Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента (Древние мыслители о лидерстве).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Этапы становления науки о лидерстве и основные теории лидерства
1.1. Древние мыслители о лидерстве
1.2.Изучение природы лидерства в начале 20 века. Формирование теорий о лидерстве
Глава 2. Менеджмент в гостиничном бизнесе на примере отеля “Club hotel Phaselis Rose”. Лидер отеля
2.1. Сущность управления и уровни управления
2.2. Краткая характеристика отеля и устройство менеджмента
3.1. Современные виды и стили лидерства
Проработав сезон, и зарекомендовав себя должным образом, я, пройдя специальную подготовку, экзамены, тестирование ступил на новый уровень своей деятельности - стал ресепшионистом. Эта ступень - низший уровень менеджмента.
2.3. Лидер отеля
В отеле, как и в любом коллективе, есть лидеры. Примером для меня, для моего карьерного роста служит заместитель управляющего отелем. Эту должность он занимает последние четыре года. Достигнуть уровня топ-менеджера во многом ему помогли личностные качества: он грамотен, харизматичен, умеет взять ответственность на себя, очень быстро в сложных ситуациях принимает ответственные решения, обладает чувством юмора, стрессоустойчив, рассудителен, приятен в общении - умеет выслушать, подсказать, быть уверенным в своих действиях, этого человека обожают в коллективе. Он является настоящим лидером.
Занимая должность заместителя управляющего отелем, этот человек не стеснятся и открыто может подтвердить в разговоре то, что начал свою карьеру с простого беллбоя, работал он и уборщиком номеров, работал ресепшионистом, трудился и в службе аниматоров, где поднялся до должности начальника службы (за этот период, окончив университет) и затем, с учетом всех его качеств, был утвержден на должность заместителя управляющего отеля.
Лично для меня этот человек служит примером, мне хочется ему подражать и также добиться успеха.
Авторитет заместителя управляющего у персонала отеля непререкаем, как эффективный лидер он совместил формальный и приобретенный авторитет.
Кроме личностных качеств и грамотности необходимо обратить внимание на то, что этот человек постоянно саморазвивается, читая популярные бизнес - книги. Он правильно воспринимает какие-либо предложения по улучшению работы, но требует дисциплины и порядка, он всегда прислушивается даже к мелким замечаниям. Его метод и стиль работы подтверждает высказывание Рэма Чарана: “Лучшие из лидеров мыслят концептуально и широко, при этом, никогда не забывая о том, что для исполнения стратегии необходима дисциплина” (книга “Высокий потенциал лидера”) и “Любой перспективный лидер извлечет огромную пользу из отзывов окружающих о своей деятельности”. “Важность роли лидера состоит в том, что он направляет энергию людей в нужное русло и координирует их усилия”.
Учитывая вышеизложенное можно сделать вывод о том, что правильная кадровая политика, современный поход к менеджменту способствует тому, что в отеле отсутствует текучесть кадров, присутствует дух коллективизма, персонал стремится к достижению стратегических задач компании, к выполнению миссии предприятия и во многом это заслуга заместителя управляющего.
Хочется отметить, что отель пользуется огромной популярностью среди туристов. Весь сезон заполняемость номеров составляет 100 процентов, а благодаря лидеру, который пользуется также и непререкаемым авторитетом, решаются быстро и грамотно все возникающие вопросы и проблемы. Все это ставит отель в ряд лучших отелей и приносит ему большие доходы, делает его рентабельным, позволяет не только выжить в тяжелых условиях конкуренции, но и быть в числе процветающих, прибыльных предприятий.
Глава 3 Концепции и стили лидерства в современном мире. Концепция эффективного лидерства эволюционировала по мере накопления знаний об этой науке.
3.1. Современные виды и стили лидерства
В начале XXI века стали появляться современные теории лидерства, в рамках которых особое значение придается способам внедрения изменений, позволяющим адаптироваться к условиям окружающей среды.[19]
На современном этапе развития науки, коммуникаций и технологий появляются новые теории лидерства. Наиболее интересные из вновь появившихся исследований являются электронное лидерство, коннективизм, неврологические исследования, а также теории сложных систем в лидерстве, которые уже активно применяются на практике. Однако следует отметить, что накопленного опыта в этой области еще недостаточно. С другой стороны, новое развитие в последние годы получили классические теории. По-прежнему актуален ситуационный подход, поведенческий анализ, харизматическое и трансформационное лидерство и даже теория черт. В ходе исследований Йонса Йорна Далгаарда, профессора Университета Лундс (Швеция), определились основные ценности лидера: взаимное уважение, доверие, терпимость, любознательность, мужество.
