Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента (Древние мыслители о лидерстве).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проработав сезон, и зарекомендовав себя должным образом, я, пройдя специ­аль­ную подготовку, экзамены, тестирование ступил на новый уровень своей дея­тельности - стал ресепшионистом. Эта ступень - низший уровень менедж­мента.

2.3. Лидер отеля

В отеле, как и в любом коллективе, есть лидеры. Примером для меня, для моего карьерного роста служит заместитель управляющего отелем. Эту должность он занимает последние четыре года. Достигнуть уровня топ-ме­неджера во многом ему помогли личностные качества: он грамо­тен, хариз­матичен, умеет взять от­ветственность на себя, очень быстро в слож­ных ситу­ациях принимает ответ­ственные решения, обладает чувством юмора, стрес­соустойчив, рассудителен, приятен в общении - умеет выслу­шать, подска­зать, быть уверенным в своих действиях, этого человека обожают в коллек­тиве. Он является настоящим лидером.

Занимая должность заместителя управляющего отелем, этот человек не стеснятся и открыто может подтвердить в разговоре то, что начал свою карь­еру с простого беллбоя, работал он и уборщиком номеров, рабо­тал ре­сепшионистом, трудился и в службе аниматоров, где поднялся до должно­сти начальника службы (за этот период, окончив университет) и затем, с учетом всех его качеств, был утвержден на должность заместителя управля­ющего отеля.

Лично для меня этот человек служит примером, мне хочется ему подра­жать и также добиться успеха.

Авторитет заместителя управляющего у персонала отеля непререкаем, как эф­фективный лидер он совместил формальный и приобретенный автори­тет.

Кроме личностных качеств и грамотности необходимо обратить вни­ма­ние на то, что этот человек постоянно саморазвивается, читая популяр­ные биз­нес - книги. Он правильно воспринимает какие-либо предложения по улучше­нию ра­боты, но требует дисциплины и порядка, он всегда прислуши­вается даже к мел­ким замечаниям. Его метод и стиль работы подтверждает выска­зывание Рэма Чарана: “Лучшие из лидеров мыслят концептуально и ши­роко, при этом, никогда не забывая о том, что для исполнения стратегии необ­ходима дисциплина” (книга “Высокий потенциал лидера”) и “Любой перспек­тивный лидер извлечет огром­ную пользу из отзывов окружающих о своей деятельности”. “Важность роли лидера состоит в том, что он направ­ляет энергию людей в нужное русло и координирует их усилия”.

Учитывая вышеизложенное можно сделать вывод о том, что правиль­ная кадро­вая политика, современный поход к менеджменту способствует тому, что в отеле отсутствует текучесть кадров, присутствует дух коллекти­визма, персонал стре­мится к достижению стратегических задач компании, к выпол­нению миссии предприятия и во многом это заслуга заместителя управля­ющего.


Хочется отметить, что отель пользуется огромной популярностью среди ту­ри­стов. Весь сезон заполняемость номеров составляет 100 процентов, а благо­даря лидеру, который пользуется также и непререкаемым авторитетом, ре­шаются быстро и грамотно все возникающие вопросы и проблемы. Все это ставит отель в ряд лучших отелей и приносит ему большие доходы, де­лает его рентабель­ным, позволяет не только выжить в тяжелых условиях конку­ренции, но и быть в числе процветающих, прибыльных предприятий.

Глава 3 Концепции и стили лидерства в современном мире. Концепция эффективного лидерства эволюционировала по мере накоп­ления зна­ний об этой науке.

3.1. Современные виды и стили лидерства

В начале XXI века стали появляться современные теории лидерства, в рамках которых особое значение придается способам внедрения изменений, позволяющим адаптироваться к условиям окружающей среды.[19]

На современном этапе развития науки, коммуникаций и технологий по­явля­ются новые теории лидерства. Наиболее интересные из вновь появив­шихся исследо­ваний являются электронное лидерство, коннективизм, невро­логиче­ские иссле­дования, а также теории сложных систем в лидерстве, кото­рые уже активно при­меняются на практике. Однако следует отметить, что накоплен­ного опыта в этой области еще недостаточно. С другой стороны, новое раз­витие в последние годы получили классические теории. По-преж­нему актуа­лен ситуационный подход, поведенческий анализ, харизматиче­ское и транс­формационное лидерство и даже теория черт. В ходе исследова­ний Йонса Йорна Далгаарда, профессора Универ­ситета Лундс (Швеция), определились основные ценности лидера: взаимное уважение, доверие, тер­пимость, любо­знательность, мужество.

