Файл: ПАЛЕЙ Т.Ф._Инновационный Менеджмент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 9652

Скачиваний: 57

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

126 

- доступность и достоверность информации о ценах и условиях сделок 

по подобным активам. 

Этот метод применим при наличии информации о сделках с  подобны-

ми  активами,  или,  как  минимум,  при  знании  ставок  роялти  в  этой  отрасли. 
Сущность этого метода состоит в том, что выдвигается предположение, что 
интеллектуальная собственность, используемая на предприятии, ему не при-
надлежит. Тогда часть выручки, которую предприятие должно было бы вы-
плачивать  в  виде  вознаграждения  владельцам  этой  интеллектуальной  соб-
ственности, но в действительности оставляет у себя, потому что данная соб-
ственность  принадлежит  этому  предприятию,  считается  как  его  дополни-
тельная  прибыль,  созданная  этим  активом.  Стоимость  денежных  потоков, 
сформированная  на  основе  этой  прибыли,  образует  рыночную  стоимость 
оцениваемого актива. 

В международной практике этот метод широко применяется для оцен-

ки стоимости патентов и технологий. 

Рыночный подход для оценки стоимости нематериальных активов мо-

жет быть применен лишь условно, особенно, когда речь идет об активах не-
ликвидных  и  неотчуждаемых.  В  этом  случае  корректнее  говорить  об  инве-
стиционной стоимости этих активов в рамках данного бизнеса или конкрет-
ной инвестиционной программы. И лишь для отдельных прав на объекты ин-
теллектуальной  собственности  использование  методов  рыночного  подхода 
может быть приемлемым и даже предпочтительным. 

Полноценные  рыночные  методы  могут  быть  применимы  лишь  при 

наличии у покупателя выбора этих активов из числа других, подобных и вы-
полняющих эти же функции. При этом из нескольких активов примерно оди-
накового  назначения  и  полезности  покупатели  должны  иметь  возможность 
выбора того, который их устраивает по комплексу качеств, включая функци-
ональные  свойства,  приемлемую  стоимость,  длительность  срока  службы, 
степень  защищенности  актива,  его  уникальность  и  другие  характеристики. 
Помимо  всего,  продавец  нематериальных  активов  также  должен  иметь  воз-
можность выбора наиболее интересных для него покупателей с тем, чтобы и 
среди них отдать предпочтение тому, кто больше заплатит и тому, с кем воз-
можно  перспективное  сотрудничество.  Например,  такое  возможно  при  про-
даже  прав  на  издание  высокопрофессиональных  произведений  литературы, 
искусства,  на  изготовление  и  коммерческую  реализацию  высококачествен-
ной  аудио-  и  видеопродукции,  при  тиражировании  и  реализации  программ-
ных продуктов. 

Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности, как ры-

ночная стоимость определяется по формуле: 
С=[(С1+С2+С3)Ктэ*Ки+Ог*р*Т] *R,  
где: 
р - среднестатистическая ставка роялти, %; 
Т - срок использования ОИС (при невозможности его определения - до 10 
лет, но не более срока деятельности предприятия), лет; 


background image

 

 

127 

R - коэффициент риска, учитывающий степень освоения ОИС, патентную 
защищенность и наличие конкурирующих товаров на рынке, определяется 
экспертным путем в пределах 0,7-1,0; 
Ктэ - коэффициент технико-экономической значимости ОИС (для товарных 
знаков - коэффициент длительности использования и эстетического восприя-
тия), численные значения которого определяются экспертным путем в преде-
лах 1,0-1,5; 
Ки - коэффициент морального износа ОИС определяется по формуле: 
для изобретения, полезной модели и промышленного образца: 
Ки=1-(Тф/Тн), (6) 
для ноу-хау, НИР: Ки=1; 
для товарного знака: 
Ки=1+(Тф/Тн), (7) 
где: 
Тн - номинальный срок действия охранного документа, свидетельства, лет; 
Тф - фактический срок действия охранного документа в расчетном году, лет; 
Ог - годовой объем использования (продаж ОИС) в стоимостном выражении, 
определяемый по формуле: 
        T 
Oг= ΣViZiKi, (8) 
        t=1 
где: 
Vi - планируемый объем выпуска продукции в i-том году; 
Ki - численные значения коэффициента приведения разновременных стои-
мостных оценок к расчетному году; 
Zi - цена реализуемой продукции на конец каждого года использования ОИС 
при росте цен на данную продукцию определятся по формуле: 
Zi=Z(1+G/100) (9), 
где: 
Z - предполагаемая цена продукции; 
G - рост цен на конец года, %. 

