профсоюзов столицы - города Астаны. Их структуры насчитывают более 18 тысяч первичных, 445 городских и районных, 180 областных организаций профсоюзов [116].

Одним из основных способов защиты трудовых прав работников является защита трудовых прав профессиональными союзами. Они основаны на объединении работников в общественные организации (профсоюзы), целью которых являются представление, отстаивание и защита интересов его членов перед работодателями, а иногда и государством. Если обратится к зарубежному опыту, то «первый закон нового правительства Испании в 2011 году во главе с лидером консервативной Народной партии будет о замораживании заработной платы, поддержке предпринимателей и индексации пенсий», - заявила первый вице-премьер Испании [115]. Естественно, такие высказывания не могли остаться без внимания профсоюзов Испании, и которые смогут выступать в защиту интересов работников перед представителями государственной власти Испании, в случае принятия такого закона.


В российской науке трудового права профсоюзная защита трудовых прав работников получила всестороннее исследование. Ее изучением занимались такие видные ученые, как Н.Г. Александров, Г.П. Алексеев, Е.М. Акопова, В.М. Догадов, А.М. Куренной, И.О. Снигирева, А.И. Цепин, В.А. Чибисов, Б.А. Шеломов, Л.С. Явич и другие специалисты [32, с.92]. К сожалению, в Республике Казахстан научных работ специально посвященных деятельности профессиональных союзов нет. В условиях реформирования казахстанского трудового законодательства в вопросах профсоюзной защиты появляются все новые и новые «белые пятна» требующие основательных исследований.

Современное трудовое право определяет, что основными направлениями деятельности профсоюзов являются функции представительства и защиты прав и интересов работников и признает их главными. Основанием для подобных выводов послужил Закон РК от 27 июня 2014 г. «О профессиональных союзах» (далее — Закон о профсоюзах), ст. 1 которого определяет, что профсоюз создается для представления и защиты трудовых, а также других социально-экономических прав и интересов своих членов, охраны и улучшения условий труда [7]. Именно, данный закон вслед за аналогичными законами от 9 апреля 1993 года, а также СССР 1990 года признал, что защитная функция является основной функцией профсоюзов.

Защитная функция проявляется, во-первых, в контроле профсоюзами за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового законодательства: выполнения условий коллективных договоров, соглашений; во-вторых, в восстановлении нарушенных трудовых прав и обеспечении законных интересов работников [118, с.430].

Необходимо отметить, что не только национальное трудовое законодательство закрепляет основной функцией профсоюзов - защиту трудовых прав работников, но и международные акты. Так, в п.4 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, в п.1 ст.22 Международного пакта «О гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 года, в п.1 ст.8 Международного пакта «Об экономических, социальных и культурных правах» от 16 декабря 1966 года, в конвенциях МОТ, таких как Конвенция №11 «О праве на объединение в сельском хозяйстве»; Конвенция №87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию»; Конвенция № 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» и др. особо поддерживается, что именно защита трудовых прав работников является целью создания профсоюзов.

Для того, чтобы раскрыть содержание профсоюзной защиты, как одного из составляющих способа защиты трудовых прав работников, важным является рассмотрение сущности функций, осуществляемых профсоюзами.

Несмотря на множественность определений термина «функция», в советской науке признавалась, что «функция» – это основное направление деятельности субъекта [119, с.11].


Защита профсоюзами трудовых прав работников зависит от успешного осуществления данной организацией своих функций. Большинство ученых придерживается определения функций профсоюзов как основных направлений их деятельности по достижению целей и решению задач, стоящих перед ними, в которых проявляются их сущность, как добровольной общественной организации и социального института [119, с.44].

А.И. Цепин разделял защитную функции профсоюзов на две: функцию заботы об интересах трудящихся и функцию защиты их прав. Первая функция, по его мнению, предполагает бесконфликтную реализацию прав и удовлетворение законных интересов работников. Защита – восстановление нарушенных прав и интересов, а также привлечение к ответственности виновных в этом лиц. При этом вопрос о защите нарушенного права ставится в зависимость от обращения работника с требованием о восстановлении нарушенного права [119, с.45-49].

Как отмечает В.И. Смолярчук, признаками функции профсоюзов являются: устойчиво сложившаяся предметная деятельность по защите социально-трудовых прав работников; непосредственная связь между сущностью профсоюзов и их социальным назначением, которая реализуется через функции; реализация функций в определенных формах (правовых и неправовых) и методами, присущими профсоюзам. Под функцией профсоюзов можно понимать как одно, так и несколько взаимосвязанных друг с другом направлений их деятельности, так как она имеет множество конкретных направлений реализации, различные стороны и проявления [120, с.47].

В.А. Чибисов отмечает, что под защитной функцией профсоюзов в широком смысле слова понимается взаимодействие профсоюзов и государства по охране и защите коллективных интересов трудящихся, а также интересов общенародного государства. К защитной функции в узком, непосредственном значении этого слова, он относит охрану и защиту профсоюзами самостоятельно конкретных прав и интересов работников [121; с-9].

Мнения современных ученых в области трудового права, как и советских исследователей не всегда совпадают, при определении защитной функции профсоюзов. Под защитной функцией профсоюзов В.Н. Толкунова понимала целенаправленную правовую деятельность по защите трудовых прав и законных интересов работников, охране их от нарушений, по восстановлению нарушенных прав, по установлению более высокого уровня условий труда и быта трудящихся [122, с.95]. Защитная функция профсоюзов – это деятельность профсоюзных органов, а также состоящих в их ведении инспекции труда и актива, направленная на предупреждение нарушения и восстановления нарушения прав и законных интересов работников в сфере труда, а также привлечение к ответственности их нарушителей [123, с.52].

Л.М. Маирова в содержание рассматриваемой функции включает содействие использованию работниками своих прав, охрану этих прав и интересов, пресечение их нарушений, содействие восстановлению нарушенных прав, возмещению причиненного ущерба и инициирования привлечения виновных лиц к ответственности [124, с.18]. Р.З. Лившиц писал, что защита прав работников - это главное содержание деятельности профсоюзов, ее суть [125, с.88]. В целом, защита субъективных прав чаще всего рассматривается как одна из юридических гарантий осуществления прав в случае их нарушения [126, с.48].