Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента (Древние мыслители о лидерстве).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Этапы становления науки о лидерстве и основные теории лидерства
1.1. Древние мыслители о лидерстве
1.2.Изучение природы лидерства в начале 20 века. Формирование теорий о лидерстве
Глава 2. Менеджмент в гостиничном бизнесе на примере отеля “Club hotel Phaselis Rose”. Лидер отеля
2.1. Сущность управления и уровни управления
2.2. Краткая характеристика отеля и устройство менеджмента
3.1. Современные виды и стили лидерства
Введение
Представить современное предприятие в любой сфере деятельности без наличия в нем менеджеров просто невозможно. Менеджеры управляют всеми структурами предприятия, фирмы. Однако менеджеры подразделяются на специалистов разных уровней, разных звеньев, начиная с низших и до уровня топ-менеджеров.
Практически на каждом уровне управления среди менеджеров есть лидеры: есть лидеры формальные и есть неформальные. Лидеры, это люди, которые пользуются непререкаемым авторитетом, но лидер, в то же время, также является равноправным участником группы и всё же к его мнению, по той или иной причине, прислушивается коллектив.
Английское слово “Leader” (новый Англо-Русский словарь В. К. Мюллер издательство Дрофа 2008 С.447) в переводе на русский язык имеет множество вариантов перевода, но основное значение слова - это регент, глава, руководитель, вождь, командир, таким образом, видим, что это человек, ставящий определенные задачи, принимающий решения. Бытует мнение, что лидерами не становятся, а ими рождаются. А может, возможно, им и стать? Что же должен человек сделать, чтобы стать лидером? Какими чертами характера должна обладать личность, чтобы лидерствовать? Как человек должен себя вести, чтобы его признали лидером? Эти и другие вопросы я хочу рассмотреть в данной курсовой работе.
От лидера зависит решение всех поставленных перед предприятием, фирмой, задач, как стратегического характера, так и выполнение задач текущего и оперативного планов.
Изучение теории лидерства, применение её на практике играет большую роль в производственном процессе, помогает решать кадровые вопросы, способствует улучшению качества предоставляемых услуг.
Цель курсовой работы заключается в изучении и проведении теоретических и практических исследований особенностей феномена лидерства и авторитета в менеджменте, рассмотрении сущности лидерства.
Тема “Лидерства” интересна тем, что её изучением занимается не только предмет «Менеджмент», но и пересекаются такие науки как психология, и социология. Она актуальна как для личности, так и для общества в целом.
При написании курсовой работы была использована и учебная литература, и специальная, например такая как: Основы менеджмента. Конспект лекций. История развития лидерства. И. Котляров “Социология лидерства, теоретические и аксиологические аспекты”. Полный список использованной литературы приведен в разделе “Библиография”.
Использование в курсовой работе научных статей, научных журналов, публикаций в научных и периодических изданиях, материалов, находящихся в свободном доступе в сети Интернет позволяет обеспечить надежность моих обоснований, научную доказанность основных положений и выводов в курсовой работе.
Глава 1 Этапы становления науки о лидерстве и основные теории лидерства
1.1. Древние мыслители о лидерстве
Вопрос понятия и цели управления занимал умы людей, начиная с древних времен. Различные древнегреческие мыслители по-своему трактовали понятие управление, лидерство. Так, например, Сократ считал, что самым важным является нужный человек на правильном месте, выполняющий поставленные задачи. Платон утверждал, что управление - главный элемент жизнеобеспечения общества. Аристотель доказывал необходимость наличия управляющего над рабами, чтобы владельцы могли посвятить себя более нужным делам. А в Древнем Риме обязательно контролировали выполненную работу, сравнивали результаты и выясняли причины невыполнения плана.
Древние мыслители рассматривали лидерство как комплекс выдающихся личностных черт. Они обратили внимание на способность лидеров быть лучшими среди других, решать многочисленные проблемы, оказывать решающее воздействие на те или иные события, эффективно управлять действиями людей. Причем, как утверждал Платон, умение управлять людьми, это одно из сложнейших и самых труднодостижимых умений.
Существенный вклад в становлении науки о лидерстве (героях, правителях) внес известный китайский мыслитель Сюнь-Цзы. Он был уверен, что для того, чтобы стать настоящим лидером, необходимо постоянно учиться, формировать свои лучшие качества, проявлять их в сложнейшие минуты жизни. Другой китайский мыслитель Хань Фэй (ученик Сюнь-Цзы) подчеркивал, что: “правителю надлежит обладать не только знанием, но и умением эффективно использовать это знание”.
Завершенность концепции формирования лидеров античного мира нашли в трудах Платона. Его труды посвящены созданию идеального государства, но даже в идеальном государстве, считал Платон, необходимо, чтобы были правители и подчиненные и, “главнейшим требованием является, по-видимому... чтобы несведущий следовал за руководством разумного и был под его властью.”[1]
Труды древних ученых способствовали становлению и дальнейшему развитию науки о лидерстве. Мир развивался, совершенствовался, переходил от одного этапа своего развития к другому.
1.2.Изучение природы лидерства в начале 20 века. Формирование теорий о лидерстве
Промышленная революция, повлекшая стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии способствовала тому, что на рубеже 19-20 веков начали появляться огромные предприятия. Из-за этого потребовалась смена системы управления производством, изменение структуры управления, остро встал вопрос о руководителях всех звеньев производства, от бригадира, начальника цеха до руководителей предприятием и, соответственно, начинает формироваться более современная трактовка понятия героя, руководителя, лидера. Активно включаются в этот процесс ученые, психологи, социологи. Формируются новые концепции лидерства.
Влияние на развитие концепций лидерства оказали работы французских социологов, основоположников социальной психологии Габриэля Тарда (1843-1904) и Г. Лебона (1841-1931).
Все крупнейшие достижения человечества, по их мнению - результат деятельности крупных личностей; последователи же, составляют подавляющее большинство, только подражают выдающихся людей.
Последователей Г. Тард обозначает термином “толпа” и указывает на их отсталость, неумение рассуждать, рабскую покорность “сильному”. Лидер, по мнению Г. Тарда, во имя прогресса должен бороться с косностью толпы, захватывать её новшествами, уметь “бить толпу по нервам” и этим добиваться успеха и подчинения.
Лебон же утверждал, что толпа (последователи) играют главную роль в общественной жизни и доминирует над лидером, задает ему цель, задачи и программу поведения. Толпа может сбросить лидера и пойти за тем, кто пообещает ей что-то лучшее, поэтому лидер должен следовать за толпой, использовать свою власть с учетом законов психологии.[2]
Дальнейшее активное развитие изучения природы лидерства происходит в период между 1930-1950г.г. Изучение этого вопроса происходит на систематической основе и в крупных масштабах. Проводимые исследования ставили своей целью выявить личностные характеристики эффективных руководителей.
Таким образом, сформировалась теория черт или теория великих людей, на примерах изучения жизни и деятельности, как королевских династий, так и полководцев, а также политических и государственных деятелей.
В 1954 году Е. Боргатта и его коллеги создали теорию лидерства так называемого «великого человека» («Great man» theory).
Исследуя множество групп из трех человек, цель работы которых была одинаковой, они установили, что, как правило, наиболее высокую оценку со стороны членов группы получал тот из них, чей показатель интеллекта был наивысшим. При этом учитывались лидерские способности, степень участия в решении групповой задачи и социометрическая популярность человека. Будучи выбранным в лидеры в первой из трех экспериментальных групп, он сохранял эту позицию и в последующих двух группах, то есть становился «великим человеком» на основе первого выбора. Важным обстоятельством в этом эксперименте являлось то, что во всех случаях менялся лишь состав участников, групповые задачи и внешние условия оставались прежними. [3]
Есть интересные закономерности, обнаруженные в рамках теории великих людей:
1.Часто лидеры движимы желанием власти. У них сильна концентрация на самом себе, забота о престиже, честолюбие. Такие лидеры лучше социально подготовлены, проявляют гибкость и способность к адаптации. Властолюбие и способность к интригам помогают им оставаться «на плаву». Но для них существует проблема эффективности.
