Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента (Древние мыслители о лидерстве).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Этапы становления науки о лидерстве и основные теории лидерства
1.1. Древние мыслители о лидерстве
1.2.Изучение природы лидерства в начале 20 века. Формирование теорий о лидерстве
Глава 2. Менеджмент в гостиничном бизнесе на примере отеля “Club hotel Phaselis Rose”. Лидер отеля
2.1. Сущность управления и уровни управления
2.2. Краткая характеристика отеля и устройство менеджмента
3.1. Современные виды и стили лидерства
Авторитет руководителя — это разделяемое большинством подчиненных, коллег и вышестоящих руководителей положительное мнение о личностном соответствии данного руководителя требованиям занимаемой должности. Это концентрированное отражение в решениях руководителя и в сознании подчиненных убеждающего потенциала личности руководителя.[14]
Различают два вида авторитета:
1. Формальный - связанный со статусом руководителя;
2. Приобретенный или заслуженный - связанный с его непосредственной деятельностью руководителя и результатами работы подразделения, организации.
При формальном авторитете степень влияния руководителя на подчиненных может быть незначительной в силу действия ряда факторов, а, именно:
1. Неспособность влиять на подчиненных, недостаточное умение обеспечивать участие и помощь со стороны окружающих или влиять на их решение.
2.Отсутствие навыков руководства, практических способностей добиваться результата от работы подчиненных.
3. Недостаточное понимание особенностей управленческого труда, мотивации работников, негуманные и неуместные представления о роли руководителя.
4. Неумение обучать подчиненных, отсутствие желания помогать другим, развивать и расширять свои возможности.
5. Низкая способность формировать эффективный персонал, неспособность содействовать развитию и повышению эффективности рабочих групп в подразделении;
6. Недостаток навыков решать проблемы, отсутствие стратегии, необходимой для принятия решения;
7. Недостаток творческого подхода, отсутствие способности генерировать достаточно новые идеи и неумение их использовать
8. Отсутствие ясности в вопросах о целях своей личной и деловой жизни.
9. Неспособность в полной мере использовать свое время, энергию, неумение справляться со стрессами.
Приобретенный или заслуженный авторитет основывается на поведении руководителя. В частности:
1. Демонстрация личного примера по соблюдению действующих на предприятии правил и указаний.
2. Болеет за свое предприятие и связывает себя с его целями и контролирует их выполнение.
3. Забота о своих подчиненных и условиях их работы.
4. Правильно использует данные ему полномочия.
5. Берет ответственность на себя за принимаемые решения.
6. Поддерживает и совершенствует уровень профессиональных знаний у себя и у подчиненных.
Неразрывное единство формального и приобретенного авторитета - залог успеха руководителя.[15]
Авторитет руководителя способствует и формированию доверия в коллективе. В организации доверие проявляется и формируется через позитивное и последовательное поведение руководителя. Доверие – это чувство безопасности и комфорта в межличностных отношениях, которое необходимо для создания здорового, открытого климата в организации. Доверие в организации сформировано тогда, когда у подчиненных есть свобода думать, расти и даже совершать ошибки без страха наказания.
Сохранение авторитета требует от руководителя постоянного самоконтроля за каждым своим действием, полной самоотдачи.
Руководитель всегда обязан быть на гребне растущих требований времени. Сегодня нельзя оставаться авторитетным, опираясь лишь на ранее накопленный опыт.
Можно со всей уверенностью сказать, что без авторитета нет достойного руководителя.[16]
Краткий анализ этапов развития науки о лидерстве, ознакомление с самыми популярными на сегодняшний день теориями о лидерстве, позволяет сделать вывод о том, что все рассуждения, высказывания, мысли, изречения, начиная с древних мыслителей и, получившие дальнейшее развитие в различных научных теориях, которые развивались в менеджменте и во многом актуальны и на сегодняшний день представляют собой определенную ценность, а из множества концепций как классические формы рассматривают три основных направления: личностный, поведенческий и ситуационный. Современный руководитель, если он хочет быть эффективным лидером должен знать все разработанные концепции и понимать: “важность роли лидера состоит в том, что он направляет энергию людей в нужное русло и координирует их усилия ”, а также должен уметь применять на практике свои знания для действенности методов своей работы и стремиться соединить в себе формальный и приобретенный авторитет.
Глава 2. Менеджмент в гостиничном бизнесе на примере отеля “Club hotel Phaselis Rose”. Лидер отеля
2.1. Сущность управления и уровни управления
Управление современными предприятиями осуществляется специально обученными людьми-менеджерами.
В общей трактовке - это квалифицированный, профессиональный специалист, отвечающий за управление определенным участком деятельности фирмы, предприятия. Это специалист по управлению производственным процессом, участвующий в разработке стратегии развития компании.
Если же посмотреть глубже, то видим, что менеджер решает самые разные управленческие задачи. От руководства 1-2 сотрудниками, до руководства огромным предприятием.
Управление (Peter F. Drucker) — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу.
УПРАВЛЕНИЕ (Мескон, Альберт, Хедоури) — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.
УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ.
