Файл: ПАЛЕЙ Т.Ф._Инновационный Менеджмент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 9672

Скачиваний: 57

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

76 

Под  организационной  формой  инновационного  менеджмента  понима-

ется  способ  организации  управления  инновационной  деятельностью, 
наибольшим  образом  учитывающий  уникальность  внешних  и  внутренних 
условий деятельности  инновационного предприятия. 

Организационные формы предприятий классифицируются: 

по специфике создаваемых инноваций (новая      техника, новые техноло-

гии, новые материалы, экономико-организационные решения и др.); 

по масштабам предприятия (частный предприниматель, малое предприя-

тие, конгломерат   и т.д.); 

по широте охвата инновационного процесса (фундаментальные исследо-

вания,    прикладные  НИР,  ОКР,  проектные  работы,  опытное  производство, 
освоение, реализация); 

по уровню управления (международный, республиканский, отраслевой, 

региональный, объединения предприятий, предприятия, подразделения); 

по форме иерархической связи подразделений предприятий (вертикаль-

ные,  горизонтальные, смешанные); 

по территориальному размещению подразделений (в разных географи-

ческих и экономических регионах,  в одном районе); 

по  форме  собственности,  преобладающей  на  предприятии  (государ-

ственная, муниципальная, смешанная, акционерная, частная). 

 

Современные организационные формы  инновационного менеджмента 

Инновационная  активность  и  глобальная  информатизация  экономики 

коренным  образом  изменили  принципы  организации  компаний  и  корпора-
ций, которые формировались на протяжении всего XX столетия. В 1990-х го-
дах  тенденция  усиления  децентрализации,  демассификации  и  сайентифика-
ции разворачивалась первоначально на уровне малых подразделений, трудо-
вых коллективов и общественных организаций. В этот период основную роль 
играли скоординированные усилия работников производственной и непроиз-
водственной  сфер,  главной  задачей  которых  стало  максимальное  совершен-
ствование  экономических  процессов  —  от  обучения  креативной  личности, 
занятой  научным  поиском,  до  формирования  высокотехнологичных  произ-
водств и создания виртуальных компаний. Впервые организационные формы 
инновационной деятельности появляются в рамках самоуправляющихся про-
изводственных  ассоциаций.  Именно  здесь  создается  возможность  макси-
мального  использования  креативного  (творческого)  потенциала  и  придания 
ускорения технологическому и социальному прогрессу. 

Своеобразие новых организационных форм определяется необходимо-

стью  сочетания  активной  конкуренции  с  отношениями  партнерства  и  инди-
видуального творчества. 

Новыми организационными формами такого взаимодействия являются 

различные  виды  предпринимательских  ассоциаций  и  межфирменных  альян-
сов — от временных краткосрочных соглашений до крупнейших финансово-
промышленных групп и кластерных образований. 


background image

 

 

77 

В странах рыночной экономики с сильным государственным влиянием 

ассоциации играют важную роль в определении основных направлений дол-
госрочного экономического развития. Такие ассоциации зачастую имеют со-
глашения с профсоюзами и государством, что и определяет их успех. 

Научно-исследовательские центры в рамках таких ассоциаций решают 

проблемы  принципиально  нового  инновационного  развития,  связанного  с 
формированием новых технологических укладов. 
          В процессах внедрения, освоения и диффузии промышленных иннова-
ций особую роль играют отраслевые ассоциации. Наибольшее распростране-
ние  они  получили  в  Японии  под  эгидой  Министерства  внешней  торговли  и 
промышленности.  Российские  отраслевые  ассоциации  также  играли  значи-
тельную роль в развитии наукоемких производств, приборостроении, маши-
ностроении и т.д. 
           Если  так  называемые  национальные  ассоциации  промышленных  ком-
паний
  (например,  в  США)  определяют  национальное  видение  научно-
технического развития страны, то в большинстве регионов основная функция 
отраслевых ассоциаций промышленных фирм — способствовать повышению 
эффективности  хозяйственной  деятельности  предприятия  на  основе  внедре-
ния научно-технических и технологических новшеств. Часть ассоциаций ак-
тивно  участвует  в  процессах  стандартизации  и  сертификации,  занимается 
обучением  и  переподготовкой  персонала  по  новым  направлениям  научно-
технического  развития.  Одной  из  важнейших  целей  деятельности  предпри-
нимательских ассоциаций является предотвращение банкротства входящих в 
ассоциации фирм, оказание помощи в модернизации производства. Заслугой 
ряда ассоциаций в Японии является недопущение чрезмерной концентрации 
производства и модернизация "структурно неблагополучных" отраслей. 

Немаловажную  роль  в  активизации  научного  этапа  инновационного 

цикла играют исследовательские ассоциации, имеющие в своем составе под-
разделения по  фундаментальным исследованиям, проблемно-поискового ха-
рактера, а также внедренческие, аналитические, экономические группы. Ис-
следовательские ассоциации предназначены для установления тесного взаи-
модействия между академическо-вузовским сектором и промышленным про-
изводством. 