2. Исследование исторических записей показало, что среди 600 монархов наиболее знаменитыми были либо очень высокоморальные, либо исключительно аморальные личности. Отсюда выделяются два пути к знаменитости: надо или быть образцом морали или обладать беспринципностью.[4]
Теория «великого человека» породила новую важную идею: если лидер одарен уникальными качествами, которые передаются по наследству, то необходимо эти качества определить. Данная мысль породила теорию лидерских черт.
Теория лидерских черт.
Теория черт стала развитием теории «Великого человека», утверждающей, что выдающиеся люди от рождения наделены лидерскими качествами. В соответствии с ней, лидеры обладают общим набором черт, благодаря которым они занимают свои позиции и приобретают способность принимать властные решения в отношении других. Качества лидера являются врожденными, и если человек не родился лидером, то он им и не станет.
Сесил Родс (Cecil Rhodes) дал еще один стимул для развития данной концепции, указав на то, что при возможности выделить общие лидерские качества, можно было бы уже с ранних лет выявлять людей с лидерскими задатками и развивать их потенциал.[30]
Э. Богардус в книге “Лидеры и лидерство” 1934 года перечисляет десятки качеств, которыми должен обладать лидер: чувство юмора, такт, умение предвидеть, внешняя привлекательность и другие. Он пытается доказать, что лидер – это человек, обладающий врожденным биопсихологическим комплексом, обеспечивающим ему власть.
В 1954 году Р. Каттел (R.Cattell) и Г. Стайс (G.Stice) выделили четыре типа лидеров:
- «технический»: решает краткосрочные задачи; чаще других влияет на членов группы; обладает высоким интеллектом;
- «выдающийся»: оказывает сильное влияние на действия группы;
- «социометрический»: полюбившийся лидер, наиболее симпатичным для товарищей;
- «выборочный»: выявляется в ходе деятельности; более эмоционально устойчив, чем другие.
При сопоставлении лидеров с другими членами группы, первые опережали последних по восьми свойствам личности:
- нравственная зрелость, или сила «Я» (С);
- влияние на окружающих, или доминирование (Е);
- целостность характера, или сила «Сверх-Я» (G);
- социальная смелость, предприимчивость (Н);
- проницательность (N);
- независимость от вредных влечений (О);
- сила воли, управление своим поведением (Q3);
- отсутствие излишних переживаний, нервного напряжения (Q4).
Исследователи пришли к следующим выводам: индивид с низким уровнем Н (робость, неуверенность в себе) вряд ли станет лидером. Тот, кто обладает высоким показателем Q4 (чрезмерная осторожность, волнение) не будет вселять уверенность; если группа ориентирована на высшие ценности, то лидера следует искать среди людей с высоким G (целостность характера, или сила «Сверх-Я»).[31]
О.Тид(О. Teаd) называет пять характеристик лидера:
- физическая и нервная энергия: лидер обладает большим запасом энергии;
- сознание цели и направления: цель должна вдохновлять последователей на ее достижение;
- энтузиазм: лидер одержим некоей силой, этот внутренний энтузиазм трансформируется в распоряжения и другие формы влияния;
- вежливость и обаяние: важно, чтобы лидера любили, а не боялись; ему необходимо уважение, чтобы влиять на последователей;
- порядочность, верность себе, необходимые черты, чтобы заслужить доверие.
В. Борг (W. Borg) [32] доказал, что ориентация на власть не всегда связана с самоуверенностью, а фактор жесткости отрицательно сказывается на лидерстве.
К. Бирд (С. Byrd) в 1940 году, проанализировал имеющиеся исследования лидерства и составил единый список лидерских черт, состоящий из 79 наименований. Среди них были названы: