Файл: ПАЛЕЙ Т.Ф._Инновационный Менеджмент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 9657

Скачиваний: 57

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

116 

Перед всеми компаниями, которые считают, что потребители с радо-

стью встретят их инновации, возникает одна и та же проблема: разработчики 
проекта уверены в его необходимости и его успехе на рынке, а потребители 
не спешат расставаться с тем, к чему привыкли. Из-за несоответствия пред-
ставления разработчиков о том, чего ждут от них потребители, и реальными 
нуждами потребителей компании попадают в точку один раз из девяти. На 
рис. 10.5. изображен эффект Канеман

44

, демонстрирующий несоответствие 

ожиданий потребителя мнению компании. 

Потребительский спрос на товар, относящийся к сфере высоких техно-

логий, имеет свои особенности. Так, гуру IT-маркетинга Джеффри Мур гово-
рит: "Все дело в том, что при сравнении характеристик менее успешный про-
дукт порою более совершенен". Действительно, вспомните хотя бы триумф 
двух первых Sony PlayStation и провал Nintendo 64 и GameCube. По мнению 
Мура, большая проблема маркетологов от IT заключается в непонимании 
цикла принятия новой технологии аудиторией. Он предложил понятие жиз-
ненного цикла внедрения технологии /англ. Technology adoption life cyrle/ - 
модель для демонстрации различных этапов вовлечения людей в технологи-
ческие инновации (1991 год).  

 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
Рис. 10.5. Эффект Канеман 
Слева направо отрезки кривой, характеризующие эти этапы, называют-

ся:  «новаторы»  -2,5%,  «ранние  последователи»  -13,5%,  «раннее  большин-
ство» – 34%, «позднее большинство» – 34%, «отстающие» – 16%. Пик кривой 
расположен  ровно  посередине  между  ранним  и  поздним  большинством. 
Главная заслуга Мура перед разработчиками всех новых продуктов в форму-
лировании феномена пропасти, лежащей между разными психологическими 
типами потребителей, с которыми встречается продукт по мере движения по 
кривой жизненного цикла. С помощью образов новаторов, последователей и 
консерваторов, поочередно сталкивающихся с товаром, Мур доказал, почему 
успехи продукта у одной аудитории ничего не значат для другой и, соответ-

                                                 

44

 http://www.forumsostav.ru/attachment/266623/Эффект%20Канеман.jpg 

3 х 3 

Потребители, как 

правило: 

-  Не ждут от нового 

товара ничего особен-
ного; 
-  Не считают, что он 

им нужен; 
-  Довольны тем, что 

уже продается; 
-  Быстро привыкают 

к тому, что уже купили 
 

Компании часто: 
-  Убеждены в том, 

что их инновация хо-
роша; 
-  Считают, что все 

признают ее необхо-
димость; 
-  Недовольны суще-

ствующим вариантом; 
-  Рассматривают 

свою инновацию как 
эталон. 

Потре-

бители в 

три раза 

недо-

оцени-

вают 

пре-

имуще-

ства ста-

рого то-

вара 

Компа-

нии в 

три раза 

пере-

оцени-

вают 

пре-

имуще-

ства ин-

новации 

9 х 


background image

 

 

117 

ственно,  почему  успешный  продукт,  активно  набирающий  обороты,  может 
вдруг остановиться в своем развитии, а то и вовсе уйти со сцены. 

Сложность в работе с данным циклом заключается в том, что обычно 

представители  более  левого  отрезка  не  обладают  достаточным  авторитетом 
для представителей более правого. По Муру, каждую "захваченную" группу 
потребителей необходимо использовать для вовлечения следующей группы. 
Каждый новатор-узел имеет: свой источник влияния,

 

свою стоимость и свой 

охват влияния. 

Захватить внимание первопроходцев несложно, пишет Мур

45

, — пред-

ложите им невиданную технологию, и они ваши с потрохами. Больших денег 
на них не заработать, ведь пионеров всегда немного, да они и небогаты, как 
правило.  Чуть  сложнее  покорить  провидцев  —  тех,  кто  покупает  вместе  с 
вашим товаром мечту, надежду на прорыв и веру в хайтек-будущее. Эти лю-
ди не признают авторитетов, зато у них пухлые счета в банках. Они хотят не-
возможного  —  пообещайте  им  его,  а  потом  потихоньку  корректируйте  их 
ожидания.  Но  даже  завоевав  и  тех  и  других,  вы  получите  лишь  10−15%  от 
возможного рынка. Чтобы стать частью мейнстрима, нужно преодолеть про-
пасть, за которой вас ждут толпы прагматиков и консерваторов. Первые при-
выкли  покупать  только  у  лидеров  рынка,  им  нужны  ссылки  на  авторитеты, 
они хотят законченное решение. А вторые и вовсе не желают знать, что там 
внутри и как оно работает, им нужна лишь круглосуточная поддержка и ко-
манда установщиков. 

Не каждое изменение создает пропасть. Например, сок от PepsiCo для 

тинейджеров – это новая идея, но она не требует создания нового типа холо-
дильников или новых стаканов. Критерием для отнесения продукта к модели 
Мура является эффект прерывания, который он вызывает своим появлением 
на рынке. Если новый продукт заставляет людей отказываться от привычек и 
менять  модель  поведения,  то  он  непременно  сталкивается  с  пропастью  на 
рынке, ведь, несмотря на все достоинства, его принятие требует жертв. Вот 
здесь  и  возникает  пропасть:  одни  с  энтузиазмом  принимают  технологию,  а 
другие столь же энергично отвергают ее. Единственный путь к успеху на по-
требительском рынке – не создавать разрывов

46

На матрице (рис. 10.6) показана зависимость продаж и дохода от инно-

вации  от  степени  изменения  товара  и  необходимого  изменения  поведения. 
Чем существеннее компания преобразует продукт, тем труднее потребителям 
освоить  его,  тем  больше  новых  навыков  им  нужно  приобрести.  Компания 
быстрее «приучит» потребителей к своей новинке и продаст ее, если позабо-
титься о том, чтобы потребителю не пришлось резко менять свои привычки. 
Как видно на рисунке существует четыре типа инноваций. 

                                                 

45

 

Мур Джеффри. Преодоление пропасти. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. — 368 с.  

46

  Интервью:  Джеффри  Мура  -  «Инновационные  компании  –  как  люди.  Они  тоже  стареют». 

http://www.sostav.ru/articles/2006/04/26/mark1/ 
 


background image

 

 

118 

 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
       
 

 
 
 

Рис. 10.6. Матрица зависимости продаж от изменений в товаре и поведении 
потребителей

47

 

После  преодоления  пропасти  процесс  инновации  не  заканчивается, 

просто  меняется  его  суть.  На  ранних  этапах  это  было  связано  с  сущностью 
технологии, а после – с внешним видом продукта. Консерваторам не нужны 
новые технологии, им нужны внешне привлекательные технологии. Консер-
ваторы приветствуют только два изменения в продукте – когда он дешевеет и 
когда он становится внешне более привлекательным. Поэтому требуется бо-
лее  совершенная  технология  производства,  чтобы  сделать  его  дешевле,  и 
усилия маркетологов, чтобы он был более ярким. 

В  первую  очередь,  нужно  определить  -  в  чем  заключается  преимуще-

ство  клиента,  который  берет  на  вооружение  инновационную  технологию. 
Для этого нужно определить выгоды инновационной технологии в сравнении 
с  главным  конкурентом  -  уже  существующей  повсеместно  используемой 
технологией и ярко представить их потенциальному клиенту. Провести пока-
зательные испытания, описать результаты испытаний в статьях. Сделать это 
поагрессивней в отношении к существующей конкурентной технологии. По-
требители инновационной технологии должны иметь психологическую опо-
ру.  

