Файл: ПАЛЕЙ Т.Ф._Инновационный Менеджмент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 9658

Скачиваний: 57

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

121 

1.  От  суммы  продаж  продукции,  при  производстве  которой  используется 

решение; 

2.  От себестоимости изготовления этой продукции; 
3.  От прибыли, полученной от реализации указанной продукции (обычно 25-

35 %); 

При этом считается, что если объект лицензии еще не готов к промыш-

ленному или коммерческому использованию, а основную ценность представ-
ляют передаваемые по лицензионному соглашению патентные права, то то-
гда доля Лицензиара в прибыли Лицензиата составляет 20%, если объектом 
является промышленно освоенное изделие или технологический процесс, то, 
при  исключительной  лицензии  (при  передаче  всех  прав),  доля  Лицензиара 
может составлять 35 - 50 %, а при неисключительной лицензии (Лицензиату 
передается только право на использование с сохранением прав у Лицензиара) 
20 - 30 %. 

Расчетным способом по методике, предложенной Новосельцевым, чис-

ленное  значение  величины  ставки  роялти  можно  рассчитать  как  отношение 
произведения  рентабельности  (Рент.)  и  доли  Лицензиара  в  общей  прибыли 
Лицензиата  (Д)  к  сумме  единицы  и  значения  нормы  рентабельности  произ-
водства.

48

 

4.  От  себестоимости  сырья,  используемого  в  процессах  с  применением  ин-

новационного решения; 

5.  В твердой сумме (ставке) от продажи единицы продукции (поштучно). 

Возможны и другие приемы. По сути, это отчисления от фактического 

экономического  эффекта,  получаемого  в  результате  применения  инноваци-
онного решения в сфере производства. В литературе практически отсутству-
ет информация по обоснованию и расчету величины численных значений ро-
ялти  и  предлагается  выбирать  определенное  значение  роялти  из  диапазона 
стандартных среднестатистических значений с учетом ценообразующих фак-
торов. К примеру, стандартные ставки роялти для электронной  промышлен-
ности 4 - 10%, электротехнической промышленности 1  - 5%, фармацевтиче-
ской промышленности 2 - 7%, самолетостроения 6-10%, автомобильной про-
мышленности 1 - 3%, станкостроительной промышленности 4,5 - 7,5%, про-
изводств потребительских товаров длительного пользования 5%, производств 
потребительских товаров с малым сроком использования 0,2 - 1,5%.

49

 

Выплата  роялти  является  более  подходящей,  если  инновация  требует 

поддержки от поставщика в течение достаточно длительного периода време-
ни.  

Договор со сложной ценой предусматривает совмещение методов еди-

новременной оплаты и роялти. Первый платеж производится в размере зара-

                                                 

48

 О.В. Новосельцев. Расчет роялти при коммерциализации интеллектуальной собственности и оценке ущер-

ба от  нарушения прав. Промышленный вестник. No 4(20), 5 мая 1998 
http://dux.ru/enpp/newspapers/promvest/arts/promvest-20-art-13.html 

49

 

В.И.Мухопад. Лицензионная торговля: маркетинг, ценообразование, управление. -М.: ВНИИПИ, 1997. 

285 с.  
Б.А.Сесекин. Определение расчетной цены лицензии. М: - ВНИИПИ, 1987, 44 с.  

 


background image

 

 

122 

нее оговоренной сторонами суммы, возмещающей продавцу затраты по дан-
ной  разработке  (прямые  или  все)  без  добавления  прибыли.  Далее  следуют 
периодические платежи роялти. 

Чаще всего при продаже ноу-хау применяется паушальная цена, лицен-

зии  –  роялти  или  смешанная,  при  международном  обмене  технологиями  – 
баланс платежей за технологии. 

Наиболее распространенными  способами приобретения инновации яв-

ляются  лицензирование  инновации,  ее  покупка  с  безотлагательной  уплатой 
стоимости  или  создание  совместного  предприятия,  предусматривающего 
участие во владении продавца инновации. Рассмотрим особенности этих спо-
собов приобретения.  

Лицензия дает право на использование запатентованной инновации и 

предусматривает передачу связанного с ней «ноу-хау» на взаимно согласо-
ванных условиях.  

Приобретение  инновации  на  условиях  покупки  с  безотлагательной 

уплатой применяется, когда должны приобретаться краткосрочные права  на 
инновацию или «ноу-хау» и когда практически маловероятны последующие 
усовершенствования  инновации  или  необходимость  в  постоянном  обраще-
нии за помощью в отношении использования инновации к ее владельцу.  

Участие  продавца  инновации  в  проекте  своим  капиталом  может  ока-

заться  весьма  полезным  в  случае  необходимости  длительной  помощи  в  от-
ношении  инновации  на  долгосрочной  основе;  предоставления  доступа  к 
местным и внешним рынкам; участия в риске, связанном с новой продукци-
ей,  не  испытанной  на  конкретном  рынке;  покрытия  дефицита  ресурсов  для 
проектов, требующих больших затрат.  
 

