ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.11.2019
Просмотров: 3685
Скачиваний: 21
Форма – это способ существования содержания, не отделимый от него и служащий его выражением [135, с.855]. Определяя объем правоспособности граждан и, тем самым, указывая, какие юридические действия они могут совершать на ее основе, государство должно предусмотреть и соответствующую форму ее защиты [136, с.25].
Содержанием защитной функции профсоюзов является их деятельность по защите трудовых прав работников. Выражением этой деятельности являются формы реализации защитной функции профессиональных союзов, либо формы защиты трудовых прав работников. Все зависит того, каков предмет исследования. При исследовании вопросов реализации защитной функции, рассматриваемые формы предстают как формы реализации защитной функции профессиональных союзов, либо при исследовании вопросов защиты трудовых прав работников, как формы защиты профсоюзами трудовых прав работников [124, с.39].
По мнению Н.М. Сенникова, формы реализации защитной функции профсоюзов делятся на юрисдикционные и неюрисдикционные [137, с.97]. С ним не согласна Л.М. Маирова, которая считает, что эти формы предполагают защиту нарушенных или оспариваемых прав и такое деление целесообразно только применительно к защите права в узком смысле. Применительно к деятельности профсоюзов как общественной организации, осуществляющей защиту трудовых прав работников в узком и широком смысле, более предпочтительным является деление форм в зависимости от их урегулирования нормами на правовые и неправовые. Такое деление, на ее взгляд, наиболее полно выражает специфику их деятельности. Для внутриорганизационных отношений характерны неправовые формы. Внешние отношения с органами власти и другими организациями, как в правовых, так и в не правовых формах [124, с.39].
В.М. Догадов писал об особом правовом положении профсоюзов, обосновав концепцию единой категории прав и обязанностей профсоюзов. Он утверждал, что профсоюзы реализуют принадлежащие им права, являющиеся одновременно их обязанностями. Он также является автором «профсоюзного права», предметом которого является внутрикорпоративные отношения [138, с.31].
Н.Г. Александров в аспекте изучения правового положения профсоюзов в СССР разграничивал внутрипрофсоюзные нормы и отношения, правоотношения по представительству профсоюзами интересов рабочих и служащих в области производства, труда, быта и культуры. Первые – внутрипрофсоюзные отношения, по его мнению, не подлежат государственной правовой регламентации и регулируются всецело общественными нормами внутрипрофсоюзной жизни. Отношения, складывающиеся между профсоюзами и различными государственными учреждениями (организациями, предприятиями), государственными органами (преимущественно хозяйственными), регулируются юридическими нормами.
Необходимо отметить, что западные ученые в то время иначе трактовали термин «профсоюзное право», который широко применялся многими исследователями, такими как Г. Зинцгеймер, В. Каскель и др. Под профессиональным правом понималось прежде всего право, регулирующее отношения между профсоюзами и иными субъектами [139, с.90].
Правовые формы могут быть общими, присущими всей деятельности профсоюзов по защите трудовых прав работников, и специфическими, свойственными конкретным видам этой деятельности (участия в установлении условий труда, осуществлении контроля за соблюдением законодательства о труде, участии в разрешении трудовых споров). В зависимости от круга защищаемых лиц можно выделить форму по защите индивидуальных прав работников и их коллективных прав. В целях исследования, более предпочтительным представляется рассмотрение общих форм защиты и форм, свойственных определенным видам деятельности профсоюзов по защите трудовых прав работников.
Общей правовой формой является представительство профсоюзами интересов работников, которое осуществляется всеми звеньями профсоюзов. На разных уровнях социального партнерства представительство осуществляется определенными профсоюзными организациями, объединениями, их органами и имеет особенности, определяемые конкретными правомочиями. Поэтому представительство профсоюзами интересов работников следует рассматривать применительно к уровням социального партнерства. Иные представители могут представлять интересы работников только на локальном уровне.
Проанализировав вышеизложенный материал, считаем, что в полной мере реализовать основную функцию профсоюзов - функцию защиты трудовых прав работников, можно лишь при наличии хороших знаний в области трудового законодательства. Отсутствие последних может стать причиной предъявления необоснованных требований профсоюзов к работодателю, в связи с неправильным уяснением смысла норм трудового права или вообще незнанием его. Поэтому в целях повышения уровня правовой грамотности профсоюзных работников, предлагаем внедрить национальную систему сертификации председателя и заместителей председателя профессионального союза, предусматривающее обязательное прохождение курса повышения квалификации каждые три года в специализированном центре по подготовке или переподготовке должностных лиц профсоюзных организаций, имеющей, в свою очередь соответствующую лицензию выданного уполномоченным государственным органом.
