Файл: диссертация Б.Ш.Нурашевой готовая.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.11.2019

Просмотров: 3614

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Система защиты трудовых прав работников в современном Казахстане находится еще на стадии становления. Как мы отмечали выше, она еще не оформилась окончательно, но уже заявила о своем существовании в основном законе страны - Конституции РК. Система способов защиты трудовых прав работников на современном этапе выглядит следующим образом: 1) самозащита (статья 13 Конституции РК гласит, что каждый имеет право на признание его правосубъектности и вправе защищать свои права и свободы всеми не противоречащими закону способами, включая необходимую оборону; 2) общественная защита, включая профсоюзную защиту (согласно статьи 23 Конституции РК граждане Республики Казахстан имеют право на свободу объединений); 3) государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (статья 83 Конституции РК прокуратура от имени государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов); 4) судебная защита (согласно п.2 ст.13 Конституции РК, каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод); 5) защита международными организациями; 6) медиация.

Все вышеперечисленные способы защиты трудовых прав работников де-факто в нашей стране применяются, а де-юре закреплены в Конституции РК и частично в Трудовом кодексе РК.

Как отмечает, Н.В. Гилева, принят ряд законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения. Однако в них не в полном объеме нашли отражения конституционные права каждого гражданина на свободу труда, свободу выбора рода деятельности и профессии при изменении трудовых отношений. Механизм функционирования этих отношений только частично определен в концепции Трудового кодекса Республики Казахстан [59, с.3]. То есть автор подтверждает мысль о том, что ТК РК не раскрывает в полном объеме те права, которые имеют место в Конституции страны.

В этой связи наиболее удачным, по нашему мнению, является Трудовой кодекс РФ, где раздел 13 полностью посвящен защите трудовых прав и свобод, а также способам защиты трудовых прав работников. Считаем это правильным, поскольку простой рабочий, чьи права были нарушены, может самостоятельно ознакомиться и выбрать тот или иной способ для защиты своих трудовых прав, не прибегая к помощи юристов. Считаем, также ТК РФ удобным в применении в отличие от ТК РК, где при возникновении необходимости защиты трудовых прав работников, необходимо просмотреть все институты ТК РК, что порой затрудняет действия даже человека с юридическим образованием, ищущим ответ на свой вопрос, не говоря о человеке труда, не имеющем специального образования.

Поэтому полагаем, что ТК РК должен быть дополнен главой, полностью посвященной вопросам защиты трудовых прав работников. В данной главе следует указать конкретные способы защиты трудовых прав работников в определенной последовательности, с учетом того, чтобы стороны смогли обратиться за разрешением спора к медиатору или в суд на любой его стадии. Данные изменения предлагается внести именно в ТК РК, так как именно Кодекс определяет цели и задачи всего трудового законодательства РК, тем самым определяя направление развития трудового законотворчества. Особо при этом следует акцентировать внимание на медиации, что очень удобно для работника без юридического образования и без громоздкой судебной защиты, необходима разъяснительная работа в части обращения к медиаторам.


Защиту трудовых прав следует начинать не с подачи искового заявления, как делает большинство работников, а с инициации примирения или урегулирования разногласия на рабочем месте. И только в том случае, если самостоятельная защита не увенчалась успехом, то в этом случае к отстаиванию трудовых прав можно привлечь профсоюз, или иную общественную организацию членом которого является тот работник, чьи права были нарушены. Безрезультативность выше перечисленных способов защиты трудовых прав работников обуславливает подачу заявления в государственные органы, уполномоченные осуществлять защитные функции.

Подобное решение актуального вопроса представляется не только теоретически правильным, но практически полезным. Оно позволило бы рассматривать защиту трудовых прав работников в качестве целостной системы, состоящей из совокупности мер правового принуждения, используемой в связи с нарушением этих прав и направленных на их защиту. Безусловно, вопрос защиты трудовых прав тесно связан с такими понятиями в теории трудового права как ответственность за нарушение трудового законодательства, охрана труда, применение норм трудового права. Однако, защита трудовых прав не сводится ни к одному из вышеуказанных понятий, тем самым сохраняя свою самостоятельность.

Цель защиты трудового права состоит в обеспечении работнику таких условий, в которых работник может свободно пользоваться социальным благом, т.е. своим конституционным правом. Необходимость в такой защите обусловлена тем, как подчеркивается в ряде конвенций Международной организации труда, работник является наиболее слабо защищенной стороной трудовых отношений, в связи, с чем нуждается в защите государства и общества от произвола работодателя.