Рассмотренный рыночный подход может быть использован для расчета 

рыночной цены объекта интеллектуальной собственности, например, для це-
лей продажи лицензии, внесения долевого пая в уставный капитал предприя-
тия и др. 

Итоговая стоимостная оценка объекта интеллектуальной собственности 

при  расчете  его  рыночной  цены  может  быть  скорректирована  по  договору 
между его субъектами (сторонами). В этом случае бонификация (надбавка) к 
стоимостной  оценке  объекта  с  учетом  фактора  риска  не  может  превышать 
30% его расчетной рыночной стоимости. 
 Доходный метод (по прибыли) 

Методология этого метода базируется на установлении причинной свя-

зи между функциональными (физическими, технико-экономическими, меди-
цинскими  и  другими)  свойствами  нематериального  актива,  используемого  в 
конкретной технологии, и будущими доходами от использования данного ак-


background image

 

 

128 

тива  в  хозяйственной  деятельности.  Основная  предпосылка  этого  подхода 
состоит в том, что экономическая ценность конкретного нематериального ак-
тива на настоящий момент обусловлена ожиданием получения с этого актива 
доходов в будущем. 

Прибыль от использования ОИС определяется путем выделения ее до-

ли в общем объеме прибыли, полученной в результате реализации продукта 
(продукции) или способа, его содержащего. 

Доля прибыли, получаемой от использования ОИС, может определять-

ся  непосредственно  по  ее  приросту  или  реализации  продукта  (продукции) 
или  способа,  усовершенствованного  этим  ОИС  (за  счет  повышения  цены, 
снижения затрат, увеличения объема выпуска и др.). 

Расчет  прибыли  (дохода),  получаемой  предприятием-владельцем 

охранного документа от использования объекта интеллектуальной собствен-
ности  в  собственном  производстве,  проводится  с  учетом  всего  жизненного 
цикла разработки и реализации продукта, изготовленного с применением за-
патентованного  ОИС,  включая  проведение  НИОКР,  освоение  и  серийное 
производство, при этом учитывается неравномерность затрат и результатов, 
осуществляемых и получаемых в различные моменты времени, что достига-
ется их приведением к единому расчетному году. 

Таким образом оценка стоимости ОИС по прибыли определяется: 
для изобретения полезной модели, промышленного образца, ноу-хау, 

НИР, ТД: 
               T 
С=RKтэ Σ (Пк-Пн)iViKi, (10) 
               t=1 
где: 
Пн - общая величина прибыли (дохода) до использования ОИС; 
Пк - общая величина прибыли (дохода) после использования ОИС; 
Vi - планируемый объем выпуска продукции в i-том году; 
для товарного знака, знака обслуживания: 
                T 
С=KпRH Σ ViZi, (11) 
                 t=1 
где: 
R - коэффициент риска, учитывающий степень освоения ОИС, патентную 
защищенность и наличие конкурирующих товаров на рынке, определяется 
экспертным путем в пределах 0,7-1,0; 
Kтэ - коэффициент технико-экономической значимости ОИС (для товарных 
знаков - коэффициент длительности использования и эстетического восприя-
тия), численные значения которого определяются экспертным путем в преде-
лах 1,0-1,5; 
Кп - коэффициент характера производства продукции, защищенной товар-
ным знаком (приложение 2); 
Vi - планируемый объем выпуска продукции, маркированной товарным зна-
ком в i-том году в натуральном выражении, шт.; 


background image

 

 

129 

Zi - вероятная цена единицы продукции, маркированной товарным знаком в 
i-том году; 
Н - норма приведенной прибыли (0,1-0,2). 

Таким образом, формулу расчетной цены лицензии при выплате в виде 

паушальных платежей можно представить в следующем упрощенном виде: 
Сп=Сл*a, (14) 
где: 
Сп - расчетная цена лицензии при выплате в виде паушальных платежей; 
Сл - расчетная цена лицензии при выплате в виде роялти (см. формулу (13); 
а - коэффициент перехода (дисконтирования) от платежей в виде роялти к 
паушальным платежам. 