Принципы формирования цены 

 

В  процессе  определения  договорной  цены  на  разработку  осуществля-

ются следующие действия: 

 

Обоснование  технико-экономических  показателей,  которые  должны  быть 

достигнуты в результате создания и реализации научно-технической продук-
ции (в одном или нескольких вариантах); 

 

Разработка  программы  и  методики  проведения  работ  и  расчет  ожидаемых 

затрат на разработку (в одном или нескольких вариантах); 

 

Оценка  вероятных  результатов  затрат  и  предполагаемого  эффекта  разра-

ботки за расчетный период с учетом масштабов реализации; 

 

Сравнение вариантов разработки (конкурс предложений) и выбор варианта 

с расчетом плановой себестоимости и прибыли как составных частей цены; 

 

Установление допустимых отклонений результатов и затрат от их планиру-

емых  значений  и  согласование  соответствующих  надбавок  и  скидок  к  цене 
разработки  за  возможное  отклонение  с  указанием  их  в  договоре  (в  особых 
условиях договора); 


background image

 

 

123 

 

Окончательное согласование и утверждение заказа, хозяйственного догово-

ра и договорной цены научно-технической разработки. 

Цена, установленная в виде определенной суммы при заключении до-

говора (утверждении заказа), не подлежит изменению. Договорная цена мо-
жет уточняться лишь в следующих случаях: 

 

Если при установлении первоначальной договорной цены стороны указали 

в договоре возможность или необходимость последующего уточнения цены 
(отдельных ее элементов или в целом). Это вытекает из вероятного характера 
НИОКР и обусловлено объективными причинами; 

 

Если не достигнуты предусмотренные договором (заказом) результаты, что 

выявлено при сдаче-приемке работы; 

 

Если в процессе работ возникла необходимость изменить их программу, со-

став и объем, что согласовано сторонами; 

 

Если при установлении договорной цены была предусмотрена оплата рабо-

ты по мере и в зависимости от величины результатов фактической реализа-
ции научно-технической продукции; 

 

Если при реализации выявлены дополнительные результаты, не предусмот-

ренные при заключении договора (утверждении технического задания) и при 
определении договорной цены. 

Покупатель  и  инновационное  предприятие,  устанавливая  договорную 

цену, руководствуются принципом экономической выгодности цены как для 
разработчика,  так  и  для  заказчика.  Этот  принцип  можно  выразить  следую-
щими основными формулами: 

 

Р=С+D

N

 

Или P=C+D

N

+D

e

 , 

При   P < K E

T

 

И           K = 1 – D

1

 

Где  С  –  себестоимость  (сметные  издержки)  производства  соответствующей 
научно-технической продукции; D

N

 – прибыль, устанавливаемая в процентах 

к себестоимости научно-технической продукции; D

e

 – прибыль, рассчитыва-

емая в % от суммы экономического эффекта (положительного сальдо денеж-
ных  потоков)  заказчика  (потребителя),  получаемого  от  реализации  данной 
научно-технической  продукции  за  период,  согласованный  сторонами;  K  – 
наибольшая  допустимая  доля  цены  научно-технической  продукции  в  сумме 
экономического эффекта от ее применения у заказчиков, потребителей; E

T

 – 

экономический  эффект  от  производства  и  применения  данной  научно-
технической продукции за расчетный период; D

1

 – доля экономического эф-

фекта, реализуемого у заказчиков и обеспечивающая сохранение у них преж-
него  уровня  рентабельности  производства  или  достижении  целевой  рента-
бельности. 

Для  оценки  соответствующей  платы  за  инновацию  и  услуги  можно 

воспользоваться  различными  способами.  В  некоторых  случаях  можно  ссы-
латься на платежи за аналогичную инновацию в той же отрасли, если удастся 


background image

 

 

124 

получить такую информацию. Можно также сделать оценку различных аль-
тернатив  платежей,  таких  как  паушальная  сумма  (Pauschalsumme  —  общая 
сумма возмещения, нем.), продолжительная выплата роялти в определенном 
размере или комбинация обоих способов.

50

 

Все действующие методы оценки стоимости объектов интеллектуаль-

ной собственности рассматриваются с позиции трех известных в настоящее 
время классических методов: 
затратного; 
- рыночного (метод сравнительных продаж); 
- доходного (по прибыли)

51

Затратный метод 

Согласно  затратному  методу  стоимость  актива  может  оцениваться  по 

затратам,  необходимым  для  воспроизводства  или  его  замены  за  вычетом 
обоснованной  поправки  на начисленный  износ  актива.  Если  для  материаль-
ных  активов  характерны  физический  износ,  функциональное  и  экономиче-
ское  устаревание,  то  для  нематериальных  активов  характерны  временной 
(или срочный) износ и моральный износ. Моральный износ связан с появле-
нием  более  прогрессивных  нематериальных  активов,  например,  патентов, 
выполняющих  ту  же  функцию  в  производстве  определенных  изделий.  Мо-
ральный износ патентов сопровождается падением прибыли в производстве и 
снижением доходности самого актива. 

