ВУЗ: Алтайский Государственный Университет
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Управление проектами
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 18381
Скачиваний: 63
189
©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание
Глава 8
упРавление каЧеством пРоекта
Управление качеством проекта включает в себя процессы и действия исполняющей организации, политику в
области качества, цели и сферы ответственности в области качества таким образом, чтобы проект удовлетворял
тем нуждам, ради которых он был предпринят. Управление качеством осуществляется посредством системы
управления качеством, предусматривающей определенные правила и процедуры, а также действия по
постоянному совершенствованию процессов, проводимые, при необходимости, на всем протяжении проекта.
На рис. 8-1 представлена общая блок-схема процессов управления качеством проекта, которые включают в
себя следующее:
8.1
планирование качества –
процесс определения требований и/или стандартов качества
для проекта и продукта, а также документирования того, каким образом проект будет
демонстрировать соответствие установленным требованиям и стандартам
8.2
обеспечение качества –
процесс проверки соблюдения требований к качеству и результатов
измерений в процессе контроля качества для обеспечения применения соответствующих
стандартов качества и оговоренных требований.
8.3
контроль качества –
процесс контроля и записи результатов выполнения действий по
обеспечению качества для оценки исполнения и разработки рекомендаций относительно
необходимых изменений.
Эти процессы взаимосвязаны друг с другом, а также с процессами из других областей знаний. Каждый
процесс может включать в себя действия одного или нескольких лиц или групп в зависимости от требований
проекта. Каждый процесс происходит в каждом проекте не менее одного раза и выполняется в одной или
нескольких фазах проекта, если проект разбит на фазы. Хотя процессы представлены здесь в виде дискретных
элементов с четко выделяемыми границами, на практике они могут накладываться друг на друга и оказывать
взаимное влияние; такие наложения и взаимодействия здесь не рассматриваются. Взаимосвязь процессов
детально рассматривается в главе 3.
Управление качеством проекта направлено как на управление проектом, так и на продукт проекта. Хотя
управление качеством проекта распространяется на все проекты, независимо от продукта проекта, конкретные
меры и методы обеспечения качества продукта зависят от конкретного типа продукта, получаемого в рамках
проекта. Например, для управления качеством программных продуктов нужны иные подходы и меры, нежели
для строительства АЭС, хотя подходы к управлению качеством проекта одинаковы в обоих примерах. Но в любом
случае невыполнение требований к качеству продукта или проекта может привести к серьезным отрицательным
последствиям для отдельных или всех заинтересованных сторон проекта. Например:
7
8
190
©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание
•
Попытка удовлетворить требования заказчика за счет сверхурочной работы команды проекта может
вызвать негативные последствия в виде переутомления сотрудников, появления необоснованных
ошибок или доработок.
•
Попытка достичь целей, обозначенных в расписании проекта, за счет поспешного проведения плановых
проверок качества может привести к негативным последствиям в виде невыявленных дефектов.
Необходимо четко понимать разницу между качеством и сортом. Качество – это «степень, в какой
совокупность внутренних характеристик соответствует требованиям» [4]. Сорт – это категория, присваиваемая
продуктам или услугам, имеющим одно и то же функциональное назначение, но различные технические
характеристики [5]. Низкое качество, не соответствующее требованиям, – это всегда проблема, чего нельзя сказать
о низком сорте. Например, программный продукт может быть высокого качества (отсутствие очевидных дефектов,
доступно написанное руководство пользователя), но низкого сорта (ограниченное число функций), либо же
низкого качества (множество дефектов, плохо организованная пользовательская документация), но высокого сорта
(множество функций). Менеджер проекта и команда управления проектом отвечают за определение и обеспечение
требуемых уровней как качества, так и сорта.
Прецизионность и точность – не одно и то же. Прецизионность – это когда значения периодически
повторяемых измерений при сравнении имеют небольшие расхождения. Точность – это когда измеренное значение
наиболее близко соответствует истинному значению. Прецизионные измерения совсем не обязательно являются
точными. А очень точное измерение может иметь невысокую прецизионность. Команда управления проектом
должна определить соответствующие уровни точности и прецизионности измерений.
Модель управления качеством, описанная в данном разделе, в основе своей соответствует требованиям
Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO). Эта модель
учитывает также авторские модели управления качеством, разработанные Демингом (Deming), Юраном (Juran),
Кросби (Crosby) и др., и общие модели, такие как тотальное управление качеством (TQM), Шесть сигм (Six Sigma),
анализ характера и последствий отказов, контрольные оценки на этапе проектирования, мнение заказчика,
стоимость качества (COQ) и постоянное совершенствование.
Современное управление качеством служит дополнением к управлению проектом. Обе дисциплины
признают важность следующих положений:
•
удовлетворенность потребностей заказчика.
Понимание, оценка, определение и управление
ожиданиями заказчика таким образом, чтобы его требования оказались выполненными. Для этого
необходимо обеспечить сочетание соответствия требованиям (проект должен произвести то, ради
чего он был предпринят) и пригодности к использованию (продукт или услуга должны удовлетворять
реальным потребностям).
•
предотвращение важнее проверок.
Один из фундаментальных принципов современного
управления качеством гласит, что качество должно обеспечиваться за счет планирования, разработки
и производства, а не за счет проведения инспекций. Затраты на предупреждающие действия по
предотвращению ошибок, как правило, значительно ниже, чем стоимость их исправления после
обнаружения в результате проверок.
Глава 8 − упРавление каЧес твом пРоекта
8
8
191
©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание
•
постоянное совершенствование.
Цикл «планирование-выполнение-проверка-действие» (модель,
описанная Шухартом и усовершенствованная Демингом) является основой для повышения качества.
Кроме того, инициативы по повышению качества, предпринимаемые исполняющей организацией, такие
как тотальное управление качеством или Шесть сигм, должны улучшать качество управления проектом,
а также качество продукта проекта. Среди моделей совершенствования процессов можно привести
Организационную модель зрелости управления проектами (Organizational Project Management Maturity
Model, OPM3®) и интегрированную модель развития функциональных возможностей (Capability Maturity
Model Integrated, CMMI®).
•
ответственность руководства.
Для достижения успеха требуется участие всех членов команды
проекта, но за обеспечение проекта ресурсами, необходимыми для его успешного завершения,
ответственность несет руководство.
Стоимость качества обозначает общую стоимость всех мероприятий, направленных на обеспечение
качества, на протяжении жизненного цикла продукта. Решения, принимаемые по проекту, могут оказывать
влияние на стоимость качества в процессе эксплуатации в результате возвратов продуктов, претензий по гарантии
и кампаний по отзыву продукции. Таким образом, вследствие временного характера проекта, организация-спонсор
может принять решение о вложении средств в повышение качества продукта, особенно в определение стоимости
и предотвращение дефектов, с целью снижения внешней стоимости качества.
Общая схема управления
качеством проекта
.1 Входы
.1 План управления проектом
.2 Метрики качества
.3 Информация об исполнении работ
.4 Результаты измерений в процессе
контроля качества .
2 Инструменты и методы
.1 Инструменты и методы
планирования качества и
контроля качества
.2 Аудит качества
.3 Анализ процессов
.3 Выходы
.1 Обновления активов процессов
организации
.2 Запросы на изменение
.3 Обновления плана управления
проектом
.4 Обновления документов проекта
8.2 Обеспечение качества
.1 Входы
.1 Базовый план по
содержанию
.2 Реестр заинтересованных сторон
проекта
.3 Базовый план выполнения
стоимости
.4 Базовое расписание
.5 Реестр рисков
.6 Факторы среды предприятия
.7 Активы процессов организации
.2 Инструменты и методы
.1 Сравнительный анализ затрат
и выгод
.2 Стоимость качества
.3 Контрольные карты
.4 Бенчмаркинг
.5 Планирование экспериментов
.6 Выборочные оценки
.7 Разработка блок-схем
.8 Авторские методики управления
качеством
.9 Дополнительные инструменты
планирования качества
.3 Выходы
.1 План управления качеством .
2 Метрики качества
.3 Контрольные списки качества
.4 План совершенствования
процессов
.5 Обновления документов проекта
8.1 Планирование качества
.1 Входы
.1 План управления проектом
.2 Метрики качества
.3 Контрольные списки качества
.4 Результаты измерения
исполнения работ
.5 Одобренные запросы на
изменение
.6 Результаты
.7 Активы процессов организации
.2 Инструменты и методы
.1 Причинно-следственные
диаграммы
.2 Контрольные карты
.3 Разработка блок-схем
.4 Гистограммы
.5 Диаграммы Парето .