 

Практические задания 
1) Определить стоимость ноу-хау в рублях в лицензионном договоре, если 
договор заключен на 5 лет. Цена единицы продукции составляет 10 $. Пла-
нируется продажа 1000 шт. в месяц 
В мировой практике основным подходом при определении стоимости ноу-
хау в качестве самостоятельного объекта лицензии (договор на передачу ноу-
хау) или дополнительного объекта лицензии (договор смешанного типа) яв-
ляется принцип разделения прибыли, полученной от использования ноу-хау 
между лицензиатом и лицензиаром на основе переговоров. Как правило, сто-
имость цены ноу-хау определяется как часть стоимости реализованной ли-
цензиатом продукции, изготовленной с применением ноу-хау:  

Снх=Сп*R, где 

Сп - стоимость реализованной продукции; 
R - ставка роялти для данного вида продукции, или % отчислений от 
стоимости реализованной продукции, выплачиваемый лицензиару. 

Для предварительных расчетов цены ноу-хау величина стоимости реализо-
ванной продукции определяется как произведение цены единицы продукции, 
объема реализации продукции и срока действия договора:  

Сп=Со*No*T, где 

Со - средняя рыночная цена единицы продукции;  
No - ожидаемый среднегодовой объем реализации продукции;  
Т - срок действия лицензионного договора;  

В общем виде цена ноу-хау рассчитывается по формуле: 

Снх=(i=Tе Ci*Ni)*R*K, где 

Ci и Ni текущие значения цены единицы продукции и объема реализа-
ции в течение срока действия договора; 
К - валютный коэффициент, учитывающий перевод одной валюты в 
другую в соответствии с текущим курсом валют;  
R - ставка роялти. 
 

2) Рассчитать по методике, предложенной Новосельцевым, численное значе-
ние величины роялти для лицензионного соглашения по предоставлению не-
исключительного права на использование НОУ-ХАУ (не имеющей патент-


background image

 

 

130 

ной охраны технологии) в области производства и реализации хлебобулоч-
ных изделий при известной из периодической печати норме рентабельности 
хлебопекарных производств в Москве 0,22 или 22%.  
С учетом отсутствия охранных документов и реального риска использования 
конкурентами аналогичного НОУ-ХАУ, например, вследствие нарушения 
конфиденциальности, разработки собственными силами конкурентов или 
приобретения конкурентами аналогичных конкурентных технологий, прини-
маем величину доли Владельца НОУ-ХАУ (Лицензиара) в прибыли пользо-
вателя НОУ-ХАУ (Лицензиата) 0,10 или 10 %.  
 
3) Рассчитать по методике, предложенной Новосельцевым, численное значе-
ние величины роялти для лицензионного соглашения по предоставлению не-
исключительного (с сохранением права у Лицензиара предоставлять анало-
гичные лицензии третьим лицам) права на использование запатентованной 
промышленно освоенной технологии в области производства и реализации 
железнодорожных машин при известной из периодической печати среднеот-
раслевой норме производств железнодорожного машиностроения в Москве 
0,26 или 26 %.  
С учетом наличия охранных документов и возможности получения реальных 
преимуществ перед конкурентами за счет патентной монополии принимаем 
величину доли Владельца технологии (Лицензиара) в прибыли Лицензиата в 
данном случае 0,25 или 25 %.  
 
4) Рассчитать по методике, предложенной Новосельцевым, численное значе-
ние величины роялти для лицензионного соглашения по предоставлению ис-
ключительного (с передачей Лицензиату права предоставлять лицензии тре-
тьим лицам) права на использование запатентованной промышленно освоен-
ной технологии в области производства и реализации новых лекарственных 
препаратов при известной из периодической печати норме рентабельности 
химико-фармацевтической промышленности в Москве 0,44 или 44 %.  
С учетом наличия охранных документов и возможности получения реальных 
преимуществ перед конкурентами за счет охраняемой государством патент-
ной монополии, а также возможности получения дополнительных доходов от 
предоставления третьим лицам сублицензий, принимаем величину доли Вла-
дельца технологии (Лицензиара) в прибыли Лицензиата 0,35 или 35 %.  
 
Контрольный тест 
1.  Договорная  цена  может  уточняться  в  следующих  случаях  (укажите  лиш-
нее) 

 

если при установлении первоначальной договорной цены стороны ука-
зали  в  договоре  или  дополнительном  соглашении  возможность  или 
необходимость последующего уточнения цены;  

 

если не достигнуты предусмотренные договором (заказом) результаты, 
что выявлено при сдаче-приемке работы; 

 

если  в  процессе  работ  возникла  необходимость  изменить их  програм-