Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 9672
Скачиваний: 57
76
Под организационной формой инновационного менеджмента понима-
ется способ организации управления инновационной деятельностью,
наибольшим образом учитывающий уникальность внешних и внутренних
условий деятельности инновационного предприятия.
Организационные формы предприятий классифицируются:
-
по специфике создаваемых инноваций (новая техника, новые техноло-
гии, новые материалы, экономико-организационные решения и др.);
-
по масштабам предприятия (частный предприниматель, малое предприя-
тие, конгломерат и т.д.);
-
по широте охвата инновационного процесса (фундаментальные исследо-
вания, прикладные НИР, ОКР, проектные работы, опытное производство,
освоение, реализация);
-
по уровню управления (международный, республиканский, отраслевой,
региональный, объединения предприятий, предприятия, подразделения);
-
по форме иерархической связи подразделений предприятий (вертикаль-
ные, горизонтальные, смешанные);
-
по территориальному размещению подразделений (в разных географи-
ческих и экономических регионах, в одном районе);
-
по форме собственности, преобладающей на предприятии (государ-
ственная, муниципальная, смешанная, акционерная, частная).
Современные организационные формы инновационного менеджмента
Инновационная активность и глобальная информатизация экономики
коренным образом изменили принципы организации компаний и корпора-
ций, которые формировались на протяжении всего XX столетия. В 1990-х го-
дах тенденция усиления децентрализации, демассификации и сайентифика-
ции разворачивалась первоначально на уровне малых подразделений, трудо-
вых коллективов и общественных организаций. В этот период основную роль
играли скоординированные усилия работников производственной и непроиз-
водственной сфер, главной задачей которых стало максимальное совершен-
ствование экономических процессов — от обучения креативной личности,
занятой научным поиском, до формирования высокотехнологичных произ-
водств и создания виртуальных компаний. Впервые организационные формы
инновационной деятельности появляются в рамках самоуправляющихся про-
изводственных ассоциаций. Именно здесь создается возможность макси-
мального использования креативного (творческого) потенциала и придания
ускорения технологическому и социальному прогрессу.
Своеобразие новых организационных форм определяется необходимо-
стью сочетания активной конкуренции с отношениями партнерства и инди-
видуального творчества.
Новыми организационными формами такого взаимодействия являются
различные виды предпринимательских ассоциаций и межфирменных альян-
сов — от временных краткосрочных соглашений до крупнейших финансово-
промышленных групп и кластерных образований.
77
В странах рыночной экономики с сильным государственным влиянием
ассоциации играют важную роль в определении основных направлений дол-
госрочного экономического развития. Такие ассоциации зачастую имеют со-
глашения с профсоюзами и государством, что и определяет их успех.
Научно-исследовательские центры в рамках таких ассоциаций решают
проблемы принципиально нового инновационного развития, связанного с
формированием новых технологических укладов.
В процессах внедрения, освоения и диффузии промышленных иннова-
ций особую роль играют отраслевые ассоциации. Наибольшее распростране-
ние они получили в Японии под эгидой Министерства внешней торговли и
промышленности. Российские отраслевые ассоциации также играли значи-
тельную роль в развитии наукоемких производств, приборостроении, маши-
ностроении и т.д.
Если так называемые национальные ассоциации промышленных ком-
паний (например, в США) определяют национальное видение научно-
технического развития страны, то в большинстве регионов основная функция
отраслевых ассоциаций промышленных фирм — способствовать повышению
эффективности хозяйственной деятельности предприятия на основе внедре-
ния научно-технических и технологических новшеств. Часть ассоциаций ак-
тивно участвует в процессах стандартизации и сертификации, занимается
обучением и переподготовкой персонала по новым направлениям научно-
технического развития. Одной из важнейших целей деятельности предпри-
нимательских ассоциаций является предотвращение банкротства входящих в
ассоциации фирм, оказание помощи в модернизации производства. Заслугой
ряда ассоциаций в Японии является недопущение чрезмерной концентрации
производства и модернизация "структурно неблагополучных" отраслей.
Немаловажную роль в активизации научного этапа инновационного
цикла играют исследовательские ассоциации, имеющие в своем составе под-
разделения по фундаментальным исследованиям, проблемно-поискового ха-
рактера, а также внедренческие, аналитические, экономические группы. Ис-
следовательские ассоциации предназначены для установления тесного взаи-
модействия между академическо-вузовским сектором и промышленным про-
изводством.
