ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2019

Просмотров: 2665

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Процесс интеграции - объединения, синтеза наук, их методов, приемов – приводит к стиранию граней между ними, в результате чего образуются новые предметные комплексы. Это характерно для современной науки (инженерная психология, социобиология, генная инженерия, социальная экология и т.д.). Расматриваемую закономерность развития науки образно выразил И.Пригожин: «рост науки не имеет ничего общего с равномерным развитием научных дисциплин, каждая из которых в свою очередь подразделяется на все большее число водонепроницаемых отсеков и закутков и эффективному «перемешиванию» научной культуры»25. Интеграция убедительно доказывает единство природы. Она поэтому и возможна, что объективно существует такое единство.

Широта кругозора в целом является плодотворным качеством для научного работника, но вместе с тем таит в себе возможность распыления его интересов и сил, что известный ученый Н.В.Тимофеев-Ресовский шутливо выразил словами: «разброс от гастрономии к астрономии».

Тенденцию к «смыканию наук» четко уловил академик В.И.Вернадский. Он считал, что «впервые смыкаются в единое целое все до сих пор шедшие в малой зависимости друг от друга, а иногда и вполне независимо, течения духовного творчества человека. Перелом научного понимания космоса… совпадает, таким образом, с одновременно идущим глубочайшим изменением наук о человке. С одной стороны, эти науки смыкаются с науками о природе, с другой их объект совершенно меняется»26.

Таким образом, развитие науки представляет собой диалектический процесс, в котором дифференциация знаний непременно сопровождается интеграцией. В современной науке получает все большее распространение синтез дисциплин, концентрирующих усилие «вокруг» новых, глобальных объектов, таких как биосфера, космос, мировой океан. Все это требует объединения усилий ученых самых различных специальностей, включая представителей естественных, специальных и гуманитарных наук.

Взаимодействие наук и их методов. Современный этап развития науки отличается все более тесным взаимопроникновением методов различных дисциплин. Данная закономерность указывает на взаимное обогащение наук методами и приемами исследования. Уже на заре науки механика была тесно связана с математикой, которая впоследствии стала вторгаться и в другие, в том числе и гуманитарные науки. Особенно плодотворным оказалось применение методов физики и химии к изучению биологии живого вещества, сущность и специфика которых только этими методами не может быть раскрыта - для этого нужны и собственно биологические методы и приемы их изучения.

Активное использование методов смежных наук способствует появлению оригинальных решений, наращиванию эвристических возможностей, позволяет подходить к решению большинства задач с комплексных позиций. Взаимодействие наук имеет важное значение для производства, техники и технологии, которые сегодня все чаще становятся объектами комплекса многих, а не отдельных наук.


При этом надо иметь в виду, что взаимодействие наук и их методов осложняется неравномерным уровнем развития различных дисциплин, их теоретико-методологической «зрелостью».

Перенос методов одной науки на другую теоретическую сферу как правило сопровождается проблемами адаптации методологического инструментария к решению задач, связанных с принципиально иным предметом. В частности, такая проблема возникает при использовании количественных (математических) процедур в историческом, социальном познании, в исследовании экономических процессов. Неоднозначные оценки среди ученых получили попытки перенести достижения синергетики в области физической химии на социальную сферу, а также частотные методы в лингвистике и т.д. С другой стороны, наблюдаются случаи привлечения естественными науками ряда приемов и методов гуманитарного знания – «понимающей методологии», герменевтики - в геологии и космологии.

Обнаруженная тенденция к переносу и использованию методов разнородных отраслей знания ведет к полиметодологизму, который стал важным отличительным признаком постнеклассической рациональности. Благодаря методологическому плюрализму создаются необходимые условия для всестороннего, «интервального» рассмотрения качественно содержательной сферы явлений реальной действительности. Однако, трудность здесь состоит в том, что ученый, используя многообразие методов, не должен перейти черту, которая отделяет науку от эклектики. Ситуация полиметодологизма обостряет, кроме того, проблему «плюрализма истины», которая в классической рациональности имела подчеркнуто монистическое решение.

Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации. С перечисленными выше закономерностями эволюции науки тесно связана и тенденция к углублению процессов математизации и компьютеризации. Сегодня как никогда ранее количественные методы исследований широко применяются практически во всех областях научного знания. Роль математики в развитии познания была осознана достаточно рано: в античности была создана геометрия Евклида, сформирована теорема Пифагора; у входа в знаменитую академию Платона был начертан девиз «Не геометр да не войдет». В Новое время Галилей писал о том, что «Книга Вселенной написана на языке математики». И.Кант считал, что в любом частном учении о природе, можно «науки столько, сколько в ней математики». Далекие от реальности математические абстракции позволили человеку проникнуть в самые глубокие горизонты реальности, разобраться в сложных и разнообразных процессах объективной действительности.

В современной науке широкое распространение получили информационные технологии, которые заставили существенно пересмотреть представления о специфике научного труда. Вместо рутинных процедур подсчета и математического подтверждения выдвигаемых гипотезам, которые занимали большую часть времени, на первое место выходит сама формулировка новых идей, приобретающих в условиях компьютеризации особую ценность, а также разработка самих алгоритмов решения задач. Сегодня компьютеры активно используются для компьютерного моделирования, прогнозирования, создания виртуальных сценариев будущего и т.д.


Эффективность применения математических и компьютерных методов зависит как от уровня развития самой науки, так и от совершенства математического аппарата, позволяющего количественно воспроизвести все более сложные свойства и закономерности качественно многообразных явлений. Чем сложнее данное явление, тем труднее оно поддается изучению количественными методами, точной математической обработке. Так, в современной аналитической химии существует более 400 методов (вариантов, модификаций) количественного анализа.

Однако, несмотря на возросшие масштабы использования математических методов в современной науке, необходимо подчеркнуть, что математические методы не являются всеобщими. Они отражают действительность лишь со стороны ее количественной определенности. Поэтому большая часть этих методов «пробуксовывает» при анализе человекомерных проблем, таких как психологические, эстетические, творческие, нравственные, правовые и политические процессы. По мнению И.Грековой (О.Венцель), в социогуманитарных науках невозможно использовать математику с такой же эффективностью, как и в естественных через принципиальную сложность „объекта исследования” гуманитариев в сравнении с естествоиспытателями. Даже там, где допустимо использовать математику в гуманитарных исследованиях, необходима несколько „иная математика” и своя специфическая методология.

Мимо нарастания тенденции математизации не прошел и академик В.И.Вернадский. Говоря о стремлении «охватить науку математикой», он правомерно отметил, что в целом ряде областей, несомненно, оно способствовало огромному прогрессу науки. Но «…математические символы далеко не могут охватить всю реальность и стремление к этому в ряде определенных отраслей знания приводит не к углублению, а к ограничению силы научных достижений»27. Известный академик, основоположник теории корабля А.Н.Крылов сравнивал математику с жерновами мельницы, которая перемалывает лишь то, что в них заложат. Когда в науке сформулированы положения, касающиеся специфики ее предметной области, математика становится мощным средством развития этой науки.

Нельзя не отметить также, что успехи математизации внушают исследователям желание насытить свои труды цифрами и формулами, нередко без надобности, с целью придать им солидность и наукообразность. На недопустимость этой псевдонаучной затеи обращал внимание еще Гегель. Считая количество лишь одной ступенью развития идеи, он справедливо предупреждал о вреде абсолютизации этой стороны познавательного процесса, об чрезмерном увлечении формально-математическими процедурами. Век спустя практически ту же озабоченность высказал известный немецкий физик В.Гейзенберг: «Математика – это форма, в которой мы выражаем наше понимание природы, но не содержания. Когда в современной науке переоценивают формальный элемент, совершают ошибку и притом очень важную»28. Он полагал, что проблемы физики не могут быть разрешимы методами одной только «чистой математики». Количественные методы должны основываться на качественном, фактическом анализе изучаемого явления. Иначе это превращается в игру формул, за которой не стоит объективная действительность.


Теоретизация и диалектизация науки. Следующей общей закономерностью развития науки является постоянно растущая теоретизация и диалектизация научного знания. Теоретизация как первая из названных тенденций означает повышение значимости фундаментальных наук. Подтверждением этому служит разработка концептов, совершенствование категориального аппарата, создание формализованных искусственных сред, абстрактных логических конструкций - неклассических логик: логик действия, временных логик, исчисления предикатов - и моделей.

Эволюция науки всегда сопровождалась переходом от накопления эмпирических фактов через их теоретическое обобщение к созданию целостной системы иерархически структурированного и упорядоченного знания об объекте. Общая тенденция теоретизации нашла отражение не только в математике, физике, химии, биологии и других фундаментальных науках, но и в специальных – в нашем случае технических – дисциплинах, а также в сфере социогуманитарного знания. «Поворот к абстрактному, - отмечал Макс Борн, - является очевидной тенденцией нашего времени. Обращение к абстракции можно наблюдать и в искусстве, в абстрактных картинах и скульптурах в частности. Однако параллелизм этот всего лишь кажущийся. Ибо… художники модерна избегают ассоциаций и интеллектуальных интерпретаций, сосредотачиваясь на эффектах зрительного восприятия. Физик, с другой стороны, использует чувственные восприятия в качестве материала для конструирования интеллектуального мира. Слово «абстракция» в двух упомянутых случаях употребляется с противоположными значениями»29.

Вторая тенденция - диалектизация науки - означает широкое внедрение во все сферы научного познания идеи развития и ее коррелята - времени. Регулятивные принципы диалектической логики позволяют высветить предмет в процессе его возникновения и развития вплоть до перехода в «свое иное». Общепризнано, что история частных наук свидетельствует в пользу диалектического характера их саморазвертывания. Об этом же говорят и величайшие достижения в области естествознания: работы Ж.-Б.Ламарка, Ч.Лайеля, Ч.Дарвина, Э.Геккеля, Д.И.Менделеева, И.П.Павлова, А.Энштейна, Н.Бора и др.

Несмотря на общие негативные оценки диалектического подхода, вызванные причинами идеологического характера, диалектика продолжает быть «пробным камнем» для всей науки, универсальным методом познания и практического действия.

Ускоренное развитие науки. Данное положение нашло свою конкретизацию в момент зарождения новоевропейской науки и описывались такой математической зависимостью: развитие науки усиливается пропорционально квадрату расстояния (во времени) от своего исходного пункта. Эту зависимость можно охарактеризовать как экспотенциальный закон развития (т.е. перманентного ускорения темпов развития) научного знания.


На эту закономерность обращал внимание академик Вернадский, подчеркивая, что «…ходу научной мысли свойственна определенная скорость движения, что она закономерно меняется во времени, причем наблюдается смена периодов ее замирания и периодов ее усиления». Период, в котором жил сам Вернадский он охарактеризовал словами: «Мы живем в периоде напряженного непрерывного созидания, темп которого все усиливается»30. Характерными чертами периода интенсивного развития науки В.И.Вернадский считал «чрезвычайную быстроту научного творчества»; открытие нетронутых раньше научной мыслью полей исследования; созидательный, а не разрушительный характер научной работы; единство созидания нового и сохранение ранее достигнутого.

Одна из важнейших причин «взрыва научного творчества» и ускорения развития науки, с точки зрения Вернадского в том, что в определенное время «скопляются в одном или немногих поколениях, в одной или многих странах богато одаренные личности, те, умы которых создают силу, меняющую биосферу… Необходимо совпадение обоих явлений: и нарождение богато одаренных людей… и благоприятных их проявлению социально-политических и бытовых условий. Однако основным является нарождение талантливых людей и поколений»31. Великим ученым схвачено понимание тех необходимых личностных и социальных слагаемых, обеспечивающих подлинный прогресс науки.

Ускорение темпов развития научного знания проявляется, во-первых, в лавинообразном нарастании научной информации, объем которой в последние годы удваивается в среднем каждые 5-7 лет (в зависимости от области научного знания), а иногда – и в меньшие сроки. Вместе стем, эта объективная тенденция создает ряд трудностей в деятельности исследователей. Сложилась парадоксальная ситуация, при которой иногда эффективнее заново решить какую-либо проблему, чем найти информацию о ее решении. В определенной мере данная ситуация снимается поисковыми ситемами Internetа и другими высокотехнологическими средствами обработки научной информации.

Во-вторых, что тесно связано с первым, наблюдается колоссальный рост числа научных публикаций, научных изданий: журналов, сборников, монографий. Так, например, в 1900 году издавалось около 10 000 специализированных научных журналов, в 2000 году – уже несколько сотен тысяч. Постоянно наращивается количество международных конференций, симпозиумов, семинаров, позволяющих представителям различных стран обмениваться полученными результатами исследований.

В-третьих, ускоренное развитие науки есть следствие ускоренного развития производительных сил общества. Подсчитанно, что более 90% всех важнейших научных достижений приходятся на ХХ век. Одним из критериев ускорения темпов развития науки является сужение временного интервала от научного открытия до его внедрения в практику. Если в прошлом на это уходили века, то ныне эти сроки исчисляются годами и даже месяцами.