ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2019
Просмотров: 6221
Скачиваний: 7
Таким образом, даже если вывод о демократическом мире действительно верен (хотя его теоретические основания и эмпирические подтверждения все еще нуждаются в дальнейшем исследовании), опыт стран, находящихся в стадии перехода к демократии, говорит о том, что такой переход чреват конфликтами. «Следовательно, — пишут Дж. Снайдер и С. Ван Эвера, — американская политика распространения демократии практически может скорее способствовать распространению вооруженных конфликтов в мире, нежели наоборот. Вместо бездумного распространения демократии в глобальном масштабе Соединенным Штатам следует определять условия, при которых мирный переход к демократии наиболее осуществим, и содействовать обеспечению таких условий в демократизирующихся государствах»
ЛИТЕРАТУРА
Богатуров А.Д. Великие державы на Тихом океане. М., 1997.
Внешняя политика и безопасность современной России: Хрестоматия. Т. 1, 2. М., 1999.
Косолапов Н.А. Национальная безопасность в меняющемся мире // МЭиМО. 1992, № 10.
Коэн Р. Кооперативная безопасность. Структурная схема для лучшего будущего? // Терроризм и антитсррористическая деятельность. Ч. 1. Колледж по изучению вопросов безопасности и международных отношении. Гармиш-Партенкирхен, 1999.
Кулагин В.М. Гипотеза «демократического мира» в контексте альтернатив мирового развития // Полис. 2000. № 1.
Михалка М. Концепции кооперативной безопасности // Вести. Московского ун-та. Серия 18. Социология и политологня. 2000. №3.
Ротфельд А.Д. Международная безопасность: формирующаяся повестка дня. Вооружения, разоружение и международная безопасность. Ежегодник СИПРИ. 1997.
Цыганков П.А. Безопасность: кооперативная или корпоративная? // Полис. 2000, № 3.
Allan P. La complexite, le hasard et I'individus dans la theorie politique internationale. Michel Girard (dir.) Les individus dans la politique internationale. P., 1994.
Axworty L. La securite humaine: la security des individus dans un monde en mutation // Politique etrangere. № 2.
Badie В. L'Etat importe. Essai sur I'occidentalisation de 1'ordre politique. P, 1995.
Carter A., Perry W. and Steinbruner J. A New Concept of Cooperative Security. Brooking Institution. Washingnon, 1992.
Colard D. La societe internationale apres la Guerre froide. P., 1998.
Dewitt D. Commnon, Comprehensive and Cooperative Security // The Pacific Review. 7.1.1994.
Joxe A. Representation des alliances dans Ia nouvelle strategic americaine // Politiques etrangere. № 2. Ete 1997.
Kaplan R. The Coming Anarchy // The Atlantic Monthly Vol. 273, № 2.1994.
Keohane R., Nye J. Power and Interdependence. N.Y., 1989.
Peters R. The culture of Future Conflict // Parametres. Winter 1995/96.
Ramses 2000. L'entree dans Ie XXI-e sciecle. Sous la direction de Thierry de Montbrial et Piere Jacquet. Dunod, 1999.
Rummel R. Power Kills: Democracy as a Method of Nonviolence. New Brunswick: L., 1997.
Ray.J. L. The Democratic Path to Peace // Journal of Democracy. 1997, April.
Senarclens P. de. Mondialisation, souverainete et theories dу relations internationales. Р., 1998.
Smouts M.-C. (sous la dir. de). Les nouvelles relations internationales. Pratiques et theories. P., 1998.
Snyder J., Van Evera S. Democracy and War. Educational program. Seminar XXI: Foreign Politics, International Relations and National Interest. Massachussets Institute of Technology. Center for International Studies. 1998.
Walt S.M. The Origins of Alliances. Cornell University, Ithaca, 1987, 1990. _ 30.
Walt S.M. The Ties That Fray. Why Europe and America are Drifing Apart // The National Interest. № 110. Winter 1998/99.