Все руководители играют определенные роли и выполняют определенные функции. Но это не значит, что большое число руководителей в крупной компании заняты выполнением одной и той же работы. Организации, достаточно крупные для того, чтобы обеспечить четкие разграничения в работе руководителей и не руководителей, обычно имеют такой большой объем управленческой работы, что она тоже должна быть разделена.
В крупной организации вся управленческая работа строго разделена по горизонтали и по вертикали. По горизонтали происходит расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. Высшие руководители координируют работу руководителей, стоящих ниже их и так, пока не опустятся до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала, т.е. рабочих, которые физически производят продукцию или оказывают услуги. Такое вертикальное разделение труда образует уровни управления.
Количество уровней управления может быть различным. Множество уровней еще не определяет эффективность управления. Количество уровней иногда определяется величиной организации и объемами управленческой работы. Иногда же это исторически сложившаяся структура.
Независимо от количества уровней управления, всех руководителей делят на три категории, исходя из функций, которые они выполняют в организации:
-руководители низового звена,
-руководители среднего звена,
-руководители высшего звена.
Существует параллельное деление руководителей на три уровня, введенное американским социологом Талкоттом Парсонсом:
-технический уровень – соответствует уровню низового звена,
-управленческий уровень – соответствует уровню среднего звена,
-институционный уровень – соответствует уровню высшего звена.
РУКОВОДИТЕЛИ НИЗОВОГО ЗВЕНА.
Младшие начальники, которых также называют руководителями первого (низового) звена или операционными руководителями – это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). Большая часть руководителей вообще – это руководители низового звена. Большинство руководителей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве. Исследования показывают, что работа руководителя низового звена является напряженной и наполненной разнообразными действиями.
РУКОВОДИТЕЛИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА.
Работа младших начальников координируется и контролируется руководителями среднего звена. За последние десятилетия среднее звено управления значительно выросло и по своей численности, и по своей значимости. В большой организации может быть столько руководителей среднего звена, что возникает необходимость в разделении данной группы. И если такое разделение происходит, то возникают два уровня, первый из которых называется верхним уровнем среднего звена управления, второй – низшим. Таким образом, образуются четыре основных уровня управления: высший, верхний средний, низший средний и низовой.
РУКОВОДИТЕЛИ ВЫСШЕГО ЗВЕНА.
Высший организационный уровень – руководство высшего звена – гораздо малочисленнее других. Даже в самых крупных организациях руководителей высшего звена – всего несколько человек. Они отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной части организации. Сильные руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь облик компании. Успешно действующие руководители высшего звена в больших организациях ценятся очень высоко, и их труд оплачивается очень хорошо.
Распределение менеджеров по горизонтали и вертикали напоминает пирамиду.[17]
Форма пирамиды показывает, что на каждом последующем уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем.[18]
2.2. Краткая характеристика отеля и устройство менеджмента
В своей курсовой работе я рассмотрю вопрос лидерства на примере отеля “Club hotel Phaselis Rose”, расположенного в Текирова на Средиземноморском побережье Турции в провинции Анталия.
Данный отель является частью холдинга “Selcuk ecza” и его вполне можно отнести к крупному предприятию, поскольку отель имеет 503 номера, вместимостью более 1300 человек. Отель имеет сертификат качества и по европейской классификации относится к пятизвездочному высшего класса отелю.
Как в любой крупной организации вся управленческая работа строго разделена по горизонтали и вертикали. По горизонтали произведена расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений.
Разделение управленческого труда по вертикали выражено в том, что имеется управляющий отелем, который принимает все самые ответственные решения, и он имеет заместителя, которому делегирована значительная часть полномочий по управлению.
Отель имеет следующие службы, которые именуются в отеле департаментами:
1.Бухгалтерия
2.Обслуживание номеров.
3.Техническая служба.
4.Отдел по работе с персоналом.
5.Фронт офис (служба приема и размещения)
6.Служба организации питания.
7.Анимационная служба.
8.Отдел по работе с гостями.
9.Отдел по продаже путевок.
10.Служба охраны.
Иерархию управления и звеньев менеджмента рассмотрим на примере службы Фронт офис-службы приема и размещения. Среднее звено менеджеров здесь представляет начальник департамента (службы) и Shift leader(начальник смены). Низший уровень менеджеров представлен ререпшионистом, в подчинение которого находятся его помощник, оператор-телефонистка и несколько подносчиков багажа (беллбой).
Соответственно ресепшионист подчиняется начальнику службы, который в свою очередь находится в подчинении у начальника службы, а начальник службы или департамента (как обозначена в отеле должность) – у заместителя управляющего отеля и управляющего. То есть классическая схема иерархической лестницы управления выражена очень ярко. Аналогичным образом выстроены схемы менеджмента и в других службах и отделах.
Пройти квалификационный экзамен и тестирование, чтобы работать в этом отеле довольно-таки непросто. Обращают внимание не только на профессиональную грамотность, но и на умение вести диалог, аккуратность, внимательность, внешние данные.
Многие начинают свою карьеру в отеле с должности белбоя (подносчик багажа) и только отработав один-два сезона могут претендовать на иную должность, но для этого необходимо проявить себя даже в этом, казалось бы, простом ремесле - своевременно и аккуратно доставить и разместить багаж, вежливо ответить гостям на интересующие их вопросы.