Значительную роль в правовом регулировании защиты трудовых прав работников имеют нормы международного права, в которых главенствующая роль принадлежит нормам конвенций и рекомендаций Международной организации труда. Данные акты направлены непосредственно на защиту интересов трудящегося. Казахстан ратифицировал следующие конвенции МОТ: № 29 от 28 июня 1930 года «О принудительном или обязательном труде», № 81 от 19 июня 1947года «Об инспекции труда в промышленности и торговле», № 87 от 10 июля 1948 года «О свободе ассоциаций и защите права на организацию», № 88 от 9 июля 1948 года «Об организации службы занятости», № 98 от 8 июля 1949 года «О применении принципов права на организацию и ведение коллективных переговоров», № 100 от 6 июня 1951 года «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности», № 105 от 5 июня 1957 года «Об упразднении принудительного труда», № 111 от 4 июня 1958 года «О дискриминации в области труда и занятости», № 122 от 17 июня 1964 года «О политике в области занятости», № 129 от 4 июня 1969 года «Об инспекции труда в сельском хозяйстве», № 135 от 2 июня 1971 года «О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях», № 138 от 6 июня 1973 года «О минимальном возрасте для приема на работу», № 144 от 2 июня 1976 года «О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм», №148 от 1 июня 1977 года «О производственной среде», №155 от 3 июня 1981 года «О безопасности и гигиене труда и производственной среде», № 162 от 24 июня 1986 года «Об охране труда при использовании асбеста», № 167 от 20 июня 1988 года «О безопасности и гигиене труда в строительстве», № 182 от 1 июня 1999 года «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда», №183 от 15 июня 2000 года «О Конвенции (пересмотренной) 1952 года об охране материнства», № 185 от 19 июня 2003 года «О Конвенции (пересмотренной) 1958 года об удостоверениях личности моряков» [60].


Отношения по защите трудовых прав работников помимо ТК РК регулируют также кодифицированные акты как: Гражданский кодекс РК (ГК РК), Гражданский процессуальный кодекс РК (ГПК РК), Кодекс об административных правонарушениях РК (КоАП РК), Уголовный кодекс РК (УК РК), Уголовно-процессуальный кодекс РК (УПК РК).

Высокую ценность в обеспечении защиты трудовых прав работников имеют отраслевые кодифицированные акты (и теория соответствующих отраслей права). Так, ГК РК предусматривает возмещение работнику материального и морального вреда, КоАП РК и УК РК предусматривают виды ответственности за нарушения трудового законодательства, ГПК РК и УПК РК регулирует процесс судебной защиты трудовых прав работников.

К законодательным актам, регулирующим общественные отношения по защите трудовых прав работников относятся: Конституционный закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года N 132 «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», Закон Республики Казахстан от 6 января 2011 года № 380-IV «О правоохранительной службе», Закон Республики Казахстан от 19 июня 1995 года N 2337 «О правовом положении иностранцев», Закон Республики Казахстан от 27 июня 2014 года «О профессиональных союзах», Закон Республики Казахстан от 7 июля 2004 года N 581 «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан», Закон Республики Казахстан от 22 июля 2011 года № 477-IV «О миграции населения», Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года N 149 «О занятости населения», Закон Республики Казахстан от 7 марта 2002 года N 299 «О дипломатической службе Республики Казахстан», Закон Республики Казахстан от 6 января 2012 года № 527-IV «О национальной безопасности Республики Казахстан», Закон Республики Казахстан от 13 апреля 2005 года N 39 «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», Закон Республики Казахстан от 18 февраля 2011 года № 407-IV «О науке», Закон Республики Казахстан от 28 января 2011 года № 401-IV «О медиации», Закон Республики Казахстан от 2 апреля 2010 года № 261-IV «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», Закон Республики Казахстан от 21 декабря 1995 г. N 2709 «О Прокуратуре», Закон Республики Казахстан от 7 марта 2014 года № 176-V ЗРК «О реабилитации и банкротстве», Закон Республики Казахстан от 31 мая 1996 г. N 3 «Об общественных объединениях», Закон Республики Казахстан от 8 августа 2002 года N 345 «О правах ребенка в Республике Казахстан», Закон Республики Казахстан от 21 мая 2013 года N 94-V «О персональных данных и их защите» и др.

В целях неукоснительного исполнения законодательных актов Президент РК, Правительство РК, а также иные госорганы издают нормативные акты. Согласно ст.3 Закона Республики Казахстан от 24 марта 1998 года N 213 «О нормативных правовых актах», к нормативным правовым актам, регулирующим вопросы деятельности, связанной с защитой трудовых прав работников, относятся также, Указ Президента Республики Казахстан от 10 марта 2000 года N 357 «Об утверждении Положения о порядке прохождения государственной службы», Указ Президента Республики Казахстан от 25 июля 2006 года N 154 «О Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2011 годы», Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года», Указ Президента Республики Казахстан от 11 декабря 2008 года N 711 «О подписании Конвенции о правах инвалидов и Факультативного протокола к Конвенции о правах инвалидов», Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2011 года № 1617 «О внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2010 года № 1507 «Об утверждении Стратегического плана Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан на 2011-2015 годы», Постановление Правительства Республики Казахстан от 1 октября 1996 г. N 1199 «О мерах по стабилизации деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы и мест предварительного заключения под стражу в Республике Казахстан» и т.д. Наибольшее количество подзаконных актов действует в области государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.