Wright Q. A Study of War. Chicago, 1965.
ЛЕКЦИЯ СЕМНАДЦАТАЯ
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
1. Понятие и типы международного сотрудничества. Истоки международного сотрудничества связаны с окончанием религиозных войн в Европе и установлением Вестфальского мира. Одним из важнейших достижений Вестфальского договора стало формирование основы правовых отношений между государствами, что создало условия для становления и последующего развития международного сотрудничества. Формирование европейской системы международных отношений (основные параметры которой, и, прежде всего, ее главный элемент, - государство как форма политической организации людей, постепенно распространяются на весь мир) не только дало импульс межгосударственному сотрудничеству, но и определило его основную направленность. Исходными пунктами сотрудничества государств как политических единиц становятся взаимное уважение суверенитета и невмешательство во внутренние дела друг друга, а его центральными целями — сознательное стремление правительств к дальнейшему укреплению национальной безопасности и независимости. В свою очередь, забота о собственном суверенитете заставила государства согласиться с правом сосуществования и с его основополагающим принципом — юридическим равноправием. Право сосуществования вменяло государствам главным образом негативные обязанности: не вмешиваться во внутренние дела друг друга, не нарушать договоры, не вести несправедливые войны, не создавать препятствий для дипломатической деятельности официальных представителей других стран на своей территории и т.п. Поэтому теоретический статус проблемы сотрудничества в международно-политической науке оказался неразрывно связанным с анализом противоборства и конфликтов между независимыми государствами. Однако дальнейшее развитие науки привело к расширению содержания понятия международного сотрудничества и его типов.
Понятие «международное сотрудничество» отражает такой процесс взаимодействия двух или нескольких акторов, в котором исключается применение вооруженного насилия, доминируют совместные поиски возможностей реализации общих интересов. Вопреки обыденному пониманию, сотрудничество - это не отсутствие конфликта, а «избавление» от его крайних, кризисных форм. Иллюзия «прозрачности» содержания данного понятия послужила, видимо, причиной того, что попытки его определения довольно редки. Одна из них была предпринята Ж.-П. Дерриенником, согласно которому «два актора находятся в состоянии сотрудничества, когда каждый из них может быть удовлетворен только в том случае, если удовлетворен и другой партнер. Результатом чисто кооперативного отношения может быть ситуация, в которой либо оба актора удовлетворены, либо не удовлетворен ни один из них». Традиционно отношения сотрудничества включают в себя двустороннюю и многостороннюю дипломатию, заключение различного рода союзов и соглашений, предусматривающих взаимную координацию политических курсов (например, в целях совместного урегулирования конфликтов, обеспечения общей безопасности или решения других вопросов, представляющих общий интерес для всех участвующих сторон).
Развитие сотрудничества между государствами и другими акторами международных отношений вызвало к жизни целую систему межгосударственных и негосударственных организаций глобального и регионального значения. Рост взаимозависимости мира, возникновение и обострение глобальных проблем необычайно увеличили объективные потребности в расширении многостороннего сотрудничества и способствовали его распространению на другие сферы жизни. Сегодня сотрудничество охватывает не только вопросы торговли, таможенных правил, пограничного урегулирования или военно-политических союзов, но и задачи поиска адекватных ответов на экологические вызовы, освоения космоса, совместного использования ресурсов общего предназначения, развития коммуникационных сетей, контроля вооружений и т.д. Отмечая значительные успехи, достигнутые за последнее десятилетие в теоретическом исследовании международного сотрудничества, специалисты особо выделяют два важнейших достижения теории.
