Файл: ПАЛЕЙ Т.Ф._Инновационный Менеджмент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 9647

Скачиваний: 57

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

36 

менеджмента, рассматривает принятие управленческого решения как целост-
ный процесс, содержание которого позволяет изучить возникшую проблему, 
проанализировать возможные варианты ее решения и выбрать наиболее эф-
фективный из них. 
Научный  подход  обеспечивает  принятие  рациональных,  а  при  соблюдении 
определенных  условий  и оптимальных  решений.  Рациональное решение от-
личается от интуитивного тем, что основывается на объективном аналитиче-
ском процессе и учитывает определенные формально-логические требования. 
Основные  требования,  предъявляемые  к  управленческим  решениям,  заклю-
чаются в следующем:  

 

целевая направленность: решения должны быть направлены на дости-
жение определенных инновационных целей;  

 

иерархическая  субординация:  решения  менеджера  должны  соответ-
ствовать делегированным ему полномочиям;  

 

обоснованность: решения должны иметь объективное обоснование ра-
циональности;  

 

адресность: решения должны быть ориентированы в пространстве и во 
времени,  т.  е.  направлены  на  конкретного  исполнителя  и  ограничены 
по времени;  

 

обеспеченность:  решения  должны  предусматривать  необходимые  ре-
сурсы и устанавливать источники их получения;  

 

директивность: решения должны быть обязательными для исполнения 
и носить плановый характер.  
Виды решений в инновационном менеджменте. Управленческие ре-

шения в инновационном менеджменте при всем их разнообразии и уникаль-
ности  каждого  из  них  можно  систематизировать  в  однородные  группы. 
Необходимость  такой  систематизации  связана  с  возможностью  выработки 
определенных  правил,  регламентирующих  условия  и  порядок  принятия  ре-
шений в каждой из групп. Принципиальное значение с точки зрения органи-
зации  процесса  подготовки  и  принятия  решений имеют  признаки  предмета, 
повторяемости и формы принятия решения. 

Дифференциация  по  предмету  выделяет  концептуальные  и  исполни-

тельские решения. 

Концептуальные решения по своему характеру направлены в будущее 

и определяют принципиальные аспекты развития ИП. Они охватывают прак-
тически  все  предметные  функции  инновационного  менеджмента:  формиро-
вание  целей,  планирование,  организацию  и  контроль  инноваций.  Концепту-
альные решения требуют особо тщательного обоснования и предусматрива-
ют чаще всего проведение специальных исследований. 

        Исполнительские  решения носят рутинный характер и направлены на 

обеспечение  выполнения,  прежде  всего,  позиций  концептуальных  решений. 
Если концептуальные решения составляют прерогативу деятельности высше-
го  менеджмента  на  ИП,  то  исполнительские  решения  подготавливаются  и 


background image

 

37 

осуществляются  многочисленным  аппаратом  среднего  и  низшего  менедж-
мента. 

По  признаку  повторяемости  различают  разовые  и  повторяющиеся  ре-

шения. 

Разовые решения носят уникальный характер, принимаются при созда-

нии ИП или в форс-мажорных условиях и направлены на перспективу. Неза-
висимо от уровня принятия разового решения оно формируется в новых, не-
определенных и слабо структурированных ситуациях, в которых невозможно 
использовать стандартную процедуру. При принятии разовых решений силь-
но влияние личностных оценок менеджера и интуитивных мотивов. 

Повторяющиеся  решения,  часто  называемые  программированными, 

принимаются в штатных ситуациях, носят, как правило, исполнительский ха-
рактер и осуществляются по строгим технологическим схемам. Состав и по-
рядок  подготовки  программированных  решений  регламентируются  на  ИП 
специальными положениями и осуществляются в автоматизированных вари-
антах информационных систем, систем делопроизводства и управления. 

По форме принятия решений последние подразделяются на индивиду-

альные и коллективные. Выбор формы принятия решений зависит от харак-
тера стоящей задачи и принятого на ИП преимущественного стиля руковод-
ства, авторитарного или коллективного. Каждая из форм имеет свои достоин-
ства и недостатки. 

Индивидуальная  форма  принятия  решений  ориентирована  на  ориги-

нальные  творческие  подходы,  оперативную  подготовку  и  персональную  от-
ветственность  менеджера.  Она  предполагает  строгую  структуризацию  про-
блемы и штатную ситуацию при ее решении. 

Коллективная  (или  групповая)  форма  управленческих  решений  обес-

печивает  высокую  степень  обоснованности  и  проработки  проблемы,  анализ 
большого числа альтернатив и поведенческую согласованность при реализа-
ции решения в перспективе. Коллективная форма более предпочтительна при 
принятии концептуальных разовых решений, когда повышенные затраты на 
ее  проведение  окупаются  глубиной  проработки  проблемы  и  достигнутым 
компромиссом в коллективе уже на стадии принятия решения. 

Административный стиль принятия решений предполагает, что реше-

ния  принимаются  на  вышестоящем  уровне  и  спускаются  вниз,  сопровожда-
ясь приказом к исполнению. 

Партисипативный стиль принятия решений предполагает вовлечение 

сотрудников в процесс разработки решения. Это снижает сопротивление ин-
новациям. 

Под  влиянием  идей  инновационного  менеджмента  перестраивается 

весь  инструментарий  управленческого  воздействия  и  процедура  принятия 
инновационного решения. 

Возникает особая взаимосвязь и логическая последовательность в осу-

ществлении  основных  функций  инновационного  менеджмента.  Так,  резко 
повышается  значение  процессуальных  и  социально-психологических  функ-
ций  менеджмента,  таких,  как  коммуникации,  мотивация,  процесс  делегиро-


background image

 

38 

вания  полномочий.  Среди  способов  организации  инновационных  процессов 
преобладают  неформальные  виды,  опирающиеся  на  закономерности  меж-
личностных отношений, групповой динамики и т.д. 

Изменяются  соотношения  между  различными  видами  контроля.  Они 

все больше нацелены на самоконтроль, на стратегический контроль иннова-
ций, а также на финансово-экономические виды контроля.  Особое значение 
приобретают коммуникации, связанные с контролем над ходом инновацион-
ных процессов. В них превалирует процессуальный характер и непрерывный 
процесс обмена информацией.          , 

Особые  изменения  претерпевают  функции  и  методы  менеджмента  в 

инновационном  управлении  персоналом.  Разработка  и  внедрение  новшеств, 
усложнение  процессов,  появление  новых  технологий  требуют  от  работника 
соответствующей квалификации и особых профессиональных знаний и уме-
ний. В инновационных структурах происходит значительное повышение об-
щего уровня образования работника. Формирующийся тип персонала требует 
работников, способных брать на себя ответственность и принимать решения. 
Делегирование  полномочий  и  связанное  с  этим  сокращение  полномочий 
высших уровней иерархии организации тесно связаны с ростом инициативы, 
индивидуальной свободы и компетентности персонала. 

Общая  систематизация  методов  инновационного  менеджмента  по  об-

ластям их применения приведена в таблице 4.1. 

Таблица 4.1. 

Методы инновационного менеджмента

25

 

Тип метода 

Наименование метода 

1.Методы  вы-
явления мнения 

Интервью - метод получения первичной информации путем 
непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и 
респондента.  
Анкетирование  -

 

это  письменная  форма  опроса,  осуществ-

ляющаяся,  как  правило,  заочно,  т.  е.  без  прямого  и  непо-
средственного контакта интервьюера с респондентом. 
Выборочные  опросы  –  более  экономный  метод  получения 
первичной информации.  
Экспертиза  -  это  специальная  форма  анализа  данных,  про-
водимая по установленной форме и соответствующая выра-
ботанным требованиям.  
Тестирование - исследовательский метод в психологии, ме-
неджменте,  социологии  и  педагогике,  который  позволяет 
выявить уровень знаний, умений и навыков, а также способ-
ностей  и  других  качеств  личности  путем  анализа  способов 
выполнения испытуемыми ряда специальных заданий. 

2.Аналитически
е методы 

Системный  анализ  –  научный  метод  познания,  представля-
ющий собой последовательность действий по установлению 
структурных  связей  между  переменными  или  элементами 

                                                 

25

 http//www.nsu.ru/conf/nit/97/c4/node 24.html 


background image

 

