Файл: Гражданский процесс-2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 5319

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМА 1: ГРАЖДАНСКОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

И ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС

Осуществление правосудия только судом

Принципы института судебного разбирательства

Гражданская процессуальная правоспособность – это установленная законом способность иметь гражданские процессуальные права и обязанности сторон, третьего лица, заявителя, заинтересованного лица (ст. 28 ГПК). Гражданская процессуальная правоспособность принадлежит всем физическим и юридическим лицам.

4.3 Элементом гражданских процессуальных правоотношений

ТЕМА 2. СТОРОНЫ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

5. Третьи лица в гражданском процессе

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора – это лица, вступающие в уже возникший процесс, если решение по делу может повлиять на их права и обязанности по отношению к одной из сторон. ( ст.35 ГПК Украины).

ТЕМА 3. УЧАСТИЕ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ ОРГАНОВ И ЛИЦ, КОТОРЫМ ЗАКОНОМ ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРАВО ЗАЩИЩАТЬ ИНТЕРЕСЫ ДРУГИХ ЛИЦ. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ.

ТЕМА 4. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СРОКИ

ТЕМА 5. ГРАЖДАНСКАЯ ЮРИСДИКЦИЯ. ПОДСУДНОСТЬ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ

ТЕМА 7. ДОКАЗЫВАНИЕ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

3. Право на иск

4. Условия реализации права на предъявление иска

ТЕМА 8. ОТКРЫТИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛУ ДО СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА

Немедленное исполнение судебного решения. Свойство исполнимости у судебного решения возникает со вступлением его в законную силу (ст.367ГПК) Однако для отдельных кате­горий дел процессуальное законодательство устанавливает ис­ключения, состоящие в том, что некоторые судебные решения становятся способными к принудительному исполнению до вступления в законную силу, т.е. вслед за их вынесением и огла­шением. Потребность в немедленном исполнении обуславлива­ется неотложностью подтвержденного судом требования истца.

6. Определения суда первой инстанции

План лекции

Стороны обязаны письменно оповещать государственного ис­полнителя о возникновении обстоятельств, обусловливающие обя­зательное приостановление исполнительного производства, уста­новление отсрочки или рассрочки исполнения, изменение способа и порядка исполнения решения, изменение места проживания или местонахождения, а должник — физическое лицо — об изменении места работы.

ТЕМА 15. НОТАРИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС. ТРЕТЕЙСКОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО

Для совершения исполнительных действий государственным исполнителем в необходимых случаях привлекаются понятые, а также работники органов внутренних дел, представители органов опеки и попечительства, других органов и учреждений в порядке, установленном законом.

Следовательно участники исполнительного производства в граж­данском процессе подразделяются на четыре большие группы.

Во-первых, органы принудительного исполнения в лице госу­дарственных исполнителей.

Принудительное исполнение решений в Украине возлагается на Государственную исполнительную службу, которая входит в систему органов Министерства юстиции Украины.

В соответствии с Законом Украины «О государственной испол­нительной службе»2 принудительное исполнение решений осу­ществляют государственные исполнители Департамента государ­ственной исполнительной службы, государственной исполнитель­ной службы Автономной Республике Крым, областей и городов Киева и Севастополя, государственной исполнительной службы в районах, городах (городах областного значения), районах в горо­дах (далее — государственные исполнители).

Государственный исполнитель при осуществлении исполни­тельного производства имеет право:

  • получать необходимые для проведения исполнительных дей­ствий объяснения, справки, иную информацию;

  • осуществлять проверку исполнения решений юридическими лицами всех форм собственности, а также гражданами, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и в установленном порядке приобрели статус субъекта предпринимательской деятельности, являющиеся долж­никами по исполнительным документам;

  • осуществлять проверку исполнения юридическими лицами решений в отношении работающих у них должников;

  • беспрепятственно входить в помещения и хранилища, кото­рые принадлежат должникам или заняты ими, проводить осмотр указанных помещений и хранилищ, при необходимости принуди­тельно открывать их в установленном порядке, опечатывать эти помещения и хранилища;