Во-первых, несмотря на то, что дискуссии продолжаются и сегодня, в научном сообществе достигнуто согласие относительно понятия «межгосударственное сотрудничество». Вслед за Р. Кохэном, многие ученые сегодня понимают сотрудничество как ситуацию, «когда одни акторы регулируют свое поведение в соответствии с фактическими или ожидаемыми предпочтениями других, через процесс взаимной координации политик». Другими словами, межгосударственное сотрудничество предполагает наличие трех элементов: общих целей государств-партнеров, ожидание ими выгод от ситуации и взаимный характер этих выгод. «Каждый актор не обязательно помогает другому, - отмечает Х. Милнер, - но, делая это, он ожидает улучшения своей собственной ситуации, что ведет к взаимной координации государственных политик». Такое понимание важно, ибо позволяет не просто найти границы между сотрудничеством и соперничеством, границы, в рамках которых ведется деятельность с целью уменьшения выгоды других или же деятельность, направленная на недопущение осуществления их интересов. Помимо этого, подобное понимание «межгосударственного сотрудничества» дает возможность отличать сотрудничество от не сотрудничества, то есть от такого поведения, когда акторы не учитывают последствия своих действий для других, а также от бездействия, то есть от поведения субъектов МО, которое не предотвращает отрицательные последствия для политики других сторон. Наличие консенсуса относительно содержания понятия «межгосударственное сотрудничество» дает возможность создания первичной классификации кооперативных ситуаций. С этой точки зрения могут быть выделены следующие типы межгосударственного сотрудничества:
- переговоры, предметом которых является распределение выгод государств от их взаимодействия (это одновременно и путь к сотрудничеству, и показатель его существования);
- сознательное, достигнутое в результате обсуждения согласование политики (формальные договоры и соглашения о деятельности);
- неявное сотрудничество, осуществляющееся без прямых связей и/или формальных соглашений, не предполагающее заключения договоров (такое сотрудничество возникает из совпадающих ожиданий акторов);
- навязанное сотрудничество: более сильная сторона заставляет другую корректировать ее политику, но одновременно корректирует и свою собственную;
- создание специализированных институтов (например, институтов ООН), осуществляющих регламентации, экспертизы, субсидии, содействующие развитию сотрудничества.
Во-вторых, еще одним важным достижением исследований в области межгосударственного сотрудничества стала разработка гипотез относительно условий, при которых сотрудничество между государствами становится наиболее вероятным. Эти гипотезы не составили комплексной теории межгосударственного сотрудничества. Они только предложили серию переменных, каждая из которых делает сотрудничество более вероятным. Анализ и эмпирическая проверка этих гипотез способны продвинуть вперед дело создания комплексной теории, а, значит, и развитие теории международных отношений в целом. X. Милнер выделяет и анализирует шесть таких гипотез:
- «гипотезу взаимности», основным содержанием которой является ожидание государствами выгод от сотрудничества и опасение потерь и даже наказаний в случае уклонения от него;
- «гипотезу о количестве акторов”, согласно которой перспективы сотрудничества возрастают с уменьшением числа взаимодействующих государств;
- “гипотезу итерации», по которой возможности государств на пути сотрудничества связаны с длительностью их предыдущего взаимодействия;
- «гипотезу о международных режимах”, то есть о нормах, принципах и процедурах принятия решений, совокупность которых представляет собой центры межгосударственного сотрудничества;
- «гипотезу эпистемических сообществ», описывающую ту роль, которую играют в развитии межгосударственного сотрудничества профессиональные эксперты, разделяющие общее понимание проблемы и вырабатывающие общие пути ее решения;
- «гипотезу асимметрии силы”, которая имеет сходство с так называемой гегемонической теорией стабильности и с позиций которой сотрудничество является более вероятным, если в наличии имеется сильное и заинтересованное государство-гегемон. Основной недостаток указанных гипотез X. Милнер усматривает в том, что они не уделяют внимания внутренним источникам межгосударственного сотрудничества.