В настоящее время лидерство становится полномочием, которое невоз­можно де­легировать потому, что нельзя быть лидером по назначению, и по­тому, что ли­дерство – это, прежде всего ответственность. Ответственность же либо бе­рут, либо нет. Даже в тех случаях, когда ответственным выбирают или назначают, требуется внутреннее согласие человека, иначе все превра­щается в пустую фор­мальность. Ответственность – это то, без чего в прин­ципе не бывает истинного лидерства, но это требование к лидеру далеко не един­ственное. Остальные тре­бования, которые предъявляются обществом к со­временному лидеру имеют два аспекта: они определяют его успешность и постоянно изменяются со временем, так как меняется ситуация в мире.[20]


Огромную роль для успешности лидера, для успешности его дела имеют та­кие качества, такие черты лидера, как чувство перспективы и терпе­ние.

Чувство перспективы — у лидеров очень развито это чувство, или, иначе го­воря, видение того, к чему нужно стремиться, в каком направлении дви­гаться и как — хотя бы в принципе — достичь цели. Особенно ярко чувство пер­спективы про­является у самых известных предпринимателей, таких как ос­нователь Microsoft Билл Гейтс, создавший мировой стандарт программного обеспечения, Луис Герстнер, экс–президент IBM, который реструктуризиро­вал компанию и основ­ным направлением ее деятельности сделал оказание услуг, братья Карл и Тео Альбрехт — они создали крупнейшую немецкую розничную сеть Aldi и предло­жили покупателям качественные товары по низким ценам.

Терпение — умение ждать подходящего момента, не спеша продумы­вать все по­следующие шаги. Эта способность особенно важна при построе­нии нового биз­неса или управлении быстрорастущей компанией, когда нужно выбрать пра­вильную стратегию захвата рынка. Опыт показывает, что не всегда уда­ется до­биться цели с помощью масштабных единовременных инвестиций и наилучшей стратегией для предприятия может оказаться тща­тельная подго­товка и пилотное тестирование новой бизнес–концепции.[21]

Совокупность различных теорий лидерства позволяет увидеть разно­образ­ные стороны этого феномена, однако еще не дает его целостной кар­тины. В совре­менной теории лидерства выделяют три основных стиля: авто­ритарный, демо­кратичный и либеральный.

Авторитарный стиль лидерства подразумевает жесткие способы управ­ления, пресечение инициативы «на корню», отсутствие возможности обсуж­дения при­нимаемых решений. Мнение подчиненных не учитывается, всякие по­пытки сде­лать что-либо не так моментально пресекаются. В основе лежит страх наказания за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обя­занностей. Работа строится на основании конкретных инструкций. Лидер не учитывает предложе­ния коллектива и тех событий, которые происходят в нем.

В основе демократичного стиля лежит коллегиальность принятия реше­ний. Ли­дер обозначает свою позицию, пытается убедить в ней своих подчи­нен­ных, при­нимает их идеи и рекомендации. Используется так называемый ме­тод кнута и пряника. Однако необходимо обратить внимание на то, что

обеспечить лидерство только мотивационными успехами (“кнутом” либо “пря­ником”) руководителям сегодня не удается.


Либеральный стиль лидерства можно обозначить как «семья на работе». Ли­дер есть, но он устранился от руководства. Подчиненные сами опреде­ляют, что им делать.

Деловое лидерство.

Деловое лидерство характерно для групп, возника­ющих на основе производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные за­дачи, деловой авторитет, опыт и т.п. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на эффектив­ность руководства.

Эмоциональное лидерство.

Эмоциональное лидерство возникает в соци­ально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притяга­тельности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает ат­мосферу пси­хологического комфорта.

Совмещение тенденций последних 15 лет сформировало представление о со­вре­менных лидерских программах, показывая их широкие возможности по разви­тию лидерских качеств.[22]

В современном менеджменте лидерство невозможно без учебы, высо­кого уровня знаний, компетентности.

Но не секрет, что и сегодня даже на современных предприятиях многие мене­джеры, всех уровней управления, во многом часто уповают на практиче­ский опыт работы. Однако им стоит напомнить слова Мао Цзэдуна, одного из величайших мировых лидеров: «Людям, использующим опыт практической работы, нужно постоянно зани­маться теоретической учебой и тщательно работать над книгами. Только то­гда они смогут систематизировать результаты своей практики и обобщить их. Не будут принимать свой ограниченный опыт за всеобщую истину и смо­гут избе­жать ошибок»[23]

Опыт одного человека всегда ограничен, каким бы грандиозным он не был. Тео­рия обобщает практический опыт сотен и тысяч людей. Поэтому не­даром гово­рят, что нет ничего практичнее хорошей теории. Знание теории дает то, что вы­ходит за рамки простого умения и механического воспроизве­дения от­работан­ных практических навыков. Теория рождает нечто прибли­жающееся к вдохнове­нию, творческой интуиции, придающие всей деятель­ности закон­ченность, гра­ничащую с искусством. А лидерство — это и есть искусство.

