ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.11.2019
Просмотров: 3684
Скачиваний: 21
Ответственность, как отмечает Е.А. Федорова, является лишь одним из способов восстановления правопорядка и даже не охватывает всех существующих форм защиты трудовых прав. Хотя при этом любая ответственность за нарушение трудовых прав работников может рассматриваться в качестве их защиты. Защита трудовых прав работников происходит в рамках охранительных правоотношений, возникающих в связи с совершением правонарушений. Эти правонарушения в рамках трудового права имеют ряд специфических особенностей, которые не характерны для иных отраслей права. Одна из этих особенностей – сочетание применения и использования права при осуществлении правового принуждения для защиты нарушенного права. При этом государство в лице судов и административных органов выполняет правоприменительную (юрисдикционную) функцию. Самозащиту права применением права в строгом смысле считать нельзя, это лишь использование права, хотя данная форма и имеет выраженный охранительный характер. При коллективной и общественной защите трудовых прав работников возможно как применение права уполномоченными юрисдикционными органами, так и использование прав, предоставленных трудовым коллективам и общественным объединениям. Причем использование права в такой ситуации ограничено правилами процедуры и тесно переплетено с его применением [41, с.55].
На наш взгляд, особенностью охранительных отношений, в которых осуществляется защита, является многообразие форм и способов защиты. К примеру, одно и то же нарушение трудовых прав может стать объектом, как судебного разбирательства, так, согласительной комиссии, рассматривающей трудовые споры. В тоже время может коллективно защищаться профсоюзом организации, (если имеется профсоюз), а также органами, осуществляющими контрольные и надзорные функции. То есть одно и то же дело может оказаться параллельно в производстве различных государственных и общественных организаций и к тому же, в большинстве случаев, движение дела не определяется единым решением, поскольку отсутствует согласованность друг с другом.
Использованные нами мнения являются свидетельством того, что еще в советский период ученые цивилисты признавали существование такого особого вида общественных отношений, регулируемых нормами трудового права, отличительными особенностями которых являлся охранительный характер, а также эти отношения, как правило, были направлены на защиту и восстановление нарушенных трудовых прав. Полагаем, что на современном этапе охранительные отношения можно вполне соотнести с указанными отношениями по защите трудовых прав работников.
Так, отношения по защите трудовых прав работников представляют собой единую группу общественных отношений, которые могут быть выделены в самостоятельный институт трудового права.
На наш взгляд, трудовое право имеет некоторую специфическую особенность, которая проявляется в сочетании элементов как публичного, так и частного права. Это проявляется в осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства в виде защиты трудовых прав работников. Государственная инспекция труда, к примеру, решает больше общесоциальные задачи, нежели частноправовые. Деятельность государственной инспекции труда направлена на защиту не только прав конкретных работников, обратившихся за защитой нарушенного права, но и направлена на защиту трудовых прав всех членов общества.
Так, ст. 329 ТК РК содержит принципы деятельности, и основные задачи государственной инспекции труда, где указано, что деятельность государственной инспекции труда осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод работников, законности, объективности, независимости и гласности. Основными задачами государственной инспекции труда являются: обеспечение государственного контроля за соблюдением в организациях трудового законодательства Республики Казахстан; обеспечение соблюдения и защиты прав и свобод работников, включая право на безопасные условия труда; рассмотрение обращений, заявлений и жалоб работников и работодателей по вопросам трудового законодательства Республики Казахстан. Как мы видим, в данной статье задачи ставятся в общесоциальном масштабе, и имеют публично-правовую природу [49].
Кроме того, следует учитывать, что современная юридическая наука признает обще превентивное значение не только «карательной», но и «правовосстановительной» ответственности. В науке трудового права вопрос о возможности применения «штрафных» видов ответственности в качестве защиты трудовых прав не решен. Представляется, что ответ на этот вопрос зависит от того, можно ли считать способом защиты трудовых прав «предупреждение» их нарушений путем применения соответствующих санкций к нарушителям.
Анализ трудового законодательства приводит к положительному ответу на этот вопрос. [42, с.51].