В настоящее время лидерство становится полномочием, которое невозможно делегировать потому, что нельзя быть лидером по назначению, и потому, что лидерство – это, прежде всего ответственность. Ответственность же либо берут, либо нет. Даже в тех случаях, когда ответственным выбирают или назначают, требуется внутреннее согласие человека, иначе все превращается в пустую формальность. Ответственность – это то, без чего в принципе не бывает истинного лидерства, но это требование к лидеру далеко не единственное. Остальные требования, которые предъявляются обществом к современному лидеру имеют два аспекта: они определяют его успешность и постоянно изменяются со временем, так как меняется ситуация в мире.[20]
Огромную роль для успешности лидера, для успешности его дела имеют такие качества, такие черты лидера, как чувство перспективы и терпение.
Чувство перспективы — у лидеров очень развито это чувство, или, иначе говоря, видение того, к чему нужно стремиться, в каком направлении двигаться и как — хотя бы в принципе — достичь цели. Особенно ярко чувство перспективы проявляется у самых известных предпринимателей, таких как основатель Microsoft Билл Гейтс, создавший мировой стандарт программного обеспечения, Луис Герстнер, экс–президент IBM, который реструктуризировал компанию и основным направлением ее деятельности сделал оказание услуг, братья Карл и Тео Альбрехт — они создали крупнейшую немецкую розничную сеть Aldi и предложили покупателям качественные товары по низким ценам.
Терпение — умение ждать подходящего момента, не спеша продумывать все последующие шаги. Эта способность особенно важна при построении нового бизнеса или управлении быстрорастущей компанией, когда нужно выбрать правильную стратегию захвата рынка. Опыт показывает, что не всегда удается добиться цели с помощью масштабных единовременных инвестиций и наилучшей стратегией для предприятия может оказаться тщательная подготовка и пилотное тестирование новой бизнес–концепции.[21]
Совокупность различных теорий лидерства позволяет увидеть разнообразные стороны этого феномена, однако еще не дает его целостной картины. В современной теории лидерства выделяют три основных стиля: авторитарный, демократичный и либеральный.
Авторитарный стиль лидерства подразумевает жесткие способы управления, пресечение инициативы «на корню», отсутствие возможности обсуждения принимаемых решений. Мнение подчиненных не учитывается, всякие попытки сделать что-либо не так моментально пресекаются. В основе лежит страх наказания за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Работа строится на основании конкретных инструкций. Лидер не учитывает предложения коллектива и тех событий, которые происходят в нем.
В основе демократичного стиля лежит коллегиальность принятия решений. Лидер обозначает свою позицию, пытается убедить в ней своих подчиненных, принимает их идеи и рекомендации. Используется так называемый метод кнута и пряника. Однако необходимо обратить внимание на то, что
обеспечить лидерство только мотивационными успехами (“кнутом” либо “пряником”) руководителям сегодня не удается.
Либеральный стиль лидерства можно обозначить как «семья на работе». Лидер есть, но он устранился от руководства. Подчиненные сами определяют, что им делать.
Деловое лидерство.
Деловое лидерство характерно для групп, возникающих на основе производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на эффективность руководства.
Эмоциональное лидерство.
Эмоциональное лидерство возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта.
Совмещение тенденций последних 15 лет сформировало представление о современных лидерских программах, показывая их широкие возможности по развитию лидерских качеств.[22]
В современном менеджменте лидерство невозможно без учебы, высокого уровня знаний, компетентности.
Но не секрет, что и сегодня даже на современных предприятиях многие менеджеры, всех уровней управления, во многом часто уповают на практический опыт работы. Однако им стоит напомнить слова Мао Цзэдуна, одного из величайших мировых лидеров: «Людям, использующим опыт практической работы, нужно постоянно заниматься теоретической учебой и тщательно работать над книгами. Только тогда они смогут систематизировать результаты своей практики и обобщить их. Не будут принимать свой ограниченный опыт за всеобщую истину и смогут избежать ошибок»[23]
Опыт одного человека всегда ограничен, каким бы грандиозным он не был. Теория обобщает практический опыт сотен и тысяч людей. Поэтому недаром говорят, что нет ничего практичнее хорошей теории. Знание теории дает то, что выходит за рамки простого умения и механического воспроизведения отработанных практических навыков. Теория рождает нечто приближающееся к вдохновению, творческой интуиции, придающие всей деятельности законченность, граничащую с искусством. А лидерство — это и есть искусство.
