Файл: Адаптация ребенка к школе (Определение социальной адаптации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 245

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные направления методической службы школы: повышение

квалификации педагогов школы; учебно-методическая работа; инновационная работа; информационно-методическое обслуживание учителей; работа по выявлению и обобщению педагогического опыта; развитие педагогического творчества; диагностика педагогического профессионализма и качества образования.

2. Деятельность по охране жизни и здоровья обучающихся.

Задачи: совершенствовать работу по предупреждению дорожнотранспортных происшествий, несчастных случаев; усилить работу по

противопожарной безопасности обучающихся; не допускать ухудшения

состояния здоровья обучающихся в период пребывания в школе, создать

условия для формирования здорового образа жизни.

3. Деятельность педагогического коллектива по развитию воспитательной

системы, обеспечению воспитанности обучающихся и социальной адаптации

первоклассников.

Задачи: развитие воспитательной системы; достижение оптимального

уровня воспитанности обучающихся; развитие личности обучающегося с учетом

его возраста, интеллекта и интересов; развитие творческих способностей

обучающихся, социальная адаптация первоклассников.

4. Организация деятельности школы, направленной на получение

бесплатного общего образования.

Задачи: создать условия, обеспечивающие развитие каждого

обучающегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями;

достичь оптимального уровня базового и дополнительного образования.

Работа с педагогическими кадрами.

Задачи: усиление мотивации педагогов на освоение инновационных

педагогических технологий обучения и воспитания; обеспечение оптимального

уровня квалификации педагогических кадров, необходимой для успешного

развития школы.

Работа с родителями, общественностью.

Задачи: совершенствовать единое образовательное пространство;

привлечь родителей и общественность к участию в образовательном процессе с

целью развития школы, развития и воспитания обучающихся.

Нормативно-правовая база МБОУ «СОШ №2»:

• Конституция Российской Федерации.

• ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

• Трудовой кодекс Российской Федерации.

• Лицензия.

• Свидетельство о государственной аккредитации.

• Устав МБОУ «СОШ №2».

• Образовательные программы.

• Программа развития.

• Правила внутреннего распорядка.

• Положение о рабочей программе педагога.


Организация работы с обучающимися ведется по следующим

направлениям:

- военно-патриотическое, патриотическое и гражданское воспитание;

- краеведческая работа, туристско-краеведческое;

- духовно-нравственное воспитание;

- правовое воспитание;

- спортивно-оздоровительное воспитание;

- формирование здорового образа жизни.

Деятельность педагогического коллектива школы по организации

благоприятной адаптационной среды при переходе от дошкольного к

начальному школьному образованию:

1. Организация режима школьной жизни первоклассников.

2. Создание предметно пространственной среды.

3. Организация оздоровительно-профилактической работы.

4. Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в

адаптационный период.

5. Организация внеучебной жизни первоклассников.

6. Взаимодействие с участниками образовательного учреждения.

Благоприятной социальной адаптации первоклассников способствует

организация режима школьной жизни первоклассников:

1.Обучение весь год в 1-ю смену с 9.00 часов.

2.Пятидневный режим обучения.

3.«Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса.

4.Облегчённый день в середине учебной недели.

Создание предметно пространственной среды:

1. Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом.

2. Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было

организовать фронтальную, групповую и парную работу.

3. Учебники и дидактические пособия для первоклассников хранятся в школе.

4. В классе оборудована игровая зона, где первоклассники могут

отдохнуть, поиграть, отвлечься от учебных занятий.

Организация оздоровительно-профилактической работы по профилактике

и выявлению заболеваний первоклассников:

1. Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья

первоклассников:

 медицинский осмотр детей, поступающих в школу;

 мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников;

 диагностика устной и письменной речи;

 предварительная диагностика уровня подготовки будущих

первоклассников.

2. Профилактическая работа по предупреждению заболеваний в период

социальной адаптации:

 проведение плановых и внеплановых прививок;

 витаминизация;

 профилактика простудных заболеваний;

 создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических

навыков.

3. Максимальное обеспечение двигательной активности детей:


 на каждом уроке проводятся по две физкультминутки;

 подвижные игры на переменах.

4. Организация рационального питания первоклассников

предусматривает:

 выполнение требований СанПиНа к организации питания;

 соблюдение основных принципов рационального питания.

Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в

адаптационный период:

1. Особенности организации урока в 1-м классе

 домашние задания в первом классе не задаются.

2. Контроль и оценка результатов обучения:

 в течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы

не проводятся;

 итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее

20-25 апреля;

 обучающиеся 1 класса на второй год не оставляются.

Организация внеурочной деятельности первоклассников.

