Файл: ПАЛЕЙ Т.Ф._Инновационный Менеджмент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 9653

Скачиваний: 57

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

46 

инновации воздействуют на все стороны общественной жизни: совершен-

ствуется структура потребления, развивается политическая культура, повы-
шаются правовые этические, эстетические нормы; 

социальное влияние: генерируемый инновациями экономический рост поз-

воляет повысить уровень жизни населения; 

активизация международного научно-технического сотрудничества; 

влияние инноваций на окружающую среду; 

взаимосвязь уровня научно-технического потенциала и национальной без-

опасности;  

зависимость глобальной конкурентоспособности национальной экономики 

от уровня развития инновационных процессов; 

инновации изменяют экономическую организацию общества. 

 

Роль государства в области поддержки инноваций 

Инновационная деятельность сопряжена с высоким риском. В среднем, 

только один из десяти новых продуктов «выживает» на рынке в течение трех 
лет. Конечно, успешные инновации могут принести «сверхприбыль». Имен-
но она и заставляет предпринимателей идти на столь значительный риск. Во-
обще побудительные мотивы инновационной деятельности  могут быть под-
разделены на внутренние и внешние, на имеющие объективную и субъектив-
ную  природу.  Так,  необходимость  замены  устаревшего  оборудования  –  это 
внутренняя, объективная причина инновационной активности можно, стрем-
ление группы инноваторов  реализовать свой творческий потенциал -  внут-
ренняя,  субъективная  причина.  Однако  внутренние  причины  часто  оказыва-
ются  недостаточно  весомыми.  Многим  компаниям  свойствен  довольно 
устойчивый консерватизм в инновационной политике. Так, крупные монопо-
лии, добившиеся преобладания на рынке, обычно не имеют внутренних по-
будительных  мотивов  к  риску,  связанному  с  инновациями.  Тут  решающим 
стимулом  могут  выступить  причины  внешнего  характера,  в  частности,  обу-
словленные  соответствующими  мерами  экономической  политики  государ-
ства.  Государственная  инновационная  политика  направлена  на  создание 
благоприятного экономического климата для осуществления инновационных  
процессов и научно-технологического трансфера. В  целом роль государства 
в области поддержки инноваций заключается в том, что государство способ-
ствует:  

 

развитию науки и подготовке научных и инженерных кадров;  

 

повышению инновационной активности бизнеса;  

 

обеспечению начального спроса на многие новшества, которые затем нахо-

дят  широкое  применение  в  экономике  страны,  путем  размещения  государ-
ственных  заказов,  преимущественно  в  форме  контрактов,  на  проведение 
НИОКР; 

 

кооперации в области НИОКР промышленных корпораций и университетов; 

 

формированию правовой базы инновационных процессов; 


background image

 

47 

 

институциональному  обеспечению  инновационных  процессов,  формирова-

нию научно-инновационной инфраструктуры. 

 

Прямые и косвенные меры воздействия государства 

Меры  воздействия  государства  в  области  инноваций  делятся  на  пря-

мые и косвенные. Концепция государственного регулирования определяет-
ся экономической ситуацией в стране. В период экономического спада харак-
терно преобладание "кейнсианского" подхода к государственной экономиче-
ской политике, характеризующегося чрезвычайно активным вмешательством 
государства в экономическую жизнь общества; в период подъема экономики 
берет верх философия консерватизма, отдающего  предпочтение игре рыноч-
ных сил. Прямые методы государственного регулирования инновационных 
процессов  осуществляются  преимущественно  в  двух  формах:  администра-
тивно-ведомственной 

и 

программно-целевой. 

Административно-

ведомственная  форма  поддержки  направлена  на  поддержку  конкретных 
субъектов  инновационной  деятельности.  При  программно-целевой  форме 
формулируются приоритетные задачи, и осуществляется стимулирование их 
достижения.  Косвенные  методы,  используемые  в  государственной  иннова-
ционной  политике,  нацелены,  с  одной  стороны,  на  стимулирование  самих 
инновационных процессов, а с другой -  на  создание благоприятного обще-
хозяйственного  и  социально-политического  климата  для  новаторской  дея-
тельности.  
 

Национальные ориентиры инновационной политики 

 

Модели управления сферой науки и инноваций в разных странах раз-

личаются, хотя и  направлены на стимулирование инновационной активности 
и развитие научно-технического потенциала. Выбор модели управления обу-
словлен уровнем экономического развития стран, их позиционированием на 
рынке  высоких  технологий.  Модель  управления  сферой  науки  и  инноваций 
призвана сосредоточить национальные усилия на ключевых областях науки и 
техники,  -  тех,  в которых  страна может   добиться  лидирующего положения 
на мировом рынке. Интеллектуальный продукт может быть абсолютно лик-
видным товаром. Не вызывает сомнения корреляция между тем, сколько эко-
номика инвестирует в НИОКР, и тем, как она развивается. Евросоюз советует 
всем  своим  членам  подтянуть  уровень  вложений  в  науку  до  2.5%  ВВП. 
Впрочем,  очевидно,  что  цифра  эта  далеко  не  предел.  США  с  их  колоссаль-
ным  ВВП  действительно  могут  позволить  себе,  постоянно  инвестируя  в 
НИОКР 2,7-2,8%, чувствовать себя спокойно на рынке высоких технологий. 
Странам же с меньшим ВВП в этом смысле прописано тратить на науку бо-
лее  высокий  процент,  поскольку  цены  НИОКР  в  мире  медленно,  но  верно 
унифицируются.  В  этих  условиях  российская  экономика  не  сможет  сохра-
нить высокие темпы роста в течение длительного времени при сегодняшнем 
уровне вложений в науку – в размере 1% от ВВП. 


background image

 

48 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Методы государственного управления инновациями 

Административно-
ведомственные 

Программно-целевые 

Косвенные 

Прямые 

Создание государ-
ственной инноваци-
онной инфраструк-
туры 

Правовое  
регулирование 

Дотирование 
отдельных от-
раслей 

Льготное кре-
дитование 
НИОКР 

Система государ-
ственного заказа 

Осуществление 
специальных про-
грамм развития 

Ускоренная аморти-
зация оборудования 
и зданий, использу-
емых для проведе-
ния НИОКР 

Государственные 
гарантии под фи-
нансирование ин-
новационных 
проектов 

Возможность пол-
ного списания те-
кущих некапиталь-
ных затрат на НИР 
при определении 
размера налогооб-
лагаемой базы 

Возможность пере-
носа сроков списа-
ния затрат на 
НИОКР из налого-
облагаемой базы 
 

Предоставление 
налогового кредита 

Либерализация налого-
вого и амортизационного   
законодательства 

Законодательные нормы 

Создание социальной 
инфраструктуры, вклю-
чающее формирование 
единой информационной 
системы внутри  страны 

Патентное 
право   

Антитрестовское 
законодательство 

Рис. 5.1. Методы государственного 
управления  инновациями 


background image

 

 

49 

Вложения в науку вовсе не являются непременной обязанностью госу-

дарства.  В  странах  «семерки»  участие  государства  в  инвестировании  НТП 
неуклонно  снижается,  поскольку  частный  сектор  считает  нужным  перехва-
тить инициативу. До 70% научных трат в развитых странах производится не 
бюджетом, а частным сектором. Государство может себе позволить инвести-
ровать  только  в  образование  и  фундаментальные  исследования,  все  осталь-
ное бизнес сделает сам.  

В  том,  что  инвестиции  в  НТП  в  целом  повышают  эффективность  хо-

зяйства,  можно  убедиться  на  вполне  корректном  сопоставлении  темпов  по-
слевоенного  развития  стран  Латинской  Америки  и  Юго-Восточной  Азии. 
Первые инвестировали в науку не более 1% ВВП. И результатом стала стаг-
нация хозяйства. В то же время благодаря государственной политике стиму-
лирования расходов на НИОКР некоторые страны Юго-Восточной Азии по-
лучили  возможность  направлять  до  2,7%  ВВП  в  науку,  в  какой-то  момент 
обогнав  по  этому  показателю  и  США,  и  Германию.  В  результате  Малайзия 
стала  абсолютно  конкурентоспособным  игроком  на  рынке  микропроцессор-
ной базы, Сингапур — на рынке программного обеспечения и в биотехноло-
гии, Тайвань — в производстве персональных компьютеров, Корея — в бы-
товой электронике.  

Таблица 5.1.  

Типология моделей государственной научно-технической политики 

По степени активности 

вмешательства госу-
дарства в экономику 

 

По принципу формиро-

вания приоритетов 

 

По полноте охвата ин-

новационного цикла 

Страны,  придерживаю-
щиеся  "промежуточно-
го" варианта в экономи-
ческой,  в  том  числе  и 
инновационной,  поли-
тике.  Государственное 
регулирование  сочета-
ется с низкой  степенью  
централизации  государ-
ственного  аппарата,  ис-
пользуются  косвенные 
методы воздействия при 
развитой  системе  согла-
сования  интересов  пра-
вительства и бизнеса 
 

Американская модель от-
личается наиболее полной 
автономией предприни-
мательства. Ориентировка 
экономического  развития 
осуществляется путем 
выделения особой обла-
сти, в последнее время 
это военная технология, 
куда государство вклады-
вает средства и тем самым 
обеспечивает ее техноло-
гический приоритет. 
Схожую модель исполь-
зует и Англия.  

Страны,  ориентирован-
ные  на  лидерство  в 
науке, 

реализацию 

крупномасштабных 
проектов, 

охватываю-

щих  все  стадии  научно-
производственного  цик-
ла  (США,  Великобрита-
ния, Франция) 

 

Страны  с  преобладаю-
щим  упором  на  рыноч-
ные  отношения  (США, 
Великобритания);  

Японская модель также 
предполагает создание 
технологического прио-
ритета, но при этом упор 

Страны,  ориентирован-
ные  на  распространение 
нововведений,  создание 
благоприятной  иннова-


background image

 

 

50 

 

делается  на  конкретные 
технологии. За последние 
10 лет технология строи-
тельства больших танке-
ров была заменена в роли 
ведущей технологий изго-
товления роботов.  

ционной  среды,  рацио-
нализацию 

структуры 

экономики  (Германия, 
Швеция, 

Швейцария, 

Австрия) 

 

Страны  с  преобладани-
ем концепции активного 
вмешательства  государ-
ства  в  управление  эко-
номикой 

(Япония 

и  

Франция) 
 
 

 

 

Страны, стимулирую-
щие нововведения пу-
тем развития инноваци-
онной инфраструктуры, 
координации действия 
различных секторов в 
области науки и техно-
логии (Япония, Южная 
Корея, Израиль, Синга-
пур) 

 

Вопросы для самостоятельного изучения 

1.  Какова роль государства в области поддержки инноваций? 
2.  Каким должен быть  налог  на  прибыль, по  мнению  венгерского  эконо-

миста  Б.Санто,  чтобы  склонность  к  предпринимательству  была  высо-
кой? 

3.  Чем  отличается  американская  модель  инновационной  политики  от 

японской? Какой модели придерживается Россия? 

4.  Самостоятельно изучите и сравните модели управления сферой науки и 

инноваций за рубежом  (в Великобритании, Германии, Израиле, Казах-
стане,    Сингапуре,  США,  Турции,  Финляндии,  Франции,  Южной  Ко-
рее, Японии и т.д.) 

 
Контрольный тест 
1. Ускоренная амортизация оборудования и зданий, используемых для про-
ведения НИОКР, относится к  

 

косвенным методам государственного управления инновациями; 

 

прямым методам государственного управления инновациями; 

 

программно-целевым методам государственного управления иннова-
циями; 

 

административно-ведомственным методам государственного управле-
ния инновациями. 

2. Какая из мер  воздействия государства в области инноваций не относится к 
косвенным: 

 

льготное кредитование НИОКР; 

 

ускоренная амортизация оборудования и зданий, используемых для 
проведения НИОКР;