ВУЗ: Алтайский Государственный Университет
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Управление проектами
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 18391
Скачиваний: 63
229
©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание
9.2.3 набор команды проекта: выходы
.1 назначение персонала проекта
Проект считается укомплектованным персоналом, когда на работы проекта назначены
соответствующие лица с помощью описанных выше методов. Документация по данным назначениям
может включать в себя справочник команды проекта, памятки для членов команды и имена членов
команды, указанные в других частях плана управления проектом (например, в организационных
диаграммах и расписаниях проекта).
.2 Ресурсные календари
Для указания доступности ресурсов в ресурсных календарях документально фиксируются периоды
времени, в течение которых каждый член команды проекта может принимать участие в выполнении
проекта. Чтобы разработать надежное расписание (раздел 6.5.3.1), необходимо обладать информацией
обо всех нестыковках расписания по каждому сотруднику, включая отпуска и обязательства по другим
проектам.
.3 обновления плана управления проектом
Элементы плана управления проектом, которые могут быть обновлены, включают в себя, среди
прочего, план управления человеческими ресурсами. Например, когда определенные лица назначены
для выполнения ролей и обязанностей по проекту, может оказаться, что между требованиями
обеспечения проекта персоналом, указанными в плане управления человеческими ресурсами, и
отдельными назначенными лицами нет точного соответствия.
9.3 Развитие команды проекта
Развитие команды проекта – это процесс повышения квалификации членов команды проекта, улучшения
взаимодействия между ними и улучшения общих условий работы команды для повышения эффективности
проекта. Менеджеры проектов должны уметь определять, формировать, поддерживать, мотивировать,
руководить и воодушевлять команды проектов для повышения эффективности их работы и достижения целей
проекта. См. рис. 9-9 и 9-10.
Командная работа является критически важным фактором успеха проекта, а развитие эффективных команд
проектов является одной из важнейших обязанностей менеджера проекта. Менеджеры проектов должны
создавать условия, способствующие командной работе. Менеджеры проектов должны постоянно мотивировать
свою команду, ставя перед ней задачи и предоставляя возможности, обеспечивая при необходимости их
своевременной обратной связью и поддержкой, а также поощряя и вознаграждая за хорошее выполнение
работ. Высокая эффективность работы команды может быть достигнута с помощью открытой и эффективной
коммуникации, повышения доверия между членами команды, конструктивного управления конфликтами, а также
за счет содействия разрешению проблем и принятию решений на основе сотрудничества. Для получения ресурсов,
необходимых для развития эффективных команд проектов, менеджер проекта должен запрашивать поддержку
руководства и/или воздействовать на заинтересованные стороны проекта.
Глава 9 − упРавление ЧеловеЧескими Рес уРсами пРоекта
9
9
230
©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание
В настоящее время менеджеры проектов действуют в глобальных условиях и работают над проектами,
характеризующимися культурным разнообразием. Зачастую члены команды имеют опыт в различных отраслях,
говорят на различных языках, а иногда используют «язык команды», который отличается от их родного
языка. Команда управления проектом должна использовать культурные различия для получения выгоды,
ориентироваться на развитие и поддержку команды проекта на всем протяжении жизненного цикла проекта, а
также придерживаться модели взаимозависимой совместной работы в обстановке взаимного доверия. Развитие
команды проекта направлено на развитие навыков сотрудников, их технической квалификации, а также
улучшение общего климата в команде и повышение эффективности исполнения проекта. Для этого требуются
четкие, эффективные и действенные способы коммуникации между членами команды на всем протяжении
жизненного цикла проекта. Цели развития команды проекта включают в себя, среди прочего:
•
повышение уровня знаний и навыков членов команды для повышения их способности достигать
результатов проекта при снижении стоимости, сокращении сроков и улучшении качества;
•
укрепление чувства доверия и сплоченности среди членов команды для повышения морального
духа, уменьшения конфликтов и улучшения командной работы; и
•
создание динамичной и сплоченной командной культуры для повышения как индивидуальной,
так и командной производительности, стимулирования командного духа и сотрудничества, а
также создания возможностей для взаимного обучения и наставничества, направленных на
обмен знаниями и опытом между членами команды.
Входы
Инструменты и методы
Выходы
.1
Назначения персонала
проекта
.2
План управления проектом
.3
Ресурсные календари
.1
Навыки межличностных
отношений
.2
Обучение
.3
Действия по укреплению
команды
.4
Принципы
.5
Совместное расположение
.6
Признание заслуг и
вознаграждение
.1
Оценка эффективности
работы команды
.2
Обновления факторов среды
предприятия
Рис. 9-9. Развитие команды проекта: входы, инструменты, методы и выходы
Глава 9 − упРавление ЧеловеЧескими Рес уРсами пРоекта
9
9
231
©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание
•
Обновления
факторов среды
предприятия
•
Назначения персонала проекта
•
Ресурсные календари
•
Оценка эффективности
работы команды
9.3
Развитие
команды
проекта
9.2
Набор команды
проекта
•
Ресурсные
календари
Предприятие/
организация
9.4
Управление
командой проекта
Управление человеческими
ресурсами проекта
12.2
Осуществление
закупок
4.2
Разработка плана
управления
проектом
•
План управления
человеческими
ресурсами
Рис. 9-10. блок-схема данных при развитии команды проекта
9.3.1 Развитие команды проекта: входы
.1 назначение персонала проекта
Развитие команды начинается с составления списка членов команды проекта. Документация по
назначению персонала проекта (раздел 9.2.3.1) определяет персональный состав команды.