Анализ  японской  практики  исследовательских  ассоциаций  выявляет 

важную особенность в механизме внедрения инноваций: сочетание принци-
пов кооперации, плановой организации научных исследований, координации 
сложного  многоступенчатого  процесса  внедрения  и  освоения  инноваций  из 
одного центра с острой конкуренцией между участниками на стадии рыноч-
ного внедрения нового продукта. 

Несмотря  на  высоко  адаптивный  и,  казалось  бы,  бесконфликтный  ха-

рактер  функционирования  таких  организаций,  просматривается  жесткая 
иерархия методов и мотивов, побуждающих товаропроизводителей внедрять 
новшества и повышать эффективность производства. Например, в центре ас-
социации,  как  правило,  находится  крупная  фирма,  имеющая  разветвленную 
систему  поставщиков,  субпоставщиков,  подрядчиков  и  субподрядчиков,  ра-


background image

 

 

78 

ботающих  чаще  всего  на  одного  заказчика.  В  начале  активного  внедрения 
радикального новшества на производстве у фирмы-"сюзерена" связанному с 
ней субподрядчику ничего не остается кроме как внедрять дополняющие, со-
путствующие, поддерживающие нововведения. Без них он не только немед-
ленно  "выпадет"  из  партнерских  отношений  внутри  этой  ассоциации,  но  и 
потерпит конкурентное поражение  на рынке. 

 Тесное  переплетение  кооперации  и  конкуренции  в  последние  десяти-

летия  проявилось  в  организации  межфирменного  сотрудничества  в  рамках 
стратегических альянсов и коалиций. 
Предпринимательские  ассоциации,  стратегические  альянсы  и  коалиции 
представляют  собой  наиболее  привлекательные  в  экономике  "мягкие"  ассо-
циирующиеся "метаструктуры".
 Они рассматриваются не только как наибо-
лее дешевый и эффективный способ объединения совместных усилий. В ор-
ганизации  "мягких  метаструктур"  наиболее  важна  их  ориентация  на  совер-
шенствование  и  развитие  базисных  принципов  и  фундаментальных  идей  в 
производстве.  Конкурирующие  участники  "мягких  групп"  апробируют  нов-
шества  как  бы  с  разных  сторон,  партнерские  же  усилия  способствуют  кон-
центрации  ресурсов  на  важнейшем  направлении.  "Мягкие  метаструктуры" 
благодаря реализации инновационного процесса в таких рамках многократно 
увеличивают эффективность инновационных преобразований. В таких струк-
турах: 

 

многократно  уменьшается  инновационный  риск  на  стадии  разработки 
новшества;  

 

наиболее полно используется эффект узкой специализации; 

 

каждая фирма укрепляет и развивает сферу своей компетенции; 

 

для участников создаются реальные возможности достижения частных 
целей; 

 

на  всех  стадиях  инновационного  цикла  осуществляется  реальная  воз-
можность минимизации затрат; 

 

значительно  ускоряется  процесс  диффузии  и  распространения  нов-
шеств; 

 

снижается риск альтернативного выхода новшества на рынок; 

 

активная конкуренция на завершающей стадии инновационного цикла 
повышает эффективность инновационной деятельности и активизирует 
стратегию обновления. 

Привлекательность  "мягких  форм"  связана  не  только  с  эффективно-

стью внутренних договорных отношений, но и с мотивацией к объединению 
с  производителями  родственной  продукции  и  стимулированию  рынка.  Эф-
фект интеграции на основе метаструктур заключается как в расширении "по-
ля" инновационного процесса, рынков инноваций, так и в повышении эффек-
тивности разделения труда и наращивания научно-технического и инноваци-
онного  потенциалов.  Значительная  диверсификация  метаструктур  вовлекает 
в  орбиту  совместного  инновационного  процесса  не  только  фирмы-гиганты, 


background image

 

 

79 

но  и  разномасштабный  инновационный  бизнес,  кредитно-финансовые  орга-
низации и финансовые институты. 

Одной из важнейших форм "мягких метаструктур" выступают страте-

гические альянсы. Их цель - активизация каналов совершенствования произ-
водства и передача новых технологий, а также осуществление взаимодопол-
няющих функций при проведении научных исследований и внедрении их ре-
зультатов.  Особое  значение  имеют  стратегические  альянсы  в  форме  сов-
местной  научно-исследовательской  и  производственной  деятельности  на 
основе передачи технологий,
 а также в форме консорциумов. 

Стратегические альянсы в наукоемких отраслях (в производстве робо-

тов,  автоматизированных  поточных  линий,  микроэлектронике)  охватывают 
несколько  или  все  стадии  воспроизводственного  цикла  НИОКР,  Это  не  ме-
шает  широкому  разнообразию  видов  кооперационных  соглашений  о  сов-
местной научной деятельности в рамках отдельных стадий жизненного цик-
ла.  Еще  одной особенностью  стратегических  альянсов  является  особое  вни-
мание,  уделяемое  технологической  подготовке  производства  и  освоению 
новшеств. 

