ВУЗ: Алтайский Государственный Университет
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Управление проектами
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 18387
Скачиваний: 63
204
©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание
8.2.2 обеспечение качества: инструменты и методы
.1 инструменты и методы планирования качества и контроля качества
Инструменты и методы планирования качества и контроля качества описаны в разделе 8.1.2. Раздел
8.3.2 также может быть применен к действиям по обеспечению качества.
.2 аудит качества
Аудит качества – это структурированная, независимая проверка, определяющая, насколько операции
проекта соответствуют, и соответствуют ли, установленным в рамках проекта или организации правилам,
процессам и процедурам. Целями аудита качества являются:
•
выявление хороших/лучших применяемых практик;
•
выявление всех узких мест/недостатков;
•
распространение внедренных или примененных хороших практик среди подобных проектов
организации и/или всей отрасли;
•
активное предложение поддержки для улучшения выполнения процессов и оказания помощи
команде в повышении производительности; и
•
внесение достижений каждого аудита в хранилище накопленных знаний организации.
Последующие усилия по корректировке каких-либо недостатков должны приводить к уменьшению
стоимости качества и улучшению приемки продукта проекта спонсором или заказчиком. Аудит качества
может выполняться по расписанию или произвольным образом специально обученными внутренними
аудиторами, или сторонней организацией.
Аудит качества может подтвердить реализацию одобренных запросов на изменение, включая
корректирующие воздействия, исправления дефектов и предупреждающие действия.
.3 анализ процессов
Анализ процессов предусматривает выполнение действий, описанных в плане совершенствования
процессов и направленных на выявление потребностей в улучшении. При анализе процесса также
происходит изучение проблем, ограничений и не создающих добавленной стоимости операций, выявленных
при выполнении процесса. Анализ процессов включает в себя анализ первопричин – особый метод
анализа проблем и выявления глубинных причин, приведших к их возникновению, а также разработку
предупреждающих действий для решения таких проблем.
Глава 8 − упРавление каЧес твом пРоекта
8
8
205
©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание
8.2.3 обеспечение качества: выходы
.1 обновления активов процессов организации
Элементы активов процессов организации, которые могут быть обновлены, включают в себя, в
частности, стандарты качества.
.2 запросы на изменение
Совершенствование качества включает в себя совершение действий по повышению эффективности и/
или результативности правил, процессов и процедур исполняющей организации. Запросы на изменение
создаются и используются в качестве входа процесса осуществления общего управления изменениями
(раздел 4.5), что позволяет полностью рассмотреть рекомендованные улучшения. Запросы на изменения
могут использоваться для совершения корректирующих или предупреждающих действий или для
исправления дефектов.
.3 обновления плана управления проектом
Элементы плана управления проектом, которые могут быть обновлены, включают в себя, среди
прочего:
•
план управления качеством;
•
план управления расписанием; и
•
план управления стоимостью.
.4 обновления документов проекта
Документы проекта, которые могут быть обновлены, включают в себя, среди прочего:
•
отчеты по аудитам качества;
•
планы обучения; и
•
документацию процесса.
Глава 8 − упРавление каЧес твом пРоекта
8
8
206
©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание
8.3 контроль качества
Контроль качества представляет собой процесс контроля и записи результатов действий, направленных
на обеспечение качества, для оценки исполнения и разработки рекомендаций относительно
необходимых изменений. Контроль качества осуществляется на протяжении всего проекта. Стандарты качества
включают в себя процессы проекта и цели по продуктам. К результатам проекта относятся как результаты работ,
так и управленческие результаты, такие как показатели выполнения стоимости и сроков. Контроль качества часто
проводится отделом контроля качества или другим подразделением организации с похожим названием. Действия
по контролю качества выявляют причины низкого качества процессов или продуктов и позволяют вынести
рекомендации и/или предпринять действия по их устранению. См. рис. 8-10 и 8-11.
Команда управления проектом должна обладать знаниями и навыками статистического анализа качества,
особенно метода выборочных оценок и теории вероятности, необходимых для того, чтобы уметь оценить
результаты контроля качества. Помимо всего прочего, для команды проекта, возможно, окажется полезным знать
различия между следующими парами терминов:
•
предотвращением (недопущение появления ошибок в процессе) и проверкой (недопущение попадания
ошибочных результатов к потребителю).
•
выборочной проверкой соответствия (результат либо удовлетворителен, либо нет) и выборочной
проверкой отклонений (результат оценивается по числовой шкале, измеряющей степень соответствия).
•
допустимым отклонением (результат приемлем, если он находится в допустимых рамках) и
контрольными границами (пороговые значения, показывающие, остается ли процесс управляемым).
Входы
Инструменты и методы
Выходы
.1 План управления проектом
.2 Метрики качества
.3 К онтрольные списки
качества.4
Результаты измерения
исполнения работ
.5 Одобренные запросы
на изменение
.6 Результаты
.7 Активы процессов
.1 Причинно-следственные
диаграммы
.2 К онтрольные
карты
.3 Разработка блок-схем
.4 Гистограммы
.5 Диаграммы Парето
.6 Диаграммы тренда
.7 Диаграммы разброса
.8 Выборочные оценки .
9 Инспекция
.10 Проверка одобренных
.1 Результаты измерений в
процессе контроля качества
.2 Подтвержденные изменения
.3 Подтвержденные результаты
.4 Обновления активов
процессов организации
.5 Запросы на изменение
.6 Обновления плана
управления проектом
.7 Обновления документов
проекта
Рис. 8-10. контроль качества: входы, инструменты, методы и выходы
Глава 8 − упРавление каЧес твом пРоекта
8
8
207
©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание
8.3
Контроль
качества
4.5
Осуществление
общего управления
изменениями
5.4
Подтверждение
содержания
4.3
Руководство и
управление
исполнением
проекта
8.2
Обеспечение
качества
•
Контрольные списки
качества
•
Метрики качества
•
Подтвержденные
результаты
•
Результаты измерений
в процессе контроля
качества
•
Одобренные
запросы на
изменение
•
Обновления активов процессов организации
•
Активы процессов организации
•
Запросы на
изменение
•
Обновления
плана
управления
проектом
•
Подтвержденные
изменения
•
Обновления
документов
проекта
Обновления
документов
проекта
Предприятие/
организация
4.2
Разработка плана
управления
проектом
4.5
Осуществление
общего управления
изменениями
5.5
Управление
содержанием
6.6
Управление
расписанием
7.3
Управление
стоимостью
Управление качеством проекта
8.1
Планирование
качества
•
Результаты
измерения
исполнения
работ
4.2
Разработка плана
управления
проектом
•
План управления качеством
•
Результаты
Рис. 8-11. блок-схема данных при контроле качества
8.3.1 контроль качества: входы
.1 план управления проектом
План управления проектом, описанный в разделе 4.2.3.1, содержит план управления качеством,
используемый для контроля качества. План управления качеством описывает порядок проведения
контроля качества в рамках проекта.
.2 метрики качества
Описаны в разделе 8.1.3.2.
.3 контрольные списки качества
Описаны в разделе 8.1.3.3.
Глава 8 − упРавление каЧес твом пРоекта
8
8
208
©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание
.4 Результаты измерения исполнения работ
Результаты измерения исполнения работ используются для создания метрик операций проекта,
что позволяет оценить фактическое исполнение по сравнению с плановым. Данные метрики включают
в себя, среди прочего:
•
плановые технические показатели в сравнении с фактическими;
•
плановое выполнение сроков в сравнении с фактическим; и
•
плановое выполнение стоимости в сравнении с фактическим.
.5 одобренные запросы на изменение
Являясь частью процесса осуществления общего управления изменениями, обновления статуса
управления изменениями показывают, что одни изменения одобрены, а другие нет. Одобренные запросы
на изменение могут включать в себя такие модификации, как исправление дефектов, пересмотр методов
работы и расписания. Должны проводиться проверки своевременного внедрения одобренных изменений.
.6 Результаты
Описаны в разделе 4.3.3.1.
.7 активы процессов организации
Активы процессов организации, которые могут оказывать влияние на процесс контроля качества,
включают в себя, среди прочего:
•
стандарты и правила в отношении качества;
•
стандартные рабочие инструкции; и
•
процедуры составления отчетов о проблемах и дефектах, а также правила коммуникаций.
8.3.2 контроль качества: инструменты и методы
Первые семь из данных инструментов и методов известны как «семь основных инструментов качества
Ишикавы».
.1 причинно-следственные диаграммы
Причинно-следственные диаграммы, также называемые диаграммами Ишикавы или диаграммами
«рыбий скелет», иллюстрируют связь различных факторов с возможными проблемами и следствиями.
На рис. 8-12 и 8-13 приведены примеры причинно-следственных диаграмм. Возможную первопричину
можно выявить, постоянно задавая вопросы «почему?» или «как?» по мере движения вдоль одной из
линий. При анализе первопричин могут быть использованы диаграммы «почему-почему» и «как-как».
Причинно-следственные диаграммы также используются при анализе рисков (раздел 11.2.2.5).
8
Глава 8 − упРавление каЧес твом пРоекта