Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 9652
Скачиваний: 57
126
- доступность и достоверность информации о ценах и условиях сделок
по подобным активам.
Этот метод применим при наличии информации о сделках с подобны-
ми активами, или, как минимум, при знании ставок роялти в этой отрасли.
Сущность этого метода состоит в том, что выдвигается предположение, что
интеллектуальная собственность, используемая на предприятии, ему не при-
надлежит. Тогда часть выручки, которую предприятие должно было бы вы-
плачивать в виде вознаграждения владельцам этой интеллектуальной соб-
ственности, но в действительности оставляет у себя, потому что данная соб-
ственность принадлежит этому предприятию, считается как его дополни-
тельная прибыль, созданная этим активом. Стоимость денежных потоков,
сформированная на основе этой прибыли, образует рыночную стоимость
оцениваемого актива.
В международной практике этот метод широко применяется для оцен-
ки стоимости патентов и технологий.
Рыночный подход для оценки стоимости нематериальных активов мо-
жет быть применен лишь условно, особенно, когда речь идет об активах не-
ликвидных и неотчуждаемых. В этом случае корректнее говорить об инве-
стиционной стоимости этих активов в рамках данного бизнеса или конкрет-
ной инвестиционной программы. И лишь для отдельных прав на объекты ин-
теллектуальной собственности использование методов рыночного подхода
может быть приемлемым и даже предпочтительным.
Полноценные рыночные методы могут быть применимы лишь при
наличии у покупателя выбора этих активов из числа других, подобных и вы-
полняющих эти же функции. При этом из нескольких активов примерно оди-
накового назначения и полезности покупатели должны иметь возможность
выбора того, который их устраивает по комплексу качеств, включая функци-
ональные свойства, приемлемую стоимость, длительность срока службы,
степень защищенности актива, его уникальность и другие характеристики.
Помимо всего, продавец нематериальных активов также должен иметь воз-
можность выбора наиболее интересных для него покупателей с тем, чтобы и
среди них отдать предпочтение тому, кто больше заплатит и тому, с кем воз-
можно перспективное сотрудничество. Например, такое возможно при про-
даже прав на издание высокопрофессиональных произведений литературы,
искусства, на изготовление и коммерческую реализацию высококачествен-
ной аудио- и видеопродукции, при тиражировании и реализации программ-
ных продуктов.
Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности, как ры-
ночная стоимость определяется по формуле:
С=[(С1+С2+С3)Ктэ*Ки+Ог*р*Т] *R,
где:
р - среднестатистическая ставка роялти, %;
Т - срок использования ОИС (при невозможности его определения - до 10
лет, но не более срока деятельности предприятия), лет;
127
R - коэффициент риска, учитывающий степень освоения ОИС, патентную
защищенность и наличие конкурирующих товаров на рынке, определяется
экспертным путем в пределах 0,7-1,0;
Ктэ - коэффициент технико-экономической значимости ОИС (для товарных
знаков - коэффициент длительности использования и эстетического восприя-
тия), численные значения которого определяются экспертным путем в преде-
лах 1,0-1,5;
Ки - коэффициент морального износа ОИС определяется по формуле:
для изобретения, полезной модели и промышленного образца:
Ки=1-(Тф/Тн), (6)
для ноу-хау, НИР: Ки=1;
для товарного знака:
Ки=1+(Тф/Тн), (7)
где:
Тн - номинальный срок действия охранного документа, свидетельства, лет;
Тф - фактический срок действия охранного документа в расчетном году, лет;
Ог - годовой объем использования (продаж ОИС) в стоимостном выражении,
определяемый по формуле:
T
Oг= ΣViZiKi, (8)
t=1
где:
Vi - планируемый объем выпуска продукции в i-том году;
Ki - численные значения коэффициента приведения разновременных стои-
мостных оценок к расчетному году;
Zi - цена реализуемой продукции на конец каждого года использования ОИС
при росте цен на данную продукцию определятся по формуле:
Zi=Z(1+G/100) (9),
где:
Z - предполагаемая цена продукции;
G - рост цен на конец года, %.