  • налагать арест на имущество должника, опечатывать, изы­мать, передавать такое имущество на хранение и реализовывать его в порядке, установленном законодательством;

  • во исполнение решения суда о взыскании средств или нало­жения ареста в порядке, установленном законом, налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, в том числе на средства, находящиеся на счетах и вкладах в учреждениях банков, иных кредитных учреждениях, на счета в ценных бумагах;

  • использовать с согласия собственника помещения, в том чис­ле, имеющиеся в коммунальной собственности, для временного хранения изъятого имущества, а также транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества;

  • обращаться в орган, который выдал исполнительный доку­мент, за разъяснением решения с заявлением о выдаче дубликата исполнительного документа, возбуждать ходатайства об установ­лении или изменении порядка и способа исполнения, отсрочке и рассрочке исполнения решения;

  • обращаться в суд с представлением о розыске должника или ребенка или о постановлении мотивированного решения о прину­дительном проникновение в жилище или иное владение должника — физического лица или другого лица, у которого находится иму­щество должника или имущество и средства, принадлежащие должнику от иных лиц;

  • вызывать граждан и должностных лиц по поводу исполни­тельных документов, находящихся в исполнительном производ­стве, а в случае неявки должника без уважительных причин вы­носить постановление о его приводе через органы внутренних дел;

  • привлекать к совершению исполнительных действий поня­тых, работников врутренних дел, других лиц в установленном


порядке, а также экспертов, специалистов, а для оценки имуще­ства — субъектов оценочной деятельности — субъектов хозяй­ствования;

  • налагать взыскания в виде штрафа на граждан и должност­ных лиц в случаях, предусмотренных законом;

  • применять во время проведения исполнительных действий видеозапись, фото- и киносъемку;

  • при исполнении судебных решений беспрепятственно вхо­дить на земельные участки, в жилые и иные помещения должни-ков-физических лиц, проводить в этих помещениях осмотр, при необходимости принудительно открывать их в установленном по­рядке с привлечением работников органов внутренних дел, опеча­тывать эти помещения, арестовывать, опечатывать и изымать при­надлежащее должнику имущество, которое там находится и на которое по закону можно обратить взыскание;

  • требовать от материально-ответственных и должностных лиц должников — юридических лиц или от должников — физических лиц сведений и объяснений о фактах неисполнения решений или законных требований государственного исполнителя или иных на­рушений требований законодательства об исполнительном произ­водстве;

  • сообщать с целью профилактического влияния органы госу­дарственной власти, общественные объединения, трудовые кол­лективы и общественность по месту проживания или работы лица о фактах нарушения им требований законодательства об исполни­тельном производстве;

  • в случае необходимости для проведения или организации ис­полнительных действий привлекать на платной основе, в том чис­ле за счет авансового взноса взыскателя, субъектов хозяйствова­ния, которые в установленном законом порядке получили лицен­зии на: 1) строительную деятельность; 2) предоставление услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом обще­го пользования (кроме предоставления услуг по перевозке пасса­жиров и их багажа на такси); 3) операции в сфере обращения с не­безопасными отходами; 4) предоставление услуг, связанных с охраной государственной и иной собственности, предоставление услуг по охране граждан; 5) проведение землеустроительных и землеоценочных работ;

  • осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом (ст.5 Закона).

Во-вторых, суд как участник исполнительного производ­ства. Организационное отнесение исполнительного производства к ведению органов исполнительной власти не снимает с судов су­щественных полномочий по решению многих вопросов его разви­тия, начиная от выдачи исполнительного листа, заканчивая пре­кращением исполнительного производства.

Следует заметить, что суд участвует в исполнительном произ­водстве в определенных законом случаях чаще всего тогда, когда нарушается обычный порядок принудительного исполнения су­дебных и иных актов, и возникшие вопросы могут быть разреше­ны только судом. Участие суда в производстве, связанном с испол­нением судебных постановлений и постановлений иных органов, проявляется в определенных формах судебного контроля над ор­ганами принудительного исполнения судебных и иных решений. К формам судебного контроля относятся:


1) предварительное (в случаях, предусмотренных законом) санк­ционирование судом процессуальных действий государственного исполнителя по принудительному исполнению, которое является одной из гарантий правильности осуществления этих действий;

  1. обжалование законности и обоснованности постановлений суда по поводу вопросов, возникающих в процессе исполнения, ко­торое практически не отличается от обычного производства дел в апелляционной или кассационной инстанциях;

  2. обжалование и оспаривание действий (бездействия) государ­ственного исполнителя, которе должно являться существенной га­рантией соблюдения прав сторон и других лид в исполнительном производстве.

