Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 9658
Скачиваний: 57
121
1. От суммы продаж продукции, при производстве которой используется
решение;
2. От себестоимости изготовления этой продукции;
3. От прибыли, полученной от реализации указанной продукции (обычно 25-
35 %);
При этом считается, что если объект лицензии еще не готов к промыш-
ленному или коммерческому использованию, а основную ценность представ-
ляют передаваемые по лицензионному соглашению патентные права, то то-
гда доля Лицензиара в прибыли Лицензиата составляет 20%, если объектом
является промышленно освоенное изделие или технологический процесс, то,
при исключительной лицензии (при передаче всех прав), доля Лицензиара
может составлять 35 - 50 %, а при неисключительной лицензии (Лицензиату
передается только право на использование с сохранением прав у Лицензиара)
20 - 30 %.
Расчетным способом по методике, предложенной Новосельцевым, чис-
ленное значение величины ставки роялти можно рассчитать как отношение
произведения рентабельности (Рент.) и доли Лицензиара в общей прибыли
Лицензиата (Д) к сумме единицы и значения нормы рентабельности произ-
водства.
48
4. От себестоимости сырья, используемого в процессах с применением ин-
новационного решения;
5. В твердой сумме (ставке) от продажи единицы продукции (поштучно).
Возможны и другие приемы. По сути, это отчисления от фактического
экономического эффекта, получаемого в результате применения инноваци-
онного решения в сфере производства. В литературе практически отсутству-
ет информация по обоснованию и расчету величины численных значений ро-
ялти и предлагается выбирать определенное значение роялти из диапазона
стандартных среднестатистических значений с учетом ценообразующих фак-
торов. К примеру, стандартные ставки роялти для электронной промышлен-
ности 4 - 10%, электротехнической промышленности 1 - 5%, фармацевтиче-
ской промышленности 2 - 7%, самолетостроения 6-10%, автомобильной про-
мышленности 1 - 3%, станкостроительной промышленности 4,5 - 7,5%, про-
изводств потребительских товаров длительного пользования 5%, производств
потребительских товаров с малым сроком использования 0,2 - 1,5%.
49
Выплата роялти является более подходящей, если инновация требует
поддержки от поставщика в течение достаточно длительного периода време-
ни.
Договор со сложной ценой предусматривает совмещение методов еди-
новременной оплаты и роялти. Первый платеж производится в размере зара-
48
О.В. Новосельцев. Расчет роялти при коммерциализации интеллектуальной собственности и оценке ущер-
ба от нарушения прав. Промышленный вестник. No 4(20), 5 мая 1998
http://dux.ru/enpp/newspapers/promvest/arts/promvest-20-art-13.html
49
В.И.Мухопад. Лицензионная торговля: маркетинг, ценообразование, управление. -М.: ВНИИПИ, 1997.
285 с.
Б.А.Сесекин. Определение расчетной цены лицензии. М: - ВНИИПИ, 1987, 44 с.
122
нее оговоренной сторонами суммы, возмещающей продавцу затраты по дан-
ной разработке (прямые или все) без добавления прибыли. Далее следуют
периодические платежи роялти.
Чаще всего при продаже ноу-хау применяется паушальная цена, лицен-
зии – роялти или смешанная, при международном обмене технологиями –
баланс платежей за технологии.
Наиболее распространенными способами приобретения инновации яв-
ляются лицензирование инновации, ее покупка с безотлагательной уплатой
стоимости или создание совместного предприятия, предусматривающего
участие во владении продавца инновации. Рассмотрим особенности этих спо-
собов приобретения.
Лицензия дает право на использование запатентованной инновации и
предусматривает передачу связанного с ней «ноу-хау» на взаимно согласо-
ванных условиях.
Приобретение инновации на условиях покупки с безотлагательной
уплатой применяется, когда должны приобретаться краткосрочные права на
инновацию или «ноу-хау» и когда практически маловероятны последующие
усовершенствования инновации или необходимость в постоянном обраще-
нии за помощью в отношении использования инновации к ее владельцу.
Участие продавца инновации в проекте своим капиталом может ока-
заться весьма полезным в случае необходимости длительной помощи в от-
ношении инновации на долгосрочной основе; предоставления доступа к
местным и внешним рынкам; участия в риске, связанном с новой продукци-
ей, не испытанной на конкретном рынке; покрытия дефицита ресурсов для
проектов, требующих больших затрат.
Принципы формирования цены
В процессе определения договорной цены на разработку осуществля-
ются следующие действия:
Обоснование технико-экономических показателей, которые должны быть
достигнуты в результате создания и реализации научно-технической продук-
ции (в одном или нескольких вариантах);
Разработка программы и методики проведения работ и расчет ожидаемых
затрат на разработку (в одном или нескольких вариантах);
Оценка вероятных результатов затрат и предполагаемого эффекта разра-
ботки за расчетный период с учетом масштабов реализации;
Сравнение вариантов разработки (конкурс предложений) и выбор варианта
с расчетом плановой себестоимости и прибыли как составных частей цены;
Установление допустимых отклонений результатов и затрат от их планиру-
емых значений и согласование соответствующих надбавок и скидок к цене
разработки за возможное отклонение с указанием их в договоре (в особых
условиях договора);
123
Окончательное согласование и утверждение заказа, хозяйственного догово-
ра и договорной цены научно-технической разработки.
Цена, установленная в виде определенной суммы при заключении до-
говора (утверждении заказа), не подлежит изменению. Договорная цена мо-
жет уточняться лишь в следующих случаях:
Если при установлении первоначальной договорной цены стороны указали
в договоре возможность или необходимость последующего уточнения цены
(отдельных ее элементов или в целом). Это вытекает из вероятного характера
НИОКР и обусловлено объективными причинами;
Если не достигнуты предусмотренные договором (заказом) результаты, что
выявлено при сдаче-приемке работы;
Если в процессе работ возникла необходимость изменить их программу, со-
став и объем, что согласовано сторонами;
Если при установлении договорной цены была предусмотрена оплата рабо-
ты по мере и в зависимости от величины результатов фактической реализа-
ции научно-технической продукции;
Если при реализации выявлены дополнительные результаты, не предусмот-
ренные при заключении договора (утверждении технического задания) и при
определении договорной цены.
Покупатель и инновационное предприятие, устанавливая договорную
цену, руководствуются принципом экономической выгодности цены как для
разработчика, так и для заказчика. Этот принцип можно выразить следую-
щими основными формулами:
Р=С+D
N
Или P=C+D
N
+D
e
,
При P < K E
T
И K = 1 – D
1
Где С – себестоимость (сметные издержки) производства соответствующей
научно-технической продукции; D
N
– прибыль, устанавливаемая в процентах
к себестоимости научно-технической продукции; D
e
– прибыль, рассчитыва-
емая в % от суммы экономического эффекта (положительного сальдо денеж-
ных потоков) заказчика (потребителя), получаемого от реализации данной
научно-технической продукции за период, согласованный сторонами; K –
наибольшая допустимая доля цены научно-технической продукции в сумме
экономического эффекта от ее применения у заказчиков, потребителей; E
T
–
экономический эффект от производства и применения данной научно-
технической продукции за расчетный период; D
1
– доля экономического эф-
фекта, реализуемого у заказчиков и обеспечивающая сохранение у них преж-
него уровня рентабельности производства или достижении целевой рента-
бельности.
Для оценки соответствующей платы за инновацию и услуги можно
воспользоваться различными способами. В некоторых случаях можно ссы-
латься на платежи за аналогичную инновацию в той же отрасли, если удастся
124
получить такую информацию. Можно также сделать оценку различных аль-
тернатив платежей, таких как паушальная сумма (Pauschalsumme — общая
сумма возмещения, нем.), продолжительная выплата роялти в определенном
размере или комбинация обоих способов.
50
Все действующие методы оценки стоимости объектов интеллектуаль-
ной собственности рассматриваются с позиции трех известных в настоящее
время классических методов:
- затратного;
- рыночного (метод сравнительных продаж);
- доходного (по прибыли)
51
.
Затратный метод
Согласно затратному методу стоимость актива может оцениваться по
затратам, необходимым для воспроизводства или его замены за вычетом
обоснованной поправки на начисленный износ актива. Если для материаль-
ных активов характерны физический износ, функциональное и экономиче-
ское устаревание, то для нематериальных активов характерны временной
(или срочный) износ и моральный износ. Моральный износ связан с появле-
нием более прогрессивных нематериальных активов, например, патентов,
выполняющих ту же функцию в производстве определенных изделий. Мо-
ральный износ патентов сопровождается падением прибыли в производстве и
снижением доходности самого актива.
Затратный метод чаще всего применяется для оценки нематериальных
активов, не участвующих в формировании будущих доходов и не принося-
щих прибыли в настоящее время.
На практике затратные методы оценки нематериальных активов ис-
пользуются в случаях, когда эти активы имеют социальное значение или
участвуют в подобных программах, когда сферой их применения являются
социальная сфера, космос, оборонные и другие программы безопасности,
государственного и регионального обустройства.
Стоимость актива, определяемая по затратному методу, называется ис-
торической, так как она прежде всего базируется на фактически произведен-
ных затратах, извлеченных из бухгалтерской отчетности предприятия за не-
сколько последних лет.
Оценка по затратному методу определяется по формуле:
С=С1+С2+С3+С4,
где:
С1 - приведенные затраты на создание ОИС, являются суммой факти-
чески произведенных затрат на выполнение НИР в полном объеме (от поиска
до отчета) и разработку всех стадий технических документаций (далее ТД)
(например от эскизного до рабочего проекта), рассчитанных с учетом рента-
50
Бендиков М.А. Оценка реализуемости инновационного проекта. «Менеджмент в России и за рубежом»
№2, 2001
51
Методические рекомендации (далее - рекомендации) по оценке стоимости объектов интеллектуальной
собственности http://www.kyrgyzpatent.kg/russian/legislation/pravila/estimrecom.htm
125
бельности; при этом приведенные затраты для НИР состоят из затрат на по-
исковые работы, включая предварительную проработку проблемы, на теоре-
тические исследования, на проведение экспериментов и утверждение отчета
и другие подобного вида затраты; приведенные затраты на разработку ТД со-
стоят из затрат на выполнение эскизного, технического и рабочего проектов,
на выполнение расчетов, на проведение испытаний, на услуги сторонних ор-
ганизаций, на проведение авторского надзора и т.д.; в тех случаях, когда тех-
нологическая и проектная документация выполняется частично или созда-
нию ОИС предшествует проведение только НИР, то расчет стоимости ОИС
производится по затратам на фактически выполненные работы, для товарных
знаков и промышленных образцов - затраты на дизайн;
С2 - приведенные затраты на правовую охрану ОИС (оформление за-
явочных материалов на получение патента (свидетельства), переписка по за-
явке, оплата пошлин за подачу заявки, проведение экспертизы, получение
охранного документа и поддержание его в силе и т.п.); С2 отсутствует для
таких ОИС, как ноу-хау, НИР, ТД;
С3 - приведенные затраты на маркетинговые исследования и другие за-
траты подобного вида;
С4 - приведенные затраты на доведение ОИС до готовности промыш-
ленного использования и коммерческой реализации и другие затраты подоб-
ного вида.
Приведенные стоимостные оценки - это любые оценки (затраты, при-
быль и т.п.), приведенные к году расчета.
Рыночный метод (метод сравнительных продаж)
Сущность метода состоит в отыскании сведений о рыночной стоимости
по нематериальным активам, сравнимым по назначению и полезности с оце-
ниваемым объектом. Рыночный метод связан со сбором, анализом и система-
тизацией данных о коммерческих условиях заключенных лицензионных или
иных договоров на передачу ОИС на мировом и внутреннем рынках по от-
раслевому принципу и созданием на этой основе баз данных, что позволяет
более точно рассчитывать параметры, используемые при оценке ОИС. После
чего вносится поправка на имеющиеся у них отличия и определяется стои-
мость, сравнимая со стоимостью аналога.
Этот подход предусматривает сопоставление оценки нематериального
актива по намечаемой сделке с уже состоявшейся аналогичной сделкой. Обе
сопоставляемые сделки сравниваются по основным экономическим парамет-
рам, используемым в расчетах рентабельности сделки. Обычно это бывает
оборачиваемость капитала и чистая прибыль от использования изобретения
или товарного знака.
Основными условиями применимости этого метода являются:
- наличие сведений о фактах продажи нематериальных активов подоб-
ного назначения и полезности;
- умение оценить влияние отличительных особенностей таких объектов
на их стоимость;