Файл: Теория_межд._отношений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 6036

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

УТВЕРЖДЕНО

ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ, ВТОРАЯ

Waltz K. Theory of International Politics. N.Y., 1979.

Wenger A. International relations: from the Cold War to the globalized world / A. Wenge, D. Zimmermann. London, 2003.

ЛЕКЦИЯ ТРЕТЬЯ, ЧЕТВЕРТАЯ

ЛЕКЦИЯ ДЕСЯТАЯ, ОДИННАДЦАТАЯ

НАЦИОНАЛЬНАЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

11. Концепции кооперативной безопасности. Исследовательский арсенал, связанный с осмыслением проблем безопасности и выработкой теоретических основ для практических решений в данной области, оказался не приспособленным к новым, постиндустриальным и постконфронтационным реалиям наступившей эпохи. Возникла необходимость выработки новых, более эффективных концептуальных средств, способных преодолеть образовавшийся вакуум. По мнению ряда экспертов и профессионалов в области безопасности, такую роль могли бы сыграть концепции кооперативной и человеческой безопасности, первые упоминания о которых в специальной литературе относятся к началу 1990-х гг. Кроме того, все больше внимания привлекает теория демократического мира. В основе всех этих концепций лежат положения либерально-идеалистической парадигмы (в обеих ее разновидностях — и канонической, и неолиберальной). Доминирование неолиберализма проявляется, таким образом, не только в сферах экономики и политики современного глобализирующегося мира. В международных отношениях (и в практике, и в теории) неолиберализм также стремится взять верх над политическим реализмом, который длительное время оказывал определяющее влияние на формирование подходов науки в к международным отношениям в целом и международной безопасности в частности.

ЛИТЕРАТУРА

ЛЕКЦИЯ ВОСЕМНАДЦАТАЯ

ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА

ЛЕКЦИЯ ДВАДЦАТАЯ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПОРЯДОК: ПОНЯТИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ

VI. Системный кризис. Изменение соотношения сил в системе обычно сопровождается теми или иными формами кризисов, структурных преобразований, масштабы которых зависят от глубины изменений на разных “этажах” СМО. Через эти кризисы система приходит к новому соотношению сил, к новому состоянию своего относительного равновесия, баланса. В мировой научной литературе уделяется немалое внимание различным аспектам международных кризисов как важнейшего феномена жизнедеятельности системы межгосударственных отношений. Среди американских ученых наиболее развернутым и полным считается определение О. Янга, считающего международный кризис “совокупностью быстро развивающихся событий, которые увеличивают влияние дестабилизирующих сил в международной системе в целом или в любом из ее подсистем значительно выше “нормального” (или среднего) уровня и повышают вероятность насильственных действий в системе”.

Кризисные процессы в СМО отличает их необратимость. Кризис, коль скоро он вызван глубинными причинами социально-экономического характера, не может завершиться восстановлением прежнего состояния равновесия или прежним соотношением сил. Суть каждого такого кризиса заключается в ломке каких-то старых отношений и замене их новыми. Другое дело, что нередко эти качественные изменения могут происходить в старых формах, что создает иллюзию сохранения прежней сущности явления. Вот почему Ф. Герман определял международный кризис как “ситуацию, которая разрушает систему или некоторую ее часть (подсистему, союз или отдельно действующего актора). Более определенно, кризис есть ситуация, создающая внезапное изменение в одной или нескольких из основных системных переменных”.

Один из самых серьезных кризисов системы межгосударственных отношений свершается на наших глазах в виде крушения господствовавшей после второй мировой войны их биполярности и становления новой конфигурации, нового соотношения сил в мире. С теоретической точки зрения новая СМО вообще и система межгосударственных отношений, в частности, может складываться, воплощаться в жизни в виде трех вариантов. Во-первых, как биполярно-антагонистическая модель, в которой место СССР займет Китай. Во-вторых, как однополюсно-авторитарная модель, где США по своей воле или вынужденно станут заниматься “устройством мира” по собственному разумению и исходя только из своих интересов. В-третьих, как не конфронтационная демократическая система, связанная с явно обозначившейся тенденцией все большего единения и взаимозависимости народов перед лицом грозных “вызовов истории”. И хотя оптимальной могла бы быть последняя модель, в жизни новая система международных отношений будет складываться как проявление в той или иной форме и пропорции всех вышеперечисленных вариантов, во всяком случае в течение длительного переходного периода.


