Файл: regeda_v_v_regeda_o_n_osnovy_programmirovaniya_na_vba.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2019
Просмотров: 3179
Скачиваний: 1
ченном
режиме
вставки
символа
в
строке
состояния
высвечивается
слово
Insert
.
В
этом
случае
вводимый
символ
вставляется
перед
курсором
,
в
про
-
тивном
случае
вводимый
символ
заменяет
тот
символ
,
под
которым
нахо
-
дится
курсор
.
Переход
на
новую
строку
с
помощью
клавиши
Enter
возмо
-
жен
только
при
включенном
режиме
вставки
,
переключение
которого
вы
-
полняется
нажатием
клавиши
Ins
.
2.3.
Линейное
программирование
в
TURBO BASIC
1)
Набрать
с
помощью
клавиатуры
листинг
программы
на
TB
:
CLS : X=5
Включите
принтер
,
заправьте
в
него
бумагу
”
INPUT "
и
нажмите
клавишу
Enter"; d
PRINT "
Введите
дату
выполнения
работы
”
INPUT "
и
нажмите
клавишу
Enter"; d
LPRINT "
Работа
выполнена
";d
INPUT "
Введите
фамилию
1
студента
";A$
LPRINT “
студентом
кафедры
ПРИБОРОСТРОЕНИЕ
”,A$,
END
Программа
,
подобная
набранной
,
в
которой
после
завершения
рабо
-
ты
каждого
оператора
управление
передается
последующему
,
носит
линей
-
ный
характер
.
Оператор
CLS
очищает
экран
и
устанавливает
курсор
в
левый
верх
-
ний
угол
(
строка
1,
позиция
1).
Второй
оператор
присваивает
переменной
X
значение
,
равное
5
.
Так
как
он
находится
в
той
же
строке
,
что
и
первый
,
то
отделяется
от
него
двоеточием
.
Оператор
ввода
информации
INPUT
позволяет
присваивать
пере
-
менным
,
стоящим
после
необязательной
подсказки
в
кавычках
,
числовые
или
символьные
значения
,
в
соответствии
с
типом
этой
переменной
.
Так
переменная
A$
символьная
,
поэтому
она
принимает
значение
,
равное
це
-
почке
символов
введенных
с
клавиатуры
(
например
,
Simonova
),
а
пере
-
менная
d
числовая
и
ей
присваивается
значение
даты
выполнения
работы
.
Когда
начинает
выполняться
этот
оператор
,
то
программа
переходит
в
ре
-
жим
ожидания
ввода
с
клавиатуры
.
После
ввода
требуемого
значения
не
-
обходимо
нажать
клавишу
Enter
и
программа
продолжит
выполняться
.
Оператор
LPRINT
выводит
информацию
на
принтер
.
Если
после
не
-
го
в
кавычках
следует
любой
текст
,
то
на
принтер
выводится
этот
текст
без
кавычек
,
если
же
стоит
имя
символьной
или
числовой
переменной
(
напри
-
мер
,
A$
или
d
)
−
то
значения
этих
переменных
(
например
,
Simonova
или
22.03.97
).
Оператор
END
означает
конец
выполнения
программы
.
При
работе
в
режиме
редактирования
программы
наиболее
часто
применяемыми
являются
следующие
клавиатурные
команды
,
приведенные
ниже
.
Причем
запись
Ctrl+Q,R
значит
,
что
сначала
нажимается
клавиша
Ctrl
,
а
затем
последовательно
,
не
отпуская
её
,
клавиши
Q
и
R
.
Команды
перемещения
курсора
:
на
символ
влево
−
→
на
строку
вверх
−
↑
на
символ
вправо
−
←
на
строку
вниз
−
↓
на
страницу
вверх
−
PgUp
в
начало
строки
−
Home
на
страницу
вниз
−
PgDn
конец
строки
−
End
в
начало
файла
−
Ctrl+Q,R
конец
файла
−
Ctrl+C
Команды
включения
и
удаления
:
вставка
строки
−
Ctrl+N
удаление
строки
−
Ctrl+Y
удаление
части
строки
от
курсора
до
конца
−
Ctrl+Q,Y
удаление
символа
над
курсором
−
Del
удаление
символа
слева
от
курсора
−
Backspace
Блоковые
команды
:
отметка
начала
блока
−
Ctrl+K,B
отметка
конца
блока
−
Ctrl+K,K
чт
e
ние
блока
из
файла
−
Ctrl+K,R
копирование
блока
−
Ctrl+K,C
удаление
блока
−
Ctrl+K,Y
перемещение
блока
−
Ctrl+K,V
отмена
выделения
блока
−
Ctrl+K,H
запись
блока
в
файл
−
Ctrl+K+W
2)
Скопировать
вторую
и
третью
от
конца
строки
программы
пе
-
ред
командой
END
,
используя
блоковые
команды
.
Для
этого
подведите
курсор
к
началу
третьей
от
конца
строки
в
программе
и
нажмите
клавиши
Ctrl+K,B
.
Переведите
курсор
с
помощью
клавиши
↓
в
начало
предпослед
-
ней
строки
,
а
затем
с
помощью
клавиши
End
в
конец
этой
строки
и
нажми
-
те
клавиши
Ctrl+K,K
.
Включите
режим
вставки
(
нажата
клавиша
Ins),
если
он
отключен
,
а
затем
на
клавиши
Enter
и
Home
,
если
курсор
не
находится
на
первой
позиции
строки
экрана
.
Скопируйте
выделенный
блок
,
нажав
клавиши
Ctrl+K,C
.
Отмените
выделение
блока
,
нажав
клавиши
Ctrl+K,H
.
3)
Изменить
во
вновь
вставленной
строке
с
оператором
INPUT
текст
символьной
константы
,
введя
вместо
цифры
1
цифру
2.
4)
Дописать
в
программу
строку
для
вычисления
значения
ариф
-
метического
выражения
,
приведенного
в
таблице
2.2
для
варианта
,
задан
-
ного
преподавателем
.
Предусмотреть
вывод
на
принтер
полученного
зна
-
чения
с
помощью
оператора
арифметическое
выражение
.
Таблица
2.2.
№
варианта
Арифметическое
выражение
№
варианта
Арифметическое
выражение
1
cos 3X+10
X
6
3
X
−
5
(sin X)
3
+ 3cos (X
2
)
2
tg
X
3
+(3 +
⎜
X
⎜
)
3
6
2tg (X)
2
+
4
X
1
+
3
sin 3X + X
3
– 13
7
cos(X
3
) – 3X
2
4
(tg X
2
–
2
X
−
)
2
8
1
x
x
4
−
+3
⎜
X
⎜
5)
Сохранить
набранную
программу
,
нажав
на
клавишу
F2
.
6)
Для
выполнения
написанной
программы
нажать
клавишу
Esc
и
активизируйте
команду
меню
Run
.
Сначала
ваша
программа
переводится
в
машинные
коды
и
на
экране
появится
окно
компиляции
Message
,
а
затем
,
если
в
программе
нет
синтаксических
ошибок
,
на
экране
появляется
окно
выполнения
(
Run
).
В
нашей
программе
строка
с
номером
2
содержит
син
-
таксическую
ошибку
:
символьная
константа
не
имеет
открывающей
ка
-
вычки
.
Поэтому
программа
перестанет
выполняться
и
в
первой
строке
окна
выполнения
появится
сообщение
об
ошибке
:
Error 471: Unknown
identifier/syntax error
.
При
этом
курсор
стоит
в
позиции
ошиб
-
ки
,
а
для
ее
исправления
в
данном
случае
необходимо
добавить
недостаю
-
щую
кавычку
.
7)
Нажать
клавишу
Esc
,
повторно
запустите
программу
на
вы
-
полнение
.
В
результате
работы
программы
на
принтере
должны
быть
рас
-
печатаны
четыре
строки
,
содержащие
информацию
о
том
,
когда
и
кем
вы
-
полнена
лабораторная
работа
,
а
также
результат
вычисления
значения
арифметического
выражения
.
8)
Откомпилировать
,
созданную
программу
с
помощью
команды
меню
Compile
.
В
результате
в
рабочем
каталоге
создается
файл
с
именем
pr1.exe
.
Во
время
компиляции
в
окне
сообщений
появляется
информа
-
ция
о
количестве
строк
исходного
текста
и
операторов
.
Если
обнаружива
-
ется
ошибка
,
то
в
строке
состояния
окна
Edit
выдается
сообщение
о
ней
,
и
курсор
помещается
в
том
месте
,
где
эта
ошибка
обнаружена
.
9)
Выйти
из
среды
TB,
используя
опцию
Quit
команды
File
.
Най
-
ти
файл
pr1.exe
и
посмотреть
его
содержимое
.
Обратить
внимание
на
то
,
чем
он
отличается
от
файла
pr1.bas
.
Запустить
его
на
исполнение
из
среды
Norton Commander,
подведя
курсор
к
имени
файла
и
нажав
на
кла
-
вишу
Enter
.
Обратить
внимание
,
что
программа
выполняется
быстрее
,
чем
из
среды
TB.
2.4.
Основные
операторы
ввода
в
TURBO BASIC
В
данном
пособии
при
описании
формата
операторов
применены
следующие
правила
:
−
имя
оператора
указывается
заглавными
буквами
латинского
алфа
-
вита
,
хотя
при
вводе
с
клавиатуры
его
можно
набираться
любым
сочетани
-
ем
прописных
и
строчных
букв
;
−
после
имени
оператора
указываются
его
возможные
параметры
,
причем
,
если
этот
параметр
необязателен
,
то
он
указывается
в
квадратных
скобках
(
однако
,
если
параметр
необходим
,
то
он
вводится
без
самих
квад
-
ратных
скобок
);
−
после
имени
оператора
должен
стоять
пробел
за
исключением
слу
-
чая
,
когда
параметр
начинается
с
кавычек
;
−
в
фигурных
скобках
через
разделитель
⏐
указываются
возможные
варианты
выполнения
оператора
.
Операторы
ввода
предназначены
для
присвоения
значения
перемен
-
ным
,
используемым
в
программах
.
2.4.1.
Оператор
присваивания
LET
имеет
следующий
формат
:
[LET] a=b
где
a
−
имя
переменной
(
числовой
,
символьной
или
индексной
),
ко
-
торой
присваивается
значение
(
оно
должно
находиться
слева
от
знака
=);
b
−
выражение
,
значение
которого
присваивается
переменной
a
,
причем
тип
выражения
должен
соответствовать
типу
переменной
(
для
числовой
переменной
числовое
выражение
,
а
для
символьной
−
символьное
).
Слово
LET
в
программе
можно
не
использовать
:
a=b+2*c
2.4.2.
Оператор
обмена
SWAP
имеет
следующий
формат
:
SWAP b1,b2
где
b1, b2
−
имена
переменных
(
числовых
,
символьных
или
ин
-
дексных
),
которые
обмениваются
значениями
,
причем
они
должны
быть
одного
типа
.
При
выполнении
оператора
значение
переменной
b1
присваивается
переменной
b2
,
а
значение
b2
−
переменной
b1
.
2.4.3.
Оператор
CLEAR
"
очищает
"
значения
всех
переменных
,
при
-
сваивая
числовым
переменным
значение
0
,
а
символьным
−
значение
пус
-
той
стоки
.
2.4.4.
Оператор
ручного
ввода
INPUT
имеет
следующий
формат
:
INPUT [;] [
подсказка
] {;
⏐
,}
список
где
"
подсказка
"
−
строка
символов
,
используемая
как
подсказка
пользователю
;
список
−
последовательность
,
разделенных
запятыми
чи
-
словых
,
символьных
или
индексных
переменных
.
По
оператору
INPUT
программа
приостанавливается
в
ожидании
ввода
с
клавиатуры
,
предварительно
выдав
на
экран
вопросительный
знак
,
которому
может
предшествовать
подсказка
(
если
она
указана
).
Запятая
вместо
точки
с
запятой
после
подсказки
подавляет
вывод
на
экран
вопросительного
знака
.
Точка
с
запятой
после
INPUT
приведет
к
то
-
му
,
что
по
нажатию
клавиши
Enter
не
произойдет
переход
к
следующей
строке
экрана
,
т
.
е
.
курсор
останется
в
той
же
строке
.
Вводимые
данные
разделяются
(
при
вводе
)
запятыми
,
если
их
боль
-
ше
одного
.
Количество
и
тип
данных
должны
соответствовать
списку
пе
-
ременных
оператора
.
Пример
:
INPUT "
Введите
значение
а
=";a
s=a^2+2/a
В
этом
примере
вычисляется
значение
s
арифметического
выраже
-
ния
для
значения
переменной
a
,
вводимого
с
клавиатуры
.