2. Межгосударственное сотрудничество в свете политреализма. В отличие от взглядов сторонников либерально-идеалистической традиции, взгляды реалистов на проблему международного сотрудничества известны не столь широко и потому нуждаются в специальном рассмотрении. Понятно, почему ссылки на общность человеческого рода и вытекающие из этого общечеловеческие универсалии выдвигают проблему международного сотрудничества в центр всех рассуждений идеалистов. Это всегда так, идет ли речь о движении «к вечному миру» на основе “общих нравственных императивов” (И. Кант), о соблюдении норм, опирающихся на принципы естественного права и гарантирующих «право народов» (Г. Гроций), или же о создании всемирной организации, призванной обеспечить сотрудничество на базе коллективной безопасности (В. Вильсон). Позиции же реалистов в рассматриваемой проблеме, на первый взгляд, не столь очевидны. Как мы уже знаем, одно из важнейших положений теории политического реализма — это выделение конфликтов как ведущих и наиболее распространенных типов международных процессов. Однако это не означает, что реалистов не интересует исследование международного сотрудничества. Напротив, некоторые из них (например, А. Уолферс) посвятили анализу международного сотрудничества специальные работы, внесшие важный вклад в науку. Особенности же реалистского подхода к рассматриваемой проблеме состоят в следующем:
- международное сотрудничество, как правило, сводится к межгосударственным взаимодействиям на основе взаимного признания суверенитета и невмешательства сотрудничающих сторон в дела друг друга;
- важнейшие стимулом, побуждающим государства к сотрудничеству, является анархичность международной среды: сотрудничество организуется там, где есть конфликт или его угроза;
- главной целью межгосударственного сотрудничества является безопасность, а его исходной, простейшей и наиболее распространенной формой — военный (военно-политический) союз. Вспомним, что к этой форме сотрудничества между суверенными политическими единицами обращался еще Фукидид, который подчеркивал и то, что в военном (военно-политическом) союзе есть доминирующая сторона, ядро союза, центр гравитации. Древнегреческому историку принадлежит пальма первенства и в открытии «конфликтного цикла», в который могут быть втянуты государства, в том числе и помимо своей воли. Одной из причин «конфликтного цикла» может стать увлечение наиболее сильных государств политикой втягивания в союз с ними других игроков политической сцены. Ответом на это становится интенсификация поиска союзников другими мощными государствами. Результат — ситуация, подобная той, которая сложилась в XIX в. и которую Бисмарк характеризовал как «кошмар коалиций».
Однако реалистическая парадигма в рассмотрении международного сотрудничества не сводится к исследованию военных и военно-политических союзов и их роли в обеспечении национальной безопасности государства. Как подчеркивал Ч. Осгуд, союзы представляют собой латентное военное сообщество, основанное на общем сотрудничестве против «третьей силы», представляющей собой реальную или же воображаемую угрозу для стран, вступающих в союз. Это означает, что с исчезновением такой угрозы союз как форма сотрудничества, чаще всего, прекращает свое существование. Союз распадается и тогда, когда менее сильные государства выходят из него («отпадают от союза», по терминологии Фукидида) под давлением противостоящей союзу мощной державы. Союз может перестать существовать также по причине невыполнения одной из сторон взятых на себя обязательств (из-за выявившейся в ходе его существования неэффективности в достижении целей, ради которых он был создан). Иначе говоря, данная форма сотрудничества носит, как правило, временный и ограниченный характер (конечно, бывают и исключения, ведь и союзы могут существовать не только в виде военных и военно-политических объединений). Еще одна важная особенность реалистического подхода к проблеме международного сотрудничества является следствием убежденности сторонников школы “политического реализма” в том, что один из элементов национального интереса государства — это потребность в наличии благоприятного международного окружения. Последовательное отстаивание этого положения может привести к неожиданным и в чем-то парадоксальным для убежденных политреалистов результатам. Г. Моргентау, например, на этой основе приходит к выводу о необходимости создания системы коллективной безопасности, что на первый взгляд выглядит как явная уступка его оппонентам-идеалистам.