Основным средством правового принуждения госинспектором труда является возможность привлечения правонарушителей к административной ответственности. Ни в коем случае нельзя признавать защитой трудовых прав применение административных санкций и в тоже время не признавать применение уголовных санкций. Следовательно, привлечение виновных лиц в нарушении трудового законодательства к уголовной ответственности следует также рассматривать в качестве защиты трудовых прав работников. Так, вновь принятый УК РК содержит четыре статьи, посвященных нарушениям трудового законодательства, т.е. от ст.154 до ст.158, которые предусматривают уголовную ответственность за нарушение трудового законодательства.
В ст.24 Конституции Республики Казахстан говорится, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы [1]. Нарушение этого права может повлечь уголовную ответственность при определенных обстоятельствах. Данное преступление посягает на общественные отношения, обеспечивающие соблюдение законности в трудовых отношениях независимо от их форм собственности. Потерпевшими в результате нарушения правил охраны труда, могут быть не только постоянные рабочие и служащие предприятий, организаций или учреждений, но и лица, временно работающих на них [54, с.363, 364].
Как нам известно, в 2007 году с принятием ТК РК была проведена реформа трудового законодательства, но как показывает практика, ТК РК нуждается в дополнении нормами, касающимися защиты прав работников. Многие вопросы, непосредственно регулирующие и влияющие на положение работников в трудовых отношениях, связанных с защитой трудовых прав, не нашли четкой законодательной регламентации. Подтверждением тому может являться тот факт, что в глоссарии Трудового кодекса РК отсутствуют такие важные, на наш взгляд, понятия как «защита трудовых прав», «способы защиты трудовых прав», в тоже время сам термин и понятие «защита трудовых прав» уже давно существует в науке трудового права.
Вместе с тем, термин «защита права» достаточно часто по-своему используется в нормативных правовых актах различных отраслей национального права. Так ст. 9 и 10 Гражданского кодекса РК от 27 декабря 1994 года посвящены вопросу защиты гражданских прав и на наш взгляд в полной мере раскрывает его. Глава 2 кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» от 26 декабря 2011 года полностью посвящена вопросу осуществления и защиты брачно-семейных (супружеско-семейных) прав. Статья 8 гражданского процессуального кодекса посвящена судебной защите прав, свобод и законных интересов лица участвующего в гражданском процессе и только п.19 ст.7 Уголовно-процессуального кодекса посвящена вопросу защиты права, где дается следующее определение: «защита» - процессуальная деятельность, осуществляемая стороной защиты в целях обеспечения прав и интересов лиц, которые подозреваются в совершении преступления, опровержения или смягчения обвинения, а также реабилитации лиц, неправомерно подвергшихся уголовному преследованию.
На основании вышеизложенного, возникает вполне логичный вопрос, почему законодательная власть обходит вниманием столь важный и актуальный аспект как «защита трудовых прав» при принятии Трудового кодекса РК или же в Республике Казахстан субъекты трудового правоотношения не нуждаются в защите?
К сожалению, приходится констатировать, что права человека в сфере труда в действительности не заняли пока достойного места в нашем обществе. Их нарушения носят массовый характер (несвоевременная выплата заработной платы, нарушения права на охрану труда, незаконное расторжение трудового договора и др.). Доказательством тому может служить информация, взятая с официального сайта генеральной прокуратуры. Так, в результате проверки органами прокуратуры только в Западно-Казахстанской области (далее - ЗКО) выплачена задолженность по заработной плате свыше 196 млн. тенге. Как отметил заместитель прокурора ЗКО, за 2014 год органами прокуратуры области проведено 16 проверок соблюдения трудового законодательства, в которых выявлено 3 164 нарушения законности. На сегодняшний день органами прокуратуры выявлена задолженность в девяти предприятиях области на сумму 52 млн. тенге перед 416 работниками [55].
Далее, Дружбинской транспортной прокуратурой на постоянной основе анализируется ситуация в сфере соблюдения трудовых прав граждан на поднадзорной территории, в ходе которого в деятельности филиала АО «Кедентранссервис» на ст. Достык выявлены нарушения налогового, трудового и пенсионного законодательства. Так, установлено, что руководством филиала вместо трудовых договоров заключаются договора о возмездном оказании услуг. Заключая подобные договоры, филиал уклоняется от обязательств перед работниками по оплате больничных листов, оплате отпусков, социальных гарантий при наступлении несчастного случая, а также по уплате налогов и других платежей в бюджет (обязательные пенсионные взносы, социальный налог, а также социальные отчисления), предусмотренные трудовым и налоговым законодательством РК. Указанные нарушения законности приобрели систематический характер. Всего (по состоянию на 12.11.2013 г.) филиалом в 2012 году и в истекшем периоде 2013 года были заключены аналогичные договоры с 683 работниками, сумма неуплаченного социального налога за эти периоды составила 12 482 533 тенге, социальных отчислений 10 335 597 тенге, обязательных пенсионных взносов 22 891 402 тенге [56].