Рассмотренный рыночный подход может быть использован для расчета
рыночной цены объекта интеллектуальной собственности, например, для це-
лей продажи лицензии, внесения долевого пая в уставный капитал предприя-
тия и др.
Итоговая стоимостная оценка объекта интеллектуальной собственности
при расчете его рыночной цены может быть скорректирована по договору
между его субъектами (сторонами). В этом случае бонификация (надбавка) к
стоимостной оценке объекта с учетом фактора риска не может превышать
30% его расчетной рыночной стоимости.
Доходный метод (по прибыли)
Методология этого метода базируется на установлении причинной свя-
зи между функциональными (физическими, технико-экономическими, меди-
цинскими и другими) свойствами нематериального актива, используемого в
конкретной технологии, и будущими доходами от использования данного ак-
128
тива в хозяйственной деятельности. Основная предпосылка этого подхода
состоит в том, что экономическая ценность конкретного нематериального ак-
тива на настоящий момент обусловлена ожиданием получения с этого актива
доходов в будущем.
Прибыль от использования ОИС определяется путем выделения ее до-
ли в общем объеме прибыли, полученной в результате реализации продукта
(продукции) или способа, его содержащего.
Доля прибыли, получаемой от использования ОИС, может определять-
ся непосредственно по ее приросту или реализации продукта (продукции)
или способа, усовершенствованного этим ОИС (за счет повышения цены,
снижения затрат, увеличения объема выпуска и др.).
Расчет прибыли (дохода), получаемой предприятием-владельцем
охранного документа от использования объекта интеллектуальной собствен-
ности в собственном производстве, проводится с учетом всего жизненного
цикла разработки и реализации продукта, изготовленного с применением за-
патентованного ОИС, включая проведение НИОКР, освоение и серийное
производство, при этом учитывается неравномерность затрат и результатов,
осуществляемых и получаемых в различные моменты времени, что достига-
ется их приведением к единому расчетному году.
Таким образом оценка стоимости ОИС по прибыли определяется:
для изобретения полезной модели, промышленного образца, ноу-хау,
НИР, ТД:
T
С=RKтэ Σ (Пк-Пн)iViKi, (10)
t=1
где:
Пн - общая величина прибыли (дохода) до использования ОИС;
Пк - общая величина прибыли (дохода) после использования ОИС;
Vi - планируемый объем выпуска продукции в i-том году;
для товарного знака, знака обслуживания:
T
С=KпRH Σ ViZi, (11)
t=1
где:
R - коэффициент риска, учитывающий степень освоения ОИС, патентную
защищенность и наличие конкурирующих товаров на рынке, определяется
экспертным путем в пределах 0,7-1,0;
Kтэ - коэффициент технико-экономической значимости ОИС (для товарных
знаков - коэффициент длительности использования и эстетического восприя-
тия), численные значения которого определяются экспертным путем в преде-
лах 1,0-1,5;
Кп - коэффициент характера производства продукции, защищенной товар-
ным знаком (приложение 2);
Vi - планируемый объем выпуска продукции, маркированной товарным зна-
ком в i-том году в натуральном выражении, шт.;
129
Zi - вероятная цена единицы продукции, маркированной товарным знаком в
i-том году;
Н - норма приведенной прибыли (0,1-0,2).
Таким образом, формулу расчетной цены лицензии при выплате в виде
паушальных платежей можно представить в следующем упрощенном виде:
Сп=Сл*a, (14)
где:
Сп - расчетная цена лицензии при выплате в виде паушальных платежей;
Сл - расчетная цена лицензии при выплате в виде роялти (см. формулу (13);
а - коэффициент перехода (дисконтирования) от платежей в виде роялти к
паушальным платежам.