«Нередко о лидерстве мы можем больше узнать от плохого лидера, чем от хорошего, — говорит Джон Эдайр (John Adair), один из ведущих мировых специалистов по лидерству. — Так сказать, учимся на отрицательном примере. Хорошее лидерство часто немногословно и скромно, и вы практически не замечаете его, но плохое лидерство всегда кричит о себе. Вы обязательно заметите недостаток внимания и понимания, равнодушие, стремление избежать перемен, невыполнение своих функций, чрезмерную уступчивость и другие недостатки».[24]
Правильное понимание лидерства состоит, прежде всего, в том, чтобы действовать в соответствии с миссией организации, на ее благо, для достижения ее целей.[25]
В современном мире, где преобладают корпорации со сложной организационной структурой, возникает повышенная потребность в лидерах. Рыночная динамика не дает расслабиться. Те формулы успеха, что действовали еще вчера, сегодня себя изживают. В итоге, если сегодня действовать вчерашними методами или даже чуть лучше, — это не приведет к успеху. Перед компаниями встает задача выдержать натиск перемен и суметь сохранить свою конкурентоспособность в постоянно меняющихся условиях. А чем серьезнее изменения, тем больше потребность в эффективном лидерстве. Поэтому в последние десятилетия бизнес столкнулся с необходимостью создания такой корпоративной культуры, которая всячески способствует развитию лидерских качеств. Главное, что необходимо для процветания организации — это чтобы как можно больше людей участвовали в формировании культуры такого типа.[26]
3.2. Современный подход к подготовке лидеров
Руководители преуспевающих компаний не дожидаются, пока подходящий лидер свалится с неба. Они активно ищут людей с лидерскими способностями и предоставляют им карьерные возможности, позволяющие максимально раскрыть их потенциал. При условии тщательного отбора, обучения и поощрения компании получают в свое распоряжение десятки людей, способных играть роль лидеров.
Прием на работу соискателей, обладающих лидерскими способностями — лишь первый этап процесса воспитания лидеров. Не менее важно дать человеку попробовать себя в различных направлениях для профессионального роста. Часто бывает так, что люди, достигшие высших должностей, имеют опыт работы в нескольких областях, имеющих отношение к их профессии.
Очень распространенный и одновременно наиболее важный этап в карьере эффективных лидеров — это момент, когда в самом начале трудового пути им поручают выполнение сложного и ответственного задания. Молодому специалисту предоставляется возможность попробовать себя в роли лидера, рискнуть и на собственном опыте узнать радость победы и горечь поражения. Такого рода опыт — необходимая предпосылка развития у сотрудника лидерских навыков, а также представлений о перспективах своей работы. Подобное «боевое крещение» дает человеку возможность, как говорится, на своей шкуре испытать трудности роли лидера и вместе с тем почувствовать ее немалые возможности в плане осуществления перемен. Компании, в которых воспитанию лидеров уделяется особое внимание, обязательно стараются поручать относительно молодым специалистам интересные, но ответственные задания. На многих предприятиях ставка делается на децентрализацию полномочий. Этот процесс, по определению, предполагает передачу части важных обязанностей на нижние уровни управления, в результате чего у рядовых сотрудников появляется шанс проявить себя в трудном, но интересном деле. Этот подход с успехом применяется в таких известных компаниях, как Johnson&Johnson, 3M, Hewlett-Packard, General Electric, Intel и других. К тому же руководство этих компаний старается создать как можно больше мелких подразделений, а значит, появляется масса вакансий в нелегкой области общего менеджмента низшего звена. Методы, которые применяются успешными компаниями для отбора и воспитания лидеров, на удивление просты и логичны. Все делается для того, чтобы руководство могло следить за достижениями молодых специалистов и сотрудников на нижних ступенях иерархии. Каждый из топ - менеджеров выносит свое заключение по поводу одаренности того или иного работника и необходимых этапов его дальнейшей подготовки. Затем они обсуждают эти предварительные выводы между собой и принимают окончательное взвешенное решение по каждой кандидатуре. Чтобы стимулировать участие менеджеров в деятельности по воспитанию будущих лидеров, руководители компаний стараются отмечать и поощрять сотрудников, наиболее отличившихся во время подготовки новых кадров. В этом случае редко применяются формальные методы, например повышение зарплаты или премирование, просто потому, что подобные достижения весьма сложно оценить с достаточной точностью. Однако подобные достижения серьезно влияют на карьерные перспективы проявивших себя на этом поприще менеджеров и особенно учитываются начальством при подборе специалистов на высшие управленческие должности. Когда люди узнают, что в дальнейшем их продвижение по службе будет зависеть, в частности, от умения «взращивать» молодые кадры с задатками лидеров, то за воспитательную работу берутся даже те, кто утверждал, будто лидером нужно родиться, а обучение тут не поможет.[27]