Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 9654
Скачиваний: 57
41
прямая, символическая, фантастическая, личная.
При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается
с более или менее похожим аналогичным объектом в приро-
де или технике. Например, для усовершенствова-
ния процесса окраски мебели применение прямой аналогии
состоит в том, чтобы рассмотреть, как окрашены минералы,
цветы, птицы и т. п. или как окрашивают бумагу, киноплён-
ки и т. п. Символическая аналогия требует в парадоксальной
форме сформулировать фразу, буквально в двух словах от-
ражающую суть явления. Например, при решении задачи,
связанной с мрамором, найдено словосочетание «радужное
постоянство», так как отшлифованный мрамор (кроме бело-
го) — весь в ярких узорах, напоминающих радугу, но все
эти узоры постоянны. При фантастической анало-
гии необходимо представить фантастические средства или
персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям за-
дачи. Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала
там, где её касаются колёса автомобиля. Личная анало-
гия (эмпатия) позволяет представить себя тем предметом
или частью предмета, о котором идёт речь в задаче. В при-
мере с окраской мебели можно вообразить себя белой воро-
ной, которая хочет окраситься. Или, если совершенствуется
зубчатая передача, то представить себя шестерней, которая
крутится вокруг своей оси, подставляя бока соседней ше-
стерне. Нужно в буквальном смысле входить «в образ» этой
шестерни, чтобы на себе почувствовать всё, что достаётся
ей, и какие она испытывает неудобства или перегрузки. Что
даёт такое перевоплощение? Оно значительно уменьша-
ет инерцию мышления и позволяет рассматривать задачу с
новой точки зрения.
Конкурсы. Деловые игры и ситуации
5.Методы ком-
муникаций
Обмен научно-технической информацией путем участия в
конференциях, ярмарках, публикации статей; трансфер
знания благодаря принятию на работу сотрудников со спе-
циальной подготовкой, выпускников университетов; сов-
местные исследования с другими предприятиями; приобре-
тение патентов и лицензий для использования в специаль-
ном проекте; кооперация в разработках.
5.Методы при-
нятия решений
Экономико-математические модели. Таблицы решений.
Сравнение альтернатив.
Дерево целей, дерево решений - это структурированная, по-
строенная по иерархическому принципу (распределенная по
уровням, ранжированная) совокупность целей.
Портфельный подход - предполагает
максимизацию полез-
42
ности от активов, т.е. рост их доходности при условии ди-
версификации с целью снижения инвестиционных рисков.
6.Методы
наглядного
представления
Графические модели. Физические модели. Аналоговые мо-
дели. Должностные описания и инструкции
7.Методы
ар-
гументирова-
ния
Презентации. Ведение переговоров
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Система инновационного менеджмента
2. Методы принятия решений на разных этапах инновационного процесса
3. Рыночное тестирование продукта
4. Методы генерации идей
Практическое задание
КЕЙС «ОТЕЛЬ»
«Отель» расположен на морском берегу, прямо напротив моря. Это
очень дорогой курорт. В отеле 120 номеров, большая часть их них — повы-
шенной комфортности. Здесь останавливаются на праздники, во время дело-
вых поездок. В отеле играют свадьбы, проходят выставки, конференции и
деловые встречи. Рестораны и бары открыты не только для постояльцев оте-
ля, но и для всех желающих. Кроме того, в отеле есть закусочная, магазин,
комнаты для игр и бизнес-центр. Здесь большая автостоянка, в саду — пло-
щадки для крокета. Также есть бассейн под открытым небом, сауна и множе-
ство спортивных залов.
Несмотря на широкий спектр предоставляемых услуг, а также штат
профессиональных и имеющих большой опыт работы служащих, дела идут
не так хорошо, как хотелось бы. Кроме того, анализ анкет, заполненных кли-
ентами отеля, демонстрирует снизившийся уровень оценки предоставляемых
отелем услуг.
Владельцы отеля озабочены одной мыслью: как поправить дела.
Решение.
1. Выполните морфологический анализ.
2. Назовите основные переменные ситуации.
3. Разложите переменные на как можно большее число компонентов.
4. Путем формирования цепочек из компонентов, относящихся к
разным переменным, предложите инновационные подходы к
оживлению спроса на услуги отеля.
43
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Задание: Необходимо изучить морфологический характер всех видов
транспортных средств и создав «морфологический ящик» предложить новую
эффективную конструкцию устройства для транспортирования по снегу —
снегохода.
Таблица 4.2.
Морфологический ящик
характеристика
свойства
1
2
3
4
5 …
А Двигатель
…
Б Движитель
…
В опора кабины
…
Г управление
…
Д обеспечение заднего хода
…
Ход выполнения задания: Точное определение класса изучаемых си-
стем (устройств) позволяет раскрыть основные характеристики или парамет-
ры, облегчающие поиск новых решений. Применительно к транспортному
средству (снегоходу) морфологическими признаками могут быть функцио-
нальные узлы снегохода: А — двигатель, Б — движитель, В — опора кабины,
Г — управление, Д — обеспечение заднего хода и т. п.
Каждая характеристика (параметр) обладает определённым числом различ-
ных независимых свойств. Так, двигатели: А
1
— внутреннего сгорания, А
2
—
газовая турбина, А
3
— электродвигатель, А
4
— реактивный двигатель т.д.;
движители: Б
1
— воздушный винт, Б
2
— гусеницы, Б
3
— лыжи, Б
4
— снего-
мёт,
Б
5
—
шнеки и
т.
д.;
опора кабины: В
1
— опора кабины на снег, В
2
— на двигатель, В
3
— на дви-
житель и т. д.;
По заданной проблеме в матричном выражении (морфологическом ящике)
фиксируются наиболее существенные параметры. Подбираются возможные
сочетания: А
1
, Б
3
, В
2
, или А
1
, Б
2
, В
3
, или А
2
, Б
1
, В
2
и т. д. Рассматривая разные
сочетания элементов матрицы, можно получить большое сочетание всевоз-
можных вариантов решений, в том числе и самых неожиданных. Так, морфо-
логическая матрица для реактивных двигателей, работающих на химическом
топливе, построенная Ф. Цвикки, содержала 576 возможных вариантов ре-
шений.
44
Ответственный этап метода — оценка вариантов решений, вытекающих из
структуры морфологической матрицы. Сравнивают варианты по одному или
нескольким наиболее важным для данной технической системы показателям.
Контрольный тест
1. Решения, которые носят уникальный характер, принимаются при создании
инновационного предприятия или в форс-мажорных условиях и направлены
на перспективу называются:
исполнительскими;
разовыми;
коллективными;
повторяющимися.
2. Специалист, ориентированный на решение внешних инновационных про-
блем, называется:
антрепренер;
администратор;
лидер;
интрапренер.
3. Какой подход рассматривает принятие управленческого решения как це-
лостный процесс, содержание которого позволяет изучить возникшую про-
блему, проанализировать возможные варианты ее решения и выбрать наибо-
лее эффективный из них:
научный;
оптимальный;
интуитивный.
4. К управляющей подсистеме относятся (укажите лишнее):
конструкторские разработки;
целеполагание;
координация выполнения инновационных проектов.
5. Ко второму поколению развития НИОКР относят этап, когда руководство
НИР осуществляли;
сами ученые;
корпоративные менеджеры;
на основе формирования сбалансированного бизнес-портфеля;
на основе стратегического партнерства, ориентации на будущих потре-
бителей.
5. СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ НОВОВВЕДЕНИЙ
Инновационная политика в структуре
государственного регулирования экономики
45
Экономический рост государств в XXI веке обеспечивается ведущей
ролью научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных со-
ставляющих производства во всех сферах экономики и, главным образом, в
промышленности. На долю новых или усовершенствованных технологий,
продукции, оборудования, содержащих новые знания или решения, в разви-
тых странах приходится от 70 до 85% прироста валового внутреннего про-
дукта (для сравнения, в Республике Татарстан в 2006 году доля инновацион-
ной продукции в ВРП составила 15 %). Образование превращается в одну из
самых важных сфер, которая определяет перспективы экономического и
культурного развития любой страны.
Интенсивность инновационной деятельности сегодня во многом отра-
жается на уровне экономического развития: в глобальной экономической
конкуренции выигрывают страны, которые обеспечивают благоприятные
условия для инновационной деятельности.
В настоящее время разработку и освоение инноваций осуществляют
только около 5% промышленных предприятий России (для сравнения: в
США - около 30%). В то же время в расчете на один российский рубль затрат
инновационно активные предприятия обеспечивают объемы выпуска про-
дукции в 7 раз большие, чем при производстве по традиционным технологи-
ям.
Недостаточная результативность инновационной деятельности иллю-
стрируется показателем экспорта продукции. В настоящее время мировой
рынок высоких технологий составляет примерно 2 трлн. долл., из которых на
долю США приходится 39 %, Японии - 30 %, Германии - 16 %, Китая – 6%.
Доля России в мировом объеме торговли гражданской наукоемкой продукци-
ей оценивается в 0,3-0,5%. США ежегодно продают прав на интеллектуаль-
ную собственность более чем на 30 млрд. долларов, а положительное сальдо
Штатов по операциям с интеллектуальной собственностью составляет поряд-
ка двадцати с лишним миллиардов долларов. Это превышает по сумме рос-
сийский нефтяной экспорт. Резкий рост операций с интеллектуальной соб-
ственностью в США стал возможен после того, как работникам университе-
тов разрешили патентовать в частном порядке даже тe изобретения, которые
профинансированы за счет государственных грантов. Не секрет, что фунда-
ментальная наука имеет колоссальное количество прикладных последствий.
Штаты позволили бизнесу этими последствиями пользоваться. Кроме того, в
мире на одного ученого приходится 10 менеджеров, которые отбирают пер-
спективные научно-технические достижения, своевременно патентуют изоб-
ретения, занимаются продвижением наукоемких товаров па рынок. В нашей
стране на 10 ученых приходится один менеджер. В результате при наличии
на внутреннем рынке до 10 % высокотехнологичных товаров организовать их
продажу на внешнем рынке весьма сложно.
В качестве аспектов общегосударственного значения инновационных
процессов можно выделить:
-
решающее влияние инноваций на макроэкономические показатели;