Затратный метод чаще всего применяется для оценки нематериальных 

активов,  не  участвующих  в  формировании  будущих  доходов  и  не  принося-
щих прибыли в настоящее время. 

На  практике  затратные  методы  оценки  нематериальных  активов  ис-

пользуются  в  случаях,  когда  эти  активы  имеют  социальное  значение  или 
участвуют  в  подобных  программах,  когда  сферой  их  применения  являются 
социальная  сфера,  космос,  оборонные  и  другие  программы  безопасности, 
государственного и регионального обустройства. 

Стоимость актива, определяемая по затратному методу, называется ис-

торической, так как она прежде всего базируется на фактически произведен-
ных затратах, извлеченных из бухгалтерской отчетности предприятия за не-
сколько последних лет. 

Оценка по затратному методу определяется по формуле: 
С=С1+С2+С3+С4,  
где: 
С1 - приведенные затраты на создание ОИС, являются суммой факти-

чески произведенных затрат на выполнение НИР в полном объеме (от поиска 
до  отчета)  и  разработку  всех  стадий  технических  документаций  (далее  ТД) 
(например от эскизного до рабочего проекта), рассчитанных с учетом рента-

                                                 

50

 

Бендиков М.А. Оценка реализуемости инновационного проекта. «Менеджмент в России и за рубежом» 

№2, 2001 
 

51

 Методические рекомендации (далее - рекомендации) по оценке стоимости объектов интеллектуальной 

собственности http://www.kyrgyzpatent.kg/russian/legislation/pravila/estimrecom.htm 


background image

 

 

125 

бельности; при этом приведенные затраты для НИР состоят из затрат на по-
исковые работы, включая предварительную проработку проблемы, на теоре-
тические исследования, на проведение экспериментов и утверждение отчета 
и другие подобного вида затраты; приведенные затраты на разработку ТД со-
стоят из затрат на выполнение эскизного, технического и рабочего проектов, 
на выполнение расчетов, на проведение испытаний, на услуги сторонних ор-
ганизаций, на проведение авторского надзора и т.д.; в тех случаях, когда тех-
нологическая  и  проектная  документация  выполняется  частично  или  созда-
нию ОИС предшествует проведение только НИР, то расчет стоимости ОИС 
производится по затратам на фактически выполненные работы, для товарных 
знаков и промышленных образцов - затраты на дизайн; 

С2  -  приведенные  затраты  на  правовую  охрану  ОИС  (оформление  за-

явочных материалов на получение патента (свидетельства), переписка по за-
явке,  оплата  пошлин  за  подачу  заявки,  проведение  экспертизы,  получение 
охранного  документа  и  поддержание  его  в  силе  и  т.п.);  С2  отсутствует  для 
таких ОИС, как ноу-хау, НИР, ТД; 

С3 - приведенные затраты на маркетинговые исследования и другие за-

траты подобного вида; 

С4 - приведенные затраты на доведение ОИС до готовности промыш-

ленного использования и коммерческой реализации и другие затраты подоб-
ного вида. 

Приведенные  стоимостные  оценки  -  это  любые  оценки  (затраты,  при-

быль и т.п.), приведенные к году расчета. 
 Рыночный метод (метод сравнительных продаж) 

Сущность метода состоит в отыскании сведений о рыночной стоимости 

по нематериальным активам, сравнимым по назначению и полезности с оце-
ниваемым объектом. Рыночный метод связан со сбором, анализом и система-
тизацией данных о коммерческих условиях заключенных лицензионных или 
иных договоров на передачу  ОИС  на  мировом  и  внутреннем  рынках по от-
раслевому принципу и созданием на этой основе баз данных, что позволяет 
более точно рассчитывать параметры, используемые при оценке ОИС. После 
чего  вносится  поправка  на  имеющиеся  у  них  отличия  и  определяется  стои-
мость, сравнимая со стоимостью аналога. 

Этот  подход  предусматривает  сопоставление  оценки  нематериального 

актива по намечаемой сделке с уже состоявшейся аналогичной сделкой. Обе 
сопоставляемые сделки сравниваются по основным экономическим парамет-
рам,  используемым  в  расчетах  рентабельности  сделки.  Обычно  это  бывает 
оборачиваемость  капитала  и  чистая  прибыль  от  использования  изобретения 
или товарного знака. 

Основными условиями применимости этого метода являются: 
- наличие сведений о фактах продажи нематериальных активов подоб-

ного назначения и полезности; 

- умение оценить влияние отличительных особенностей таких объектов 

на их стоимость;