Файл: ПАЛЕЙ Т.Ф._Инновационный Менеджмент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 9665

Скачиваний: 57

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

111 

ей организации, чтобы риск инвестора в результате конкурсного выполнения 
работ снизился до 0,05? 
 
 
Контрольный тест 
1. Метод прогнозирования, состоящий из двух этапов: на первом – происхо-
дит генерация всевозможных идей, а на втором – производится практическая 
оценка полученной информации и отбор рациональных решений называется 

 

методом Дельфи; 

 

методом «мозговой атаки»; 

 

морфологическим анализом; 

 

методом синектики. 

2. Иллюстрация поведения или структуры моделируемого объекта, например, 
в виде графика, гистограммы или структурной схемы относится к  

 

физическим моделям; 

 

аналоговым моделям; 

 

математическим моделям. 

3. Какая задача прогнозирования предполагает наличие поступательных эво-
люционных процессов с однонаправленным изменением основных парамет-
ров.   

 

аналитическая задача прогнозирования; 

 

статическая задача прогнозирования; 

 

динамическая задача прогнозирования. 

4. В чем состоит суть процедуры морфологического анализа? 

 

по частным характеристикам предметной области воспроизводство це-
лостной картины технической системы; 

 

выявление внутреннего состава предметной области; 

 

отслеживание этапа жизненного цикла, на котором находится предмет-
ная область; 

 

изучение динамических характеристик показателей технических си-
стем. 

5. Характеризует научное предвидение на уровне общей теории  

 

гипотеза; 

 

прогноз; 

 

план; 

 

перспектива.  

 
 
10. УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ИННО-
ВАЦИОННОЙ СФЕРЕ 
 

Факторы ценообразования. Сущность затрат на инновацию 

Цена  является  центральным,  узловым  звеном  рыночной  экономики. 

Через посредство цен на товары строятся почти все основные экономические 


background image

 

 

112 

отношения в процессах производства, обмена, распределения. Поэтому цено-
образование испытывает на себе влияние множества экономических и неэко-
номических факторов.  

Инновационное предприятие, как и любая коммерческая фирма, выра-

батывает определенную политику в области ценообразования, которой будет 
следовать,  учитывая  по  возможности  все  значимые  факторы ценообразова-
ния
. К ним относятся: 

1) 

Тип  рынка  сбыта  продукции  (чистая  конкуренция,  монополистическая 

конкуренция, олигополистическая конкуренция, чистая монополия). В сфере 
инновационной  продукции  действуют  закономерности,  более  свойственные 
рынкам  олигополии  или  чистой  монополии,  когда  продавец  может  суще-
ственно влиять на цены; 

2) 

Стратегическое направление фирмы. Если это выживаемость инноваци-

онного  предприятия,  то  действует  принцип  снижения  цены  на  продукцию; 
если максимизация текущей прибыли, то выбираются цены, обеспечивающие 
наибольшую массу прибыли (допускается снижение цен для увеличения реа-
лизации);  если  достижение  лидерства  за  счет  качества  продукции,  то  –  по-
вышенные  цены,  возмещающие  затраты  на  достижение  высокого  качества 
продукции и учитывающие психологическое восприятие товара покупателем 
– «высокому качеству соответствует высокая цена»; 

3) 

Соотношение уровней предложения и спроса на производимую иннова-

ционную  продукцию.  Чем  выше  спрос,  тем  большую  цену  продавец  может 
запросить.  Но  тогда  вырастет  и предложение,  так как  аналогичную  продук-
цию будут предлагать рынку и другие инновационные предприятия, привле-
ченные  высокой  ценой.  Если  со  временем  растущее  предложение  окажется 
выше  спроса,  то  продавцам  придется  снизить  цены.  Оптимальное  значение 
цены  соответствует  равновесию  спроса  и  предложения  (точке  пересечения 
линии спроса и линии предложения); 

4) 

Уровень  доходов  покупателей  инновационной  продукции.  Улучшение 

финансового состояния потребителей повышает спрос, и линия спроса сдви-
гается вправо, а ухудшение снижает его и линия спроса перемещается влево; 

5) 

Изменение цен на дополнительные товары, необходимые для использо-

вания  данной  продукции  (например, повышение цен на  энергоносители для 
эксплуатации  энергоемкого  оборудования  приведет  к  снижению  спроса  на 
него, и линия спроса сместится влево; 

6) 

 Уровень издержек на производство и реализацию продукции (произво-

дитель  стремится  установить  цену,  возмещающую  его  издержки  и  дающую 
желаемую прибыль). Конкретные цены могут возмещать различные по свое-
му составу затраты, но в целом по инновационному предприятию необходи-
мо, чтобы ценами покрывались все затраты на производство; 

7) 

Уровень  планируемой  рентабельности,  обусловленный  величиной 

намечаемой прибыли;  

