Файл: Американ. стандарт 4-е издание.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 18397

Скачиваний: 63

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

249

©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание

 Шаг  2:

 

Определить  степень  потенциального  влияния  или  поддержки,  которые  может  оказать 

каждая  из  заинтересованных  сторон  проекта,  и  классифицировать  их  таким  образом,  чтобы 

можно  было  определить  подход  к  ним.  При  большом  количестве  заинтересованных  сторон 

проекта  важно  уделять  первостепенное  внимание  ключевым  заинтересованным  сторонам,  чтобы 

эффективно  прилагать  усилия  для  осуществления  коммуникаций  с  заинтересованными  сторонами 

проекта  и  управления  их  ожиданиями.  Существуют  различные  модели  классификации,  которые 

включают в себя, среди прочего:

 матрицу  власти/интересов,  группирующую  заинтересованные  стороны  проекта  на  основе  их 

уровней  полномочий  («власти»)  и  уровней  заинтересованности  («интереса»)  в  результатах 

проекта;

 матрицу  власти/влияния,  группирующую  заинтересованные  стороны  проекта  на  основе  их 
уровней полномочий («власти») и активного участия («влияния») в проекте;

○  

матрицу влияния/воздействия, группирующую заинтересованные стороны проекта на основе их 

активного участия («влияния») в проекте и их способности вносить изменения в планирование 

или исполнение проекта («воздействия»); и

 модель  особенностей,  описывающую  классы  заинтересованных  сторон  проекта  в  зависимости  от 

их уровня власти (способности навязывать свою волю), настойчивости (необходимости в 
немедленных действиях) и законности (их участие является неотъемлемым).

На  рис.  10-4  приведен  пример  матрицы  власти/интересов,  где  точки  А-Н  обозначают 

расположение некоторых заинтересованных сторон проекта.

Удовлетворять

Активно

управлять

• 

B

• 

H

• 

F

• 

A

• 

G

• 

C

• 

E

• 

D

Наблюдать

(минимальные усилия)

Держать в

курсе дел

Большая

Власть

Малая

Низкий                                Интерес                             Высокий

Рис. 10-4. пример матрицы власти/интересов с нанесенными заинтересованными сторонами проекта

10

10

Глава  10  −  упРавление  коммуникаЦиями  пРоекта

Глава  10  −  упРавление  коммуникаЦиями  пРоекта


background image

250

©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание

 Шаг  3:

 

Оценить,  каким  образом  ключевые  заинтересованные  стороны  проекта  скорее  всего 

будут реагировать или действовать в разнообразных ситуациях, для того чтобы спланировать, как 

повлиять  на  них  с  целью  усиления  их  поддержки  и  сокращения  потенциальных  отрицательных 
влияний.

.2   Экспертная оценка

Для  обеспечения  всестороннего  определения  и  внесения  в  список  заинтересованных  сторон  проекта 

необходимо  получить  оценку  или  экспертное  мнение  от  следующих  лиц  или  групп  лиц,  прошедших 
специальную подготовку или обладающих знаниями в данной предметной области, например:

 высшего руководства;

 других подразделений в рамках организации;

 определенных ключевых заинтересованных сторон проекта;

 менеджеров  проектов,  работавших  над  проектами  из  той  же  области  (напрямую  или  с  помощью 

накопленных знаний);

 экспертов по отдельным вопросам бизнеса или области проекта;

 отраслевых объединений и консультантов; и

 профессиональных и технических ассоциаций.

Экспертная  оценка  может  быть  получена  с  помощью  индивидуальных  консультаций  (личных  встреч, 

интервью и т. д.) или с помощью обсуждений в формате группы экспертов (целевые группы, опросы и т. д.).

10.1.3 определение заинтересованных сторон проекта: выходы

.1  Реестр заинтересованных сторон проекта

Главным  выходом  процесса  определения  заинтересованных  сторон  проекта  является  Реестр 

заинтересованных  сторон.  В  нем  содержатся  все  детали,  связанные  с  определением  заинтересованных 
сторон проекта, которые включают в себя, среди прочего:

• 

идентификационную  информацию:  фамилия,  имя  и  отчество,  должность  в  организации, 

местоположение, роль в проекте, контактная информация;

 оценочную  информацию:  основные  требования  и  ожидания,  потенциальное  влияние  в 

проекте, наиболее интересующая фаза в жизненном цикле проекта; и

 классификацию  заинтересованных  сторон  проекта:  внутренние/внешние,  поддерживают/

нейтральны/сопротивляются и т. д.

10

10

Глава  10  −  упРавление  коммуникаЦиями  пРоекта

Глава  10  −  упРавление  коммуникаЦиями  пРоекта


background image

251

©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание

.2  стратегия управления заинтересованными сторонами проекта

Стратегия  управления  заинтересованными  сторонами  проекта  определяет  подход,  позволяющий 

усилить  поддержку  заинтересованных  сторон  проекта  и  минимизировать  их  негативное  влияние  в 
течение всего жизненного цикла проекта. Она включает в себя такие элементы, как:

 ключевые  заинтересованные  стороны  проекта,  которые  могут  оказывать  на  него  значительное 

влияние;

 желаемый  уровень  участия  в  проекте  для  каждой  определенной  заинтересованной  стороны 

проекта; и

группы заинтересованных сторон проекта и управление ими (как группами).

