Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента (Древние мыслители о лидерстве).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Этапы становления науки о лидерстве и основные теории лидерства
1.1. Древние мыслители о лидерстве
1.2.Изучение природы лидерства в начале 20 века. Формирование теорий о лидерстве
Глава 2. Менеджмент в гостиничном бизнесе на примере отеля “Club hotel Phaselis Rose”. Лидер отеля
2.1. Сущность управления и уровни управления
2.2. Краткая характеристика отеля и устройство менеджмента
3.1. Современные виды и стили лидерства
- умение нравиться, завоевывать симпатии, общительность, дружелюбие;
- политическая воля, готовность брать на себя ответственность;
- острый ум, политическая интуиция, чувство юмора;
- организаторский талант, ораторские способности;
- умение ориентироваться в новой ситуации и принимать решения адекватные ей;
- наличие программы, отвечающей интересам последователей.
Однако анализ показал, что ни одна из черт не занимала стабильного места в перечнях исследователей. Так, 65% черт были упомянуты лишь однажды, 16–20% — дважды, 4–5% — трижды и 5% черт были названы четыре раза.[33]
Теодор Тит (Teodor Tit) в книге «Искусство лидера» выделил следующие лидерские качества: физическая и эмоциональная выносливость, понимание назначения организации, энтузиазм, дружелюбие, порядочность.
Р. Стогдилл (R. Stogdill) в 1948 году сделал обзор 124 исследований, и отметил, что их результаты зачастую противоречат друг другу. В разных ситуациях проявлялись лидеры, обладающие порой противоположными качествами. Он заключил, что «человек не становится лидером только потому, что он обладает набором личностных черт» [34] .
Стало очевидно, что не существует универсальных лидерских качеств. Однако, данный автор также составил свой список общих лидерских качеств, выделив: ум и интеллект, господство над другими, уверенность в себе, активность и энергичность, знание дела.
Р. Манна (Robert Mann) в 1959 году постигло аналогичное разочарование. Он так же выделил качества личности, определяющие человека как лидера и влияющие на отношение окружающих к нему [35].
К ним относятся:
- интеллект (результаты 28 независимых исследований указывали на положительную роль интеллекта в лидерстве); (по мнению Манна, ум являлся важнейшей чертой лидера, однако практика этого не подтвердила);
- приспосабливаемость (обнаружено в 22 исследованиях);
- экстравертность (по результатам 22 исследований выявилось, что лидеры общительны и экстравертны) (однако, если руководствоваться мнением товарищей по группе, экстраверты и интроверты имеют равные шансы стать лидерами);
- способность к влиянию (согласно 12 исследованиям это свойство напрямую связано с лидерством);
- отсутствие консерватизма (17 исследований выявили отрицательное влияние консерватизма на лидерство);
- восприимчивость и эмпатия – осознанное понимание внутреннего мира или эмоционального состояния другого человека (результаты 15 исследований говорят, что эмпатия играет незначительную роль).[5]
В первой половине 20 века М.Вебер(M. Weber) сделал вывод, что «три качества являются решающими: страсть, ответственность и глазомер… Страсть как ориентация на существо дела и самоотдачу… Глазомер как способность поддаться воздействию реальности… соблюдение дистанции по отношению к людям… Проблема состоит в том, чтобы объединить в одном человеке, и жаркую страсть, и холодный глазомер”. [6]. Кстати, именно Вебер вводит понятие «харизма», на основе которого выстраивается теория харизматического лидерства (преемница теории черт).
Харизматическое лидерство, основанное на эмоциональном требовании (всплеске) со стороны последователей, по мнению Холландера, обязывает лидера иметь определенную власть над ними, особенно в кризисные периоды, когда чувствуется необходимость в директивах и неуправляемости действий.
А М.Гантер, подтверждая мнение Холландера, выводит шесть основных характеристик, присущих харизматическому лидеру:
-“обмен энергией”, или суггестивные[7] способности личности, умение воздействовать на людей, «излучать» энергию и заряжать ею окружающих;
- “завораживающая внешность”. Есть в его облике нечто такое, что можно было бы обозначить как «инфернальное», если бы речь шла о художественном образе;
- “независимость характера”. В своем стремлении к благополучию и уважению эти люди не полагаются на других;
- “хорошие риторические способности и некоторый артистизм”. У них выразительная речь и высокие способности к межличностному общению;
- “положительное восприятие восхищения своей персоной". Эти лидеры чувствуют себя комфортно, когда другие выражают восхищение ими;
“достойная и уверенная манера держаться”. Они выглядят собранными и производят впечатление людей, владеющих ситуацией.