Обобщая содержание данного раздела, приходим к следующим выводам:
-
В целях повышения уровня правовой грамотности, а также для улучшения навыков переговорщика предлагается внедрить систему сертификации председателя и заместителей председателя профессионального союза, предусматривающее обязательное прохождение курса повышения квалификации каждые три года;
-
Создать специализированные центры по подготовке и переподготовке профсоюзных работников при уполномоченном органе в целях проведения образовательных мероприятий, связанных с повышением уровня знаний трудового законодательства РК и зарубежных стран, а также обучение и улучшение навыков переговорщиков;
-
Объединить все профсоюзные организации в единую ассоциацию и провести выборы для избрания Главного профсоюзного защитника Республики Казахстан. Считаем, что, в условиях отсутствия единства в профсоюзном движении работники не смогут достойно представить свои интересы и стать действенным социальным партнером предпринимателям Казахстана.
-
Предлагаем разработать Единый кодекс этики и поведения профсоюзных руководителей Республики Казахстан.
2.2 История развития защиты трудовых прав работников профсоюзами в зарубежных странах
В учебнике «Курс трудового права» А.М. Лушникова и М.В. Лушниковой отмечено, что прообразом современных профсоюзов можно считать ассоциации ремесленников, именуемые также рабочими союзами или общинами подмастерьев, которые начали складываться в XIV в. Уже в тот период отмечены их организованные действия, в том числе организация стачек подмастерьев. Это вызвало ответную реакцию органов государственной власти. Первым антикоалиционным английским законом стал Акт 1549 г., запретивший мастерам и подмастерьям вступать между собой в соглашения по поводу условий труда. В дальнейшем коллективные действия рабочих пресекались как нарушение принципа индивидуального самоопределения. Наиболее поучителен и интересен в этом плане опыт Франции, где первый запрет коалиций восходит еще ко временам Франциско I (начало XIV в.). В разгар Великой французской революции 14 мая 1791 г. в Национальное собрание вносится законопроект о запрете корпораций. 14 июня 1791 г. Он единогласно вотируется и входит в историю под названием Закона Ле Шапелье (по фамилии докладчика данного Закона). В ст.1 Закона указывалось: «…ни лавочники, ни рабочие, ни ремесленники не вправе выбирать от своих собраний президента, секретаря или синдика, составлять протоколы, совместно обсуждать и принимать решения и вырабатывать регламенты, касающиеся их мнимых общих интересов». За подобные действия предполагался штраф в 500 ливров и лишение избирательных прав на один год (ст.3). Более того, утверждалось, что «… уничтожение всевозможных корпораций…составляет одно из основных положений французской конституции» [139, с.79]. В современной литературе Закон Ле Шапелье характеризуют как антифеодальный и анти цеховой.
Антирабочая направленность законодательства получила развитие и при Наполеоне. Он боролся с безработицей, но одновременно установил полицейский надзор за рабочими. В 1810 г. в уголовном порядке закрепляется наказание за руководство или подстрекательство к коалиции до 5 лет лишения свободы [139, с.80].
Но, большинство исследователей связывают возникновение профсоюзного движения с историей экономического развития Великобритании, где тред-юнионы с течением времени стали значительной и эффективной общественной силой. Здесь уместно обратиться к тому пониманию сути профсоюзной деятельности, из которого исходят составители энциклопедий, издаваемых в Великобритании. Например, в популярной краткой энциклопедии Hutchinson говорится: «Профсоюз — организация рабочих, созданная для представления коллективных требований нанимателю и добивающаяся улучшения условий труда для ее членов» [140, с.443].
Как отмечается в Советской исторической энциклопедии, «Профессиональные союзы (от лат. professio — занятие, профессия) — массовые организации рабочих и служащих, целью которых является защита интересов трудящихся... Первые профессиональные объединения (тред-юнионы) возникли в Англии в ходе промышленной революции... Предприниматели и правительства преследовали рабочие союзы, которые наряду с выполнением функции взаимопомощи стали принимать участие в забастовочной борьбе; деятельность союзов запрещалась властями, что вынуждало их проводить свою работу нелегально... Английские тред-юнионы в 1779—1824 гг. находились на нелегальном положении» [141, с.644]. Также запрещались соглашения рабочих с целью добиться увеличения заработной платы, изменить или уменьшить рабочее время и др. Только с начала XIX в. в Англии произошел перелом в отношении государства и общества к профессиональным организациям. Л.С. Таль обоснованно считал легализацию профсоюзов началом новой эры в истории промышленного права [141, с.80].
В 1824 г. отменяется запрет на создание коалиции, а в 1825 г. был принят закон, отменяющий запрет на деятельность профсоюзов. С самого начала своего существования процесс коллективных переговоров в этой стране характеризовался тем, что в нем участвовали и работники государственного сектора, а также децентрализацией [142, с.2]. В 30-40-х годах XIX в. были приняты ряд законов, ограничивающих свободу союзов. В 1871 г. Закон о профсоюзах ввел для них добровольную государственную регистрацию и запретил их судебное преследование. Закон о заговоре и защите собственности 1875 года отменил судебные преследования профсоюзов за организацию забастовок [143, с.167]. Вместе с легализацией профсоюзов было легализовано и право работников на забастовку. Забастовка, или стачка, является наиболее эффективным способом защиты работниками своих трудовых прав — прежде всего, права на достойную оплату труда и на охрану труда. Но забастовка становится эффективным средством только тогда, когда в ней принимает участие значительная часть работников какого-либо предприятия, действующих коллективно и солидарно.
