Файл: диссертация Б.Ш.Нурашевой готовая.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.11.2019

Просмотров: 3613

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коммунистическая идеология имела шансы на успешную реализа­цию именно там, где неудовлетворительным образом решалась пробле­ма снижения социальной напряженности, связанная с проблемой реа­лизации социальной справедливости. Последняя, в свою очередь, была связана с проблемой защиты трудовых прав наемных работников, со­ставляющих, начиная с XIX в., значительную, даже большую часть насе­ления городов экономически развитых стран. Там, где трудовые права наемных работников были недостаточно защищены, естественно, росла социальная напряженность, что приводило к восстаниям и даже революциям - успешным или неуспешным, но в любом случае к соци­альным потрясениям, которые имели негативные последствия как для наемных работников, так и для работодателей и государства в целом.

Гораздо сложнее ситуация складывалась во Франции, Закон 1849 г. сохранил запрет на коалиции, но уравнял в этом запрете работников и работодателей. С 1864 г. Коалиции стали разрешаться, если численность персонала превышала 20 человек. При этом необходимо было получить разрешение администрации. Свободы собраний не было. Закон от 21 марта 1884 г. отменяет уголовное преследование за коалицию и провозглашает свободу ее создания. Окончательно этот принцип закрепился с отменой ст. ст. 291-294 Уголовного кодекса Законом 1 июля 1901 г. [146, с.43-56]. В то же время сохранялась регистрация профсоюза с передачей устава профсоюза с обязательным указанием фамилии руководителя профсоюза на хранение в мэрию. И это подтверждает то обстоятельство, что государство все же не упускала профсоюзы из виду и из под своего контроля.

Данный закон Франции (1884 г.) был аналогичен закону, принятому в Великобритании. Но если английский закон был отменен соответствующим Актом парламента Великобритании в 1824 г., то закон Лe Шапелье — только в 1884 г., т.е. через 60 лет после того, как это было сделано в Великобритании. Интересно проследить, как развивалась социальная и политическая история этих двух стран в период с 1824 по 1884 г.

Социальная напряженность, которая существовала между наемными работниками и работодателями в сфере трудовых прав в Великобритании в период запрета профсоюзов и нелегальной деятельности, постепенно снижалась и сходила на нет. От убийств штрейкбрехеров и поджога фабрик до мирных договоров о справедливом разделе прибыли, о выделении значительной ее доли на достойную оплату труда, улучшение условий труда, пенсионное и иное социальное обеспечение. После 1824 г. Великобритания не знала революций или серьезных восстаний. Между тем Франция, во время действия запрета на профсоюзы, пережила четыре революции и ряд мощных восстаний, в которых протестные действия наемных работников, играли важнейшую роль. После 1884 г. революций и восстаний во Франции не было. Более того, именно во Франции права профсоюзов, особенно право на забастовку, были закреплены на самом высоком законодательном уровне [145, с.11].


Современная Конституция Франции была принята в 1958 г., и ее важнейшими составными элементами являются два ранее принятых правовых документа: Декларация прав человека и гражданина 1789 г., где в качестве важнейших прав человека, охраняемых законом, перечисляются личные и политические права, такие как право на свободу совести, свободу слова, печати и т.д.; Преамбула к Конституции Франции 1946 г., в основном состоящая из перечисления важнейших социально-экономических прав, гаран­тированных законом и защищаемых государством (например, права инвалидов, престарелых, права женщин, права детей). Значительную часть этих социально-экономи­ческих прав составляют трудовые права, и, в первую очередь, право на создание профсоюзов и право на стачку. Следует заметить, что Преам­була Конституции 1946 г. целиком перешла в Конституцию 1958 г. В соответствии с Конституцией 1958 г. законы определяют лишь фундаментальные принципы трудового права. Вопросы труда, которые не попадают в сферу законодательного регулирования, решаются регламентном и в административном порядке. Таким образом, Конституция оставила Парламенту право разрабатывать общие принципы трудового права, тогда как реализация этих принципов предоставлялась Правительству [147, с.8].

В середине второй половины ХХ в. во Франции начинают происходить значимые изменения повлекшие коррективы системы трудового права. Под давлением профсоюзных организаций и левых сил правительство приступило к восстановлению коллективно-договорного регулирования условий труда. Однако сложные экономические условия еще не позволяли возродить свободу коллективных договоров в полном объеме. 11 февраля 1950 г. был принят закон «О коллективных договорах и коллективных трудовых спорах», имевший огромное значение для развития французского трудового права. Данный закон предусмо­трел ослабление государственного контроля над коллективными договорами и отменил строгую иерархию между коллективными до­говорами различного уровня. Он позволил работникам и работода­телям самостоятельно определять величину оплаты труда, которая при этом не должна была быть ниже минимума, устанавливаемого Правительством. Закон от 11 февраля расширил полномочия профсоюзных организаций на предприятии, определил критерии представительности профсоюзов и наделил наиболее представи­тельные профсоюзы особыми полномочиями в сфере социального партнерства. Кроме того, закон от 11 февраля установил новые средства разрешения коллективных трудовых споров: примирительные процедуры, которые являлись обязательными, а также арбитраж, создаваемый по решению сторон [147, с.168].