6 Диаграммы тренда .7
Диаграммы разброса .8
Выборочные оценки .9
Инспекция
.10 Проверка одобренных запросов
на изменение
.3 Выходы
.1 Результаты измерений в процессе
контроля качества
.2 Подтвержденные изменения
.3 Подтвержденные результаты
.4 Обновления активов процессов
организации
.5 Запросы на изменение
.6 Обновления плана управления
проектом
.7 Обновления документов проекта
8.3 Контроль качества
Рис. 8-1. общая схема управления качеством проекта
Глава 8 − упРавление каЧес твом пРоекта
8
8
192
©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание
8.1 планирование качества
Планирование качества – процесс определения требований и/или стандартов качества для проекта
и продукта, а также документирования того, каким образом проект будет демонстрировать соответствие
установленным требованиям и стандартам. См. рис. 8-2 и 8-3.
Планирование качества должно осуществляться параллельно с другими процессами планирования
проекта. Например, предложенные изменения продукта, необходимые для приведения его в соответствие с
установленными стандартами качества, могут потребовать проведения корректировки стоимости или расписания
и детального анализа влияния рисков на планы.
В данной главе рассматриваются методы планирования качества, наиболее часто использующиеся в проектах.
Существует также множество других приемов, которые могут оказаться полезными в конкретных проектах или в
некоторых прикладных областях.
Входы
Инструменты и методы
Выходы
.1 Базовый план по содержанию
.2 Реестр заинтересованных
сторон проекта
.3 Базовый план выполнения
стоимости
.4 Базовое расписание
.5 Реестр рисков
.6 Факторы среды предприятия
.7 Активы процессов
организации
.1 Сравнительный анализ
затрат и выгод
.2 Стоимость качества
.3 Контрольные карты
.4 Бенчмаркинг
.5 Планирование
экспериментов
.6 Выборочные оценки .
7 Разработка блок-схем
.8 Авторские методики
управления качеством
.9 Дополнительные
инструменты планирования
качества
.1 План управления качеством .
2 Метрики качества
.3 Контрольные списки качества
.4 План совершенствования
процессов
.5 Обновления документов
проекта
Рис. 8-2. планирование качества: входы, инструменты, методы и выходы
Глава 8 − упРавление каЧес твом пРоекта
8
8
193
©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание
8.1.1 планирование качества: входы
.1 планирование качества: входы
•
описание содержания.
Описание содержания содержит описание проекта, его основных
результатов и критериев приемки. Описание содержания продукта часто содержит подробности
относительно технических и других важных вопросов, которые могут оказать влияние на
планирование качества. Определение критериев приемки может значительно увеличить или
уменьшить стоимость качества проекта. Соответствие всем критериям приемки подразумевает
удовлетворение всех требований заказчика.
•
исР.
ИСР определяет результаты, пакеты работ и контрольные счета, используемые для
измерения выполнения проекта.
•
словарь исР.
Словарь ИСР определяет техническую информацию для элементов ИСР.
Рис. 8-3. блок-схема данных при планировании качества
.2 Реестр заинтересованных сторон проекта
Реестр заинтересованных сторон проекта определяет заинтересованных сторон проекта, имеющих
определенные интересы в отношении качества или оказывающих влияние на него.
Глава 8 − упРавление каЧес твом пРоекта
8.1
Планирование
качества
5.3
Создание ИСР
4.2
Разработка плана
управления
проектом
Управление качеством проекта
•
Реестр рисков
•
Базовое
расписание
•
Активы процессов
организации
•
Факторы среды
предприятия
Документы
проекта
Предприятие/
организация
•
Базовый план
выполнения
стоимости
•
Реестр
заинтересованных
сторон проекта
•
Базовый
план по
содержанию
•
Контрольные
списки качества
•
Метрики
качества
•
Планы
совершенствования
процессов
•
План управления качеством
•
Обновления документов проекта
11.2
Идентификация
рисков
8.2
Обеспечение
качества
8.3
Контроль
качества
10.1
Определение
заинтересованных
сторон проекта
6.5
Разработка
расписания
7.2
Определение
бюджета
11.2
Идентификация
рисков
8
8