Практические задания
1) Определить стоимость ноу-хау в рублях в лицензионном договоре, если
договор заключен на 5 лет. Цена единицы продукции составляет 10 $. Пла-
нируется продажа 1000 шт. в месяц
В мировой практике основным подходом при определении стоимости ноу-
хау в качестве самостоятельного объекта лицензии (договор на передачу ноу-
хау) или дополнительного объекта лицензии (договор смешанного типа) яв-
ляется принцип разделения прибыли, полученной от использования ноу-хау
между лицензиатом и лицензиаром на основе переговоров. Как правило, сто-
имость цены ноу-хау определяется как часть стоимости реализованной ли-
цензиатом продукции, изготовленной с применением ноу-хау:
Снх=Сп*R, где
Сп - стоимость реализованной продукции;
R - ставка роялти для данного вида продукции, или % отчислений от
стоимости реализованной продукции, выплачиваемый лицензиару.
Для предварительных расчетов цены ноу-хау величина стоимости реализо-
ванной продукции определяется как произведение цены единицы продукции,
объема реализации продукции и срока действия договора:
Сп=Со*No*T, где
Со - средняя рыночная цена единицы продукции;
No - ожидаемый среднегодовой объем реализации продукции;
Т - срок действия лицензионного договора;
В общем виде цена ноу-хау рассчитывается по формуле:
Снх=(i=Tе Ci*Ni)*R*K, где
Ci и Ni текущие значения цены единицы продукции и объема реализа-
ции в течение срока действия договора;
К - валютный коэффициент, учитывающий перевод одной валюты в
другую в соответствии с текущим курсом валют;
R - ставка роялти.
2) Рассчитать по методике, предложенной Новосельцевым, численное значе-
ние величины роялти для лицензионного соглашения по предоставлению не-
исключительного права на использование НОУ-ХАУ (не имеющей патент-
130
ной охраны технологии) в области производства и реализации хлебобулоч-
ных изделий при известной из периодической печати норме рентабельности
хлебопекарных производств в Москве 0,22 или 22%.
С учетом отсутствия охранных документов и реального риска использования
конкурентами аналогичного НОУ-ХАУ, например, вследствие нарушения
конфиденциальности, разработки собственными силами конкурентов или
приобретения конкурентами аналогичных конкурентных технологий, прини-
маем величину доли Владельца НОУ-ХАУ (Лицензиара) в прибыли пользо-
вателя НОУ-ХАУ (Лицензиата) 0,10 или 10 %.
3) Рассчитать по методике, предложенной Новосельцевым, численное значе-
ние величины роялти для лицензионного соглашения по предоставлению не-
исключительного (с сохранением права у Лицензиара предоставлять анало-
гичные лицензии третьим лицам) права на использование запатентованной
промышленно освоенной технологии в области производства и реализации
железнодорожных машин при известной из периодической печати среднеот-
раслевой норме производств железнодорожного машиностроения в Москве
0,26 или 26 %.
С учетом наличия охранных документов и возможности получения реальных
преимуществ перед конкурентами за счет патентной монополии принимаем
величину доли Владельца технологии (Лицензиара) в прибыли Лицензиата в
данном случае 0,25 или 25 %.
4) Рассчитать по методике, предложенной Новосельцевым, численное значе-
ние величины роялти для лицензионного соглашения по предоставлению ис-
ключительного (с передачей Лицензиату права предоставлять лицензии тре-
тьим лицам) права на использование запатентованной промышленно освоен-
ной технологии в области производства и реализации новых лекарственных
препаратов при известной из периодической печати норме рентабельности
химико-фармацевтической промышленности в Москве 0,44 или 44 %.
С учетом наличия охранных документов и возможности получения реальных
преимуществ перед конкурентами за счет охраняемой государством патент-
ной монополии, а также возможности получения дополнительных доходов от
предоставления третьим лицам сублицензий, принимаем величину доли Вла-
дельца технологии (Лицензиара) в прибыли Лицензиата 0,35 или 35 %.
Контрольный тест
1. Договорная цена может уточняться в следующих случаях (укажите лиш-
нее)
если при установлении первоначальной договорной цены стороны ука-
зали в договоре или дополнительном соглашении возможность или
необходимость последующего уточнения цены;
если не достигнуты предусмотренные договором (заказом) результаты,
что выявлено при сдаче-приемке работы;
если в процессе работ возникла необходимость изменить их програм-