Был также принят ряд нормативных актов, устанавливающих гарантии прав работников в сфере труда: увеличена до 3 недель минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска (законом от 27 марта 1956 г.); установлен минимальный срок предупреждения об увольнении по инициативе работодателя, равный одному месяцу (законом от 19 февраля 1958 г.) [148, с.17].


Таким образом, трудовое законодательство Франции не толь­ко способствовало улучшению социально-экономического поло­жения французских граждан, но и стало основой дальнейшей демократизации социального законодательства, происходившей уже после 1958 г. Действие преамбулы Конституции 1964 г., провозгласившей важнейшие права граждан в социальной сфере, было подтверждено Конституцией 1958 г. Было усовершенствовано законодательство о минимальном размере оплаты труда, о рабочем времени и времени отдыха, об участии работников в управлении предприятием и др. Законодательство о социальной защите в годы Пятой республики подвергалось значительным изменениям, направленным, в том числе и на снижение уровня социальных гарантий (прежде всего в связи с замедлением экономического роста и старением нации). Тем не менее, нормативные акты, принятые 1944 - 1958 гг., до настоящего времени остаются правовой основой французской системы социальной защиты [149, с.18].

На сегодняшний день современные профсоюзы Франции обладают достаточно широкими полномочиями, что стало причиной их активного участия в политической жизни страны. Все реформы в той или иной мере касающиеся интересов работников, не остаются без внимания крупнейших профсоюзов Франции. В случае несогласия профсоюзов с обсуждаемыми или принятыми решениями представителями правящей власти профсоюзы Франции сообща проводят различные акции протеста.

Так, незадолго до первомайского праздника труда в 2013 году во Франции был зафиксирован исторический рекорд безработицы: по последним данным, не имеют никакой занятости в стране более 3 миллионов 200 тысяч человек. Крупнейший профсоюз Франции Всеобщая конфедерация труда (далее - ВКТ) проводит днем шествие в Париже от площади Бастилии до площади Нации. Левый профсоюз ВКТ выступил против реформы рынка труда, которую сейчас обсуждает парламент Франции. Второй по значимости профсоюз страны – Французская демократическая конфедерация труда (далее - ФДКТ) – отмечает 1 мая отдельно. Лидеры этого «реформистского» профсоюза проводят свою главную акцию в пригороде Реймса. Раскол профсоюзного единства произошел из-за реформы рынка труда, которую намерен провести президент Франсуа Олланд. Положения этой реформы Ф. Олланд поручил разработать не парламенту, а профсоюзам и союзу предпринимателей в ходе переговоров. Цель реформы – сделать рынок труда более гибким в условиях кризиса. Реформа расширит права работодателей, но также даст дополнительные гарантии работникам. Соглашение по реформе было заключено 11 января и направлено в парламент, чтобы обрести форму закона. Это соглашение не подписал левый профсоюз ВКТ, а также крупный профсоюз «Форс Увриер». Они сочли, что реформа проводится в интересах бизнеса в ущерб правам работников [150].


В тоже время иностранные инвесторы считают, что во Франции из-за «сверх силы» профсоюзов, нет условий для ведения бизнеса. Так, в роли обвинителя на этот раз выступил гендиректор американского производителя шин Titan International Морис Тейлор. После неудачной попытки приобрести в европейской стране завод у компании Goodyear Tire & Rubber бизнесмен опубликовал открытое письмо на страницах газеты «Les Echos», в котором жестко раскритиковал местную трудовую этику и призвал коллег не делать «глупых» инвестиций в государство, где рабочие много получают и мало делают [110].

Он также отметил, что французские власти и профсоюзы, вместо исправления ситуации, занимаются пустыми разговорами. По его мнению, намерения президента Франсуа Олланда исправить положение с помощью предоставления бизнесу более гибких возможностей в части сокращения штата и урезания зарплат выглядят запоздалыми и не заинтересуют иностранных инвесторов. «Titan» собиралась приобрести убыточное предприятие «Goodyear» в городе Амьен на севере Франции, но провалила переговоры с трудовым коллективом, который опирался на поддержку коммунистического профсоюза CGT. Рабочие не согласились на увеличение продолжительности рабочей недели для сохранения рабочих мест. После того, как их позицию поддержал министр промышленности Арно Монтебург, у Тейлора сдали нервы. Обращаясь в своем письме к чиновнику, глава «Titan» не стеснялся в выражениях: «Сэр, в своем обращении вы утверждаете, что хотите, чтобы наша компания вступила в переговоры. Вы думаете, мы настолько глупы?» Монтебург комментарии предпринимателя без внимания также не оставил. В среду он назвал слова оппонента «экстремистскими» и «оскорбительными». Тейлор, по мнению министра, показал себя «полным невеждой». Франция - второй дом для 20 тыс. иностранных компаний, которые аккумулируют около 2 млн. рабочих мест для граждан страны и создают около трети совокупного объема промышленного экспорта, напомнил чиновник. Министр промышленности Франции Арно Монтебург не впервые выступает в роли защитника угнетенных пролетариев от зарубежных акул бизнеса, напоминает «The Wall Street Journal». Критика Тейлора, пусть и сформулированная не самым деликатным образом, отражает общую настороженность предпринимателей относительно перспектив конкурентоспособности французской промышленности. Хотя производительность труда в стране выше, чем в соседней Германии, и почти равна американскому показателю, жесткие условия трудового кодекса делают для бизнеса невозможным увольнение неэффективных сотрудников. А закрытие одного предприятия грозит обернуться общенациональной забастовкой из-за слаженности и радикального настроя профсоюзов [110].