Виды цен на инновационный продукт 

 

     Для  оплаты  заказчиками    и  потребителями  инновационной  научно-
технической продукции применяются договорные цены, условия определения 
и размеры которых указываются в хозяйственных договорах, контрактах, со-
глашениях  или  государственных,  муниципальных  заказах.  Договорная  цена 
устанавливается совместно заказчиком и разработчиком одновременно с тех-

                                                 

47

 http://www.forumsostav.ru/attachment/266897/Матрица%20дохода%20инноваций.jpg 

 

Низкая 

 
 

Степень  не-
обходимого  
изменения 
поведения 
 
 
 
Высокая 
 

Быстрая  реали-
зация:  
неболь-
шие  изменения 
товара,  не  тре-
буют 

суще-

ственного  изме-
нения поведения 

Хиты продаж: 
существенное 
изменение  това-
ра,  не  требуют 
существенного 
изменения  по-
ведения 

Явная неудача: 
небольшое 

из-

менение  товара, 
существенное 
изменение  пове-
дения 

Долгая  реали-
зация:
 

суще-

ственное  изме-
нение  товара  и 
поведения 

 

Высокая 

 

Степень изменения товара 

Низкая 


background image

 

 

119 

ническим заданием до начала  выполнения работ. Цена инновационного про-
дукта
 (научно-технической продукции) определяется в конкретном договоре 
купли-продажи и является, как правило, свободной (по классификации цен – 
государственные,  регулируемые,  свободные).  Общие  правила  о  договорах 
подряда,  договорах  на  выполнение  НИОКР  и  технологических  работ  уста-
новлены законом. Ими руководствуются при заключении и реализации дого-
воров в инновационной сфере, учитывая особенности конкретных ситуаций, 
которые при необходимости отражаются в тексте договора. Для каждого ин-
новационного  решения  цена  устанавливается  индивидуально  при  заключе-
нии договора (контракта) между продавцом и покупателем. 
     Договор  подряда  (контракт)  –  правовой  документ,  в  котором  зафиксиро-
ваны предмет, содержание, условия и важнейшие процедуры взаимоотноше-
ний между сторонами, одна из которых является заказчиком (плательщиком, 
покупателем,  получателем),  а  другая  исполнителем  (подрядчиком,  продав-
цом,  поставщиком).  Договоры  на  выполнение  научно-исследовательских, 
опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР) - самостоятель-
ная  группа  гражданско-правовых  договоров,  разграничивающихся  в  зависи-
мости  от  основного  обязательства:  по  договору  на  выполнение  научно-
исследовательских  работ  (НИР)  исполнитель  обязуется  провести  обуслов-
ленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по догово-
ру на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ (ОКР) - 
разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него 
или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.  

 Контракт (в отличие от единовременного акта купли-продажи) заклю-

чается для юридического закрепления длительно действующих соглашений и 
обязательств сторон [16, с.165-170]. По способу установления цены проекта 
(решения,  научно-технической продукции) контракты бывают:  1) с твердой 
(паушальной)  ценой;  2)  с  возмещением  издержек;  3)  с  гарантированными 
максимальными выплатами; 4) с фиксированной ценой единицы продукции; 
5) с периодическими платежами (роялти); 6) со сложной ценой. 

 Договор  с  твердой  (паушальной)  ценой  означает  денежный  расчет  по 

заранее определенной цене (в том числе в процентах от ожидаемого объема 
реализации или от прибыли) независимо от фактических затрат на выполне-
ние  договора.  Это  возможно  при  достаточно  тщательной  проработанности 
плана  работ,  нормировании  затрат  и  наличии  у  исполнителя  ресурсов  для 
компенсации  рисков,  а  у  заказчика  –  средств  на  единовременную  оплату. 
Иногда  оплата  предусматривается  в  2  –  3  этапа.  Твердая  контрактная  цена 
может быть изменена соглашением сторон в случае изменения задания заказ-
чиком, нарушения условий исполнителем (спорные вопросы решаются в су-
дебном порядке). Твердые цены на инновационные проекты используются на 
практике  наиболее  широко,  в  частности  устанавливаются  в  результате  тор-
гов.  Они  создают для  исполнителя  большую  определенность,  самостоятель-
ность,  возможность  получения  большей  прибыли.  Однако  требуют  значи-
тельной предварительной работы над заданием и несут в себе риск убытков 
для обеих сторон. Паушальные платежи рекомендуется применять в тех слу-


background image

 