Дело  в  том,  что  крупные  компании  зачастую  сталкиваются  с  малой 

восприимчивостью  имеющегося  производственного  аппарата  к  принятию 
новшеств. Здесь самым узким местом становится стадия внедрения и произ-
водства первого промышленного образца. В силу высказанных причин круп-
ные компании охотно используют форму альянса с малым специализирован-
ным внедренческим бизнесом. 

Перед стратегическими альянсами стоят задачи проведения комплекса 

научных  исследований,  поиска  и  подготовки  соответствующих  специали-
стов, изыскания финансовых ресурсов, организации лабораторий, внедренче-
ских центров, подразделений для испытаний и контроля качества продукции. 
По  мере  ужесточения  требований  рынка  и  разнообразия  спроса  поле  дея-
тельности  альянса  распространяется  на  смежные  и  родственные  производ-
ства.  Диверсифицированные  альянсы  имеют  большое  преимущество  перед 
другими  финансово-промышленными  группами,  оно  основано  на  селектив-
ной способности удерживать конкурентное преимущество на рынке, с одной 
стороны, и на успешном освоении перспективных областей приложения ка-
питала — с другой. 

Перспективным типом межфирменной интеграции являются консор-

циумы.  Предназначенные  для  интегрирования  всех  стадий  инновационного 
цикла,  они,  как  правило,  создаются  для  проведения  активной  научно-
исследовательской,  промышленной  и  внешнеэкономической  деятельности. 
Примером может служить Российский авиационный консорциум. 

На  мировом  рынке  в  инновационной  сфере  наиболее  распространены 

консорциумы  двух  типов.  Консорциумы  первого  типа  ориентированы  на 
проведение  собственных  долгосрочных  научно-исследовательских  работ 
фундаментального и прикладного характера.  Они возникают в отраслях вы-
соких  технологий  с  прогнозируемым  долгосрочным  успехом  (например,  в 
области  связи,  телекоммуникаций).  Второй  тип  консорциумов  направлен  в 


background image

 

 

80 

основном  на  приоритетные  научные  исследования  межотраслевого  плана. 
Здесь  еще    не  полностью  обрисовывается  будущий  рыночный  успех,  но 
научные  исследования  входят  в  стержневую  научно-техническую  политику 
корпораций и государства. 

Например, такие консорциумы были созданы в США для изучения фи-

зики  твердого  тела,  явления  сверхпроводимости,  исследования  искусствен-
ного  интеллекта.  Они  создаются  для  стимулирования  НИОКР  "на  стороне", 
на базе крупнейших лабораторий университетов и научных центров. Финан-
совую  поддержку  и  контроль  результатов  таких  консорциумов  в  США  и 
Японии  осуществляют  десятки  крупнейших  корпораций.  Это  определяется 
значимостью инновационного развития. 

 

Разновидности организаций, занимающихся инновационной  

деятельностью 

Наибольшую роль в разработке научной идеи и ее последующей мате-

риализации  играют  новые  организационные  структуры  —  инновационные 
центры.
 Это технологически активные комплексы со сложившейся интегри-
рованной  структурой  нововведений,  включающей  университеты  и  научно-
производственные фирмы. Инновационный бизнес в этой модели поддержи-
вает устойчивые взаимосвязи внутри обширной инновационной инфраструк-
туры, имеет развитые сети неформального обмена информацией и формиро-
вания каналов сбыта нововведений. Самым известным вариантом такого аль-
янса является Силиконовая долина. 

Инновационные центры в своем составе содержат: 

1. Технополисы: специально созданные комплексы в одном регионе, возле 
центра научных идей (небольшом городе с развитой инфраструктурой), 
включающие фирмы и учреждения, охватывающие полный инновационный 
цикл. В отличие от технопарков строятся специально. 
2. Технопарки. Компактно расположенные комплексы, функционирование 
которых основано на коммерциализации научно-технической деятельности и 
ускорении продвижения новшеств в сферу материального производства. Раз-
личают научно-технологический парк (осуществляет прибыльный или не-
прибыльный прикладной научный трансфер,  функционирует преимуще-
ственно от стадии прикладной НИОКР до стадии отработки новой техноло-
гии), промышленно-технологическии парк (осуществляет прибыльную де-
ятельность, связанную с предоставлением во временное пользование площа-
дей, помещений, оборудования  для организации производства новой про-
дукции по новой технологии), промышленный парк (осуществляет, как 
правило, прибыльный экспериментально производственный  трансфер, дей-
ствует преимущественно со стадии ОКР до организации серийного произ-
водства новой продукции (технологии)). 
3. Научные парки – инновационные организации, формирующиеся вокруг 
крупных научных центров (университетов, институтов). К научным паркам 
относятся научно-исследовательские парки, занимающиеся только иссле-
дованиями, исследовательские парки, в которых новшества доводят до ста-