Файл: Деньги и кредит -2012(Гаршина).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 2256

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Конспект лекций

УТВЕРЖДЕНО

Рисунок 6 – Порядок расчета аккредитивом

При этой форме расчетов сумма 15 млн. грн. погашается по требованиям обеих фирм, в результате фирма А уплатит фирме Б 3 млн. грн.

Рисунок 8 – Схема расчетов путем зачета взаимных требований

Рисунок 10 – Спрос на деньги для сделок

Рисунок 12 – Общий спрос на деньги

Ссуда =100 – 40 = 60 (ден. ед.)

Ссуда = 60 – 24 = 36 (ден. ед.)

Ссуда =36 - 14,4 = 21,6 (ден. ед.)

Ссуда =21,6 - 8,6 = 13, (ден. ед.)

Ссуда = 13 - 5,2 = 7,8 (ден. ед.)

Ссуда = 7,8 - 3,1 = 4,7 (ден. ед.)

Рисунок 13 – Эффект кредитно-денежной мультипликации

Рисунок 14 – Равновесие на денежном рынке

3.1 Факторы устойчивости денег и механизм ее обеспечения

Но соотношение между совокупным спросом, с одной стороны, и объемом производства, занятостью и уровнем цен, с другой стороны – гораздо сложнее.

В случае инфляции предложения механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут издержки. Возможны два исходных момента: издержки начинают расти в результате повышения заработков (давление профсоюзов, требования рабочих) или в силу удорожания сырья и топлива (рост импортных цен, изменение условий добычи, повышение транспортных расходов и т. п.) (рис. 16).

Ежедневный оборот в 2010 году составил 4 трлн. долларов.

Вклад – это денежные средства (в наличной или безналичной форме, в национальной или иностранной валюте), переданные в банк их собственником или третьим лицом по поручению и за счет собственника для хранения на определенных условиях.

Классификация кредитов коммерческих банков:

Для хозяйствующих субъектов установлен лимит наличных денег. Ежедневно они подсчитывают все поступившие и выданные деньги и зачисляют их в оборотную кассу. Если остаток денег в конце дня превысит установленный лимит, то сумма сверх лимита зачисляется в резервный фонд.

Операции предприятий с наличными деньгами строго регламентируются:

  1. наличные хранятся в банках и выдаются из них по денежным чекам;

  2. получение наличных денег в банке – строго целевое, например, деньги, предназначенные для выплаты зарплаты, не могут быть использованы для других целей, например, для выдачи командировочных.

Срок нахождения целевой наличности в кассе предприятия – 3 дня. Если за этот период деньги не востребованы, они должны быть возвращены в банк;

  1. при получении и перевозке наличности должна быть охрана;

  2. помещение кассы должно быть изолированным, дверь – металлическая, окна и двери должны иметь решетки, оборудовано несгораемым сейфом, в сейфе должны храниться деньги и ценности, принадлежащие предприятию;

  3. вход в кассу ограничен для лиц, не имеющих на это разрешение;

  4. поступление денег приходуется в кассовой книге, на каждом предприятии должна быть и вестись только одна кассовая книга, которая пронумерована, опечатана и подписана. По каждому документу, отражающему движение наличности, кассир обязан сделать соответствующую запись в книге;

  5. поступление наличных денег в кассу от работников осуществляется по приходным кассовым ордерам, на руки внесшему выдается квитанция (корешок ордера);

  6. выдача наличных денег производится по расходным кассовым ордерам, ведомостям, реестрам, подписанным главным бухгалтером;

  7. при выдаче денег подотчетному лицу (например, командировочных) выписываются расчетно-кассовые ордера. При возвращении подотчетное лицо должно отчитаться (с приложением расходных документов) за выданную сумму, а неизрасходованные деньги вместе с отчетом сдать;

  8. не реже 1 раза в квартал по указанию руководителя предприятия производится внезапная ревизия кассы. Кассир несет полную ответственность за недостачу, как в результате злоумышленных действий, так и в результате недобросовестного отношения к своим обязанностям (преступная халатность).



