Файл: ПАЛЕЙ Т.Ф._Инновационный Менеджмент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 9662

Скачиваний: 57

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

66 

вационного  проекта;  решаются  вопросы  специальной  организации  для 
работы над проектом (команды проекта); производится конкурсный отбор 
потенциальных  исполнителей  проекта  и  оформляется  контрактная  доку-
ментация; 

-  реализация  проекта.  Это  процесс  выполнения  работ  по  реализации  по-

ставленных  целей  проекта.  На  этом  этапе  осуществляется  контроль  ис-
полнения  календарных  планов  и  расходования  ресурсов,  корректировка 
возникших  отклонений  и  оперативное  регулирование  хода  реализации 
проекта; 

-  завершение  проекта. Это  процесс  сдачи  результатов  проекта  заказчику  и 

закрытия контрактов (договоров). Этим завершается жизненный цикл ин-
новационного проекта. 

Многообразие возможных целей и задач научно-технического развития 

предопределяет огромное разнообразие видов инновационных проектов: 
По уровню решения: федеральные, президентские, региональные, отрасле-
вые, организации; 
По виду потребностей: новые, существующие; 
По уровню научно-технической значимости: модернизационный, новатор-
ский, опережающий, пионерный; 
По  предметно  –  содержательной  структуре:  исследовательские,  научно-
технические,  модернизация  и  обновление  производственного  аппарата,  си-
стемное обновления организации; 
По характеру целей: конечные и промежуточные; 
По периоду реализации: долгосрочные (более 5 лет), среднесрочные (3-5 
лет), краткосрочные (менее 3 лет); 
По типу инновации: новый продукт, метод, рынок, источник сырья... 

Одним  из  важнейших  участников  инновационного  проекта  являются 

специальные структуры инновационного бизнеса - технологические брокеры, 
которые    предлагают  оказание  организационно-правовой  помощи  научно-
техническим центрам и налаживание их связи с рынком, специализируясь на 
отборе  перспективных  изобретений,  патентовании,  маркетинге,  венчурном 
финансировании и т.п. 

Следует подчеркнуть, что основным фактором, ограничивающим сего-

дня изобретательскую активность, является не столько способность инжене-
ров  и  предпринимателей  выступать  с  новыми  идеями,  сколько  их  возмож-
ность  быть  в  курсе  последних  достижений  в  областях  применения  иннова-
ций,  лежащих  за  пределами  их  узкой  специализации,  а  также  умение  вос-
пользоваться полученными знаниями. Именно эту функцию и реализует тех-
нологический 

брокер.  

           Проблема  перехода  России  к  инновационной  стратегии  заключается, 
таким  образом,  не  в  слабости  научно-технического  потенциала,  а  в  острей-
шем дефиците специалистов, которые могут настроить производство знаний 
на запросы отечественного и мирового рынка. Но есть общий для успешных 
стран подход: коммерциализация научно-технических достижений и ценных 
знаний  осуществляется  специализированными  структурами.  В  США  меха-


background image

 

 

67 

низмы коммерциализации научной деятельности формируются в системе от-
ношений «университет – промышленная корпорация», так как именно в уни-
верситетах концентрируются исследовательские ресурсы, а промышленники 
выступают основными субъектами инновационной деятельности. Примерами 
удачной организации структур национального технологического брокера мо-
гут служить Британская технологическая группа (Великобритания) и прави-
тельственное агентство АНВАР (Франция).

32

 Их деятельность направлена на 

оказание  всемерной  поддержки  создателям  интеллектуальной  продукции, 
максимальное выявление и закрепление за ними охраноспособных прав с по-
следующим  распределением  доходов  от  совместной  коммерческой  реализа-
ции технологических достижений между всеми участниками процесса их со-
здания (от организации финансирования НИОКР до продвижения их резуль-
татов к конечному потребителю).  

В любом проекте присутствуют три основных фактора: время, затраты 

и качество. Относительная важность каждого из этих факторов в конкретном 
проекте может быть различной. Например, решающим фактором при органи-
зации Олимпийских игр является время, они должны быть проведены точно в 
срок,  при  проведении  нейрохирургической  операции  –  качество,  а  при  от-
крытии магазина – затраты. Наиболее важный из факторов проекта называют 
критическим. 