«Нередко о лидерстве мы можем больше узнать от плохого лидера, чем от хоро­шего, — говорит Джон Эдайр (John Adair), один из ведущих мировых специали­стов по лидерству. — Так сказать, учимся на отрицательном при­мере. Хорошее лидерство часто немногословно и скромно, и вы практически не замечаете его, но плохое лидерство всегда кричит о себе. Вы обязательно заметите недостаток внимания и понимания, равнодушие, стремление избе­жать перемен, невыполне­ние своих функций, чрезмерную уступчивость и другие недостатки».[24]


Пра­виль­ное понимание лидерства состоит, прежде всего, в том, чтобы дей­ство­вать в соответствии с миссией организации, на ее благо, для достижения ее це­лей.[25]

В современном мире, где преобладают корпорации со сложной органи­заци­онной структурой, возникает повышенная потребность в лидерах. Ры­ночная динамика не дает расслабиться. Те формулы успеха, что действовали еще вчера, сегодня себя изживают. В итоге, если сегодня действовать вчераш­ними методами или даже чуть лучше, — это не приведет к успеху. Перед компаниями встает задача выдержать натиск перемен и суметь сохра­нить свою конкурентоспособность в постоянно меняющихся условиях. А чем се­рьезнее изменения, тем больше по­требность в эффективном лидерстве. По­этому в последние десятилетия бизнес столкнулся с необходимостью созда­ния такой корпоративной культуры, которая всячески способствует развитию лидерских качеств. Главное, что необходимо для процветания организации — это чтобы как можно больше людей участво­вали в формировании куль­туры такого типа.[26]

3.2. Современный подход к подготовке лидеров

Руководители преуспевающих компаний не дожидаются, пока подходя­щий ли­дер свалится с неба. Они активно ищут людей с лидерскими способно­стями и предоставляют им карьерные возможности, позволяющие макси­мально раскрыть их потенциал. При условии тщательного отбора, обу­чения и поощрения компа­нии получают в свое распоряжение десятки людей, способ­ных играть роль лиде­ров.

Прием на работу соискателей, обладающих лидерскими способностями — лишь первый этап процесса воспитания лидеров. Не менее важно дать че­ло­веку по­пробовать себя в различных направлениях для профессионального роста. Часто бывает так, что люди, достигшие высших должностей, имеют опыт работы в не­скольких областях, имеющих отношение к их профессии.

Очень распространенный и одновременно наиболее важный этап в карь­ере эф­фективных лидеров — это момент, когда в самом начале трудового пути им по­ручают выполнение сложного и ответственного задания. Моло­дому специалисту предоставляется возможность попробовать себя в роли ли­дера, рискнуть и на собственном опыте узнать радость победы и горечь по­раже­ния. Такого рода опыт — необходимая предпосылка развития у сотруд­ника лидерских навыков, а также представлений о перспективах своей ра­боты. Подобное «боевое креще­ние» дает человеку возможность, как гово­рится, на своей шкуре испытать труд­ности роли лидера и вместе с тем почув­ствовать ее немалые возможности в плане осуществления перемен. Компа­нии, в кото­рых воспитанию лидеров уделя­ется особое внимание, обязательно стараются поручать относительно молодым специалистам интересные, но от­ветствен­ные задания. На многих предприятиях ставка делается на децентра­лизацию полномочий. Этот процесс, по определе­нию, предполагает передачу части важных обязанностей на нижние уровни управления, в результате чего у ря­довых сотрудников появляется шанс проявить себя в трудном, но инте­ресном деле. Этот подход с успехом применяется в таких известных компа­ниях, как Johnson&Johnson, 3M, Hewlett-Packard, General Electric, Intel и дру­гих. К тому же руководство этих компаний старается создать как можно больше мелких подразделений, а значит, появляется масса вакансий в нелег­кой области об­щего менеджмента низшего звена. Методы, которые приме­няются успеш­ными компаниями для отбора и воспитания лидеров, на удив­ление просты и логичны. Все делается для того, чтобы руководство могло следить за дости­жениями молодых специалистов и сотрудников на нижних ступенях иерар­хии. Каждый из топ - менеджеров выносит свое заключение по поводу ода­ренности того или иного работника и необходимых этапов его дальнейшей под­готовки. Затем они обсуждают эти предварительные выводы между собой и при­нимают окончательное взвешенное решение по каждой кандидатуре. Чтобы сти­мулировать участие менеджеров в деятельности по воспитанию будущих лиде­ров, руководители компаний стараются отмечать и поощрять сотрудников, наиболее отличившихся во время подготовки новых кадров. В этом случае редко применяются формальные методы, например повышение зарплаты или премиро­вание, просто потому, что подобные до­стижения весьма сложно оценить с доста­точной точностью. Однако подоб­ные дости­жения серьезно влияют на карьерные перспективы проявивших себя на этом поприще менеджеров и особенно учиты­ваются начальством при подборе специалистов на высшие управленческие должности. Когда люди узнают, что в дальнейшем их продвижение по службе будет зависеть, в част­ности, от умения «взращивать» молодые кадры с задатками лидеров, то за воспита­тельную работу берутся даже те, кто утверждал, будто ли­дером нужно ро­диться, а обучение тут не поможет.[27]