VII. Особенности внешней среды международных отношений. В самом общем виде среда всякой системы – это то, что ее окружает. Отдельно рассматривают социальную среду (совокупность воздействий, происхождение которых связано с существованием человека и общественных отношений) и внесоциальную среду (многообразие природного окружения, географических особенностей, распространения природных ресурсов, существующих естественных границ и т.д.). Внешняя среда – окружение системы, диктующее ей принуждения и ограничения – человеческая цивилизация, а также климат, ландшафт, границы, расположение полезных ископаемых и т.п.

VIII. Понятие “цивилизация” появилось в XVIII в. (А. Фергюссон), в начале XIX в. появилась концепция плюрализма цивилизаций. В понятии “цивилизация” со временем начинают концентрироваться наиболее значимые явления мировой истории, единство и многообразие материальной и духовной культуры человеческого общества, его ценностей, образа жизни и труда. Сегодня оно включает два взаимосвязанных аспекта: а) каждый период, каждое общество, каждая нация обладает собственной неповторимой цивилизацией; б) в каждом периоде, в каждом обществе, в каждой нации есть элементы, присущие человечеству в целом. По мере продвижения человечества в будущее количество общих элементов растет, в связи с чем понятие цивилизации приобретает общепланетарный характер, отражая тем самым уникальность рода человеческого.

Современная глобальная цивилизация обладает исключительно высокой степенью противоречивости, ставящей под сомнение привычное утверждение о неуклонном и поступательном общественном прогрессе. В определении ее влияния на международные отношения могут приниматься во внимание три варианта ответа:

- первый исходит из представления цивилизации и культуры как некоей контролирующей и регулирующей инстанции, которая санкционирует (или не санкционирует) те или иные изменения в социальном порядке, связанные с взаимодействиями данной общности с другими общностями (неудача реформирования России объясняется самобытностью российской культуры, которая отторгает чуждые ей способы и формулы преобразований);

- второй связан с эволюционной (скорее “девелопменталистской”) гипотезой (Э. Дюркгейм, М. Вебер), которая констатировала временный, второстепенный характер различий между культурами и цивилизациями, которые в самом деле движутся к универсальным культурным ценностям, становятся все более рациональными и современными;

- третий вариант основывается на теории культурных потоков (П. Сорокин, Т. Парсонс), объединяющей положения о самобытности и конвергенции культур. Согласно этой теории, более рациональные культуры имеют тенденцию распространяться на другие, в результате чего международная система становится саморегулирующейся. Р. Арон писал, что распространение форм и методов дипломатии, универсалий индустриального общества, триумф американской концепции международного правового порядка размывали гетерогенность (однородность) различных цивилизаций и способствовали их конвергенции в одну и ту же международную систему, участники которой стремятся к обладанию одними и теми же средствами богатства и могущества. Сторонники этой теории исходят из того, что системообразующей во всех случаях становится евроатлантическая цивилизация. Ее роль в достижениях человеческой цивилизации действительно велика. Но нельзя не видеть, что заимствование ценностей западной модели имеет определенные пределы. Результатом встречи различных цивилизаций никогда не являются замещение или вытеснение одной из них. Всегда имеет место сложный процесс взаимодействия, всегда усвоение элементов иной культуры сопровождаются сохранением, а иногда и усилением самоидентификации культуры-импортера. Бесперспективны как попытки бездумного копирования западных цивилизационных ценностей и пренебрежения национальными традициями, так и сохранения самобытности путем самоизоляции и отрицания завоеваний мировой цивилизации.