В связи с тем, что правовые вопросы защиты трудовых прав работников не нашли должного законодательного регулирования, считаем что необходимо восполнить правовые пробелы путем заключения соглашения, коллективного договора или принятия локальных актов работодателя регламентирующие вопрос защиты трудовых прав работников.

Обобщая содержание данного раздела, приходим к следующим выводам:

  1. Предлагаем разграничить и определить соотношение таких важных правовых категорий как «охрана труда» и «защита трудовых прав». Во-первых, термин «охрана труда» следует понимать в целом как характеристику отрасли трудового права, как социальной отрасли, с другой как отдельный институт трудового права. - Во-вторых, под определением «защита трудовых прав» следует понимать совокупность правовых средств направленных на пресечение правонарушений, восстановление нарушенного права, а также устранения препятствий к реализации субъективных трудовых прав субъектов трудовых отношений.

  2. Мы полагаем, что ТК РК должен быть дополнен главой, посвященной полностью вопросам защиты трудовых прав работников. В данной главе предлагается указать конкретные способы защиты трудовых прав работников, с особым указанием на роль медиации в разрешении трудового спора.

  3. Предложено отнести к защитной функции не только меры по предупреждению, предотвращению, но и меры по устранению причин, порождающих нарушения законности. К мерам устранения причин предлагаем отнести обучение работодателей или его представителя в лице главного HR директора или начальника отдела кадрового обеспечения основам трудового законодательства. С целью предотвращения нарушений трудового законодательства рекомендуется обучать именно данных лиц, поскольку именно ими проводится процедура приема и увольнения. Принятие подобных мер позволит предотвратить нарушения трудовых прав работников, особенно таких, как незаконное привлечение к дисциплинарной ответственности, незаконное расторжение трудовых договоров по инициативе работодателя и т.д.

  4. Внедрить систему обязательной сертификации руководителей организаций и работников кадрового отдела.

  5. Определить защиту трудовых прав можно как «деятельность уполномоченных государственных органов, организаций, самих субъектов права по устранению препятствий в осуществлении прав, пресечению правонарушений, восстановлению нарушенных прав, возмещению причиненного ущерба и привлечению виновных лиц к ответственности с использованием совокупности материально-правовых, организационных и процессуальных способов. Определение защиты трудовых прав работников предлагаем закрепить в ст.1 ТК РК.

  6. Необходимо законодательно закрепить самозащиту как способ защиты трудовых прав работников.





























1.2 Роль международного и зарубежного трудового права в совершенствовании механизма защиты трудовых прав работников в Республике Казахстан


Одним из основных принципов современного международного права является принцип уважения прав и свобод человека. Данный принцип базируется на положениях более 100 международно-правовых договоров по правам и свободам человека. Одна из основных обязанностей государств, вытекающих из указанного принципа, - внедрить международные стандарты прав и свобод человека во внутригосударственное право, строго соблюдать их. Большинство государств включили эти стандарты в свои конституции, законы и иные нормативные правовые акты [61, с.528]. В том числе и Казахстан.

С момента появления первых профессиональных союзов данный институт стал активно участвовать в политических и социально-экономических процессах. Это обусловлено тем, что профсоюзы совместно с государственными органами выполняют определенные функции (трудовая инспекция, социальное страхование, обеспечение условий труда и рекреации трудящихся). В настоящее время деятельность профсоюзов контролируется всемирным профцентром – Международной конфедерацией свободных профсоюзов (далее-МКСП) – высшим органом которого является Конгресс, проходящий один раз в четыре года. Профсоюзы являются основными защитниками интересов работающих категорий населения перед работодателями, способствуют реализации прав трудящихся, улучшению условий труда и обеспечению соответствующего уровня заработной платы. Для достижения этой цели используются механизмы переговоров и двух - трехсторонних консультаций, стачечное и забастовочное движение и т.п. Профсоюзы в различных формах сотрудничают с парламентами или оказывают на них влияние, в том числе и путем лоббирования своих интересов [62].

Механизм защиты прав и свобод в сфере труда представляет собой совокупность правовых норм, правовых учреждений и юридических процедур, при помощи которых осуществляется защита и восстановление охраняемых законом трудовых прав, свобод и законных интересов. Дополняется данный механизм международными средствами в случае недостаточности мер национальной защиты [63, с.93]. В настоящее время растет влияние международного права не только на право международного сообщества, но и на внутреннее право государств, входящих в данное сообщество. Особенно велика роль международного права в деле защиты прав человека, к числу которых относятся и трудовые права [64, с.62].

Для определения положения, которое занимают нормы международного права в системе источников трудового права РК, прежде необходимо определить их место в системе права РК в целом. Так, в ст. 4 Конституции РК впервые закреплена норма, в соответствии, с которой действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики [1].