Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента (Древние мыслители о лидерстве).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Представить современное предприятие в любой сфере деятель­ности без наличия в нем менеджеров просто невозможно. Менеджеры управляют всеми структурами предприятия, фирмы. Однако менеджеры подразделяются на специалистов разных уровней, разных звеньев, начиная с низших и до уровня топ-менеджеров.

Практически на каждом уровне управления среди менеджеров есть ли­деры: есть лидеры формальные и есть неформальные. Лидеры, это люди, которые пользуются непререкаемым авторитетом, но лидер, в то же время, также является равноправным участником группы и всё же к его мнению, по той или иной причине, прислушивается коллектив.

Английское слово “Leader” (новый Англо-Русский словарь В. К. Мюллер издательство Дрофа 2008 С.447) в переводе на русский язык имеет множе­ство вариантов перевода, но основное значение слова - это ре­гент, глава, руководитель, вождь, командир, таким образом, ви­дим, что это че­ловек, ставящий определенные задачи, принимающий ре­ше­ния. Бытует мне­ние, что лидерами не становятся, а ими рожда­ются. А  может, возможно, им и стать? Что же должен человек сде­лать, чтобы стать лидером? Какими чер­тами характера должна обладать личность, чтобы лидерствовать? Как чело­век должен себя вести, чтобы его при­знали лидером? Эти и другие вопросы я хочу рассмотреть в дан­ной кур­совой работе.

От лидера зависит решение всех поставленных перед предприя­тием, фирмой, задач, как стратегического характера, так и выполнение за­дач текущего и оперативного планов.

Изучение теории лидерства, применение её на практике играет боль­шую роль в производственном процессе, помогает решать кадровые во­просы, способствует улучшению качества предоставляемых услуг.

Цель курсовой работы заключается в изучении и проведении тео­ре­тических и практических исследований особенностей феномена ли­дерства и авторитета в менеджменте, рассмотрении сущности лидерства.

Тема “Лидерства” интересна тем, что её изучением занимается не только предмет «Менеджмент», но и пересекаются такие науки как психо­логия, и социология. Она актуальна как для личности, так и для общества в целом.

При написании курсовой работы была использована и учебная литература, и специальная, например такая как: Основы менеджмента. Конспект лекций. История развития лидерства. И. Котляров “Социология лидерства, теоретические и аксиологические аспекты”. Полный список использованной литературы приведен в разделе “Библиография”.


Использование в курсовой работе научных статей, научных журна­лов, публикаций в научных и периодических изда­ниях, материалов, находящихся в свободном доступе в сети Интернет позво­ляет обеспе­чить надежность моих обоснований, научную доказан­ность ос­новных положений и выводов в курсовой работе.

Глава 1 Этапы становления науки о лидерстве и основные теории лидерства

1.1. Древние мыслители о лидерстве

Вопрос понятия и цели управления занимал умы людей, начиная с древ­них времен. Различные древнегреческие мыслители по-своему тракто­вали поня­тие управ­ле­ние, лидерство. Так, например, Сократ считал, что самым важным является нуж­ный человек на правильном месте, выпол­няющий поставленные задачи. Платон утверждал, что управление - глав­ный элемент жизнеобес­пе­чения обще­ства. Аристотель доказывал необхо­димость наличия управляющего над ра­бами, чтобы владельцы могли по­святить себя более нужным делам. А в Древнем Риме обязательно контролировали выполненную ра­боту, сравнивали результаты и выясняли причины невыполнения плана.

Древние мыслители рассматривали лидерство как комплекс выда­ю­щихся лич­ностных черт. Они обратили внимание на способность лиде­ров быть луч­шими среди других, решать многочисленные про­блемы, оказы­вать решающее воздей­ствие на те или иные собы­тия, эффективно управ­лять действиями лю­дей. При­чем, как утверждал Платон, умение управлять людьми, это одно из сложнейших и самых труднодостижимых умений.

Существенный вклад в становлении науки о лидерстве (ге­роях, прави­телях) внес известный китайский мыслитель Сюнь-Цзы. Он был уверен, что для того, чтобы стать настоящим лидером, необходимо постоянно учиться, формировать свои лучшие качества, проявлять их в сложнейшие ми­нуты жизни. Другой китайский мыслитель Хань Фэй (ученик Сюнь-Цзы) подчер­ки­вал, что: “правителю надлежит обладать не только знанием, но и уме­нием эф­фек­тивно использовать это знание”.

Завершенность концепции формирования лидеров античного мира нашли в тру­дах Платона. Его труды посвящены созданию идеального государства, но даже в идеальном государстве, считал Пла­тон, необхо­димо, чтобы были пра­вители и подчиненные и, “главнейшим требова­нием является, по-види­мому... чтобы не­сведущий следовал за руковод­ством разумного и был под его властью.”[1]


Труды древних ученых способствовали становлению и дальней­шему разви­тию науки о лидерстве. Мир развивался, совершенствовался, переходил от одного этапа своего раз­вития к другому.

1.2.Изучение природы лидерства в начале 20 века. Формирование теорий о лидерстве

Промышленная революция, повлекшая стремительный рост про­изводи­тельных сил на базе крупной машинной индустрии способство­вала тому, что на рубеже 19-20 веков начали появляться огромные пред­приятия. Из-за этого потребова­лась смена системы управления произ­водством, изменение струк­туры управле­ния, остро встал вопрос о ру­ководителях всех звеньев произ­водства, от брига­дира, начальника цеха до руководителей предприятием и, соответственно, начинает формиро­ваться более современная трактовка по­нятия героя, руково­дителя, ли­дера. Активно включаются в этот процесс уче­ные, психологи, социо­логи. Формируются новые концепции лидерства.

Влияние на развитие концепций лидерства оказали работы фран­цузских со­цио­логов, основоположников социальной психологии Габ­риэля Тарда (1843-1904) и Г. Лебона (1841-1931).

Все крупнейшие достижения человечества, по их мнению - ре­зуль­тат дея­тель­ности крупных личностей; последователи же, состав­ляют подавляющее боль­шинство, только подражают выдающихся лю­дей.

По­следователей Г. Тард обо­значает термином “толпа” и указывает на их отсталость, неумение рассуж­дать, рабскую покорность “силь­ному”. Ли­дер, по мнению Г. Тарда, во имя прогресса должен бороться с косностью толпы, захватывать её новшествами, уметь “бить толпу по нервам” и этим добиваться успеха и подчинения.

Лебон же утверждал, что толпа (последователи) играют главную роль в обще­ственной жизни и доминирует над лидером, задает ему цель, задачи и про­грамму поведения. Толпа может сбросить лидера и пойти за тем, кто пообе­щает ей что-то лучшее, поэтому лидер должен следовать за толпой, исполь­зовать свою власть с учетом законов психо­логии.[2]

Дальнейшее активное развитие изучения природы лидерства происхо­дит в период между 1930-1950г.г. Изучение этого вопроса про­исходит на си­сте­матиче­ской основе и в крупных масштабах. Проводимые исследования ставили своей целью выявить личност­ные харак­те­ристики эффективных ру­ководителей.


Таким образом, сформировалась теория черт или теория великих людей, на примерах изучения жизни и деятельности, как королевских династий, так и полководцев, а также политических и государственных деятелей.

В 1954 году Е. Боргатта и его коллеги создали теорию лидерства так назы­вае­мого «великого человека» («Great man» theory).

Исследуя множество групп из трех человек, цель работы которых была оди­наковой, они установили, что, как правило, наиболее высокую оценку со сто­роны членов группы получал тот из них, чей показатель интеллекта был наивысшим. При этом учитывались лидерские способ­ности, степень участия в решении групповой задачи и социометрическая популярность человека. Будучи выбранным в лидеры в первой из трех эксперимен­тальных групп, он сохранял эту позицию и в последующих двух груп­пах, то есть становился «великим чело­веком» на основе пер­вого выбора. Важным обстоятельством в этом экспери­менте являлось то, что во всех случаях менялся лишь состав участников, группо­вые задачи и внешние условия оставались прежними. [3]

Есть интересные закономерности, обнаруженные в рамках тео­рии великих людей:

1.Часто лидеры движимы желанием власти. У них сильна концентрация на самом себе, забота о престиже, честолюбие. Такие лидеры лучше со­циально подготов­лены, проявляют гибкость и спо­собность к адаптации. Властолюбие и способ­ность к интригам по­могают им оста­ваться «на плаву». Но для них существует проблема эффективности.

2. Исследование исторических записей показало, что среди 600 монар­хов наибо­лее знаменитыми были либо очень высокомораль­ные, либо исключи­тельно амораль­ные личности. Отсюда выделя­ются два пути к знаменитости: надо или быть об­разцом морали или обладать бес­прин­ципностью.[4]

Теория «великого человека» породила новую важную идею: если лидер одарен уникальными качествами, которые передаются по наслед­ству, то необходимо эти качества определить. Данная мысль породила теорию лидер­ских черт.

Теория лидерских черт.

Теория черт стала развитием теории «Великого человека», утвер­ждающей, что выдающиеся люди от рождения наделены лидерскими ка­чествами. В со­ответ­ствии с ней, лидеры обладают общим набором черт, благодаря которым они за­нимают свои позиции и приобретают способ­ность принимать властные решения в отношении других. Качества ли­дера являются врожденными, и если человек не родился лидером, то он им и не станет.

Сесил Родс (Cecil Rhodes) дал еще один стимул для развития дан­ной концеп­ции, указав на то, что при возможности выделить общие ли­дерские качества, можно было бы уже с ранних лет выявлять людей с лидерскими задатками и развивать их потенциал.[30]


Э. Богардус в книге “Лидеры и лидерство” 1934 года перечисляет десятки ка­честв, кото­рыми должен обладать лидер: чувство юмора, такт, умение предви­деть, внешняя привлекательность и другие. Он пытается доказать, что лидер – это человек, обладающий врожденным биопсихо­логическим ком­плек­сом, обес­печивающим ему власть.

В 1954 году Р. Каттел (R.Cattell) и Г. Стайс (G.Stice) выделили че­тыре типа ли­деров:

  1. «технический»: решает краткосрочные задачи; чаще других вли­яет на членов группы; обладает высоким интеллектом;
  2. «выдающийся»: оказывает сильное влияние на действия группы;
  3. «социометрический»: полюбившийся лидер, наиболее симпа­тич­ным для товари­щей;
  4. «выборочный»: выявляется в ходе деятельности; более эмоци­о­нально устой­чив, чем другие.

При сопоставлении лидеров с другими членами группы, первые опережали по­следних по восьми свойствам личности:

  1. нравственная зрелость, или сила «Я» (С);
  2. влияние на окружающих, или доминирование (Е);
  3. целостность характера, или сила «Сверх-Я» (G);
  4. социальная смелость, предприимчивость (Н);
  5. проницательность (N);
  6. независимость от вредных влечений (О);
  7. сила воли, управление своим поведением (Q3);
  8. отсутствие излишних переживаний, нервного напряжения (Q4).

Исследователи пришли к следующим выводам: индивид с низким уровнем Н (робость, неуверенность в себе) вряд ли станет лидером. Тот, кто обладает высо­ким показателем Q4 (чрезмерная осторожность, вол­нение) не будет все­лять уве­ренность; если группа ориентирована на высшие ценности, то лидера следует искать среди людей с высоким G (целостность характера, или сила «Сверх-Я»).[31]

О.Тид(О. Teаd) называет пять характеристик лидера:

  1. физическая и нервная энергия: лидер обладает большим запа­сом энер­гии;
  2. сознание цели и направления: цель должна вдохновлять после­дова­те­лей на ее достижение;
  3. энтузиазм: лидер одержим некоей силой, этот внутренний эн­тузи­азм трансфор­мируется в распоряжения и другие формы влияния;
  4. вежливость и обаяние: важно, чтобы лидера любили, а не боя­лись; ему необхо­димо уважение, чтобы влиять на последователей;
  5. порядочность, верность себе, необходимые черты, чтобы заслу­жить дове­рие.

В. Борг (W. Borg) [32] доказал, что ориентация на власть не всегда связана с са­моуверенностью, а фактор жесткости отрицательно сказыва­ется на лидер­стве.

К. Бирд (С. Byrd) в 1940 году, проанализировал имеющиеся иссле­дования лидер­ства и составил единый список лидерских черт, состоя­щий из 79 наименований. Среди них были названы: