Файл: regeda_v_v_regeda_o_n_osnovy_programmirovaniya_na_vba.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2019

Просмотров: 3179

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ченном

 

режиме

 

вставки

 

символа

 

в

 

строке

 

состояния

 

высвечивается

 

слово

 

Insert

В

 

этом

 

случае

 

вводимый

 

символ

 

вставляется

 

перед

 

курсором

в

 

про

-

тивном

 

случае

 

вводимый

 

символ

 

заменяет

 

тот

 

символ

под

 

которым

 

нахо

-

дится

 

курсор

Переход

 

на

 

новую

 

строку

 

с

 

помощью

 

клавиши

 

Enter 

возмо

-

жен

 

только

 

при

 

включенном

 

режиме

 

вставки

переключение

 

которого

 

вы

-

полняется

 

нажатием

 

клавиши

 

Ins

2.3.

 

Линейное

 

программирование

 

в

 TURBO BASIC 

1)

 

Набрать

 

с

 

помощью

 

клавиатуры

 

листинг

 

программы

 

на

 

TB

 

 

CLS  :   X=5 

PRINT 

Включите

 

принтер

заправьте

 

в

 

него

 

бумагу

” 

INPUT " 

и

 

нажмите

 

клавишу

 Enter"; d 

PRINT "

Введите

 

дату

 

выполнения

 

работы

” 

INPUT " 

и

 

нажмите

 

клавишу

 Enter"; d 

LPRINT "

Работа

 

выполнена

    ";d 

INPUT "

Введите

 

фамилию

 1 

студента

";A$ 

LPRINT “

студентом

 

кафедры

 

ПРИБОРОСТРОЕНИЕ

   ”,A$, 

  END 

Программа

подобная

 

набранной

в

 

которой

 

после

 

завершения

 

рабо

-

ты

 

каждого

 

оператора

 

управление

 

передается

 

последующему

носит

 

линей

-

ный

 

характер

Оператор

 

CLS

 

очищает

 

экран

 

и

 

устанавливает

 

курсор

 

в

 

левый

 

верх

-

ний

 

угол

 (

строка

 1, 

позиция

 1). 

Второй

 

оператор

 

присваивает

 

переменной

 

X

 

значение

равное

 

5

Так

 

как

 

он

 

находится

 

в

 

той

 

же

 

строке

что

 

и

 

первый

то

 

отделяется

 

от

 

него

 

двоеточием

Оператор

 

ввода

 

информации

 

INPUT

 

позволяет

 

присваивать

 

пере

-

менным

стоящим

 

после

 

необязательной

 

подсказки

 

в

 

кавычках

числовые

 

или

 

символьные

 

значения

в

 

соответствии

 

с

 

типом

 

этой

 

переменной

Так

 

переменная

 

A$

 

символьная

поэтому

 

она

 

принимает

 

значение

равное

 

це

-

почке

 

символов

 

введенных

 

с

 

клавиатуры

  (

например

Simonova

), 

а

 

пере

-

менная

 

d

 

числовая

 

и

 

ей

 

присваивается

 

значение

 

даты

 

выполнения

 

работы

Когда

 

начинает

 

выполняться

 

этот

 

оператор

то

 

программа

 

переходит

 

в

 

ре

-

жим

 

ожидания

 

ввода

 

с

 

клавиатуры

После

 

ввода

 

требуемого

 

значения

 

не

-

обходимо

 

нажать

 

клавишу

 

Enter

 

и

 

программа

 

продолжит

 

выполняться

Оператор

 

LPRINT

 

выводит

 

информацию

 

на

 

принтер

Если

 

после

 

не

-

го

 

в

 

кавычках

 

следует

 

любой

 

текст

то

 

на

 

принтер

 

выводится

 

этот

 

текст

 

без

 

кавычек

если

 

же

 

стоит

 

имя

 

символьной

 

или

 

числовой

 

переменной

 (

напри

-


background image

мер

A$

 

или

 

d

 

то

 

значения

 

этих

 

переменных

 (

например

Simonova

 

или

 

22.03.97

).  

Оператор

 

END

 

означает

 

конец

 

выполнения

 

программы

При

 

работе

 

в

 

режиме

 

редактирования

 

программы

 

наиболее

 

часто

 

применяемыми

 

являются

 

следующие

 

клавиатурные

 

команды

приведенные

 

ниже

Причем

 

запись

 

Ctrl+Q,R

 

значит

что

 

сначала

 

нажимается

 

клавиша

 

Ctrl

а

 

затем

 

последовательно

не

 

отпуская

 

её

клавиши

 

Q

 

и

 

R

Команды

  

перемещения

 

курсора

на

 

символ

 

влево

     

 

 

 

 

 

 

на

 

строку

 

вверх

    

 

 

 

 

 

 

на

 

символ

 

вправо

  

 

 

 

 

 

 

на

 

строку

 

вниз

 

 

 

 

 

 

 

 

на

 

страницу

 

вверх

  

 

 

 

 

 

PgUp

 

в

 

начало

 

строки

   

 

 

 

 

 

Home

 

на

 

страницу

 

вниз

    

 

 

 

 

  

PgDn

 

конец

 

строки

 

 

 

 

 

 

 

End

 

в

 

начало

 

файла

      

 

 

 

 

 

Ctrl+Q,R

 

конец

 

файла

 

 

 

 

 

 

 

Ctrl+C

 

Команды

 

включения

 

и

 

удаления

:

 

вставка

 

строки

        

 

 

 

 

 

 

Ctrl+N

 

удаление

 

строки

     

 

 

 

 

 

 

Ctrl+Y

 

удаление

 

части

 

строки

 

от

 

курсора

 

до

 

конца

  

 

  

Ctrl+Q,Y

 

удаление

 

символа

 

над

 

курсором

 

 

 

 

 

Del

 

удаление

 

символа

 

слева

 

от

 

курсора

   

 

 

 Backspace

 

Блоковые

 

команды

:

 

отметка

 

начала

 

блока

    

 

 

 

 

 

Ctrl+K,B  

отметка

 

конца

 

блока

    

 

 

 

 

 

Ctrl+K,K

 

чт

e

ние

 

блока

 

из

 

файла

    

 

 

 

 

 Ctrl+K,R

 

копирование

 

блока

        

 

 

 

 

 

Ctrl+K,C

  

удаление

 

блока

      

 

 

 

 

 

 

Ctrl+K,Y

 

перемещение

 

блока

      

 

 

 

 

 

Ctrl+K,V 

 

отмена

 

выделения

 

блока

  

 

 

 

 

 

Ctrl+K,H

 

запись

 

блока

 

в

 

файл

  

 

 

 

 

 

 

Ctrl+K+W

 


background image

2)

 

Скопировать

 

вторую

 

и

 

третью

 

от

 

конца

 

строки

 

программы

 

пе

-

ред

 

командой

 

END

используя

 

блоковые

 

команды

Для

 

этого

 

подведите

 

курсор

 

к

 

началу

 

третьей

 

от

 

конца

 

строки

 

в

 

программе

 

и

 

нажмите

 

клавиши

 

Ctrl+K,B

Переведите

 

курсор

 

с

 

помощью

 

клавиши

 

 

в

 

начало

 

предпослед

-

ней

 

строки

а

 

затем

 

с

 

помощью

 

клавиши

 

End

 

в

 

конец

 

этой

 

строки

 

и

 

нажми

-

те

 

клавиши

 

Ctrl+K,K

Включите

 

режим

 

вставки

 (

нажата

 

клавиша

 Ins), 

если

 

он

 

отключен

а

 

затем

 

на

 

клавиши

 

Enter

 

и

 

Home

если

 

курсор

 

не

 

находится

 

на

 

первой

 

позиции

 

строки

 

экрана

Скопируйте

 

выделенный

 

блок

нажав

 

клавиши

 

Ctrl+K,C

Отмените

 

выделение

 

блока

нажав

 

клавиши

 

Ctrl+K,H

3)

 

Изменить

 

во

 

вновь

 

вставленной

 

строке

 

с

 

оператором

 

INPUT

 

текст

 

символьной

 

константы

введя

 

вместо

 

цифры

 1 

цифру

 2. 

4)

 

Дописать

 

в

 

программу

 

строку

 

для

 

вычисления

 

значения

 

ариф

-

метического

 

выражения

приведенного

 

в

 

таблице

 2.2 

для

 

варианта

задан

-

ного

 

преподавателем

Предусмотреть

 

вывод

 

на

 

принтер

 

полученного

 

зна

-

чения

 

с

 

помощью

 

оператора

 

PRINT 

арифметическое

 

выражение

Таблица

 2.2. 

  

варианта

 

Арифметическое

  

выражение

 

 

варианта

Арифметическое

 

выражение

 

cos 3X+10

X

6

3

X

 

(sin X)

3

 + 3cos (X

2

tg

X

3

+(3 +

)

3

 

2tg (X)

2

4

X

1

+

 

sin 3X + X

3

 – 13 

cos(X

3

) – 3X

2

 

(tg X

2

2

X

 )

2

 

1

x

x

4

+3

 

5)

 

Сохранить

 

набранную

 

программу

нажав

 

на

 

клавишу

 

F2

6)

 

Для

 

выполнения

 

написанной

 

программы

 

нажать

 

клавишу

 

Esc

 

и

 

активизируйте

 

команду

 

меню

 

Run

.

 

Сначала

 

ваша

 

программа

 

переводится

 

в

 

машинные

 

коды

 

и

 

на

 

экране

 

появится

 

окно

 

компиляции

 

Message

а

 

затем

если

 

в

 

программе

 

нет

 

синтаксических

 

ошибок

на

 

экране

 

появляется

 

окно

 

выполнения

 (

Run

). 

В

 

нашей

 

программе

 

строка

 

с

 

номером

 2 

содержит

 

син

-

таксическую

 

ошибку

символьная

 

константа

 

не

 

имеет

 

открывающей

 

ка

-

вычки

Поэтому

 

программа

 

перестанет

 

выполняться

 

и

 

в

 

первой

 

строке

 

окна

 

выполнения

 

появится

 

сообщение

 

об

 

ошибке

Error 471: Unknown 

identifier/syntax error

.

 

При

 

этом

 

курсор

 

стоит

 

в

 

позиции

 

ошиб

-

ки

а

 

для

 

ее

 

исправления

 

в

 

данном

 

случае

 

необходимо

 

добавить

 

недостаю

-

щую

 

кавычку

.  


background image

7)

 

Нажать

 

клавишу

 

Esc

повторно

 

запустите

 

программу

 

на

 

вы

-

полнение

В

 

результате

 

работы

 

программы

 

на

 

принтере

 

должны

 

быть

 

рас

-

печатаны

 

четыре

 

строки

содержащие

 

информацию

 

о

 

том

когда

 

и

 

кем

 

вы

-

полнена

 

лабораторная

 

работа

а

 

также

 

результат

 

вычисления

 

значения

 

арифметического

 

выражения

.  

8)

 

Откомпилировать

созданную

 

программу

 

с

 

помощью

 

команды

 

меню

 

Compile

В

 

результате

 

в

 

рабочем

 

каталоге

 

создается

 

файл

 

с

 

именем

 

pr1.exe

Во

 

время

 

компиляции

 

в

 

окне

 

сообщений

 

появляется

 

информа

-

ция

 

о

 

количестве

 

строк

 

исходного

 

текста

 

и

 

операторов

Если

 

обнаружива

-

ется

 

ошибка

то

 

в

 

строке

 

состояния

 

окна

 

Edit

 

выдается

 

сообщение

 

о

 

ней

и

 

курсор

 

помещается

  

в

 

том

 

месте

где

 

эта

 

ошибка

 

обнаружена

9)

 

Выйти

 

из

 

среды

 TB, 

используя

 

опцию

 

Quit

 

команды

 

File

Най

-

ти

 

файл

 pr1.exe

 

и

 

посмотреть

 

его

 

содержимое

Обратить

 

внимание

 

на

 

то

чем

 

он

 

отличается

 

от

 

файла

 

pr1.bas

Запустить

 

его

 

на

 

исполнение

 

из

 

среды

 Norton Commander, 

подведя

 

курсор

 

к

 

имени

 

файла

 

и

 

нажав

 

на

 

кла

-

вишу

 

Enter

Обратить

 

внимание

что

 

программа

 

выполняется

 

быстрее

чем

 

из

 

среды

 TB. 

2.4.

 

Основные

 

операторы

 

ввода

 

в

 TURBO BASIC 

В

 

данном

 

пособии

 

при

 

описании

 

формата

 

операторов

 

применены

 

следующие

 

правила

 

имя

 

оператора

 

указывается

 

заглавными

 

буквами

 

латинского

 

алфа

-

вита

хотя

 

при

 

вводе

 

с

 

клавиатуры

 

его

 

можно

 

набираться

 

любым

 

сочетани

-

ем

 

прописных

 

и

 

строчных

 

букв

 

после

 

имени

 

оператора

 

указываются

 

его

 

возможные

 

параметры

причем

если

 

этот

 

параметр

 

необязателен

то

 

он

 

указывается

 

в

 

квадратных

 

скобках

 (

однако

если

 

параметр

 

необходим

то

 

он

 

вводится

 

без

 

самих

 

квад

-

ратных

 

скобок

); 

 

после

 

имени

 

оператора

 

должен

 

стоять

 

пробел

 

за

 

исключением

 

слу

-

чая

когда

 

параметр

 

начинается

 

с

 

кавычек

 

в

 

фигурных

 

скобках

 

через

 

разделитель

 

 

указываются

 

возможные

 

варианты

 

выполнения

 

оператора

Операторы

 

ввода

 

предназначены

 

для

 

присвоения

 

значения

 

перемен

-

ным

используемым

 

в

 

программах

2.4.1.

 

Оператор

 

присваивания

 

LET

 

имеет

 

следующий

 

формат

:    

[LET] a=b 

где

 

a

 

 

имя

 

переменной

 (

числовой

символьной

 

или

 

индексной

), 

ко

-

торой

 

присваивается

 

значение

  (

оно

 

должно

 

находиться

 

слева

 

от

 

знака

 =); 


background image

b

 

 

выражение

значение

 

которого

 

присваивается

 

переменной

 

a

причем

 

тип

 

выражения

 

должен

 

соответствовать

 

типу

 

переменной

  (

для

 

числовой

 

переменной

 

числовое

 

выражение

а

 

для

 

символьной

 

 

символьное

). 

Слово

 

LET

 

в

 

программе

 

можно

 

не

 

использовать

:  

a=b+2*c

 

2.4.2.

 

Оператор

 

обмена

 

SWAP

 

имеет

 

следующий

 

формат

SWAP b1,b2 

где

 

b1, b2

 

 

имена

 

переменных

  (

числовых

символьных

 

или

 

ин

-

дексных

), 

которые

 

обмениваются

 

значениями

причем

 

они

 

должны

 

быть

 

одного

 

типа

При

 

выполнении

 

оператора

 

значение

 

переменной

 

b1

 

присваивается

 

переменной

 

b2

 , 

а

 

значение

 

b2

 

 

переменной

 

b1

.

 

2.4.3.

 

Оператор

 

CLEAR

  "

очищает

значения

 

всех

 

переменных

при

-

сваивая

 

числовым

 

переменным

 

значение

 

0

а

 

символьным

 

 

значение

 

пус

-

той

 

стоки

2.4.4.

 

Оператор

 

ручного

 

ввода

 

INPUT

 

имеет

 

следующий

 

формат

INPUT [;] [

подсказка

] {; 

 ,} 

список

 

где

 

"

подсказка

 

строка

 

символов

используемая

 

как

 

подсказка

 

пользователю

список

 

 

последовательность

разделенных

 

запятыми

 

чи

-

словых

символьных

 

или

 

индексных

 

переменных

По

 

оператору

 

INPUT

 

программа

 

приостанавливается

 

в

 

ожидании

 

ввода

 

с

 

клавиатуры

предварительно

 

выдав

 

на

 

экран

 

вопросительный

 

знак

которому

 

может

 

предшествовать

 

подсказка

 (

если

 

она

 

указана

).  

Запятая

 

вместо

 

точки

 

с

 

запятой

 

после

 

подсказки

 

подавляет

 

вывод

 

на

 

экран

 

вопросительного

 

знака

Точка

 

с

 

запятой

 

после

 

INPUT

 

приведет

 

к

 

то

-

му

что

 

по

 

нажатию

 

клавиши

 

Enter

 

не

 

произойдет

 

переход

 

к

 

следующей

 

строке

 

экрана

т

.

е

курсор

 

останется

 

в

 

той

 

же

 

строке

.  

Вводимые

 

данные

 

разделяются

 (

при

 

вводе

запятыми

если

 

их

 

боль

-

ше

 

одного

Количество

 

и

 

тип

 

данных

 

должны

 

соответствовать

 

списку

 

пе

-

ременных

 

оператора

.   

 

Пример

:   

 

 

INPUT  "

Введите

 

значение

 

а

 =";a 

s=a^2+2/a 

В

 

этом

 

примере

 

вычисляется

 

значение

 

s

 

арифметического

 

выраже

-

ния

 

для

 

значения

 

переменной

 

a

 , 

вводимого

 

с

 

клавиатуры