ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2019
Просмотров: 2653
Скачиваний: 3
Особый идейный вклад в развитие философии науки внёс выдающийся учёный ХХ века, наш соотечественник В.И.Вернадский. Будучи ярким представителем конкретных естественных наук, он вместе с тем разрабатывал концепцию науки как особого социального института и явления культуры, и внес огромный вклад в создание современной универсальной картины мира.
Таким образом, «философия науки» как область философских знаний прошла двухсотлетний путь своего развития и существенно раздвинула представления о самой науке, о характере научной рациональности, о структуре языка науки и логики развёртывания научных знаний. Кроме того, «философия науки» обнаружила себя в роли постоянного логического ориентира для науки и в качестве ее саморефлексии и самооценки.
3. Предметная сфера философии науки.
В современной философии науки существует несколько точек зрения по вопросу о предмете этой самостоятельной области философского знания. Среди них можно выделить следующие:
1) Философия науки занимается исключительно выработанной общенаучной картины мира, которая основана на важнейших научных теориях и концептуально совместима с ними.
2) Философия науки есть дисциплина, связанная с выявлением предпосылок научного мышления, реконструкцией тех оснований, которые определяют выбор учёными своей проблематики.
3) Философия науки предстает в виде своеобразной анатомической области знания, которая занята анализом и уточнением внутреннего содержания всякой научной теории: от исходных принципов до эмпирических и прикладных моментов.
Рассматривая проблему предмета этой дисциплины, нужно указать на то, что она возникла как ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях перманентно развертывающейся и расширяющей свои границы НТР. Эта молодая и самостоятельная дисциплина, стала «на ноги» в полный рост во второй половине ХХ-го века, в то время как идеи, заложенные в основу этой дисциплины, выдвигались на протяжении двух столетий до этого.
«Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции развития научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социо-культурном контексте»2.
Говоря о предметной ориентации философии науки, следует указать на то, что ее предмет отчасти пересекается с предметом науковедения, наукометрии и социологии науки. Как известно, науковедение изучает общее закономерности развития и функционирования науки, но она, как правило, тяготеет к процедурам описательного характера и глубоко не проникает в сущность большинства проблем науки.
В свою очередь наукометрия – это область статистического изучения динамики информационных массивов науки, потока научной информации. Традиционно социология науки проясняет взаимоотношения науки как социального института со структурой общества, которая представляет собой набор различных институтов и взаимоотношений между ними.
Философа же науки интересует сам процесс научного творчества, «алгоритм открытия», динамика развития научного знания, эвристические возможности и границы разнообразных методов исследовательской деятельности. Иначе говоря, философия науки предстает в виде рефлексии над наукой, тем самым усиливая и расширяя возможности научной рациональности.
Рассматривая вопрос о специфике философии науки нельзя обойти вниманием и тот круг проблем, которые разрабатываются в рамках этой дисциплины. К такой сквозной проблематике относятся:
- проблема построения целостной научной картины мира;
- изучения динамических и статистических закономерностей;
- анализа науки в ее связи с эмпирическими данными;
- уяснения мировоззренческих и социокультурных факторов, сопровождающих развитие науки;
- проблема критериев научности;
- проблема этических норм и идеалов науки, а также ответственности ученых за последствия использования результатов своей деятельности.
Таким образом, целью учебной дисциплины «Философия науки» является предельно возможная интеграция всего спектра вопросов от историко-научных до проблемных знаний в единую систему.
Поскольку современная философия науки претендует на то, чтобы стать мостиком между естественнонаучным и гуманитарным знанием, то ей присуща такая важная функция как общекультурная. Для того, чтобы понять, в чем она состоит, нужно представить те многосложные связи, в которые включена наука в современном постиндустриальном (информационном) обществе. Теперь более или менее прояснены связи науки с производством, собственно экономикой и нетрадиционными формами религий, наконец, военно-промышленным комплексом, а, значит, возникает необходимость в интерпретации науки как явления системного, целостного, динамического обладающего собственной логикой развертывания, но встроенного в «алгоритм» бытия культуры. Поэтому, изучение данной дисциплины ведет к наиболее полному формированию образа науки в отличие от узко профессионального подхода, в котором не представляется возможным артикулировать науку как целостный и уникальный феномен и определить ее место в жизни современного общества.
Литература
-
Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 448 с. (Серия «Высшее образование»)
2. Философия и методология науки: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под редакцией В.И.Купцова. - М.: Аспект-Пресс, 1996. – 554 с.
3. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия. – М.: Логос, 2000. – 320 с.
4. Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – С. 59 – 84.
Тема
2
Наука как социокультурный
феномен
Занятие 1.
План
1. Многообразие философских концепций науки. Наука и не-наука. Критерии научности.
2. Понятия: «познание», «истина», «научная картина мира». Научное знание как система, его особенности и структура.
3. Основные функции науки и ее социальная роль.
1.
Многообразие философских концепций
науки.
Наука и не-наука. Критерии
научности.
Обращаясь к феномену современной науки необходимо акцентировать внимание на многомерности, структурной расчлененности, процессуальности науки и ее динамизме. Именно поэтому выработка определения науки, соответствующего ее природе – принципиальная задача философии науки.
Под наукой чаще всего понимают высокоспециализированную деятельность по разработке, производству, систематизации, проверке знаний и их адаптации к практическим нуждам человека и общества.
Данное определение требует своего уточнения в связи с отмеченой выше многоаспектностью самой науки. Так, один из основателей науки о науке Джон Бернал отмечая, что «дать определение науки по существу невозможно», определяет пути, следуя которым можно приблизиться к пониманию того, что такое наука. В его представлении наука это: 1) социальный институт; 2) метод; 3) накопление традиций, знаний; 4) фактор развития производства; 5) наиболее сильный фактор формирования убеждений и отношения человека к миру3.
Наряду с этой точкой зрения существуют и иные трактовки многомерности и многофункциональности науки. Так, наука может быть осмыслена как особый и уникальный вид «социальной памяти» человечества, который содержит позитивно-рафинированный опыт познания. Эта мысль может быть проиллюстрирована словами отца кибернетики Норберта Винера: «Научные традиции, как рощи секвойи, могут существовать тысячи лет; древесина, которую мы используем сейчас, - наследие вкладов, сделанных солнцем и дождем много веков назад».
Другой своей гранью наука предстает в виде сложившейся и активно развивающейся академической системы. В этом понимании она – многоканальная, многопрофильная организация, включающая в себя сеть исследовательских институтов, образовательных, просветительских и вспомогательных учреждений. Все эти структуры сориентированы на воспроизведение присущих науке разнообразных способов деятельности и этоса ученого. При этом важно знать, что наука как академическая среда имеет длительную историю: от Платоновской Академии и Аристотелевского Ликея – через Парижский, Оксфордский, Неапольский, Болонский университеты – вплоть до современных Академий наук, включающих Ассоциации ученых различных отраслей знаний.
Не умаляя значения отмеченных взглядов на природу науки, мы придерживаемся наиболее распространенного и устоявшегося понимания ее образа. В соответствии с этим пониманием наука – это особый социокультурный феномен, связанный с производством знаний как особой ценности, генератор теоретического и практического опыта человечества, оптимизатор отношений между обществом и природой и социальных отношений внутри общества (труд, управление, общение). Уточняя это положение, касающееся современного содержания понятия науки, российский автор В.В.Ильин пишет, что наука стала определять «общемировые тенденции перехода на интенсивный тип развития посредством рационально санкционированной индустриализации и социальной модернизации, какая именуется научно-технической революцией4».
Это понимание науки требует более конкретного ее анализа.
Наука – это прежде всего социальный институт. Как социальный институт наука представляет собой определенную инфраструктуру, включающую в себя:
ученых, объединенных в относительно замкнутую, непроницаемую для непосвященных корпоративную единицу;
относительно устойчивые и цельные интересы;
ресурсную базу (в том числе финансы);
инструментарий;
систему институтов, обеспечивающих поддержание и повышение квалификации работников науки;
способы коммуникации и общения как междисциплинарного, так и внутридисциплинарного уровней (Академия наук, научные симпозиумы, научные конференции, научные чтения);
и, наконец, моральные, профессиональные нормы - кодификаторы и регулятивы индивидуальной и корпоративной деятельности ученых.
Не всегда науку воспринимают в качестве особой сферы духовного производства, тем не менее она является таковой, поскольку ее культуротворческий статус едва ли требует доказательств. Знакомство с этой гранью науки предполагает не простое воспроизводство и трансляцию научных знаний и норм, «но открытие нового знания, законов создания технологических систем, позволяющих человеческому роду продвинуться вперед, - сопряжено с творчеством, поиском новых закономерностей, открытием новых норм и ценностей. А они, в свою очередь, включаются в систему современной культуры»5.
Говоря о науке, нельзя обойти вниманием ее когнитивное (от лат. сognitive – знание ) измерение. При выяснении природы научного познания чаще всего обращают внимание на признаки, которые характеризуют процесс научного познания. По мнению академика В.С.Степина такими главными ее признаками являются : а) установка на исследование законов преобразования объектов и реализующая эту установку предметность и объективность научного познания; б) выход науки за рамки предметных структур производства и обыденного опыта и изучение ею объектов относительно независимо от сегодняшних возможностей их производственного освоения(научные знания всегда относятся к широкому классу практических ситуаций настоящего и будущего, который никогда заранее не задан)6. Таким образом, научное знание должно работать не только на нужды современного общества, принося ему «быструю» пользу, но и оцениваться с точки зрения тех горизонтов, которые открываются этим знанием и пока не могут быть востребованы обществом в силу объективных причин. Иначе говоря, задача науки как когнитивной системы – работать в режиме «опережающего отражения» действительности.
В определенном смысле наука претендует на исчерпаемость своего предмета, окончательное проникновение в его сущность. Вместе с тем, научную деятельность осуществляют люди, обладающие способностью не только к рациональным, но и внерациональным формам отражения действительности. Поэтому для того, чтобы глубже понять специфику науки и вненаучных способов и форм познания окружающего мира и человека, необходимо ввести термин «не-наука». Приставка «не» в данном случае придает знанию уничижительный, негативный оттенок. В обыденном сознании наука ассоциируется со знаниями, фронтально противопоставленными вненаучному знанию (наука и миф, наука и религия, наука и искусство). На самом же деле наука, как подтверждает опыт ее развития в ХХ веке, совместима, соотносима и комплиментарна (согласована) с вненаучным знанием.
Подобная комплиментарность объясняется тем, что и сама наука содержит в себе ряд иррациональных моментов как социокультурных (рудименты мифа, идеологические конструкции, те или иные ориентации, политический «заказ»), так и индивидуально-личностных (воля, чувства, бессознательное, интуиция) феноменов.
К формам не-научности тяготеет обыденное знание как промежуточное знание. Обыденное знание используется в обиходе, оно может являться диффузно-научным или собственно ненаучным - все зависит от уровня научной компетентности индивидов и степени влияния и доминирования научных знаний в обществе.
Значительное влияние на деятельность ученых оказывают мифы. Несмотря на то, что мифологическое мировоззрение считается архаическим, тем не менее мифы не исчезли из общественного сознания и в наше время, больше того, мифы чрезвычайно устойчивы и живучи. В науке, где, казалось бы, господствует крайний рационализм, мифы - нередкое явление. Наиболее традиционны порожденные еще ранним картезианством мифы о научном познании как о беспристрастном «чтении книги природы» и об ученом как живущем в «башне из слоновой кости». Однако, это не так и ученые не могут быть изолированы от внешнего мира. Они живут в конкретно-исторических условиях и разделяют все человеческие слабости, рукводствуются не только стремлением к открытию истины, но и личными интересами, вопреки известному кредо Ньютона («гипотез не измышляю»), измышляют не только гипотезы, но порой и сами факты”7. В качестве примера мифа можно указать на массовую веру в то, что благополучие любой страны пропорционально уровню развития науки.
Кроме оппозиции «наука»-«не-наука» существует и другая связка «наука»-«антинаука». Антинаука – это обскурантизм, крайне враждебное отношение к науке. Следует отметить, что феномен антинауки все еще слабо изучен. По мнению Дж.Холтона, в понятии “антинаука” сплелось воедино множество самых разных смыслов и явлений, однако их объединяет общая направленность против того, что можно назвать “просвещением”. В этом агломерате смыслов необходимо различать его основные элементы и, в частности, иметь ввиду следующие подразделения: подлинная наука (“добрая”, “злая”, нейтральная; старая, новая, вновь возникающая); патологическая “наука” (т.е. занятие людей, убежденных в том, что они творят “подлиную” науку, но на самом деле находящихся в плену своих болезненных фантазий, иллюзий); псевдонаука (астрология, “наука” о паранормальных явлениях, откровенная чепуха и суеверие типа историй о “духах пирамид” и т.п.); сциентизм (чрезмерный энтузиазм веры в силу науки, выражающийся в навязывании всенучным областям культуры “научных” моделей и рецептов; непомерные претензии технократов, слепо уповающих на всесилие и чудотворство науки и техники, как это, например, проявилось в пропаганде проекта ”звездных войн”)8.