2.2 Безналичное обращение денег


Безналичное обращение – движение стоимости без участия наличных денег: перечисление денег по счетам в кредитных учреждениях, зачет взаимных требований.

Безналичное обращение осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и др. Безналичный денежный оборот охватывает расчёты между предприятиями, учреждениями, организациями разных форм собственности:

  • юридическими лицами и кредитными учреждениями;

  • юридическими лицами и населением по выплате заработной платы, доходов по ценным бумагам.

  • физическими и юридическими лицами с казной государства по оплате налогов, сборов и др. обязательств.


В зависимости от экономического содержания различают две группы безналичного обращения: по товарным операциям и финансовым обязательствам.

К первой группе относятся безналичные расчеты за товары и услуги, ко второй группе относятся платежи в бюджет (налог на прибыль, НДС и др. обязательные платежи) и внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд, уплата процентов за кредит, расчёты со страховыми компаниями.

Принципы безналичного обращения:

  1. Деньги хозяйствующих субъектов подлежат обязательному хранению в банках.

  2. Денежные расчеты ведутся только через банки.

  3. Платежи производятся с согласия плательщика.

  4. Платежи осуществляются лишь при наличии достаточных средств на счету плательщика.

  5. Зачисление средств на счет получателя производится лишь после их снятия со счета плательщика.

Формы безналичного расчета:

  1. платежными поручениями;

  1. платежными требованиями;

  2. платежными требованиями-поручениями;

  3. чеками;

  4. аккредитивами;

  5. путем зачета взаимных требований (клиринг);

  6. по сальдо встречных требований;

  7. в порядке плановых платежей;

  8. векселями;

  9. безакцептная форма;

  10. факторинговые операции;

  11. бартер.

Документы, необходимые для открытия расчетного счета:

  1. заявление на открытие расчетного счета;

  1. документ о создании предприятия (приказ, решение, выписка из решений собрания учредителей);

  2. копия утвержденного Устава или Положения о предприятии с отметкой о регистрации в исполкоме;

  3. оригинал Устава или Положения для отметки в них об открытии расчетного счета в банке;

  4. документ о регистрации предприятия в ГНИ в качестве налогоплательщика;

  5. карточка с образцами подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом, и оттиском гербовой печати владельца счета (предприятия).

  6. документ о регистрации предприятия в органах статистики и о присвоении идентификационного номера.

Порядок выполнения безналичных расчетов

    1. Расчет платежными поручениями

Платежное поручение – это документ, представляющий собой поручение предприятия обслуживающему его банку перечислить определенную сумму со своего счета на указанный расчетный счет.

Поручение действительно в течение 10 дней, не считая дня выписки. Банк принимает его к исполнению только при наличии денег на расчетном счете плательщика.

Эта форма расчетов принимается, в основном, для перечисления с расчетного счета различных налогов, сборов, взносов по обязательному страхованию, отчислений во внебюджетные фонды, а также платежей по решению администрации и судебных органов.

    1. Расчет платежными требованиями

Широко применяется при акцептной форме расчетов, когда платежи совершаются не сразу после отгрузки товаров и выписки товарных документов. Отгрузив товар, поставщик выписывает платежное требование и передает его в свой банк на инкассо.


Инкассо – это поручение поставщика своему банку взыскать деньги с плательщика на основе товарных документов.

Далее порядок расчетов смотрите на рисунке 4.





























Рисунок 4 – Порядок расчетов по платежным требованиям


Комментарии к рисунку 4

В банке плательщика документы в ожидании акцепта находятся в картотеке №1.

Акцепт – это согласие покупателя оплатить отгруженные товары.

Акцепт – это не только юридический, но и экономический акт, т.к. является важным инструментом контроля за деятельностью поставщика (см. п. 6 б – случаи, когда предприятие отказывается от акцепта).

В случае, если покупатель обоснованно отказывается платить (см. п. 6б.), груз поступает к нему на ответственное хранение (п. 6в.): разгрузка, доставка на предприятие, хранение, доставка на ж.-д., погрузка в вагоны,- которое осуществляется за счет средств поставщика до тех пор, пока поставщик не даст распоряжение, что делать с этими товарами (кому направить).

Если средства на расчетном счете отсутствуют, а покупатель акцептовал требование, оно поступает в картотеку просроченных платежей. Порядок оплаты документов этой картотеки при поступлении средств на расчетный счет следующий:

  1. платежи в бюджеты всех уровней и в целевые внебюджетные фонды;

  2. остальные платежи в календарной очередности поступления документов.

3 Расчеты платежными требованиями-поручениями представлены на рисунке 5. На практике платежные требования-поручения используются при прямом отпуске товаров.




















Рисунок 5 – Порядок расчетов платежными требованиями-поручениями

Эту форму расчетов используют при «натянутых» отношениях со своим банком.

4 Расчеты чеками из лимитированных чековых книжек

Участниками при этой форме расчетов являются:

- чекодатель;

- чекодержатель;

- плательщик (банк).

Форма чека, его реквизиты и порядок заполнения устанавливаются законодательством и установленными с ним банковскими правилами.

Чеки делятся на 2 вида:

  • денежные;

  • расчетные.

Денежные чеки принимаются для выплаты чекодержателю наличных денег в банке.

Расчетные чеки используются при безналичных расчетах.

Чек подлежит оплате в течение 10 дней с момента предоставления его банку.

Чеки используются, как правило, для расчетов внутри области. Под чековую книжку банк резервирует деньги на расчетном счете владельца книжки.

5 Расчеты аккредитивами

Эта форма расчетов в чем-то сходна с расчетами чеками, т.к. по заявке покупателя в свой банк с его расчетного счета списывается сумма аккредитива и зачисляется в том же банке на счет по открытию аккредитива 2.

Этот способ расчета применяется по отношению к неаккуратным плательщикам; к плательщикам, которых поставщик плохо знает. Суть расчетов аккредитивами в том, что поставщик отгружает товары под зарезервированные для него деньги, т.е. оплата товаров гарантирована (рис. 6).


При заключении договора на поставку товаров поставщик требует выставить аккредитив.

Банк плательщика уведомляет банк поставщика об открытии аккредитива и перечисляет эти средства в банк поставщика 4, одновременно плательщику выдается аккредитив на указанную сумму 3.

Покупатель с аккредитивом едет к поставщику, получает товар и расплачивается документом – аккредитивом.

Поставщик передает аккредитив вместе с документами, подтверждающими выполнение условий договора в свой банк 7.

После проверки документов о соблюдении условий договора банк поставщика перечисляет средства со счета аккредитива на расчетный счет поставщика 8 и уведомляет банк покупателя о закрытии счета.

Разновидности аккредитива:

  • по источнику средств:

а) покрытый (депонированный),

б) непокрытый (гарантированный);

  • по уровню гарантии оплаты:

а) отзывной,

б) безотзывной.

Покрытый аккредитив – банк плательщика перечисляет собственные средства покупателя.

Непокрытый аккредитив – применяется, если банки, обслуживающие рассчитывающихся клиентов, имеют счета друг у друга. Тогда банк поставщика открывает счет аккредитива путем списания средств с расчетного счета банка плательщика, если ему на это даны права банком плательщика (рис. 6).

Не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика.

Недостаток этой формы расчетов – отвлечение оборотных средств предприятия.

При расчетах внутри страны один аккредитив предназначен для расчета только с одним поставщиком.





















Рисунок 6 – Порядок расчета аккредитивом










Рисунок 7 – Образование аккредитива при непокрытом аккредитиве

6 Расчеты путем зачета взаимных требований (клиринг)

Сущность этой формы расчетов заключается в том, что взаимные требования должников друг к другу погашаются в равновеликих суммах и лишь на разницу производятся платежи. Схематично данную форму расчетов можно представить в виде рисунка 8.