IX. Глобализация международной среды. В международно-политической науке существуют различные трактовки глобализации:

- cторонники реалполитической парадигмы понимают ее в духе “столкновения цивилизаций” (С. Хантингтон), как результат победы Запада в холодной войне против СССР и закономерный процесс распространения гегемонии США на весь мир (Г. Киссинджер), как геополитическое переустройство мира, включая пересмотр политики союзов (Ф. Сашвальд);

- неолибералы рассматривают глобализацию как “конец истории” (Ф. Фукуяма) – окончательную победу в распространении на весь мир западных ценностей (рыночной экономики, плюралистической демократии, индивидуальных прав и свобод человека); как все более широкое распространение во взаимодействия государств норм международного права (М. Закер); как процесс постепенного преодоления государствами своих узкоэгоистических национальных интересов и становления “сообщества цивилизованных стран”, являющегося результатом взаимопроникновения национальных экономик, интернационализации финансов, усиления роли ТНК и ТНБ в мировой экономике, роста непосредственной конкуренции предприятий и фирм, независимо от их национальной принадлежности (Р. Липшуц);

- неомарксисты считают, что термин “глобализация” означает не что иное, как целенаправленную стратегию монополистического капитала и американского империализма, имеющую целью окончательное закрепление экономического неравенства в мире и эксплуатации периферийных и полупериферийных регионов крупнейшими монополиями центра (Р. Кокс). С. Амин рассматривает глобализацию как понятие, заменяющее термин “империализм”, содержанием которого является политика мирового капитализма, направленная на подчинение мира потребностям своего собственного развития.

X. Дж. Розенау о глобализации. Этот американский ученый проводит различие между содержанием понятия “глобализация” и близких ему терминов “глобализм”, “универсализм” и “сложная взаимозависимость”. По сравнению с последними понятие “глобализация” имеет менее широкое значение и более специфическое содержание. Оно обращено не к ценностям и структурам, а к процессам и соединениям, которые рождаются в умах и поведении людей, к взаимодействиям, которые возникают тогда, когда индивиды и организации заняты своими обыденными делами и стремятся достичь поставленных перед собой целей. Процессы глобализации отличаются тем, что не знают никаких территориальных или юридических барьеров. С точки зрения Дж. Розенау, любая совокупность взаимодействий, которая имеет потенциал неограниченного распространения и способна легко преодолевать национальные юрисдикции, должна рассматриваться как процесс глобализации. Стремясь подчеркнуть неразрывность разнонаправленных процессов глобализации, Розенау использует термин “фрагмеграция” (фрагментация + интеграция). Он также предлагает характеризовать экономические и социальные аспекты фрагмеграции как колеблющиеся между глобализацией и локализацией, а политические – между централизацией и децентрализацией.


XI. Д. Коляр о глобализации и близких по смыслу понятиях. Во франкоязычной литературе понятию “глобализация” близок термин “мондиализация”. Многие исследователи считают их отражающими одни те же сущности. Однако большинство ученых – международников считают термин “глобализация” более полно и адекватно передающим смысл проходящих сегодня в мире изменений. Даниель Коляр называет 5 фундаментальных концептов, характеризующих масштабы перемен в международных отношениях:

- независимость Д. Коляр рассматривает в тесной связи с суверенитетом, который трактуется как свобода политических решений и выражение независимости. Фактом является, однако, то, что в связи с глобализацией ни одно государство в мире не обладает реальным суверенитетом ил независимостью;

- взаимозависимость в понимании Коляра представляет собой сочетание зависимостей государств друг от друга. Она понуждает государства сотрудничать в целях управления возникающими взаимозависимостями, которые могут выражаться в форме либо регионализации, либо мондиализации;

- транснационализм отражает в себе развитие солидарностей в международном пространстве, но если при “взаимозависимости” государство контролирует эти связи, то транснациональные феномены пересекают границы многих государств и ускользают от их контроля или не согласуются с суверенитетом;

- мондиализм в интерпретации Коляра предстает состоянием, когда международные отношения уже не могут отождествляться с межгосударственной системой или только с межгосударственными отношениями, а мир предстает без границ в виде концепций “большой планетарной деревни”, “Земли-Родины”, “универсального полиса”;

- глобализация выступает у Д. Коляра как “высшая и последняя стадия мондиализации”.

