Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 9653
Скачиваний: 57
46
-
инновации воздействуют на все стороны общественной жизни: совершен-
ствуется структура потребления, развивается политическая культура, повы-
шаются правовые этические, эстетические нормы;
-
социальное влияние: генерируемый инновациями экономический рост поз-
воляет повысить уровень жизни населения;
-
активизация международного научно-технического сотрудничества;
-
влияние инноваций на окружающую среду;
-
взаимосвязь уровня научно-технического потенциала и национальной без-
опасности;
-
зависимость глобальной конкурентоспособности национальной экономики
от уровня развития инновационных процессов;
-
инновации изменяют экономическую организацию общества.
Роль государства в области поддержки инноваций
Инновационная деятельность сопряжена с высоким риском. В среднем,
только один из десяти новых продуктов «выживает» на рынке в течение трех
лет. Конечно, успешные инновации могут принести «сверхприбыль». Имен-
но она и заставляет предпринимателей идти на столь значительный риск. Во-
обще побудительные мотивы инновационной деятельности могут быть под-
разделены на внутренние и внешние, на имеющие объективную и субъектив-
ную природу. Так, необходимость замены устаревшего оборудования – это
внутренняя, объективная причина инновационной активности можно, стрем-
ление группы инноваторов реализовать свой творческий потенциал - внут-
ренняя, субъективная причина. Однако внутренние причины часто оказыва-
ются недостаточно весомыми. Многим компаниям свойствен довольно
устойчивый консерватизм в инновационной политике. Так, крупные монопо-
лии, добившиеся преобладания на рынке, обычно не имеют внутренних по-
будительных мотивов к риску, связанному с инновациями. Тут решающим
стимулом могут выступить причины внешнего характера, в частности, обу-
словленные соответствующими мерами экономической политики государ-
ства. Государственная инновационная политика направлена на создание
благоприятного экономического климата для осуществления инновационных
процессов и научно-технологического трансфера. В целом роль государства
в области поддержки инноваций заключается в том, что государство способ-
ствует:
развитию науки и подготовке научных и инженерных кадров;
повышению инновационной активности бизнеса;
обеспечению начального спроса на многие новшества, которые затем нахо-
дят широкое применение в экономике страны, путем размещения государ-
ственных заказов, преимущественно в форме контрактов, на проведение
НИОКР;
кооперации в области НИОКР промышленных корпораций и университетов;
формированию правовой базы инновационных процессов;
47
институциональному обеспечению инновационных процессов, формирова-
нию научно-инновационной инфраструктуры.
Прямые и косвенные меры воздействия государства
Меры воздействия государства в области инноваций делятся на пря-
мые и косвенные. Концепция государственного регулирования определяет-
ся экономической ситуацией в стране. В период экономического спада харак-
терно преобладание "кейнсианского" подхода к государственной экономиче-
ской политике, характеризующегося чрезвычайно активным вмешательством
государства в экономическую жизнь общества; в период подъема экономики
берет верх философия консерватизма, отдающего предпочтение игре рыноч-
ных сил. Прямые методы государственного регулирования инновационных
процессов осуществляются преимущественно в двух формах: администра-
тивно-ведомственной
и
программно-целевой.
Административно-
ведомственная форма поддержки направлена на поддержку конкретных
субъектов инновационной деятельности. При программно-целевой форме
формулируются приоритетные задачи, и осуществляется стимулирование их
достижения. Косвенные методы, используемые в государственной иннова-
ционной политике, нацелены, с одной стороны, на стимулирование самих
инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятного обще-
хозяйственного и социально-политического климата для новаторской дея-
тельности.
Национальные ориентиры инновационной политики
Модели управления сферой науки и инноваций в разных странах раз-
личаются, хотя и направлены на стимулирование инновационной активности
и развитие научно-технического потенциала. Выбор модели управления обу-
словлен уровнем экономического развития стран, их позиционированием на
рынке высоких технологий. Модель управления сферой науки и инноваций
призвана сосредоточить национальные усилия на ключевых областях науки и
техники, - тех, в которых страна может добиться лидирующего положения
на мировом рынке. Интеллектуальный продукт может быть абсолютно лик-
видным товаром. Не вызывает сомнения корреляция между тем, сколько эко-
номика инвестирует в НИОКР, и тем, как она развивается. Евросоюз советует
всем своим членам подтянуть уровень вложений в науку до 2.5% ВВП.
Впрочем, очевидно, что цифра эта далеко не предел. США с их колоссаль-
ным ВВП действительно могут позволить себе, постоянно инвестируя в
НИОКР 2,7-2,8%, чувствовать себя спокойно на рынке высоких технологий.
Странам же с меньшим ВВП в этом смысле прописано тратить на науку бо-
лее высокий процент, поскольку цены НИОКР в мире медленно, но верно
унифицируются. В этих условиях российская экономика не сможет сохра-
нить высокие темпы роста в течение длительного времени при сегодняшнем
уровне вложений в науку – в размере 1% от ВВП.
48
Методы государственного управления инновациями
Административно-
ведомственные
Программно-целевые
Косвенные
Прямые
Создание государ-
ственной инноваци-
онной инфраструк-
туры
Правовое
регулирование
Дотирование
отдельных от-
раслей
Льготное кре-
дитование
НИОКР
Система государ-
ственного заказа
Осуществление
специальных про-
грамм развития
Ускоренная аморти-
зация оборудования
и зданий, использу-
емых для проведе-
ния НИОКР
Государственные
гарантии под фи-
нансирование ин-
новационных
проектов
Возможность пол-
ного списания те-
кущих некапиталь-
ных затрат на НИР
при определении
размера налогооб-
лагаемой базы
Возможность пере-
носа сроков списа-
ния затрат на
НИОКР из налого-
облагаемой базы
Предоставление
налогового кредита
Либерализация налого-
вого и амортизационного
законодательства
Законодательные нормы
Создание социальной
инфраструктуры, вклю-
чающее формирование
единой информационной
системы внутри страны
Патентное
право
Антитрестовское
законодательство
Рис. 5.1. Методы государственного
управления инновациями
49
Вложения в науку вовсе не являются непременной обязанностью госу-
дарства. В странах «семерки» участие государства в инвестировании НТП
неуклонно снижается, поскольку частный сектор считает нужным перехва-
тить инициативу. До 70% научных трат в развитых странах производится не
бюджетом, а частным сектором. Государство может себе позволить инвести-
ровать только в образование и фундаментальные исследования, все осталь-
ное бизнес сделает сам.
В том, что инвестиции в НТП в целом повышают эффективность хо-
зяйства, можно убедиться на вполне корректном сопоставлении темпов по-
слевоенного развития стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.
Первые инвестировали в науку не более 1% ВВП. И результатом стала стаг-
нация хозяйства. В то же время благодаря государственной политике стиму-
лирования расходов на НИОКР некоторые страны Юго-Восточной Азии по-
лучили возможность направлять до 2,7% ВВП в науку, в какой-то момент
обогнав по этому показателю и США, и Германию. В результате Малайзия
стала абсолютно конкурентоспособным игроком на рынке микропроцессор-
ной базы, Сингапур — на рынке программного обеспечения и в биотехноло-
гии, Тайвань — в производстве персональных компьютеров, Корея — в бы-
товой электронике.
Таблица 5.1.
Типология моделей государственной научно-технической политики
По степени активности
вмешательства госу-
дарства в экономику
По принципу формиро-
вания приоритетов
По полноте охвата ин-
новационного цикла
Страны, придерживаю-
щиеся "промежуточно-
го" варианта в экономи-
ческой, в том числе и
инновационной, поли-
тике. Государственное
регулирование сочета-
ется с низкой степенью
централизации государ-
ственного аппарата, ис-
пользуются косвенные
методы воздействия при
развитой системе согла-
сования интересов пра-
вительства и бизнеса
Американская модель от-
личается наиболее полной
автономией предприни-
мательства. Ориентировка
экономического развития
осуществляется путем
выделения особой обла-
сти, в последнее время
это военная технология,
куда государство вклады-
вает средства и тем самым
обеспечивает ее техноло-
гический приоритет.
Схожую модель исполь-
зует и Англия.
Страны, ориентирован-
ные на лидерство в
науке,
реализацию
крупномасштабных
проектов,
охватываю-
щих все стадии научно-
производственного цик-
ла (США, Великобрита-
ния, Франция)
Страны с преобладаю-
щим упором на рыноч-
ные отношения (США,
Великобритания);
Японская модель также
предполагает создание
технологического прио-
ритета, но при этом упор
Страны, ориентирован-
ные на распространение
нововведений, создание
благоприятной иннова-
50
делается на конкретные
технологии. За последние
10 лет технология строи-
тельства больших танке-
ров была заменена в роли
ведущей технологий изго-
товления роботов.
ционной среды, рацио-
нализацию
структуры
экономики (Германия,
Швеция,
Швейцария,
Австрия)
Страны с преобладани-
ем концепции активного
вмешательства государ-
ства в управление эко-
номикой
(Япония
и
Франция)
Страны, стимулирую-
щие нововведения пу-
тем развития инноваци-
онной инфраструктуры,
координации действия
различных секторов в
области науки и техно-
логии (Япония, Южная
Корея, Израиль, Синга-
пур)
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Какова роль государства в области поддержки инноваций?
2. Каким должен быть налог на прибыль, по мнению венгерского эконо-
миста Б.Санто, чтобы склонность к предпринимательству была высо-
кой?
3. Чем отличается американская модель инновационной политики от
японской? Какой модели придерживается Россия?
4. Самостоятельно изучите и сравните модели управления сферой науки и
инноваций за рубежом (в Великобритании, Германии, Израиле, Казах-
стане, Сингапуре, США, Турции, Финляндии, Франции, Южной Ко-
рее, Японии и т.д.)
Контрольный тест
1. Ускоренная амортизация оборудования и зданий, используемых для про-
ведения НИОКР, относится к
косвенным методам государственного управления инновациями;
прямым методам государственного управления инновациями;
программно-целевым методам государственного управления иннова-
циями;
административно-ведомственным методам государственного управле-
ния инновациями.
2. Какая из мер воздействия государства в области инноваций не относится к
косвенным:
льготное кредитование НИОКР;
ускоренная амортизация оборудования и зданий, используемых для
проведения НИОКР;