При  инициации  проекта  целесообразно  согласовать  матрицу  целей 

(рис. 7.1). 

Например, если мы создаем новый процессор, то его технические ха-

рактеристики четко определены и обусловлены рыночной конкурентной по-
зицией, то есть нельзя уступать конкурентам, но и преждевременно улучшать 
их нецелесообразно. Время является решающим фактором, т.к. первый «сни-
мает сливки». А сметной стоимостью разработки можно варьировать по об-
стоятельствам.  

То есть при инициации проекта с руководителем или (и) заказчиком 

надо определить по какому параметру (стоимость, время, качество) следует 
добиваться максимума, какой параметр не нужно ни уменьшать, ни увеличи-
вать, а по какому допускается пойти на уступки и жертвы.  

 
 
 
 

 

Время 

Результат  Стоимость 

                                                 

32

 

«КПРФ: Кулибиным - Кулибиново, Соросам – Соросово» www.kprf.ru/analytics/14140.shtml?print 

 

 


background image

 

 

68 

Ограничить 

 

 

 

 

Улучшить 

 

 

 

 

Принять 

 

 

 

 

Рис. 7.1. Матрица целей проекта 

Формирование  инновационных  проектов  для  решения  важнейших 

научно – технических проблем (задач) обеспечивает: 

-  комплексный,  системный  подход  к  решению  конкретной  задачи  (цели) 

научно – технического развития; 

-  количественную конкретизацию целей научно – технического развития и 

строгое отражение конкретных целей и результатов проекта в управлении 
инновациями; 

-  сквозное  непрерывное  управление  процессами  создания,  освоения,  про-

изводства и потребления инноваций; 

-  обоснованный  выбор  путей  наиболее  эффективной  реализации  целей 

проекта; 

-  сбалансированность ресурсов для реализации инновационного проекта; 
-  межведомственную  координацию  и  эффективное  управление  сложным 

комплексом работ по проекту. 

 

Планирование портфеля НИОКР 

 

Инновационная  деятельность  может  быть  направлена  на  повышение 

эффективности  (посредством  мелких  новшеств,  действующих  локально  на 
производственную  деятельность,  совершенствование  существующего),  эво-
люционной (обеспечивающей позитивный тренд на рынке) или революцион-
ной (генерирующей радикально новые изменения). Задачей топ-менеджмента 
является  определение  оптимальной  структуры  портфеля.  Иногда  эффектив-
нее обратить внимание на совершенствование текущих процессов работы, а в 
другой момент следует нацелить работу сотрудников на реализацию чего-то 
невиданного вместо возни с мелкими инновациями. Портфель НИОКР может 
содержать разнообразные проекты: крупные и мелкие, близкие к завершению 
и находящиеся на начальной стадии. Каждый из проектов требует выделения 
дефицитных ресурсов. Часть проектов будет прекращена в процессе выпол-
нения, их составные части будут меняться по числу и потребности в ресурсах 
и т.д. Таким образом, процесс планирования и корректировки планов НИОКР 
непрерывен.  Количество  проектов,  входящих  в  портфель,  зависит  от  двух 
факторов: размеров проектов и общего бюджета НИОКР. Структура портфе-


background image

 

 

69 

ля  зависит  от  управляемости  портфеля  со  стороны  руководства  и  политики 
фирмы в области НИОКР. 

Портфель  в  основном  из  крупных  проектов  является  более  рискован-

ным, чем портфель из мелких проектов. С ростом числа проектов повышает-
ся  вероятность  успешного  завершения  хотя  бы  части  из  них.  Кроме  того, 
мелкие  проекты  легче  "подогнать"  друг  к  другу  в  процессе  НИОКР  по 
наличным  частным  ресурсам  (например,  мощностям  опытного  производ-
ства). Однако небольшие проекты, как правило, имеют скромный потенциал 
прибыльности,  что  приводит  к  появлению  на  рынке  многих  продуктов  с 
ограниченными  перспективами.  Вряд  ли  это  будет  соответствовать  марке-
тинговой политике фирмы. 

Окончательный  успех  любого  проекта  зависит  в  равной  степени  от 

технических  и  рыночных  достоинств  и  от  качества  управления  проектом. 
Хорошее управление - решающий ресурс большинства фирм, и его не следу-
ет рассеивать по многим проектам. Проекты разбиты на этапы, и искусство 
управления состоит в распределении их запуска во времени с целью обеспе-
чения эффективности всего портфеля. 