XII. А.Д. Богатуров о глобализации. Этот российский ученый считает глобализацию “фактом на две трети виртуальным”, поскольку “большая часть наиболее впечатляющих проявлений этой тенденции по сути локальна и проявляется преимущественно в зоне постиндустриальных стран и тончайшем слое интернет-электронных связей, протянувшихся от них в другие части мира”. Глобализации, по его мнению, противостоит анклавно-конгломеративная модель мира. С позиций такой модели одновременно со странами Запада (представляющих собой “гетто избранничества” и стремящимися распространить свое влияние на остальной мир) и вместе с тем в относительном отдалении от них существует иной тип обществ. Их особенность состоит в том, что они представляют собой конгломеративные образования, в рамках которых архаичное и модернизированное начала образуют отдельные анклавы, сосуществующие друг с другом без опасности взаимного уничтожения. К такому типу обществ Богатуров относит Россию, Китай, Индию, Японию и ряд других не западных государств. Эта часть мира, по мнению этого автора, способна ограничить воздействие глобализационных импульсов, исходящих от Запада.


XIII. Основные составляющие глобализации. Оценивая анализ глобализации современной международно-политической наукой, можно выделить шесть групп определяющих ее содержание факторов:

- тенденция к становлению экономической системы, функционирующей по единым правилам в масштабе всей планеты, когда даже самые мощные державы не могут их игнорировать;

- нарастание финансовых и информационных трансграничных потоков, неподвластных государственному регулированию и контролю;

- эрозия национально-государственного суверенитета в результате возрастающей проницаемости межгосударственных границ и ослабления традиционных функций государства;

- размывание границ между “внутренними” и ”внешними” политическими, экономическими и иного характера процессами;

- распространение на весь мир западных (прежде всего американских) стандартов поведения, образа жизни, потребления, досуга;

- формирование идеологии “глобализма”, призванной обосновать неизбежность происходящих изменений, их позитивный характер, а также обеспечить согласие общественного мнения и активное участие самых широких социальных и политических сил в формировании мирового порядка под управлением Запада и лидирующей роли США.

XIV. Спор о последствиях глобализации. Позиции исследователей по проблемам последствий глобализации можно разделить на три группы - в целом оптимистические, преимущественно пессимистические и промежуточные, во многом скептические:

- оптимисты настаивают на тех преимуществах, которые несет с собой глобализация. Главный редактор международной редакции газеты “Finantial TimesП. Мартин полагает, что распространение в результате глобализации принципов либеральной экономики и рыночных отношений соответствуют самой природе человека. Кроме того, глобализация способствует сужению прерогатив государства и расширению демократических прав и индивидуальных свобод человека. Ю. Федоров видит положительные черты глобализации в том, что она ведет к растворению наций и государств в новых, более сложных международных структурах, что способствует преодолению авторитарности в политических отношениях и изживанию “тоталитарного сознания”. Главную заслугу глобализации он видит в том, что она способствует расширению “сообщества демократии” и демократизации общественного развития в целом, ориентации на право как единственный способ разрешения конфликтов. Оптимисты создают концепцию одной “лодки”, в которой оказывается человечество в результате процессов глобализации, высказываясь за глобальное управление различными сторонами жизни людей. Однако они не учитывают не только неравного положения ее “пассажиров”, но игнорируют реальные трудности на пути урегулирования глобальных проблем ;

- пессимисты полагают, что глобализация не только не способствует формированию в масштабах всей планеты свободного рынка и честной конкуренции, но, напротив, ведет к росту концентрации капитала в наиболее развитых странах, доминирующих в мировой экономике – США, Японии, ФРГ, Великобритании и т.д. Разрыв между ними и слаборазвитыми странами не только не сокращается, но и быстро нарастает. Многие аспекты реализуемой на современном этапе модели глобализации лишаю человечество надежды на демократизацию мировых общественных отношений, на возникновение “мирового гражданского общества” и на самоуправление в рамках “мирового сообщества”;