В-третьих, лица, участвующие в исполнительном производ­стве. К ним относятся стороны в исполнительном производстве — взыскатель и должник, и их представители.

Взыскатель — лицо, в пользу которого вынесено решение и должно быть совершены определенные действия, т.е. в интересах которого ведется исполнительное производство.

Должник — лицо, чья обязанность совершить определенные действия подтверждена судебным решением, т.е. лицо, против ко­торого осуществляется исполнение.

В случае выбытия одной из сторон государственный исполни­тель по собственной инициативе или по заявлению стороны, а так­же сама заинтересованная сторона имеют право обратиться в суд с заявлением о замене стороны ее правопреемником. Для правопре­емника все действия, совершенные до его вступления в исполни­тельное производство, обязаны в той мере, в которой они были бы обязательны для стороны, которую правопреемник заменил (ст. 11 Закона).

Стороны и другие участники исполнительного производства имеют право знакомиться с материалами исполнительного произ­водства, делать из них выписки, снимать копии, предоставлять до-палнительные материалы, заявлять ходатайства, принимать уча­стие в проведении исполнительных действий, давать устные и письменные пояснения в процессе исполнительных действий, вы­сказывать свои доводы, соображения по всем вопросам, возникаю­щим в ходе исполнительного производства, в том числе при про­ведении экспертизы, возражать против ходатайств, доводов и со­ображений других участников исполнительного производства, заявлять отводы в случаях, предусмотренных законом, обжалы-вать действия (бездеятельность) государственных исполнителей по вопросам исполнительного производства и пользоваться иными правами, предоставленными законом.

Взыскатель имеет право подавать заявление о выдаче дублика­та исполнительного документа, о восстановлении срока предъяв­ления исполнительного документа к исполнению, об отказе от взыскания и возврате исполнительного документа.

Стороны имеют право заключить мировое соглашение об окон­чании исполнительного производства, которое признается судом, оспаривать принадлежность имущества и его оценку, предостав­лять письменные возражения против расчета государственного ис-полнителяо о распределении средств между взыскателями.


По исполнительному документу о взыскании средств по согла­сованию со взыскателем должник может передать взыскателю в счет полного или частичного погашения долга собственное имуще­ство.

Стороны обязаны письменно оповещать государственного ис­полнителя о возникновении обстоятельств, обусловливающие обя­зательное приостановление исполнительного производства, уста­новление отсрочки или рассрочки исполнения, изменение способа и порядка исполнения решения, изменение места проживания или местонахождения, а должник — физическое лицо — об изменении места работы.

Должник обязан в срок, установленный государственным ис­полнителем, предоставить достоверные сведения о своих доходах и имуществе, в том числе об имуществе, которым он владеет совмест­но с другими лицами, счета в банковских и финансовых учрежде­ниях, своевременно явиться по вызову государственного исполни­теля, письменно уведомить государственного исполнителя об иму­ществе, находящемся в залоге или у других лиц, а также о средствах и имуществе, принадлежащем должнику у других лиц.

Лица, принимающие участие в исполнительном производстве, обязаны добросовестно пользоваться всеми предоставленными им правами с целью обеспечения полного и своевременного соверше­ния исполнительных действий (ст.11-1 Закона).

Стороны могут реализовывать свои права и обязанности в ис­полнительном производстве самостоятельно или через представи­телей. Личное участие гражданина в исполнительном производ­стве не лишает его права иметь представителя, за исключением случая, когда должник обязан согласно с решением совершить определенные действия лично.

Несовершеннолетние и лица, признанные судом недееспособны­ми, осуществляют свои права и исполняют обязанности в исполни­тельном производстве в соответствии с требованиями закона.