8) 

Государственные  регуляторы  –  устанавливаемые  или  регулируемые 

государством цены и тарифы на отдельные виды ресурсов и услуг, налоги и 


background image

 

 

113 

ставки налогооблажения, таможенные правила и пошлины, ставки Централь-
ного банка по ссудам, курсы валют и др.; 

9) 

Правовые  условия  договора  купли-продажи  инновационного  продукта 

(чем  больше  объем  передаваемых  покупателю  прав  на  использование  или 
распространение продажи, тем выше цена); 

10) 

Величина риска продавца и покупателя (если покупатель берет на себя 

значительные риски, то обоснованно требует снижения цены); 
Конкретные условия сделки: срочность работ, технические аспекты, возмож-
ности и основания для применения ценовых льгот или наценок и др. 

К затратам на инновации относятся затраты на научные исследования и 

разработки новых продуктов и технологических процессов, на приобретение 
лицензий  на  использование  изобретений,  промышленных  образцов,  прав  на 
патенты, беспатентных лицензий на ноу-хау, соглашений на передачу техно-
логий, результаты научно-технических разработок. 

Затраты на НИОКР, на создание опытного образца -  это инвестиции в 

науку. Затраты на создание головного образца, на организацию производства 
новых  машин,  материалов,  потребительских  товаров  –  это  инвестиции  на 
внедрение. Из них затраты на создание опытного, головного образца, покуп-
ку станков, техническое перевооружение и реконструкцию предприятия для 
организации  производства  новой  техники  и  материалов  -  это  капитальные 
вложения. Следовательно, все затраты на инновационную деятельность  - это 
инвестиции, а инновационная деятельность – часть инвестиционной деятель-
ности. 
  Инвестиции  в  инновационную  деятельность  в  свою  очередь  делятся  на  те-
кущие затраты (затраты на НИОКР, адаптацию новой технологии к условиям 
данного  производственного  объекта,  обучение  персонала  и  др.)  и  капиталь-
ные вложения (строительство зданий, оснащение их оборудованием и прибо-
рами, покупка новых станков, новых материалов, агрегатов, внедрение новой 
технологии и др.) 

Давно  отмечено,  что  наращивание  затрат  на  инновационную  деятель-

ность по какому либо проекту дает различные результаты. На стадии иссле-
дований и разработок новшества результаты растут медленно, на стадии кон-
струирования  и  организации  серийного  производства  новой  технологии  – 
быстрее, но со временем затраты на увеличение выпуска этой техники далеко 
не всегда приводят к высоким результатам (прибыли). 

  Зависимость между затратами на инновационную деятельность и ре-

зультатами этого проекта принято выражать логистической   (S-образной) 
кривой (рис 10.1.) 

Из  сказанного  следует,  что  инновационная  деятельность  требует  не-

прерывного  коммерческого    сопровождения,  в  процессе  которого  каждая  
технология должна рассматриваться как товар. Основным измерителем ком-
мерческого  состояния  технологии  является

 

соотношение  результатов  и  за-

трат.  

 
 


background image

 

 

114 

              Результаты 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                                                     Усилия (затраты)  
Рис.10.1. Логистическая (S – образная) кривая 

Определим ряд закономерностей. Во-первых, с ростом уровня целевых 

параметров,  создаваемых объектом,  растет  уровень  затрат на  единицу  целе-
вого параметра - предельные затраты (рис. 10.2.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рис. 10.2. Уровень целевых параметров, создаваемых объектом в течение ин-
новационного цикла. 

Во-вторых,  затраты  на  единицу  целевого  параметра  резко  возрастают 

при приближении к теоретическому пределу. Например, в настоящее время, 
никто  не  смог  экспериментально достичь  температуры  абсолютного  нуля  (- 
273,15 С), сколько бы не затрачивал на исследования (рис. 10.3.). 

Величина целевого параметра

Затраты на
ед. 
целевого
параметра

 


background image

 

 

115 

Величина целевого параметра

Затраты на
ед. 
целевого
параметра

Теоретический
предел

 

Рис.  10.3.  Зависимость  удельных  затрат  на  повышения  качества  изделия  от 
предельного уровня требуемого параметра 

В-третьих, используя новую технологию (инновацию), можно достичь 

целевой  параметр,  с  гораздо  меньшими  затратами  (рис.  10.4.).  Например, 
поршневые  истребители  периода  второй  мировой  войны  не  могли  развить 
скорость  более  315  км/ч,  а  для  современных  турбореактивных  самолетов  и 
700 км/ч – не проблема. 

Величина целевого параметра

Затраты на
ед. 
целевого
параметра

Прежний
принцип

Новый
принцип

 

Рис.  10.4.  Закономерности  изменения  удельных  затрат  на  улучшение 

главного параметра продукции 

 

 
 

Прогнозирование спроса на инновации