При этой форме расчетов сумма 15 млн. грн. погашается по требованиям обеих фирм, в результате фирма А уплатит фирме Б 3 млн. грн.

Операцию взаимного погашения требований производит банк.









Рисунок 8 – Схема расчетов путем зачета взаимных требований


7 Расчеты по сальдо взаимным требованиям

Используются для расчетов между двумя предприятиями, имеющими постоянные отношения по взаимному отпуску товаров (оказанию услуг). Зачет взаимных требований производится самими предприятиями, а на их счетах в банках отражаются только конечные результаты, т.е. сальдо.

8 Расчет в порядке плановых платежей

При постоянных равномерных поставках товарно-материальные ценности, включая и услуги транспортных организаций, покупатели могут расплачиваться с поставщиками в порядке плановых платежей.

Сущность этой формы расчетов в том, что платежи осуществляются периодически по договоренности сторон в заранее обусловленные сроки равными суммами. Сумма платежа зависит от согласованной периодичности и объема поставок. Один раз в 5, 7 или 12 дней производится сверка оплаты.


9 Расчеты векселями

Вексель является средством оформления коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки уплаты долга. Моновексель предъявляется должнику в указанный на векселе день погашения, и кредитор получает указанную на нем сумму. Векселем-траттой векселедержатель может расплатиться с другим субъектом по проведенной между ними операции (с оформлением индоссамента, т.е. передаточной надписи).

Особый случай представляет собой ситуация продажи векселя векселедержателю банку до наступления платежа. Эта операция называется учетом векселей банком.

В этом случае векселедержатель передает вексель банку по индоссаменту и получает деньги по векселю за вычетом части вексельной суммы – дисконта. Дисконт определяется на основе учетной ставки и продолжительности периода до погашения векселя в днях.

Например: номинальная стоимость векселя 5000 грн., срок до погашения – 30 дней, учетная ставка – 15%.


Д = Н * t / 360 * Y / 100 (3)


Д = 5000 * 30 / 360 * 15 / 100 = 62,5 грн.

Векселедержатель получит:

Н – Д = 5000 - 62,5 = 4937,5 грн.,

где Д - дисконт,

t - срок до погашения векселя в днях,

Н - стоимость векселя (сумма),

У – учетная ставка.

Дисконт составляет комиссионные банка.

10 Безакцептная форма расчетов

Эта форма расчетов использует право отдельных государственных институтов (организаций) списывать в бесспорном порядке (без согласия – акцепта владельца средств) определенные суммы с его расчетного счета.

В настоящее время безакцептное списание средств производится в случаях:

  • штрафных санкций к предприятию со стороны налоговых органов и внебюджетных фондов;

  • штрафные санкции к предприятию по решению суда;

  • при оплате ж.-д. тарифов, электроэнергии, водоснабжения и т.п.;

  • оплата услуг банка за расчетно-кассовое обслуживание.

    1. Факторинговые операции

Факторинг – это операция, при которой право взыскивать долг с покупателя за поставленные ему товары поставщик передает третьему лицу – банку или факторинговой компании.

В результате этой операции:

      1. Продавец получает от банка (компании) 70-80 % стоимости векселя, не ожидая срока его погашения, и может сразу пускать деньги в оборот.

      2. Остальную сумму по векселю поставщик получает при погашении векселя покупателя.

      3. Поставщик обязательно сообщает должнику о проведении факторинговой операции и передаче прав банку (компании).

      4. Банк осуществляет жесткий контроль платежной дисциплины покупателя и взыскивает деньги по векселю в указанный срок.

      5. Услуга банка оплачивается: поставщик уплачивает ему 1-2% стоимости векселя за факторинговую операцию плюс процент за предоставленный кредит (в размере 70-80% стоимости векселя).

      6. Для поставщика исчезает риск не возврата денег из-за неплатежеспособности покупателя.

12 Бартерные сделки