По мнению таких исследователей, как Дж.Коттер, Д.Нейдлер, Р.Хакманн, Э.Лоулер, люди чаще поддаются влиянию тех, кто обладает восхищающими их чертами характера, кто является их идеалом и кому они хотели бы подражать.[8]
Харизматический лидер способен нарисовать идеальное будущее и показать путь к нему. Он обладает даром убеждения, воодушевляя последователей, которые считают его непогрешимым. Но ситуация и реакция окружающих также влияют на эффективность харизматического лидера. Лидер может эксплуатировать такие факторы, как готовность последователей подчиняться и наличие критической ситуации, с пользой для себя, хотя этот тип лидерства и нельзя назвать самым эффективным. Берне и Басе показали, что лидер-преобразователь может повысить этический и интеллектуальный уровень группы, объединить действия людей, не играя на эгоистических интересах. [9]
В современной научной литературе можно найти множество ответвлений харизматических теорий лидерства. Это такие как:
1 Религиозная концепция харизмы.
2 Функционально-социологическая теория харизмы.
3 Психологические и психоаналитические теории харизмы.
4 Теория искусственной харизмы.
5 Атрибутивная теория харизмы.
6 Теория когнитивного ресурса.
7 Трансформационное лидерство - является современным олицетворением теории харизмы. Понятие было введено Дж. В.Доунтом(1973).[10]
Теория черт обладает рядом недостатков:
- Перечни лидерских качеств, разработанные разными исследователями, оказались практически бесконечными, и, более того, противоречили друг другу, что сделало невозможным создание единого образа лидера.
- В момент рождения теории черт и «великого человека», практически отсутствовали точные методы диагностики личностных качеств, что не давало выделить универсальные лидерские качества.
- В силу предыдущего пункта, а также нежелания учитывать ситуационные переменные, не удалось установить связь между рассмотренными качествами и лидерством.
- Оказалось, что одну и ту же деятельность различные лидеры могут осуществлять в соответствии с их индивидуальными особенностями, оставаясь при этом одинаково эффективными.
- Данный подход не учитывал такие аспекты, как характер взаимодействия лидера и последователей, условия среды и др., что неизбежно приводило к противоречивым результатам.
В связи с этими недостатками и занятием ведущих позиций бихевиоризмом (наука о поведении), исследователи перешли к изучению стилей поведения лидера, пытаясь выделить самый эффективный из них.[11]
Безуспешные поиски Стогдилла повлекли за собой переход от исследований черт характера лидеров к рассмотрению особенностей поведения, присущего успешным лидерам. Наиболее влиятельное исследование лидерского поведения было проведено в Университете штата Огайо. Членов групп просили оценить их лидеров по девяти параметрам. Критерием являлась частота, с которой лидер следовал той или иной модели поведения. Анализ тысяч опросных листов выявил два основных фактора в поведении лидера: (1) “уважение” - внимание к чужому мнению, дружелюбие и умение найти подход к каждому и (2) "посвящение в структуру" - определение задач и ролей для членов группы и направление их усилий на исполнение задачи.
Результатом исследований в рамках этого подхода были разнообразные - от простых до очень сложных - категориальные системы лидерского поведения, такие как, например, "Интегративная таксономия поведения менеджера" Юкля или знаменитая "Решетка управления" Р. Блейка и Д. Моутона. Однако было также установлено, что поведение лидеров не связано напрямую с результативностью их деятельности.
Теории “ситуационности” представляют собой попытку учитывать и роль личности, и ситуационные факторы в предсказании эффективности лидерства. Влияние личности лидера и стиля его поведения на производительность ставится в зависимость от природы ситуации.
Согласно “ситуационной” модели эффективности лидера Ф. Фидлера эффективность функционирования группы зависит от двух взаимосвязанных факторов: личности лидера и того, насколько ситуация позволяет лидеру осуществлять контроль и оказывать влияние на групповые процессы и их результаты. Кроме того, лидерство - это динамический процесс - по мере изменения ситуационного контроля меняется и стиль лидерства.
Теория “путь – цель” утверждает, что действия индивида основываются на ожидании того, что прилагаемые усилия приведут к желаемому результату (см. Теория ожиданий). По Хаусу и Митчеллу, основные функции лидера - обеспечивать условия, при которых цели достижимы и помогать группе их добиваться, указывая к ним путь. Мотивация и удовлетворенность подчиненных усиливается в той степени, в какой они видят в лидере необходимый фактор достижения цели.
Эффективность стиля лидера зависит от характеристик подчиненных и специфики задач. Лидер должен обеспечивать то, чего не хватает в данной ситуации. Чем ниже компетенция подчиненных, тем больше потребность в директивном стиле руководства и структурированности задач. Чем компетентнее сотрудники, тем хуже воспринимается чрезмерный контроль. Чем меньше структурированность задачи, тем больше нужда в указаниях лидера относительно пути к цели.
Критика данной теории состоит в том, что она лучше описывает достижение удовлетворенности работой, а не производительности.
Модель нормативных решений.
В. Врум и У. Йеттон предположили, что эффективность действий лидера определяется знанием того, когда и в какой степени допускать подчиненных к участию в принятии решений. Выделяется пять уровней участия - от автократического (лидер единолично принимает решения, используя доступную информацию) через консультативный к совместному (все участвуют в обсуждениях). Степень участия последователей в принятии решений определяется ситуационными факторами - от количества доступной информации до вероятности конфликта между подчиненными.
Теория жизненного цикла.
П. Херси и К. Бланшар связывают поведение лидера со зрелостью группы. Исходя из того, что никакой стиль поведения не может удовлетворять сразу всем условиям ситуации, главным для лидера предполагается умение менять поведение в зависимости от зрелости группы. В понятие “зрелость” входят профессиональные умения, способности, опыт, а также психологические характеристики - уверенность в себе и мотивация членов группы. Чем “моложе” группа, тем более директивным должно быть руководство. По мере "взросления" группы лидер должен больше привлекать последователей к обсуждению задач. Смена кадров, реорганизация или изменение миссии снижает зрелость группы. Недостаток данной теории в том, что она не учитывает внешние факторы функционирования группы.
Многофакторная модель.
Предшествующие теории рассматривали поведение лидера или ситуацию с точки зрения одной-двух характеристик. Многофакторная модель описывает 14 вариантов поведения лидера, включая поддерживающий, делегирующий часть полномочий, поощряющий, развивающий, направляющий и другие стили поведения. Согласно этому подходу поведение лидера, влияя на групповые процессы, сказывается на производительности, т. е. групповые процессы стоят между действиями лидера и результатами работы группы.
Данная теория более полно, чем другие модели, раскрывает связь между производительностью, поведением лидера и ситуацией, выделяя краткосрочную и долгосрочную стратегии повышения эффективности групповой деятельности, с различными механизмами воздействия со стороны лидера. Но она не учитывает характеристики последователей, определяющие их реакцию на действия лидера. Кроме того, теория слабо освещает зависимость между поведением лидера и групповыми процессами.
Теория познавательных ресурсов.
Считается, что эффективный лидер умен и опытен, но исследования показывают, что сами по себе эти качества не влияют на производительность группы. Их влияние зависит от ситуационных факторов: способности лидера руководить группой и отсутствия конфликтов и стрессов. Кроме того, чем опытнее лидер, тем меньше он использует свой интеллект; умный же руководитель меньше полагается на интуицию и опыт, что хорошо в ситуации небольшого стресса, но мешает в кризисную минуту.[12]
Исследование этапов развития теорий лидерства и моделей лидерства показало, что во многих из них подчеркивается, особо обращается внимание на то, что последователи лидеров стремятся им подражать, копировать их, а также выполнять их задания, поручения, работу им данную. Это очень важный момент, поскольку лидер - это руководитель и эффективное управлении персоналом во многом зависит от способности руководителя оказывать влияние на подчиненных, направляя их усилия на достижение стратегических целей организации. Инструментом подобного воздействия наряду с принуждением, убеждением, стимулированием, является авторитет руководителя.[13]
1.3.Сущность авторитета
Авторитет – это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, умением работать с людьми. На авторитет руководителя большое влияние оказывает наличие высокой культуры общения, которая выражается в нормах профессиональной этики.