Файл: Американ. стандарт 4-е издание.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 18341

Скачиваний: 63

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

14

©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание

Стандарты  управления  проектами  не  описывают  каждую  тему  во  всех  подробностях.  Данный  стандарт 

предназначен для управления отдельными проектами и ограничивается описанием процессов управления проектами, 

которые  обычно  считаются  хорошей  практикой.  Для  получения  дополнительной  информации  относительно  более 

широкого  контекста,  в  котором  реализуются  проекты,  следует  обращаться  к  другим  стандартам.  Управление 

программами  описано  в  Стандарте  управления  программами  (The  Standard  for  Program  Management),  а  управление 

портфелями – в Стандарте управления портфелями (The Standard for Portfolio Management). Изучение возможностей 

процессов управления проектами в рамках предприятия рассматривается в  Модели зрелости управления проектами 

организации (Organizational Project Management Maturity Model, OPM3®).

1.8   Факторы  среды  предприятия

Факторы  среды  предприятия  охватывают  как  внутренние,  так  и  внешние  факторы  среды,  окружающие  проект 

или влияющие на его успех. Эти факторы могут возникать со стороны любого или всех предприятий, вовлеченных 

в  проект.  Факторы  среды  предприятия  могут  расширить  или  ограничить  возможности  управления  проектом,  а 

также  положительно  или  отрицательно  сказаться  на  результате.  В  большинстве  процессов  планирования  такие 

факторы рассматриваются как входы.

К факторам среды предприятия относятся (перечень не исчерпывающий):

организационная культура, структура и процессы;

 государственные  и  промышленные  стандарты  (например,  предписания  контролирующих  органов, 

кодексы поведения, стандарты на продукцию, стандарты качества, стандарты изготовления);

инфраструктура (например, существующие сооружения и основное оборудование);

 имеющиеся  человеческие  ресурсы  (например,  навыки,  знания,  специализации,  такие  как 

проектирование, разработка, юридические вопросы, заключение контрактов и закупки);

 управление  персоналом  (например,  правила  приема  на  работу  и  увольнения,  оценка  эффективности 

работы и обучение персонала, правила сверхурочной работы и учет рабочего времени);

корпоративная система авторизации работ;

ситуация на рынке;

готовность к риску заинтересованных сторон проекта;

политический климат;

каналы коммуникаций, принятые в организации;

коммерческие  базы  данных  (например,  стандартизированные  сметные  данные,  данные 

изучения  промышленных рисков и базы данных рисков); и

 информационные  системы  управления  проектами  (например,  автоматизированные  системы,  такие  как 

программное  обеспечение  для  управления  расписанием,  система  управления  конфигурацией,  система 

сбора  и  распространения  информации  и  веб-интерфейсы  к  другим  автоматизированным  системам, 

работающим в режиме онлайн).

Глава  1  −  введение

1

1


background image

15

©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание

Глава 2

жизненный  Цикл  пРоекта  и  оРГанизаЦия

Окружение,  в  котором  выполняются  проекты  и  управление  проектами,  шире,  чем  сам  проект.  Понимание 

данного  более  широкого  контекста  помогает  обеспечить  осуществление  деятельности  в  соответствии  с 

целями  предприятия  и  управление  деятельностью  согласно  установившимся  практическим  методологиям 

организации.  В  данной  главе  описывается  основная  структура  проекта,  а  также  другие  важные  соображения 

высокого  уровня,  включая  соображения  о  том,  как  проекты  влияют  на  текущую  операционную  деятельность, 

о  влиянии  заинтересованных  сторон  проекта,  не  входящих  непосредственно  в  команду  проекта,  а  также  о 

том,  как  организационная  структура  влияет  на  обеспечение  персоналом,  управление  и  выполнение  проекта.

Обсуждаются следующие основные разделы:

2.1  жизненный цикл проекта – обзор

2.2

   

проекты и операционная деятельность

2.3

 

 заинтересованные стороны проекта

2.4

   

влияние организации на управление проектами

2.1   жизненный цикл проекта – обзор

Жизненный  цикл  проекта  –  это  набор,  как  правило,  последовательных  и  иногда  перекрывающихся  фаз 

проекта,  названия  и  количество  которых  определяются  потребностями  в  управлении  и  контроле  организации 

или  организаций,  вовлеченных  в  проект,  характером  самого  проекта  и  его  прикладной  областью.  Жизненный 

цикл  может  документироваться  с  помощью  методологии.  Жизненный  цикл  проекта  может  определяться  или 

формироваться  уникальными  аспектами  организации,  отрасли  промышленности  или  используемой  технологии. 

Поскольку  каждый  проект  имеет  определенное  начало  и  конец,  конкретные  результаты  и  действия,  имеющие 

место  в  этом  промежутке,  широко  варьируются  для  каждого  проекта.  Жизненный  цикл  обеспечивает  базовую 

структуру для управления проектом, независимо от включенных в него конкретных работ.

8

2


background image

16

©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание

2.1.1    Характеристики жизненного цикла проекта

Проекты  различаются  по  размеру  и  сложности.  Независимо  от  размеров  и  степени  сложности,  все  проекты 

могут быть представлены в виде жизненного цикла со следующей структурой (см. рис. 2-1):

начало проекта;

организация и подготовка;

выполнение работ проекта;

завершение проекта.

Данная  обобщенная  структура  жизненного  цикла  часто  упоминается  при  обмене  данными  с  вышестоящим 

руководством или другими органами, которые менее осведомлены о деталях проекта. Данное представление 
высокого уровня может дать основу для сравнения проектов, даже если они разнородны по своей природе.