Внеурочная деятельность с первоклассниками в период социальной

адаптации в соответствии с приоритетными направлениями программы

развития школы состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются 5

направлений деятельности:

 спортивно-оздоровительное;

 научно-познавательное;

 проектная деятельность;

 духовно-нравственное;

 патриотическое.

В школе организована работа кружков по спортивным, творческим,

интеллектуальным направлениям, такие как «Самбо», «Радуга творчества»,

«Шахматы», что способствует благоприятной социальной адаптации

первоклассников.

Взаимодействие с родителями первоклассников:

 изучение условий жизни ребёнка в семье;

 ежедневные контакты с родителями во время прихода и ухода ребёнка из

школы;

 оборудование «Уголка для родителей» в школе;

 коллективные и индивидуальные консультации для родителей;

 родительские собрания;

 совместная деятельность педагогов и родителей по организации жизни

первоклассников в школе.

Целенаправленная деятельность по социальной адаптации

первоклассников к школе осуществляется совместной работой психолога,

социального педагога, классного руководителя, а также ведется работа с

родителями для выявления уровня подготовки первоклассников, в рамках этой

работы осуществляются следующие направления деятельности:

Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление

особенностей ребенка. Такая диагностика в течение первого года обучения

проводится два раза – на этапе поступления ребенка в школу и в середине


первого класса. Проводится исследование готовности первоклассника к

школьному обучению.

Консультативная работа с педагогами связана с обсуждением результатов

проведенной диагностики, конкретным запросом педагога в связи с проблемами

обучения, педагогического общения.

Методическая работа, направленная на совершенствование методики и

модификацию содержания обучения. Она осуществляется педагогами, совместно

с администрацией школы по результатам анализа психолого-педагогического

статуса первоклассников. Проводятся педсоветы по социальной адаптации

первоклассников.

Психокоррекционная работа, ориентированная на оказание помощи детям,

испытывающим трудности в социальной адаптации.

Эти трудности могут проявляться в поведении, обучении, самочувствии

ребёнка. Оказание помощи осуществляется в форме групповой и

индивидуальной психокоррекционной работы.

Организационно-консультативная работа со школьной администрацией,

направленная на совершенствование процесса управления учебновоспитательным процессом, создание социальных и педагогических школьных

условий, способствующих успеху:

Первый этап – поступление ребёнка в школу. Он начинается в феврале

одновременно с записью детей в школу и заканчивается в начале сентября. В

рамках этого этапа предполагается:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на

определение школьной зрелости ребёнка, позволяющей судить об уровне

психологической готовности и сформированности некоторых учебных навыков у

будущего первоклассника.

2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей

будущих первоклассников. Групповая консультация в форме родительского

собрания – это способ сообщить родителям полезную информацию по

организации жизни ребёнка перед началом школьных занятий. Проводятся

индивидуальные консультации для родителей по волнующим их проблемам.

3. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников, носящая

на данном этапе общий ознакомительный характер, проведение психологопедагогического консилиума по результатам диагностики.

Второй этап – социальная адаптация детей в школе (период острой

адаптации). Без преувеличения его можно назвать самым сложным для детейи

самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа – с сентября по

ноябрь - предполагается:

1. Проведение консультативной и просветительской работы с родителями


первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными

задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и

помощи детям.

2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по

выработке единого подхода к отдельным детям и единой системы требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.

3. Организация методической работы педагогов, направленной на

построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными

особенностями и возможностями первоклассников, выявленных в ходе

диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.

4. Организация педагогической поддержки первоклассников. Такая работа

проводится, как правило, педагогами во внеурочное время. Основной формой её проведения являются различные игры. Подобранные и проводимые в

определённой логике, они помогают детям быстрее узнать друг друга,

настроиться на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение и др.

5. Организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на

повышение уровня их школьной готовности, социальную адаптацию в новой

системе взаимоотношений. Такая групповая работа строится как продуманная система занятий с первоклассниками.

6. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов

деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.

Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей, школьного

психолога и социального педагога способны снизить риск возникновения у

ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.

Таким образом, проанализировав деятельность школы по социальной

адаптации первоклассников, можно сделать следующий вывод. В школе

создана благоприятная адаптационная среда, осуществляется

целенаправленная деятельность по социальной адаптации первоклассников к

школе совместной работой психолога, социального педагога, классного

руководителя, а также ведется работа с родителями и с первоклассниками.

Успешная социальная адаптация первоклассника к условиям школы требует

особого внимания со стороны педагогов, психологов и родителей. Необходимо отметить, что только совместная работа педагогов и родителей способствует

благоприятной социальной адаптации первоклассников.