39 

исследуемой системы.  
Сценарное планирование - планирование вариантов развития 
событий  (сценариев).  Позволяет  управлять  неопределенно-
стью будущего. 
Сетевое  планирование  -  метод  анализа  сроков  (ранних  и 
поздних)  начала  и  окончания  нереализованных  частей  про-
екта, позволяет увязать выполнение различных работ и про-
цессов  во  времени,  получив  прогноз  общей  продолжитель-
ности реализации всего проекта. 
Функционально-стоимостный  анализ  -  метод  технико-
экономического исследования систем, направленный на оп-
тимизацию соотношения между их потребительскими свой-
ствами (функций, ещё воспринимаемым как качество) и за-
тратами на достижения этих свойств.  
Экономический анализ - система специальных знаний, бази-
рующихся на законах развития и функционирования систем 
и  направленных  на  познание  методологии  оценки,  диагно-
стики  и  прогнозирования  финансово-хозяйственной  дея-
тельности предприятия. 
Финансовый анализ – изучение основных параметров, коэф-
фициентов  и  мультипликаторов,  дающих  объективную 
оценку финансового состояния предприятия, а также анализ 
курса акций предприятия, с целью принятия решения о раз-
мещении капитала. Финансовый анализ - это часть экономи-
ческого анализа. 
Морфологический  анализ  –  пример  системного  подхода  в 
области изобретательства. Для проведения морфологическо-
го  анализа  необходима  точная  формулировка  проблемы, 
причем независимо от того, что в исходной задаче речь идет 
только  об  одной  конкретной  системе,  обобщаются  изыска-
ния на все возможные системы с аналогичной структурой и 
в итоге дается ответ на более общий вопрос. Метод разрабо-
тан известным швейцарским астрономом Ф. Цвикки.  
Методы экстраполяции – распространение выводов научно-
го исследования, полученных относительно одной части яв-
ления, на другие его части. 
Методы аналогии - познание путем сравнения.  
Метод  Дельфи  -  метод  экспертных  оценок,  проходящий  в 
несколько  туров,  появился  в  1950-1960  годы  для  анализа 
планов  атомной  войны  США  (разработан  корпорацией 
RAND,  авторами  считаются  Olaf  Helmer,  Norman  Dalkey,  и 
Nicholas Rescher ). Имя заимствовано от Дельфийского Ора-
кула. 
Регрессионный  анализ  –  статистический  инструмент  для 


background image

 

40 

изучения  взаимосвязей  различных  параметров,  измеряемых 
в определенном интервале. 
Имитационное  моделирование  -  моделирование  поведения 
системы в различных аспектах и в разных внешних и внут-
ренних  условиях  с  анализом  динамических  характеристик 
бизнес-процессов и с анализом распределения ресурсов. 

3.Методы 
оценки 

Оценка  продукта.  Оценки  научно-технического  уровня  и 
конкурентоспособности разработок. Оценка организацион-
но-технического  уровня  производства.  Оценка  затрат. 
Оценка  риска.  Оценка  эффективности  инноваций.  Оценка 
порога рентабельности
 (объема производства, при котором 
доход  равен  издержкам).  Метод  деревьев  значимости 
(PATTERN)
 - Planning Assistance Through Technical Relevance 
Number,  что  переводится  как  Помощь  планированию  по-
средством  относительных  показателей  технической  оценки. 
Разработан  в  “Хондуелл  Инкорпорейтид”  в  конце  60-х  го-
дов.  Написание  сценария  —  первый  этап  ПАТТЕРНа  — 
представляет  собой  сочетание  ситуационного  анализа  и 
нормативного  прогноза.  Сценарий  предполагает  подробное 
описание проблемной ситуации, после чего устанавливается 
логическая  последовательность  событий  с  целью  показать, 
как, исходя из существующего положения вещей, будет по-
степенно развертываться будущее состояние объекта иссле-
дования. 

4.Методы  гене-
рирования идей 

Метод мозгового штурма (мозговая  атака, brainstorming)  — 
оперативный  метод  решения  проблемы  на  основе  стимули-
рования  творческой  активности,  при  котором  участникам 
обсуждения  предлагают  высказывать  как  можно  большее 
количество  вариантов  решения,  в  том  числе  самых  фанта-
стичных. Затем из общего числа высказанных идей отбира-
ют наиболее удачные, которые могут быть использованы на 
практике.  
Метод 6-3-5 – вариант мозгового штурма. В группе из 6 че-
ловек каждый придумывает по 3 идеи на заданную тему за 5 
минут,  фиксирует  их  на  листочке,  затем  передает  соседу. 
Так повторяется 5 раз. В итоге мы получаем 108 идей. 
Метод синектики – вариант мозгового штурма. Методика 
психологической активизации творчества, предложенная В. 
Дж. Гордоном. При синектическом штурме допустима кри-
тика, которая позволяет развивать и видоизменять выска-
занные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Её чле-
ны постепенно привыкают к совместной работе, перестают 
бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их 
предложения. В методе применены четыре вида аналогий —