Время

Выходы 

управления 

проектом

Устав

проекта

За

тр

ат

ы 

и о

бе

сп

еч

ен

ие

проек

та персонало

м

Начало

проекта

Организация и

подготовка

Завершение

проекта

Выполнение работ

План

управления проектом

Принятые

результаты

Документы

проекта

в архиве

Рис. 2-1 типовые уровни затрат и обеспечения проекта персоналом на 

протяжении жизненного цикла проекта

Глава  2  −  жизненный  Цик л  пРоекта  и  оРГанизаЦия

2

2


background image

17

©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание

Обобщенная структура жизненного цикла, как правило, отображает следующие характеристики:

Стоимость  и  вовлечение  персонала  в  проект  невелики  в  начале,  достигают  пикового  значения  по  мере 

выполнения  работ  и  стремительно  падают  на  этапе  завершения  проекта.  Пунктирная  линия  на  рис.  2-1 
отображает данный типовой пример.

Влияние  заинтересованных  сторон  проекта,  риск  и  неопределенность  (как  показано  на  рис.  2-2)  имеют 
наибольшие значения в начале проекта. Эти факторы уменьшаются по ходу проекта.

Способность  влиять  на  конечные  характеристики  продукта  проекта  без  существенного  влияния  на 

стоимость  имеет  наивысшее  значение  в  начале  проекта  и  уменьшается  по  мере  продвижения  проекта 

к  завершению.  На  рис.  2-2  отражена  идея,  что  стоимость  изменений  и  коррекции  ошибок,  как  правило, 
существенно возрастает по мере приближения к завершению проекта.

Влияние заинтересованных сторон проекта, риск и неопределенность

Стоимость изменений

Сроки проекта

Низкая

Высокая

Ст

еп

ен

ь

Рис. 2-2. влияние переменной, основанной на сроках проекта

В  контексте  обобщенной  структуры  жизненного  цикла  менеджер  проекта  может  определить  необходимость 

более  эффективного  контроля  над  промежуточными  результатами.  В  частности,  такой  дополнительный  уровень 

контроля  может  потребоваться  для  крупных  и  сложных  проектов.  В  некоторых  случаях  работы,  выполняемые  для 
достижения цели проекта, могут выиграть за счет их формального разделения на фазы.

Глава  2  −  жизненный  Цик л  пРоекта  и  оРГанизаЦия

2

2


background image

18

©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание

2.1.2    взаимосвязи жизненного цикла проекта и продукта

Жизненный  цикл  продукта  обычно  состоит  из  последовательных,  неперекрывающихся  фаз  продукта, 

определяемых  потребностью  производства  и  контроля  организации.  Последней  фазой  жизненного  цикла 

продукта,  как  правило,  является  прекращение  сервисного  обслуживания  и  поддержки.  Обычно  жизненный  цикл 

проекта  заключен  в  рамках  жизненных  циклов  одного  или  нескольких  продуктов.  Но,  тем  не  менее,  следует 

отличать жизненный цикл проекта от жизненного цикла продукта. Все проекты предпринимаются для достижения 

некоторой  цели  или  решения  какой-либо  задачи,  однако  в  тех  случаях,  когда  целью  является  предоставление 

услуги  или  получение  результата,  может  применяться  жизненный  цикл  для  услуги  или  результата,  а  не 
жизненный цикл продукта.

Если  ожидаемый  результат  проекта  связан  с  продуктом,  существует  множество  возможных  взаимосвязей. 

Например,  разработка  нового  продукта  сама  по  себе  может  являться  проектом.  С  другой  стороны,  существующий 

продукт  может  получить  преимущества  от  проекта  в  виде  добавления  новых  функций  или  возможностей, 

либо  проект  может  быть  предпринят  для  разработки  новой  модели.  Многие  составляющие  жизненного  цикла 

продукта  могут  сами  по  себе  выступать  в  качестве  проектов,  например  проведение  исследования  применимости, 

проведение  маркетингового  исследования,  проведение  рекламной  кампании,  установка  продукта,  удержание 

целевой  группы,  проведение  испытаний  продукта  на  тестовом  рынке  и  т.  д.  В  каждом  из  данных  примеров 
жизненный цикл проекта отличается от жизненного цикла продукта.

Поскольку  с  одним  продуктом  может  быть  связано  множество  проектов,  дополнительной  эффективности 

можно  достичь,  управляя  всеми  сопутствующими  проектами  в  совокупности.  Например,  с  разработкой  нового 

автомобиля  может  быть  связан  ряд  отдельных  проектов.  Каждый  проект  может  выполняться  отдельно,  но  при 

этом  он  будет  вносить  свой  вклад  в  ключевой  результат,  необходимый  для  вывода  автомобиля  на  рынок.  Надзор 
за всеми проектами со стороны высшей инстанции может существенно повысить вероятность достижения успеха.

2.1.3    Фазы проекта

Фазы проекта – это отдельные части в рамках проекта, требующие дополнительного контроля для эффективного 

управления  достижением  основного  результата  проекта.  Фазы  проекта  обычно  выполняются  последовательно, 

но  в  некоторых  случаях  могут  перекрываться.  Высокоуровневый  характер  фаз  проекта  превращает  их  в  элемент 
жизненного цикла проекта. Фаза проекта не является группой процессов управления проектом.

Структура  фаз  позволяет  разделить  проект  на  логические  подгруппы  для  более  легкого  управления, 

планирования  и  контроля.  Количество  фаз,  необходимость  в  них  и  степень  налагаемого  контроля  зависят  от 

размера  фаз,  сложности  и  потенциального  влияния  на  проект.  Независимо  от  количества  фаз,  составляющих 
проект, все фазы имеют схожие характеристики:

Глава  2  −  жизненный  Цик л  пРоекта  и  оРГанизаЦия

2

2