 

120 

чаях, когда к лицензиату переходит весь комплекс прав в отношении предме-
та  лицензии  (аналогично  с  договором  купли-продажи),  при  предоставлении 
лицензии предприятию (организации) другого министерства (ведомства), ма-
лоизвестному  независимому  лицензиату  в  тех  случаях,  когда  нет  реальной 
возможности осуществить действенный контроль за деятельностью лицензи-
ата по использованию объекта лицензии. 

Паушальные  платежи  избавляют  лицензиара  от  рисков,  связанных  со 

срывами и неудачами в использовании лицензиатом объекта лицензии, с не-
удачно сложившейся конъюнктурой, усилением конкуренции. 

При использовании паушального платежа лицензиат выступает в роли 

кредитора, а лицензиар - получателя кредита. Лицензиар стремится получить 
такую  сумму  паушальных  платежей,  которая  будучи  вложенной  в  банк, 
обеспечивала бы ему прибыль, по величине и по времени получения равную 
выплате  лицензионного  вознаграждения  в  виде  роялти.  Используя  метод 
дисконтирования,  можно  текущие  платежи  в  форме  роялти  свести  к  пау-
шальному  платежу  и,  наоборот,  за  весь  период действия  лицензионного  со-
глашения. В качестве ставки дисконта могут быть взяты действующие ставки 
коммерческого банка по долгосрочным ссудам, средний уровень рентабель-
ности по отрасли, норма прибыли по аналогичным инвестициям (или отрас-
левой нормативный коэффициент эффективности, выраженный в процентах). 

 Договор с возмещением затрат означает возмещение исполнитель за-

трат по выполнению данного контракта. Для этого в контракте четко опреде-
ляют  виды  прямых издержек  по  проекту,  подлежащие  оплате;  %  (от  возме-
щаемой  заработной  платы)  косвенных  затрат  и  дополнительных  выплат  (от 
прибыли); виды, условия и размеры надбавок и наценок. При таком ценооб-
разовании  невелик  риск  для  заказчика  и  подрядчика,  осуществляется  жест-
кий контроль заказчиком над подрядчиком, у подрядчика возникают ограни-
чения уровня прибыльности. 

 Договор с гарантированными максимальными выплатами предполага-

ет  возмещение  исполнителю  всех или почти  всех  затрат  в  размерах  не пре-
вышающих  установленный  предел.  Этому  виду  договора  свойственны  мак-
симальные  цены,  высокий  контроль  со  стороны  заказчика,  гарантированная 
прибыль исполнителю. 

 Договор  с  фиксированной  ценой  единицы  продукции  предусматривает 

использование  цены  за  определенную  в  контракте  единицу  продукции,  вы-
ражающей проектный результат (обычно при строительстве объекта) - штука, 
тонна, погонный метр, др.  Указанная цена рассчитывается с учетом прямых 
и косвенных по контракту, степени риска, непредвиденных расходов и пла-
новой прибыли, сумма которых делится на величину проектного результата, 
выраженного в физических единицах. 

 Договор  с  периодическими  платежами  (роялти)  –  форма  оплаты  в 

рассрочку  в  течение  срока  действия  соглашения  (обычно  лицензионного). 
Покупатель  уплачивает  продавцу  инновационного  решения  несколько  раз 
сумму в твердом проценте от одной из следующих величин, достигаемых по-
требителем инновационной продукции: