Файл: Американ. стандарт 4-е издание.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 18383

Скачиваний: 63

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

199

©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание

4

Макет одобрен

8

Проверка/

одобрение

разработки

упаковки

9

Проверка/

одобрение

группой

обеспечения

качества

12 

Заказ материалов

Запрос на

выполнение проекта

2

Копия

сертификата

соответствия

3

Разработка

макета

5

Контроль изменений

технических

параметров

6

Макет готов

для проверок

10

Возврат одобренной

партии образцов

исполнителю

11

Технические

характеристики

подписаны

7

Проведение

проверок

исполнителями

НЕТ

ДА

НЕТ

ДА

ДА

НЕТ

Рис. 8-7. блок-схема процесса

.8   авторские методики управления качеством

Авторские  методики  управления  качеством  включают  в  себя  следующие  методики:  Шесть  сигм, 

бережливое  производство  (Lean  Six  Sigma),  развертывание  функций  качества,  CMMI®  и  т. д.  Помимо 

них,  существуют  многие  другие  методики  –  данный  список  не  претендует  на  статус  рекомендованного 

или полного.

.9   дополнительные инструменты планирования качества

Другие инструменты планирования качества часто используются для лучшего определения требований 

к  качеству  и  планирования  действий  по  эффективному  управлению  качеством.  Они  включают  в  себя, 

среди прочего:

• 

мозговой штурм

 

(описан в разделе 11.2.2.2).

• 

диаграммы  сходства,

 

используемые  для  визуального  определения  логических  группировок, 

основанных на естественных взаимосвязях.

• 

анализ  силовых  полей,  представляющий  собой  диаграммы  сил,  выступающих  за  и  против 
изменения.

• 

методы  номинальных  групп

 

позволяют  проводить  мозговой  штурм  идей  в  небольших 

группах, а затем проверять их в группе большего размера.

Глава  8  −  упРавление  каЧес твом  пРоекта

8

8


background image

200

©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание

матричные  диаграммы  содержат  две,

 

три  или  четыре  группы  информации  и  показывают 

взаимосвязи  между  факторами,  причинами  и  целями.  Данные  в  матрице  организованы  в 

строки  и  столбцы  с  пересекающимися  ячейками,  которые  могут  быть  заполнены  информацией, 

описывающей демонстрируемую взаимосвязь между элементами, расположенными в строке и 
столбце.

• 

матрицы  расстановки  приоритетов,

 

позволяющие  ранжировать  набор  разнообразных 

проблем и/или вопросов (обычно генерируемых с помощью мозгового штурма) по уровню их 
важности.

8.1.3   планирование качества: выходы

.1   план управления качеством

План управления качеством описывает, каким образом команда управления проектом будет претворять 

политику  исполняющей  организации  в  области  качества.  План  управления  качеством  является  частью  или 

вспомогательным планом в составе плана управления проектом (раздел 4.2.3.1).

План управления качеством обеспечивает входную информацию для общего плана управления проектом 

и  включает  подходы  к  контролю  качества,  обеспечению  качества  и  постоянному  совершенствованию 

процессов проекта.

План  управления  качеством  может  быть  формальным  или  неформальным,  очень  подробным  или 

обобщенным. Стиль и детали определяются требованиями проекта. Кроме того, план управления качеством 

должен  проверяться  на  ранней  стадии  проекта  для  обеспечения  того,  чтобы  принимаемые  решения  были 

основаны на точной информации. К преимуществам подобной проверки можно отнести сокращение 
превышений стоимости и сроков, вызванных доработками.

.2   метрики качества

Метрики  качества  описывают  в  конкретных  терминах  как  параметры  проекта  или  продукта,  так  и 

способы  измерения  этих  параметров.  Результат  измерения  –  это  фактическая  величина.  Допуск  определяет 

допустимые  отклонения  метрики.  Например,  метрика,  связанная  с  целью  в  области  качества,  –  остаться 

в  рамках  одобренного  бюджета  ±  10  %  –  может  включать  измерение  стоимости  каждого  результата 

и  определение  отклонения  этого  результата  в  процентах  от  одобренного  бюджета.  Метрики  качества 

используются  в  процессах  обеспечения  качества  и  управления  качеством.  Некоторыми  примерами  метрик 

качества  являются  производительность  на  момент  времени,  показатели  бюджета,  частота  дефектов,  доля 

отказов, доступность, надежность и регулярность проведения испытаний.

Глава  8  −  упРавление  каЧес твом  пРоекта

8

8


background image

201

©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание

.3   контрольные списки качества

Контрольный  список  представляет  собой  структурированный  документ,  обычно  относящийся  к 

конкретному  элементу,  который  используется  для  подтверждения  выполнения  всех  намеченных 

действий.  Контрольные  списки  могут  быть  простыми  или  сложными  в  зависимости  от  требований  и 

порядка  выполнения  проекта.  Во  многих  организациях  имеются  стандартизированные  контрольные 

списки,  обеспечивающие  согласованность  часто  выполняемых  задач.  В  некоторых  прикладных  областях 

контрольные  списки  можно  также  получить  от  профессиональных  ассоциаций  или  коммерческих 

организаций. Контрольные списки качества используются в процессе управления качеством.

.4   план совершенствования процессов

План совершенствования процессов представляет собой вспомогательный план, входящий в состав плана 

управления  проектом  (раздел  4.2.3.1).  План  совершенствования  процессов  описывает  порядок  проведения 

анализа процессов с целью определения действий, повышающих ценность этих процессов. Рассматриваемые 

области включают в себя:

Границы  процессов.

 

Описывают  цели  процессов,  их  начало  и  конец,  их  входы/выходы, 

необходимые данные, владельца и заинтересованные стороны проекта.

• 

конфигурация процессов.

 

Графическое изображение процессов с указанием их взаимодействий, 

используемое для облегчения анализа.

• 

система  показателей  процессов.

 

Наряду  с  контрольными  границами  позволяет  анализировать 

эффективность процессов.

• 

объекты для совершенствования.

 

Указывают направления совершенствования процессов.

.5   обновления документов проекта

Документы проекта, которые могут быть обновлены, включают в себя, среди прочего:

• 

Реестр заинтересованных сторон проекта; и

• 

матрицу ответственности (раздел 9.1.2.1).

8.2  обеспечение качества

Обеспечение  качества  представляет  собой  процесс  проверки  соблюдения  требований  к  качеству  и  результатов 

измерений  в  процессе  контроля  качества  для  обеспечения  использования  соответствующих  стандартов  качества 

и  метрик  качества.  См.  рис.  8-8  и  8-9.  Обеспечение  качества  –  это  один  из  процессов  исполнения,  в  котором 

используются данные, полученные во время контроля качества (раздел 8.3).

Глава  8  −  упРавление  каЧес твом  пРоекта

8

8


background image

202

©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание

Наблюдение  за  процессом  обеспечения  качества  часто  поручается  отделу  по  обеспечению  качества  или 

специальной  организации.  Независимо  от  того,  как  называется  структура,  обеспечивающая  качество,  поддержку 

процесса  обеспечения  качества  могут  предоставлять  команда  проекта,  руководящий  состав  исполняющей 

организации,  заказчик  или  спонсор,  а  также  другие  заинтересованные  стороны  проекта,  не  принимающие 

активного участия в работах по проекту.

Обеспечение  качества  также  составляет  основу  для  постоянного  совершенствования  процессов,  а  именно 

итеративных  мер  по  улучшению  качества  всех  процессов.  Постоянное  совершенствование  процессов  сокращает 

трату  ресурсов  и  исключает  бесполезные  операции,  которые  не  добавляют  ценности,  что  повышает  уровень 
эффективности и результативности процессов.

Входы

Инструменты и методы

Выходы

.1 План управления проектом

.2 Метрики качества 

.3 Информация об

исполнении работ 

.4 Результаты измерений в  

процессе контроля качества

.1 Инструменты и методы  

 

планирования качества и  

 

контроля качества

.2 Аудит качества 

.3 Анализ процессов

.1 Обновления активов  

процессов организации

.2 Запросы на изменение

.3 Обновления плана   

управления проектом 

.4 Обновления документов  

проекта

Рис. 8-8. обеспечение качества: входы, инструменты, методы и выходы

8.2

Обеспечение

качества

4.5

Осуществление

общего управления

изменениями

Управление качеством проекта

• 

Метрики качества

• 

План управления

     качеством

• 

План совершенствования

     процессов

• 

Результаты измерений

     в процессе контроля

     качества

• 

Обновления активов процессов организации

• 

Запросы на изменение

• 

Обновления плана

     управления проектом

• 

Обновления

     документов проекта

• 

Информация об

     исполнении работ

Документы

проекта

Предприятие/

организация

8.1

Планирование

качества

8.3

Контроль

 качества

4.3

Руководство и

управление

исполнением

проекта

4.2

Разработка плана

управления

проектом

Рис. 8-9. блок-схема данных при обеспечении качества

Глава  8  −  упРавление  каЧес твом  пРоекта

8

8


background image

203

©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание

8.2.1   обеспечение качества: входы

.1   план управления проектом

План  управления  проектом,  описанный  в  разделе  4.2.3.1,  содержит  следующую  информацию, 

используемую для обеспечения качества:

• 

план  управления  качеством.

 

План  управления  качеством  описывает  порядок  обеспечения 

качества в рамках проекта.

• 

план  совершенствования  процессов.

 

План  совершенствования  процессов  детально  описывает 

шаги проведения анализа процессов для определения операций, способных увеличить их 
ценность.

.2   система показателей качества

Описана в разделе 8.1.3.2.

.3   информация об исполнении работ

По  мере  продвижения  проекта  регулярно  собирается  информация  о  выполнении  его  операций. 

Результаты выполнения, которые могут способствовать аудиту процесса, включают в себя, среди прочего:

• 

результаты измерения технического исполнения;

• 

статус результатов проекта;

• 

ход выполнения расписания; и

• 

понесенные затраты.

.4   Результаты измерений в процессе контроля качества

Результаты  измерений  в  процессе  контроля  качества  являются  результатами  действий  по  контролю 

качества.  Они  используются  для  анализа  и  оценки  стандартов  и  процессов  исполняющей  организации  в 

области качества (раздел 8.3.3.1).

Глава  8  −  упРавление  каЧес твом  пРоекта

8

8