Правительство страны, несмотря на левую риторику, масштаб проблемы осознает. Уже в марте в парламент должен был быть направлен законопроект, позволяющий компаниям в случае финансовых сложностей уменьшать зарплаты и урезать штат, а также сокращающий возможности рабочих сопротивляться решениям руководства. То, как тяжело бороться за повышение эффективности предприятия сегодня, в красках описал Тейлор: «Французские рабочие получают высокие зарплаты, но работают всего три часа в сутки. По часу у них уходит на завтрак и ланч и по три часа - на пустую болтовню. Я прямо говорил это в лицо представителям профсоюзов. Они называют это особым «французским путем!». Обвинения главы «Titan» ожидаемо спровоцировали бурю эмоций во Франции. «Он перешел разумную черту, - гневался один из лидеров CGT Тьерри Лепаон. - Отвечать на подобные выпады должен не министр, а президент республики, который обязан потребовать уважения к гражданам своей страны» [110].


Проблемы на фабрике «Goodyear» в Амьене начались в 2007 году. Тогда другой американский инвестор «Akron» принял решение реструктурировать две свои производственные площадки в городе, а руководство «Goodyear» поспешило перестроиться под новые реалии и попросило трудовой коллектив перейти на круглосуточный режим работы на конвейере для своевременного снабжения партнера шинами для сельскохозяйственной техники. Рабочие планам работодателя воспротивились. Тогда «Goodyear» решила сократить штат на 402 позиции. Рабочие подали на компанию в суд за незаконные увольнения. К 2009 году авторынок погрузился в глубокую рецессию. Менеджмент «Goodyear» вступил в переговоры о продаже завода в Амьене «Titan». Непопулярный план по сокращению 817 рабочих мест тем временем был заблокирован судом. В сентябре «Titan» вышел из переговорного процесса, дипломатично сославшись на «тяжелый социальный климат» в стране [110].

Похожую эволюцию в отношении к профессиональным союзам и забастовкам пережили и другие страны Европы и США.

Знаменитый за­кон Вагнера был принят в США в 1935 г. - Акт о национальных трудовых отношениях, которым создавались наиболее благоприятные условия для деятельности проф­союзов. Нетрудно увидеть, что акт был принят Конгрессом США по­сле Великой экономической депрессии конца 20-х - начала 30-х гг. на основе ее уроков как необходимое и эффективное средство для предо­твращения катастрофических последствий экономических кризисов для работников. В частности, этот закон принуждает хозяев предприя­тий, их управляющих в обязательном порядке заключать коллектив­ные договоры с наемными работниками, причем стороной, ведущей переговоры о заключении коллективного договора, должен быть проф­союз, представляющий большинство работников предприятия. Акт о национальных трудовых отношениях запрещал работодателям оказы­вать давление на работников, чтобы они не вступали в профсоюз, или наоборот, принуждать к вступлению в профсоюз, угодный работодателю; запрещал работодателям применять репрессии по отношению участникам забастовок; разрешил такие акции, как бойкоты и пикеты, то есть действия, которые помогали бы наемным работникам эффективно противостоять локауту (массовому увольнению участников забастовки) или штрейкбрехерству. Локаут и штрейкбрехерство – самые эффективные средства сделать забастовку практически бесполезной [145, с.13].

Необходимо отметить тот факт, что после принятия и вступления в силу Закона Вагнера в США все же принимались меры в виде даже законов, препятствовавших деятельности профсоюзов, а следовательно, и проведению забастовок. Например, в 1947 г. был принят закон Тафта-Хартли «Акт о регулировании трудо­вых отношений», который отражал в большей степени интересы хозя­ев предприятий, а не наемных работников. Этим законом запрещались некоторые виды забастовок, например забастовки солидарности или забастовки, содержащие политические требования. Акт позволял пре­зиденту США откладывать некоторые забастовки на 80 суток, дозволял штрейкбрехерство. Таким образом, можно констатировать, что законо­дательство в отношении профсоюзов и защиты, трудовых прав в США развивалось в разных направлениях, не только в пользу прав и интересов наемных работников. Как правило, администрация Республиканской партии предпринимала шаги, в том числе законодательные, ограничи­вающие права наемных работников. Администрация Демократической партии, напротив, традиционно предпринимает шаги в пользу наемных работников и профсоюзов. Эта ситуация приводит к тому, что при выбо­ре очередного президента профсоюзы страны, в частности, АФТ-КПП (Американская федерация труда - Конгресс производственных профсоюзов) выступают на стороне кандидата от Демократической партии.