Как отмечает, А. Хатт в своей книге «Британский трейд-юнионизм» в 1847 г. Парламент Великобритании принял закон, устанавливающий 10-часовой рабочий день. Он пишет, что от этого закона больше всего выиграли работники текстильных фабрик и квалифицированные рабочие – металлисты и строители. Примерно с 1850 г. характер профсоюзного движения в Англии меняется. В качестве примера приводится образование и деятельность Объединенного общества механиков, учрежденного в 1851 г. Хатт относит это общество к профсоюзам нового типа. Следует заметить, что самому Аллену Хатту профсоюзы нового типа, ищущие социального компромисса, а не борьбы, не нравились, поскольку А. Хатт был коммунистом и социальному компромиссу предпочитал классовую борьбу. Но профсоюзы Великобритании, как и ее правящие классы, в отличие от коммунистов, выбрали социальный мир. «Прежний боевой дух профсоюзное движение подменило политикой сотрудничества с предпринимателями, ограничиваясь тем, что требовало для рабочего «справедливой и законной доли прибылей, добытых его трудом». Типичная картина вырисовывается из финансовых отчетов Объединенного общества механиков: данные за 1851-1889 гг. показывают, что если расходы на оказание материальной помощи (в «справедливой и законной доле прибылей в связи с похоронами, безработицей, увольнением по старости и т.п.) составили 2 987 993 фунта стерлингов, то на забастовки было израсходовано всего 86 664 фунта [144, с.35]. Указанные суммы в книге А. Хатта свидетельствуют о том, что профсоюзы Великобритании того времени были достаточно сильны. Это были огромные деньги для второй половины XIX в., что является подтверждением того, что профсоюзы стали играть достаточно значительную роль.
В 1868 г. в Великобритании возникает объединение профсоюзов — Британский конгресс тред-юнионов, который функционирует и в XXI в. в качестве объединения, координирующего совместные действия профсоюзов этой страны. Хотя тред-юнионы возникли как организации, объединяющие людей конкретных профессий, существуют проблемы, связанные с защитой таких трудовых прав наемных работников, которые являются общими для работников всех профессий. Например, законодательное разрешение в какой-либо стране права на забастовку, правовые гарантии деятельности любых профсоюзов, установление максимальной продолжительности рабочего дня, правовое установление минимального размера заработной платы. Для того, чтобы добиться вышеперечисленных правовых гарантий, как и многих других, различные профсоюзы были вынуждены прибегать к консолидированным действиям. Например, в 1926 г. Британский конгресс тред-юнионов организовал в Великобритании всеобщую стачку [145, с.9].
Процесс консолидации профсоюзов с течением времени вышел за внутригосударственные рамки: стали создаваться международные объединения профсоюзов. Одно из самых известных объединений - Всемирная конфедерация свободных профсоюзов, существовавшая с 1949 по 2006 г. Эта организация была создана усилиями как Британского конгресса тред-юнионов, так и АФТ-КПП - крупнейшим профсоюзным объединением США, которое само возникло в 1935 г. после объединения двух профсоюзов -Американской федерации труда и Конгресса производственных профсоюзов. Следует особо отметить то обстоятельство, что создание Международной конфедерации свободных профсоюзов было связано как со стремлением к более эффективной защите трудовых прав, так и со стремлением к защите независимости профсоюзов от всякого рода государственного и политического воздействия [146, с.10]. До создания Международной конфедерации свободных профсоюзов в 1945 г. была образована Всемирная федерация профсоюзов, в которую входили профсоюзы большинства стран Европы и где были широко представлены профсоюзы стран Восточной Европы.
Профсоюзы стран Восточной Европы, входившие во Всемирную федерацию профсоюзов, стремились подчинить международное профсоюзное движение и профсоюзное движение в других странах коммунистической идеологии, с точки зрения которой профессиональные союзы должны бороться не за улучшение условий труда наемных работников, а за установление коммунистической системы в каждой стране и в мире в целом. Согласно такой позиции, профсоюзы — это всего лишь средство, орудие в руках коммунистических партий, призванное помочь этим партиям захватить, а затем удержать власть в каком-либо государстве [147, с.10]. Очевидно, что такое понимание профсоюзной деятельности прямо противоречит тому пониманию, которого придерживались люди, создававшие первые профсоюзы. К сожалению, именно это понимание сильнее всего оказало воздействие на историю профсоюзов не только Казахстана, но и в странах постсоветского пространства.