.2 план управления проектом
План управления проектом, описанный в разделе 4.2.3.1, содержит план управления обеспечением
проекта персоналом (раздел 9.1.3.1), в котором определены стратегии обучения и планы развития
команды проекта. На основании текущей оценки производительности команды проекта и других форм
управления командой проекта в план добавляются такие разделы, как вознаграждение, обратная связь,
дополнительное обучение и меры дисциплинарного воздействия.
.3 Ресурсные календари
Ресурсные календари определяют периоды времени, когда члены команды проекта могут
участвовать в мероприятиях по развитию команды.
Глава 9 − упРавление ЧеловеЧескими Рес уРсами пРоекта
9
9
232
©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание
9.3.2 Развитие команды проекта: инструменты и методы
.1 навыки межличностных отношений
Для развития команды проекта особенно важны навыки межличностных отношений, иногда
называемые «социальными навыками». Команда управления проектом может значительно сократить
количество проблем и повысить уровень взаимодействия сотрудников, если будет понимать настроения
членов команды проекта, предвидеть их действия, внимательно выслушивать и признавать их мнения
и решать их проблемы. Такие навыки, как умение понять точку зрения другого, оказывать влияние,
творческий подход к работе и способность организовывать групповую работу приобретают большое
значение при управлении командой проекта.
.
2 обучение
Обучение включает в себя все действия, направленные на повышение квалификации членов
команды проекта. Обучение может носить как официальный, так и неофициальный характер.
Примерами методов обучения персонала являются обучение в классе, по Интернету, с использованием
компьютерных технологий или обучение на рабочем месте под руководством другого члена команды
проекта, наставничество и инструктирование. Если члены команды проекта не обладают достаточными
управленческими или техническими навыками, то развитие таких навыков можно предусмотреть
как часть работ по проекту. Запланированное обучение осуществляется согласно плану управления
обеспечением проекта персоналом. Внеплановое обучение проводится по результатам наблюдения,
обсуждения и оценки эффективности исполнения проекта, выполняемых во время процессов контроля
управления командой проекта
.
.3 действия по укреплению команды
Действия по укреплению команды могут варьироваться от пятиминутного пункта в повестке дня
совещания по оценке текущего состояния до специальных тренингов с участием профессионалов с
целью улучшения межличностных отношений среди членов команды. Цель выполнения действий по
укреплению команды – помочь отдельным ее членам эффективно работать друг с другом. Стратегии
укрепления команды особенно ценны, когда члены команды расположены далеко друг от друга и не
имеют возможности личного общения. Неформальное общение и соответствующие мероприятия могут
помочь укрепить чувство доверия и установить хорошие рабочие взаимоотношения.
Одним из наиболее важных навыков при развитии среды команды является умение рассматривать
проблемы команды проекта и обсуждать их как командные проблемы. Необходимо стимулировать
всю команду для совместного разрешения данных проблем. Для формирования эффективных
команд проектов менеджеры проектов должны заручиться поддержкой высшего руководства
и приверженностью членов команд, назначать соответствующие поощрения и вознаграждения,
формировать своеобразие команды, эффективно улаживать конфликты, укреплять доверие и создавать
условия для открытого общения между членами команды и, кроме того, осуществлять адекватное
руководство командой.
Глава 9 − упРавление ЧеловеЧескими Рес уРсами пРоекта
9
9
233
©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание
Укрепление команды, как постоянный процесс, является критически важным для успеха проекта.
Хотя укрепление команды особенно принципиально в начале проекта, данный процесс никогда не
заканчивается. Изменения в окружающей среде проекта неизбежны, и для эффективного управления
ими должны прилагаться постоянные или периодические усилия по укреплению команды. Менеджер
проекта должен постоянно контролировать действия членов команды и их производительность,
чтобы определять, требуются ли какие-либо действия для предотвращения или устранения различных
проблем команды.
Одна из теорий утверждает, что существует пять стадий развития, через которые могут проходить
команды. Обычно эти стадии наступают по порядку. Однако нередко команда может «застрять» на
определенной стадии или вернуться на более раннюю. Кроме того, в проектах, члены команд которых
работали раньше вместе, определенные стадии могут быть пропущены.
•
Формирование. На данной стадии команда собирается вместе и узнает о проекте и о своих
формальных ролях и ответственности в нем. Члены команды на данной фазе, как правило,
независимы друг от друга и не особенно открыты. Для получения подробной информации см.
Tuckman ladder of team development [6].
•
Шторм. В течение данной стадии команда начинает изучать работы по проекту, технические
решения и подход к управлению проектом. Если члены команды не настроены на сотрудничество
и не открыты различным идеям и перспективам, обстановка может стать деструктивной.
•
урегулирование. На стадии урегулирования члены команды начинают работать вместе и
подстраивают свои рабочие привычки и модели поведения так, чтобы содействовать командной
работе. Члены команды начинают доверять друг другу.
•
Результативность. Команды, достигшие стадии результативности, функционируют как хорошо
организованное подразделение. Они независимы и спокойно и эффективно решают проблемы.
•
завершение. На этой стадии команда завершает работу и переходит к следующему проекту.
Длительность каждой конкретной стадии зависит от динамики, численного состава и руководства
команды. Менеджеры проектов должны хорошо представлять себе динамику развития команды, чтобы
способствовать эффективному прохождению членами команды всех стадий.
.4 принципы
При помощи принципов устанавливаются ясные и четкие правила поведения, приемлемые среди
членов команды. Чем раньше члены команды придут к взаимному соглашению о правилах поведения,
тем меньше вероятность возникновения недоразумений и тем выше производительность труда.
Обсуждение принципов дает возможность членам команды выявить важные для них положения.
Все члены команды проекта в равной степени несут ответственность за следование установленным
принципам.
Глава 9 − упРавление ЧеловеЧескими Рес уРсами пРоекта
9
9