Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 9647
Скачиваний: 57
36
менеджмента, рассматривает принятие управленческого решения как целост-
ный процесс, содержание которого позволяет изучить возникшую проблему,
проанализировать возможные варианты ее решения и выбрать наиболее эф-
фективный из них.
Научный подход обеспечивает принятие рациональных, а при соблюдении
определенных условий и оптимальных решений. Рациональное решение от-
личается от интуитивного тем, что основывается на объективном аналитиче-
ском процессе и учитывает определенные формально-логические требования.
Основные требования, предъявляемые к управленческим решениям, заклю-
чаются в следующем:
целевая направленность: решения должны быть направлены на дости-
жение определенных инновационных целей;
иерархическая субординация: решения менеджера должны соответ-
ствовать делегированным ему полномочиям;
обоснованность: решения должны иметь объективное обоснование ра-
циональности;
адресность: решения должны быть ориентированы в пространстве и во
времени, т. е. направлены на конкретного исполнителя и ограничены
по времени;
обеспеченность: решения должны предусматривать необходимые ре-
сурсы и устанавливать источники их получения;
директивность: решения должны быть обязательными для исполнения
и носить плановый характер.
Виды решений в инновационном менеджменте. Управленческие ре-
шения в инновационном менеджменте при всем их разнообразии и уникаль-
ности каждого из них можно систематизировать в однородные группы.
Необходимость такой систематизации связана с возможностью выработки
определенных правил, регламентирующих условия и порядок принятия ре-
шений в каждой из групп. Принципиальное значение с точки зрения органи-
зации процесса подготовки и принятия решений имеют признаки предмета,
повторяемости и формы принятия решения.
Дифференциация по предмету выделяет концептуальные и исполни-
тельские решения.
Концептуальные решения по своему характеру направлены в будущее
и определяют принципиальные аспекты развития ИП. Они охватывают прак-
тически все предметные функции инновационного менеджмента: формиро-
вание целей, планирование, организацию и контроль инноваций. Концепту-
альные решения требуют особо тщательного обоснования и предусматрива-
ют чаще всего проведение специальных исследований.
Исполнительские решения носят рутинный характер и направлены на
обеспечение выполнения, прежде всего, позиций концептуальных решений.
Если концептуальные решения составляют прерогативу деятельности высше-
го менеджмента на ИП, то исполнительские решения подготавливаются и
37
осуществляются многочисленным аппаратом среднего и низшего менедж-
мента.
По признаку повторяемости различают разовые и повторяющиеся ре-
шения.
Разовые решения носят уникальный характер, принимаются при созда-
нии ИП или в форс-мажорных условиях и направлены на перспективу. Неза-
висимо от уровня принятия разового решения оно формируется в новых, не-
определенных и слабо структурированных ситуациях, в которых невозможно
использовать стандартную процедуру. При принятии разовых решений силь-
но влияние личностных оценок менеджера и интуитивных мотивов.
Повторяющиеся решения, часто называемые программированными,
принимаются в штатных ситуациях, носят, как правило, исполнительский ха-
рактер и осуществляются по строгим технологическим схемам. Состав и по-
рядок подготовки программированных решений регламентируются на ИП
специальными положениями и осуществляются в автоматизированных вари-
антах информационных систем, систем делопроизводства и управления.
По форме принятия решений последние подразделяются на индивиду-
альные и коллективные. Выбор формы принятия решений зависит от харак-
тера стоящей задачи и принятого на ИП преимущественного стиля руковод-
ства, авторитарного или коллективного. Каждая из форм имеет свои достоин-
ства и недостатки.
Индивидуальная форма принятия решений ориентирована на ориги-
нальные творческие подходы, оперативную подготовку и персональную от-
ветственность менеджера. Она предполагает строгую структуризацию про-
блемы и штатную ситуацию при ее решении.
Коллективная (или групповая) форма управленческих решений обес-
печивает высокую степень обоснованности и проработки проблемы, анализ
большого числа альтернатив и поведенческую согласованность при реализа-
ции решения в перспективе. Коллективная форма более предпочтительна при
принятии концептуальных разовых решений, когда повышенные затраты на
ее проведение окупаются глубиной проработки проблемы и достигнутым
компромиссом в коллективе уже на стадии принятия решения.
Административный стиль принятия решений предполагает, что реше-
ния принимаются на вышестоящем уровне и спускаются вниз, сопровожда-
ясь приказом к исполнению.
Партисипативный стиль принятия решений предполагает вовлечение
сотрудников в процесс разработки решения. Это снижает сопротивление ин-
новациям.
Под влиянием идей инновационного менеджмента перестраивается
весь инструментарий управленческого воздействия и процедура принятия
инновационного решения.
Возникает особая взаимосвязь и логическая последовательность в осу-
ществлении основных функций инновационного менеджмента. Так, резко
повышается значение процессуальных и социально-психологических функ-
ций менеджмента, таких, как коммуникации, мотивация, процесс делегиро-
38
вания полномочий. Среди способов организации инновационных процессов
преобладают неформальные виды, опирающиеся на закономерности меж-
личностных отношений, групповой динамики и т.д.
Изменяются соотношения между различными видами контроля. Они
все больше нацелены на самоконтроль, на стратегический контроль иннова-
ций, а также на финансово-экономические виды контроля. Особое значение
приобретают коммуникации, связанные с контролем над ходом инновацион-
ных процессов. В них превалирует процессуальный характер и непрерывный
процесс обмена информацией. ,
Особые изменения претерпевают функции и методы менеджмента в
инновационном управлении персоналом. Разработка и внедрение новшеств,
усложнение процессов, появление новых технологий требуют от работника
соответствующей квалификации и особых профессиональных знаний и уме-
ний. В инновационных структурах происходит значительное повышение об-
щего уровня образования работника. Формирующийся тип персонала требует
работников, способных брать на себя ответственность и принимать решения.
Делегирование полномочий и связанное с этим сокращение полномочий
высших уровней иерархии организации тесно связаны с ростом инициативы,
индивидуальной свободы и компетентности персонала.
Общая систематизация методов инновационного менеджмента по об-
ластям их применения приведена в таблице 4.1.
Таблица 4.1.
Методы инновационного менеджмента
25
Тип метода
Наименование метода
1.Методы вы-
явления мнения
Интервью - метод получения первичной информации путем
непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и
респондента.
Анкетирование -
это письменная форма опроса, осуществ-
ляющаяся, как правило, заочно, т. е. без прямого и непо-
средственного контакта интервьюера с респондентом.
Выборочные опросы – более экономный метод получения
первичной информации.
Экспертиза - это специальная форма анализа данных, про-
водимая по установленной форме и соответствующая выра-
ботанным требованиям.
Тестирование - исследовательский метод в психологии, ме-
неджменте, социологии и педагогике, который позволяет
выявить уровень знаний, умений и навыков, а также способ-
ностей и других качеств личности путем анализа способов
выполнения испытуемыми ряда специальных заданий.
2.Аналитически
е методы
Системный анализ – научный метод познания, представля-
ющий собой последовательность действий по установлению
структурных связей между переменными или элементами
25
http//www.nsu.ru/conf/nit/97/c4/node 24.html
39
исследуемой системы.
Сценарное планирование - планирование вариантов развития
событий (сценариев). Позволяет управлять неопределенно-
стью будущего.
Сетевое планирование - метод анализа сроков (ранних и
поздних) начала и окончания нереализованных частей про-
екта, позволяет увязать выполнение различных работ и про-
цессов во времени, получив прогноз общей продолжитель-
ности реализации всего проекта.
Функционально-стоимостный анализ - метод технико-
экономического исследования систем, направленный на оп-
тимизацию соотношения между их потребительскими свой-
ствами (функций, ещё воспринимаемым как качество) и за-
тратами на достижения этих свойств.
Экономический анализ - система специальных знаний, бази-
рующихся на законах развития и функционирования систем
и направленных на познание методологии оценки, диагно-
стики и прогнозирования финансово-хозяйственной дея-
тельности предприятия.
Финансовый анализ – изучение основных параметров, коэф-
фициентов и мультипликаторов, дающих объективную
оценку финансового состояния предприятия, а также анализ
курса акций предприятия, с целью принятия решения о раз-
мещении капитала. Финансовый анализ - это часть экономи-
ческого анализа.
Морфологический анализ – пример системного подхода в
области изобретательства. Для проведения морфологическо-
го анализа необходима точная формулировка проблемы,
причем независимо от того, что в исходной задаче речь идет
только об одной конкретной системе, обобщаются изыска-
ния на все возможные системы с аналогичной структурой и
в итоге дается ответ на более общий вопрос. Метод разрабо-
тан известным швейцарским астрономом Ф. Цвикки.
Методы экстраполяции – распространение выводов научно-
го исследования, полученных относительно одной части яв-
ления, на другие его части.
Методы аналогии - познание путем сравнения.
Метод Дельфи - метод экспертных оценок, проходящий в
несколько туров, появился в 1950-1960 годы для анализа
планов атомной войны США (разработан корпорацией
RAND, авторами считаются Olaf Helmer, Norman Dalkey, и
Nicholas Rescher ). Имя заимствовано от Дельфийского Ора-
кула.
Регрессионный анализ – статистический инструмент для
40
изучения взаимосвязей различных параметров, измеряемых
в определенном интервале.
Имитационное моделирование - моделирование поведения
системы в различных аспектах и в разных внешних и внут-
ренних условиях с анализом динамических характеристик
бизнес-процессов и с анализом распределения ресурсов.
3.Методы
оценки
Оценка продукта. Оценки научно-технического уровня и
конкурентоспособности разработок. Оценка организацион-
но-технического уровня производства. Оценка затрат.
Оценка риска. Оценка эффективности инноваций. Оценка
порога рентабельности (объема производства, при котором
доход равен издержкам). Метод деревьев значимости
(PATTERN) - Planning Assistance Through Technical Relevance
Number, что переводится как Помощь планированию по-
средством относительных показателей технической оценки.
Разработан в “Хондуелл Инкорпорейтид” в конце 60-х го-
дов. Написание сценария — первый этап ПАТТЕРНа —
представляет собой сочетание ситуационного анализа и
нормативного прогноза. Сценарий предполагает подробное
описание проблемной ситуации, после чего устанавливается
логическая последовательность событий с целью показать,
как, исходя из существующего положения вещей, будет по-
степенно развертываться будущее состояние объекта иссле-
дования.
4.Методы гене-
рирования идей
Метод мозгового штурма (мозговая атака, brainstorming) —
оперативный метод решения проблемы на основе стимули-
рования творческой активности, при котором участникам
обсуждения предлагают высказывать как можно большее
количество вариантов решения, в том числе самых фанта-
стичных. Затем из общего числа высказанных идей отбира-
ют наиболее удачные, которые могут быть использованы на
практике.
Метод 6-3-5 – вариант мозгового штурма. В группе из 6 че-
ловек каждый придумывает по 3 идеи на заданную тему за 5
минут, фиксирует их на листочке, затем передает соседу.
Так повторяется 5 раз. В итоге мы получаем 108 идей.
Метод синектики – вариант мозгового штурма. Методика
психологической активизации творчества, предложенная В.
Дж. Гордоном. При синектическом штурме допустима кри-
тика, которая позволяет развивать и видоизменять выска-
занные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Её чле-
ны постепенно привыкают к совместной работе, перестают
бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их
предложения. В методе применены четыре вида аналогий —