Файл: Американ. стандарт 4-е издание.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 18384

Скачиваний: 63

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

194

©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание

.3   базовый план выполнения стоимости

Базовый  план  выполнения  стоимости  документирует  принятые  временные  фазы,  используемые  для 

измерения выполнения стоимости (раздел 7.2.3.1).

.4   базовое расписание

Базовое  расписание  документирует  принятые  метрики  выполнения  сроков,  включая  даты  старта  и 

финиша (раздел 6.5.3.2).

.5   Реестр рисков

Реестр  рисков  содержит  информацию  об  угрозах  и  возможностях,  которые  могут  оказывать  влияние 

на требования к качеству (раздел 11.2.3.1).

.6   Факторы среды предприятия

Факторы  среды  предприятия,  которые  оказывают  влияние  на  процесс  планирования  качества, 

включают в себя, среди прочего:

нормативные акты правительственных органов;

правила, стандарты и руководящие указания, специфичные для прикладной области; и

условия работы/эксплуатации проекта/продукта, которые могут повлиять на качество проекта.

.7   активы процессов организации

Активы  процессов  организации,  которые  оказывают  влияние  на  процесс  планирования  качества, 

включают в себя, среди прочего:

•  

правила, процедуры и руководящие указания организации в области качества;

• 

базы исторических данных;

• 

знания, накопленные в предыдущих проектах; и

политику в области качества, одобренную высшим руководством, которая устанавливает стратегию 

исполняющей организации в отношении качества. Политика исполняющей организации в области качества 

ее  продуктов  зачастую  может  использоваться  в  проекте  «как  есть».  Если  в  исполняющей  организации 

отсутствует формальная политика в области качества, или если в проекте участвуют несколько  исполняющих 

организаций  (как  в  случае  с  совместным  предприятием),  команде  управления  проектом  придется 

самостоятельно  разработать  политику  в  области  качества  для  проекта.  Независимо  от  того,  на 

основе  чего  формулируется  политика  в  области  качества,  команда  управления  проектом  должна 

обеспечить  полное  информирование  заинтересованных  сторон  проекта  об  используемой  в  проекте 

политике с помощью соответствующей системы 

распространения информации.

Глава  8  −  упРавление  каЧес твом  пРоекта

8

8


background image

195

©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание

8.1.2   планирование качества: инструменты и методы

.1   сравнительный анализ затрат и выгод

Основная  выгода  от  выполнения  требований  к  качеству  может  заключаться  в  уменьшении 

числа  доработок,  увеличении  производительности,  уменьшении  затрат  и  росте  удовлетворенности 

заинтересованных  сторон  проекта.  В  экономическом  обосновании  каждого  действия  в  области  качества 

сравнивается стоимость соответствующей меры в отношении качества с ожидаемой от нее выгодой.

.2   стоимость качества

Стоимость  качества  –  это  совокупная  стоимость  всех  мероприятий  на  протяжении  жизненного  цикла 

продукта,  направленных  на  повышение  качества,  обеспечение  соответствия  определенным  требованиям, 

а  также  предупреждение  факторов,  способных  вызвать  снижение  качества  и  его  несоответствие 

требованиям (доработка). Издержки вследствие дефектов часто разделяются на внутренние (выявленные 

в  рамках  проекта)  и  внешние  (выявленные  заказчиком).  Издержки  вследствие  дефектов  также 

называются  «стоимостью  низкого  качества».  На  рис.  8-4  представлено  несколько  примеров  для 

рассмотрения из каждой области.

Стоимость соответствия 

Стоимость несоответствия

Стоимость предотвращения

(производство качественного продукта)

• 

Обучение

• 

Документирование процессов

• 

Оборудование

• 

Время для правильного выполнения

Стоимость оценки 

(оценивание качества)

• 

Тестирование

• 

Потери в результате разрушающих

    тестов

• 

Инспекции

Денежные средства, потраченные во 
время проекта на предотвращение дефектов

Внутренние издержки в 

результате дефектов 

(дефекты, выявленные в рамках проекта)

• 

Доработка

• 

Отходы 

Внешние издержки в

результате дефектов 

(дефекты, выявленные заказчиком)

• 

Обязательства

• 

Работы по гарантийному обслуживанию

• 

Потери прибыли

Средства, потраченные во время и после
проекта из-за дефектов

Рис. 8-4. стоимость качества

Глава  8  −  упРавление  каЧес твом  пРоекта

8

8


background image

196

©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание

.3   контрольные карты

Контрольные  карты  используются  для  определения  того,  является  ли  процесс  стабильным  или  нет,  и 

характеризуется ли он предсказуемым выполнением. Нижние и верхние границы, заданные спецификацией, 

основаны  на  требованиях  контракта.  Они  отражают  максимальные  и  минимальные  допустимые  значения.

Могут налагаться штрафы, связанные с превышением границ, заданных спецификацией. Нижние и верхние 

контрольные  границы  устанавливаются  менеджером  проекта  и  соответствующими  заинтересованными 

сторонами  проекта  для  отражения  точек,  в  которых  будут  предприниматься  корректирующие  воздействия 

с  целью  предотвращения  превышения  границ,  заданных  спецификацией.  Для  повторяющихся  процессов 

контрольные границы обычно составляют ± 3 сигмы. Процесс считается вышедшим из-под контроля в том 

случае,  если  точка  данных  находится  за  контрольными  границами  или  если  семь  последовательных  точек 

находятся выше или ниже средней линии.

Контрольные  карты  могут  быть  использованы  для  контроля  различных  типов  выходных  переменных. 

Хотя  наиболее  часто  контрольные  карты  используются  для  отслеживания  повторяющихся  операций, 

требуемых  для  производства  промышленных  изделий,  они  также  могут  использоваться  для  контроля 

отклонений по стоимости и расписанию, объема и частоты изменений содержания или иных управленческих 

результатов, что помогает определить, находятся ли процессы управления проектом под контролем. На рис. 

8-5  показана  контрольная  карта,  отслеживающая  зарегистрированные  рабочие  часы  проекта.  На  рис.  8-6 
показаны измеренные дефекты продукта по сравнению с фиксированными границами.

Образец контрольной карты

Верхняя граница, заданная спецификацией

Верхняя контрольная граница 

Среднее значение – цель

Фактические данные 

Нижняя контрольная граница 

Нижняя граница, заданная спецификацией

В контрольных картах используются три основных типа линий: 
1. Верхняя и нижняя границы, заданные спецификацией  

2. Верхняя и нижняя контрольные границы, отображающие  

     максимально допустимые значения, при которых еще не        

     требуется предпринимать действия 

3. Плановое или целевое значение
Отклонение затраченного времени на проекте начало расти. Хотя 
пока оно в допустимых пределах, в случае если тенденция 
сохранится, затраченное время выйдет за контрольные границы.

Рис. 8-5. образец контрольной карты

Глава  8  −  упРавление  каЧес твом  пРоекта

8

8


background image

197

©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание

Обнаруженные дефекты

Номер проверки

Последовательные измерения с фиксированными границами

1    2    3    4     5    6    7    8     9    10   11  12  13  14  15  16   17  18  19  20

Верхняя граница, заданная спецификацией

Верхняя контрольная граница 

Цель 

Фактические данные 

Нижняя контрольная граница 

Нижняя граница, заданная спецификацией

Рис. 8-6. контрольная карта последовательных измерений с фиксированными границами

.4   бенчмаркинг

Бенчмаркинг  предусматривает  сопоставление  текущего  или  планируемого  проекта  с  другими 

сопоставимыми  проектами  с  целью  выявления  лучших  практик,  выработки  идей  для  совершенствования 

и  определения  критериев  оценки  исполнения.  Другие  сопоставимые  проекты  могут  быть  как  внутри 

исполняющей  организации,  так  и  за  ее  пределами,  а  также  могут  относиться  к  аналогичной  прикладной 
области или к какой-либо иной.

.5   планирование экспериментов

Планирование  экспериментов  (ПЭ)  –  это  статистический  метод,  позволяющий  определить  факторы, 

способные  оказывать  влияние  на  конкретные  параметры  продукта  или  процесса  в  ходе  разработки  или 

производства.  ПЭ  должно  использоваться  во  время  процесса  планирования  качества  для  определения 
количества и типов испытаний и их влияния на стоимость качества.

Глава  8  −  упРавление  каЧес твом  пРоекта

8

8


background image

198

©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание

ПЭ  также  играет  определенную  роль  в  оптимизации  продуктов  или  процессов.  ПЭ  может  быть 

использовано  для  снижения  зависимости  характеристик  продукта  от  источников  отклонений,  вызванных 

различиями  в  окружающей  среде  или  производстве.  Одним  из  важных  аспектов  данного  метода  является 

статистическая  система,  предназначенная  для  анализа  систематических  изменений  всех  важных  факторов, 

в  отличие  от  системы,  при  которой  происходит  изменение  одного  фактора  в  единицу  времени.  Анализ 

экспериментальных  данных  должен  способствовать  разработке  оптимальных  условий  для  продукта  или 

процесса,  обнаружению  факторов,  оказывающих  влияние  на  результаты,  и  выявлению  взаимодействий 

и  синергии  между  факторами.  Например,  конструкторы  автомобилей  используют  данный  метод  для 

определения  того,  какое  сочетание  подвески  и  шин  даст  наилучшие  ходовые  качества  при  разумных 
затратах.

.6  выборочные оценки

Выборочная оценка предусматривает выбор части интересующей совокупности для проверки (например, 

произвольный  выбор  десяти  инженерных  чертежей  из  семидесяти  пяти).  Частота  и  размеры  выборок 

должны  определяться  в  ходе  процесса  планирования  качества,  чтобы  в  стоимости  качества  учитывались 

ряд испытаний, ожидаемые отходы и т. д.

Существует  обширный  свод  знаний  по  выборочным  оценкам.  В  некоторых  прикладных  областях 

команде управления проектом бывает необходимо ознакомиться с разнообразными методами выборочных 
оценок для обеспечения того, чтобы выборка действительно представляла интересующую совокупность.

.7   Разработка блок-схем

Блок-схема  –  это  графическое  представление  процесса,  отражающее  взаимосвязи  между  этапами 

процесса.  Существует  множество  стилей  их  оформления,  но  все  блок-схемы  процессов  отражают  операции, 

точки  принятия  решений  и  порядок  выполнения.  Во  время  планирования  качества  блок-схемы  могут 

помочь  команде  проекта  предвосхитить  проблемы  в  области  качества,  которые  могут  возникнуть. 

Осведомленность  о  возможных  проблемах  может  способствовать  разработке  тестовых  процедур  или 

подходов  к  их  решению.  Рис.  8-7  является  примером  блок-схемы  процесса  для  анализа  характеристик 

конструкции.

Глава  8  −  упРавление  каЧес твом  пРоекта

8

8