33

 

 

Этапы создания и реализации инновационного проекта 

Согласно  сложившейся  практике,  состояния,  через  которые  проходит 

проект,  называют  фазами.  Каждая  фаза  разработки  и  реализации  проекта 
имеет свои цели и задачи (таблица 7.1.). 

Таблица 7.1. 

Содержание фаз жизненного цикла проекта

34

 

Прединвестиционная фаза 

Инвестиционная фаза 

Прединвестици-
онные исследо-
вания и плани-
рование проекта 

Разработка до-
кументации и 
подготовка к ре-
ализации 

Проведение   
торгов и за-
ключение кон-
трактов 

Реализация  
проекта 

Завершение   
проекта 

1. Изучение  
прогнозов 

1. Разработка     
плана проектно-
изыскательских 
работ 

1. Заключение    
контрактов 

1. Разработка   
плана  реализа-
ции    проекта 

1. Пусконала-
дочные работы 

2. Анализ усло-
вий для вопло-
щения замысла, 
разработка кон-
цепции проекта 

2. Задание на 
разработку ТЭО 
и разработка 
ТЭО 

2. Договор на 
поставку обо-
рудования 

2. Разработка 
графиков 

2. Пуск объекта 

3. Предпроект-
ное обоснование 
инвестиций 

3. Согласование, 
экспертиза и 
утверждение 
ТЭО 

3. Договор на 
подрядные ра-
боты 

3. Выполнение 
работ 

3. Демобилиза-
ция ресурсов, 
анализ резуль-
татов 

                                                 

33

 Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998. 132с. 

http://www.aup.ru/books/m23/ 

34

  Гольдштейн

 

Г.Я. Стратегические аспекты управления НИОКР. Монография. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 

2000. 
 


background image

 

 

70 

4. Выбор и со-
гласование ме-
ста размещения 

4. Выдача зада-
ния на проекти-
рование 

4. Разработка 
планов 

4. Мониторинг 
и контроль 

4. Эксплуатация 

5. Экологиче-
ское обоснова-
ние 

5. Разработка, 
согласование и 
утверждение 

 

5. Корректиров-
ка плана проек-
та 

5. Ремонт и раз-
витие производ-
ства 

6. Экспертиза 

6. Принятие 
окончательного 
решения об ин-
вестировании 

 

6. Оплата вы-
полненных ра-
бот 

6. Закрытие 
проекта, демон-
таж оборудова-
ния 

7. Предвари-
тельное инве-
стиционное ре-
шение 

 

 

 

 

 

Управление инновационными проектами можно рассматривать с трех 

позиций: 

 

как  систему  функций  (процесс  управления  заключается  в  реализации 
функций), 

 

как  процесс  принятия  управленческих  решений  (процесс  определения 
целей, ограничений,  критериев принятия решений, разработка, оценка 
и выбор альтернатив, реализация решения), 

 

как организационную систему, характеризующую оргструктуру управ-
ления, взаимосвязи.

35

 

 

Особенности управления проектами в международной сфере 

Международные проекты делятся на три вида: собственный проект за 

рубежом; проект для зарубежной фирмы; глобальный проект, участниками 
которого являются представители разных стран. 

Инициация зарубежного инновационного проекта требует учета ряда 

особенностей: работа в незнакомой обстановке, разлука с привычным окру-
жением, повышенный риск, языковой барьер, особенности культуры, законо-
дательной базы, изменение в динамике карьерного роста. 

К основным вопросам, связанным с управлением зарубежным проек-

том, относятся: 

1. Правильная оценка сил при инициации международного проекта и 

мотиваторов для отправки  сотрудников для реализации проекта за границу. 

Здесь следует изучить возможности слияния и поглощения для выпол-

нения проекта, рост спроса за рубежом, факторы прошлого успеха, адекват-
ность ресурсной базы задачам проекта, соответствует ли проект приемлемо-
му для фирмы уровню риска. 

2. Оценка основных внешних факторов, влияющих на отбор проекта и 

его выполнение. 

                                                 

35

 Инновационный менеджмент: справочное пособие / под.ред. П.Н. Завлина, 

А.К.Казанцева, Л.Э. Миндели. – М., ЦИСН, 1998. – 568 с.