В результате несоблюдения трудового законодательства существенный вред получает не только простой работник, но и государство в виде недополученных налогов, а также нужно учесть, что эти цифры выявлены в результате проверки прокурорами только в одном филиале.
Следующим образом выглядят сведения, содержащееся на официальном интернет ресурсе Министерства труда и социальной защиты населения РК о просроченной задолженности по заработной плате по состоянию на 31 января 2014 года: в целом по стране 738, 5 млн. тенге, тройку лидеров возглавляет город Алматы 150,1 млн. тенге, Карагандинская область 126,2 млн. тенге и на третьем месте ВКО 87,3 млн. тенге [57].
Принимая во внимание вышеизложенную статистику, следует полагать, что крайне необходимо преодоление декларативности конституционных установок, связанных с защитой прав человека и гражданина. Основная направленность мер состоит в необходимости создания результативных механизмов государственного воздействия на недобросовестных работодателей и разработки механизма самостоятельной защиты работником своих конституционных прав в сфере труда (т.е. способов защиты трудовых прав работников).
В связи с отсутствием единообразия и юридической определенности, такое положение является неприемлемым для поддержания должного правопорядка. Следовательно, вопрос о согласовании деятельности различных субъектов трудового права остается весьма актуальным.
В связи с этим полагаем, что необходимо в трудовое законодательство включить нормы, регламентирующие способы защиты трудовых прав работников. К тому же, государство должно обеспечить работникам правовую возможность эффективной борьбы за свои права и экономические интересы в сфере труда, т.е. создавать соответствующие правовые нормы и предоставлять гарантии их эффективного использования.
С практической точки зрения, также важно правильное разъяснение и применение норм о защите трудовых прав работников только в комплексе и взаимодействии. Основой этой системы является конституционное право работника на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не противоречащими закону способами.
В Конституции РК содержатся нормы, отражающие принципиальную позицию законодателя по основным вопросам государственного устройства страны, а также жизнедеятельности всего общества. Именно конституционные нормы определяют будущее всей законодательной базы страны.
Е.Н. Нургалиева отмечает, что главная функция Конституции выражается в служении источником формирования и развития трудового законодательства, которое, в свою очередь, черпает правовые идеи, положения из норм, принципов, идей Конституции. Значение Конституции РК, как основного источника не только конституционного права, но и всех других отраслей права, обусловлено тем, что в ней непосредственно воплощены государственная воля народа, его стремление построить правовое демократическое государство, стать равноправным членом мирового сообщества. Главенствующая роль Конституции РК вызвана также тем, что она обладает юридическим верховенством над всеми иными источниками трудового права, а также тем, что ее содержание предусматривает фундаментальные трудовые права и свободы человека и гражданина, определяющие смысл, содержание и применение всего трудового права [47, с.13,14].
Именно конституционные нормы определяют основы правового регулирования трудовых отношений по защите трудовых прав работников. Так ст. 1 Конституции РК, Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы [1].
Пункт 2 статьи 13 Конституции РК «Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод» следует понимать, как право любого лица обратиться в суд за защитой и восстановлением нарушенных прав и свобод в порядке, установленном законом. Устанавливая в пункте 2 статьи 13 право человека, гражданина на судебную защиту своих прав и свобод, Конституция Республики предполагает возможность каждого обращаться в суд за защитой и восстановлением нарушенных прав и свобод. При этом Конституция не определяет порядок реализации этого конституционного права. Из статьи 75 и подпункта 3 пункта 3 статьи 77 Конституции следует, что этот механизм устанавливается законами, регламентирующими вопросы организационно-правового построения судебной системы и отправления правосудия [58, с.71,72].
К тому же, Конституция РК провозглашает право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии (ч.1 ст.24) [1]; закрепляет право на труд в условиях отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой – либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы (ч.2 ст. 24); гарантирует работающим по трудовому договору продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ч.4 ст.24) [1].