Если стороной исполнительного производства является лицо, признанное судом безвестно отсутствующим, государственный ис­полнитель своим постановлением привлекает к участию в испол­нительном производстве лицо, являющееся опекуном его имуще­ства.

Участие юридических лиц в исполнительном производстве осу­ществляется их руководителями либо органами, должностными лицами, которые действуют в пределах полномочий, предоставлен­ных им законом, или через представителей юридического лица.

Полномочия представителя должны быть подтверждены дове­ренностью, выданной и оформленной в соответствии с требования­ми закона (ст. 12 Закона).

В-четвертых, лица, содействующие совершению исполни­тельных действий. К данной группе участников исполнительно­го производства относятся эксперты, специалисты, субъекты оце­ночной деятельности, переводчики, работники органов внутрен­них дел.

Так, для выяснения и разъяснения вопросов, возникающих при осуществлении исполнительного производства и требующих спе­циальных знаний, государственный исполнитель по собственной инициативе или по заявлению сторон назначает своим постановле­нием эксперта или специалиста, а при необходимости — несколько специалистов или экспертов, для оценки имущества — субъектов оценочной деятельности — субъектов хозяйствова­ния.


Эксперт, специалист и субъект оценочной деятельности — субъ­ект хозяйствования имеет право на вознаграждение за оказанные им услуги. Размер вознаграждения за услуги эксперта или специ­алиста определяется в порядке, установленном Кабинетом Мини­стров Украины. Это вознаграждение и другие расходы на проведе­ние экспертизы относятся к расходам, связанным с совершением исполнительных действий.

За отказ или уклонение от дачи заключения либо за дачу заве­домо неправдивого заключения эксперт несет уголовную ответ­ственность, о чем он должен быть предупрежден государственным исполнителем. Убытки, причиненные сторонам неправдимым за­ключением эксперта или специалиста, подлежат возмещению в порядке, предусмотренным законом. Субъект — оценочной дея­тельности — субъект хозяйствования несет ответственность за не­достоверность или необъективность оценки имущества в порядке, установленном законом (ст. 14 Закона).

В случае необходимости при совершении исполнительных дей­ствий государственный исполнитель или стороны (их представите­ли) могут пригласить переводчика. Переводчиком может быть лю­бое дееспособное лицо, владеющее языком, знание которого необ­ходимо для перевода. Лицу, которому необходимы услуги пере­водчика, государственный исполнитель предоставляет срок для его приглашения, который не может превышать 10 дней. В случае, если указанное лицо не обеспечит участия переводчика в опреде­ленный срок, его может назначить своим постановлением государ­ственный исполнитель.

Переводчик имеет право на вознаграждение за выполненную работу, которое относится к расходам, связанным с совершением исполнительных действий. Размер вознаграждения за услуги пе­реводчика определяется в порядке, установленным Кабинетом Министров Украины.

В случае заведомо неправильного перевода, а также за отказ ис­полнить обязанности переводчика лицо несет уголовную ответ­ственность, о чем оно должно быть предупреждено государствен­ным исполнителем (ст. 15 Закона).

Исполнительные действия могут производиться в присутствии понятых. Присутствие понятых обязательно при совершении ис­полнительных действий, связанных с принудительным вхождени­ем в нежилые помещения и хранилища, в которых хранится иму­щество должника, на которое обращено взыскание, или имущество взыскателя, которое должно быть возвращего ему в натуре; при­нудительным вхождением в жилые дома, квартиры для обеспече­ния принудительного выселения и вселения в них; принудитель­ным вхождением в дома, квартиры и другие помещения, в кото­рых находится ребенок, который должен быть передан другим лицам согласно решению суда; при проведении осмотра, ареста, изъятия и передачи имущества.

В качестве понятых могут быть приглашены любые дееспособ­ные граждане, не имеющие личной заинтересованности в соверше­нии исполнительных действий и не связанные между собой или с участниками исполнительного производства родственными связя­ми, подчиненностью или подконтрольностью. Количество поня­тых при совершении исполнительных действий не может быть ме­нее двух.