Анализ японской практики исследовательских ассоциаций выявляет
важную особенность в механизме внедрения инноваций: сочетание принци-
пов кооперации, плановой организации научных исследований, координации
сложного многоступенчатого процесса внедрения и освоения инноваций из
одного центра с острой конкуренцией между участниками на стадии рыноч-
ного внедрения нового продукта.
Несмотря на высоко адаптивный и, казалось бы, бесконфликтный ха-
рактер функционирования таких организаций, просматривается жесткая
иерархия методов и мотивов, побуждающих товаропроизводителей внедрять
новшества и повышать эффективность производства. Например, в центре ас-
социации, как правило, находится крупная фирма, имеющая разветвленную
систему поставщиков, субпоставщиков, подрядчиков и субподрядчиков, ра-
78
ботающих чаще всего на одного заказчика. В начале активного внедрения
радикального новшества на производстве у фирмы-"сюзерена" связанному с
ней субподрядчику ничего не остается кроме как внедрять дополняющие, со-
путствующие, поддерживающие нововведения. Без них он не только немед-
ленно "выпадет" из партнерских отношений внутри этой ассоциации, но и
потерпит конкурентное поражение на рынке.
Тесное переплетение кооперации и конкуренции в последние десяти-
летия проявилось в организации межфирменного сотрудничества в рамках
стратегических альянсов и коалиций.
Предпринимательские ассоциации, стратегические альянсы и коалиции
представляют собой наиболее привлекательные в экономике "мягкие" ассо-
циирующиеся "метаструктуры". Они рассматриваются не только как наибо-
лее дешевый и эффективный способ объединения совместных усилий. В ор-
ганизации "мягких метаструктур" наиболее важна их ориентация на совер-
шенствование и развитие базисных принципов и фундаментальных идей в
производстве. Конкурирующие участники "мягких групп" апробируют нов-
шества как бы с разных сторон, партнерские же усилия способствуют кон-
центрации ресурсов на важнейшем направлении. "Мягкие метаструктуры"
благодаря реализации инновационного процесса в таких рамках многократно
увеличивают эффективность инновационных преобразований. В таких струк-
турах:
многократно уменьшается инновационный риск на стадии разработки
новшества;
наиболее полно используется эффект узкой специализации;
каждая фирма укрепляет и развивает сферу своей компетенции;
для участников создаются реальные возможности достижения частных
целей;
на всех стадиях инновационного цикла осуществляется реальная воз-
можность минимизации затрат;
значительно ускоряется процесс диффузии и распространения нов-
шеств;
снижается риск альтернативного выхода новшества на рынок;
активная конкуренция на завершающей стадии инновационного цикла
повышает эффективность инновационной деятельности и активизирует
стратегию обновления.
Привлекательность "мягких форм" связана не только с эффективно-
стью внутренних договорных отношений, но и с мотивацией к объединению
с производителями родственной продукции и стимулированию рынка. Эф-
фект интеграции на основе метаструктур заключается как в расширении "по-
ля" инновационного процесса, рынков инноваций, так и в повышении эффек-
тивности разделения труда и наращивания научно-технического и инноваци-
онного потенциалов. Значительная диверсификация метаструктур вовлекает
в орбиту совместного инновационного процесса не только фирмы-гиганты,
79
но и разномасштабный инновационный бизнес, кредитно-финансовые орга-
низации и финансовые институты.
Одной из важнейших форм "мягких метаструктур" выступают страте-
гические альянсы. Их цель - активизация каналов совершенствования произ-
водства и передача новых технологий, а также осуществление взаимодопол-
няющих функций при проведении научных исследований и внедрении их ре-
зультатов. Особое значение имеют стратегические альянсы в форме сов-
местной научно-исследовательской и производственной деятельности на
основе передачи технологий, а также в форме консорциумов.
Стратегические альянсы в наукоемких отраслях (в производстве робо-
тов, автоматизированных поточных линий, микроэлектронике) охватывают
несколько или все стадии воспроизводственного цикла НИОКР, Это не ме-
шает широкому разнообразию видов кооперационных соглашений о сов-
местной научной деятельности в рамках отдельных стадий жизненного цик-
ла. Еще одной особенностью стратегических альянсов является особое вни-
мание, уделяемое технологической подготовке производства и освоению
новшеств.
Дело в том, что крупные компании зачастую сталкиваются с малой
восприимчивостью имеющегося производственного аппарата к принятию
новшеств. Здесь самым узким местом становится стадия внедрения и произ-
водства первого промышленного образца. В силу высказанных причин круп-
ные компании охотно используют форму альянса с малым специализирован-
ным внедренческим бизнесом.
Перед стратегическими альянсами стоят задачи проведения комплекса
научных исследований, поиска и подготовки соответствующих специали-
стов, изыскания финансовых ресурсов, организации лабораторий, внедренче-
ских центров, подразделений для испытаний и контроля качества продукции.
По мере ужесточения требований рынка и разнообразия спроса поле дея-
тельности альянса распространяется на смежные и родственные производ-
ства. Диверсифицированные альянсы имеют большое преимущество перед
другими финансово-промышленными группами, оно основано на селектив-
ной способности удерживать конкурентное преимущество на рынке, с одной
стороны, и на успешном освоении перспективных областей приложения ка-
питала — с другой.
Перспективным типом межфирменной интеграции являются консор-
циумы. Предназначенные для интегрирования всех стадий инновационного
цикла, они, как правило, создаются для проведения активной научно-
исследовательской, промышленной и внешнеэкономической деятельности.
Примером может служить Российский авиационный консорциум.
На мировом рынке в инновационной сфере наиболее распространены
консорциумы двух типов. Консорциумы первого типа ориентированы на
проведение собственных долгосрочных научно-исследовательских работ
фундаментального и прикладного характера. Они возникают в отраслях вы-
соких технологий с прогнозируемым долгосрочным успехом (например, в
области связи, телекоммуникаций). Второй тип консорциумов направлен в
80
основном на приоритетные научные исследования межотраслевого плана.
Здесь еще не полностью обрисовывается будущий рыночный успех, но
научные исследования входят в стержневую научно-техническую политику
корпораций и государства.
Например, такие консорциумы были созданы в США для изучения фи-
зики твердого тела, явления сверхпроводимости, исследования искусствен-
ного интеллекта. Они создаются для стимулирования НИОКР "на стороне",
на базе крупнейших лабораторий университетов и научных центров. Финан-
совую поддержку и контроль результатов таких консорциумов в США и
Японии осуществляют десятки крупнейших корпораций. Это определяется
значимостью инновационного развития.
Разновидности организаций, занимающихся инновационной
деятельностью
Наибольшую роль в разработке научной идеи и ее последующей мате-
риализации играют новые организационные структуры — инновационные
центры. Это технологически активные комплексы со сложившейся интегри-
рованной структурой нововведений, включающей университеты и научно-
производственные фирмы. Инновационный бизнес в этой модели поддержи-
вает устойчивые взаимосвязи внутри обширной инновационной инфраструк-
туры, имеет развитые сети неформального обмена информацией и формиро-
вания каналов сбыта нововведений. Самым известным вариантом такого аль-
янса является Силиконовая долина.
Инновационные центры в своем составе содержат:
1. Технополисы: специально созданные комплексы в одном регионе, возле
центра научных идей (небольшом городе с развитой инфраструктурой),
включающие фирмы и учреждения, охватывающие полный инновационный
цикл. В отличие от технопарков строятся специально.
2. Технопарки. Компактно расположенные комплексы, функционирование
которых основано на коммерциализации научно-технической деятельности и
ускорении продвижения новшеств в сферу материального производства. Раз-
личают научно-технологический парк (осуществляет прибыльный или не-
прибыльный прикладной научный трансфер, функционирует преимуще-
ственно от стадии прикладной НИОКР до стадии отработки новой техноло-
гии), промышленно-технологическии парк (осуществляет прибыльную де-
ятельность, связанную с предоставлением во временное пользование площа-
дей, помещений, оборудования для организации производства новой про-
дукции по новой технологии), промышленный парк (осуществляет, как
правило, прибыльный экспериментально производственный трансфер, дей-
ствует преимущественно со стадии ОКР до организации серийного произ-
водства новой продукции (технологии)).
3. Научные парки – инновационные организации, формирующиеся вокруг
крупных научных центров (университетов, институтов). К научным паркам
относятся научно-исследовательские парки, занимающиеся только иссле-
дованиями, исследовательские парки, в которых новшества доводят до ста-