Наиболее  распространенным  способом  представления  стратегии  управления  заинтересованными 

сторонами  проекта  является  матрица  анализа  заинтересованных  сторон  проекта.  На  рис.  10-5  приведен 

пример пустой матрицы с названиями колонок.

Оценка влияния

Потенциальные стратегии для

обеспечения поддержки или

сокращения числа препятствий

Интерес (ы) заинтересованной

стороны в проекте

Заинтересованная

сторона проекта

Рис. 10-5. пример матрицы анализа заинтересованных сторон проекта

Некоторая  информация,  связанная  с  определенными  стратегиями  управления  заинтересованными 

сторонами  проекта,  может  оказаться  конфиденциальной,  что  может  не  позволить  включить  ее  в 

общедоступный  документ.  Менеджер  проекта  должен  вынести  решение  относительно  типа  информации 

и уровня детализации, которые следует включать в стратегию управления заинтересованными сторонами 
проекта.

10.2  планирование коммуникаций

Планирование  коммуникаций  представляет  собой  процесс  выявления  потребностей  заинтересованных  сторон 

проекта  в  информации  и  определения  подхода  к  коммуникациям.  См.  рис.  10-6  и  10-7.  В  процессе  планирования 

коммуникаций  определяются  информация  и  взаимодействия,  необходимые  заинтересованным  сторонам  проекта, 

например:  каким  лицам  какая  информация  нужна,  когда  она  им  понадобится,  кто  и  каким  образом  должен  им 

эту  информацию  предоставить.  Хотя  потребность  в  передаче  проектной  информации  существует  во  всех  проектах, 

потребности  в  информации  и  способы  ее  распространения  могут  значительно  различаться.  Важным  фактором 

достижения  успеха  проекта  является  выявление  информационных  потребностей  заинтересованных  сторон  проекта 
и определение подходящих средств удовлетворения этих потребностей.

10

10

Глава  10  −  упРавление  коммуникаЦиями  пРоекта

Глава  10  −  упРавление  коммуникаЦиями  пРоекта


background image

252

©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание

Неправильное  планирование  коммуникаций  может  привести  к  таким  проблемам,  как  задержки  в 

доставке  сообщений,  передача  конфиденциальной  информации  не  тем  лицам,  недостаточная  коммуникация 

с  некоторыми  из  важных  заинтересованных  сторон  проекта.  План  коммуникаций  позволяет  менеджеру 

проекта  задокументировать  подход,  обеспечивающий  наиболее  эффективное  и  рациональное  общение  с 

заинтересованными  сторонами  проекта.  Эффективное  общение  означает,  что  информация  предоставляется 

в  правильном  формате,  в  соответствующее  время  и  оказывает  требуемое  влияние.  Рациональное  общение 

означает  предоставление  только  той  информации,  которая  действительно  необходима.  В  большинстве  проектов 

планирование  коммуникаций  осуществляется  на  самых  ранних  стадиях  проекта,  например,  во  время  разработки 

плана  управления  проектом.  Это  позволяет  выделить  на  действия  по  коммуникациям  соответствующие  ресурсы, 

такие  как  время  и  бюджет.  Результаты  данного  процесса  планирования  должны  периодически  проверяться  на 
протяжении проекта и, при необходимости, изменяться для обеспечения их актуальности.

Процесс  планирования  коммуникаций  тесно  связан  с  факторами  среды  предприятия,  так  как  структура 

организации серьезно влияет на требования к коммуникациям проекта.

Входы

Инструменты и методы

Выходы

.1 Реестр заинтересованных  

сторон проекта 

.2 Стратегия управления  

заинтересованными  

сторонами проекта 

.3 Факторы среды предприятия

.4 Активы процессов   

организации

.1 Анализ требований к  

коммуникациям

.2 Технология коммуникаций 

.3 Модели коммуникаций 

.4 Методы коммуникаций

.1 План управления    

коммуникациями 

.2 Обновления документов  

проекта

Рис. 10-6. планирование коммуникаций: входы, инструменты, методы и выходы

• 

Обновления

    документов

    проекта

• 

План управления

    коммуникациями

4.2

Разработка плана

управления

проектом

11.1

Планирование

управления

рисками

10.2

Планировани 

 коммуникаций

• 

Активы процессов

    организации

• 

Факторы среды

    предприятия

Предприятие/

организация

10.1

Определение

заинтересованных

сторон проекта

Управление коммуникациями проекта

• 

Реестр заинтересованных

    сторон проекта

• 

Стратегия управления

    заинтересованными сторонами проекта

 

Документы

проекта

Рис. 10-7. блок-схема данных при планировании коммуникаций

10

10

Глава  10  −  упРавление  коммуникаЦиями  пРоекта

Глава  10  −  упРавление  коммуникаЦиями  пРоекта


background image

253

©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание

10.2.1 планирование коммуникаций: входы

.1  Реестр заинтересованных сторон проекта

Реестр заинтересованных сторон проекта описан в разделе 10.1.3.1.

.2  стратегия управления заинтересованными сторонами проекта

Стратегия управления заинтересованными сторонами проекта описана в разделе 10.1.3.2.

.3  Факторы среды предприятия

Все  факторы  среды  предприятия  используются  как  входы  для  данного  процесса,  поскольку 

коммуникации должны быть адаптированы к окружающей среде проекта.

.4  активы процессов организации

Все  активы  процессов  организации  используются  как  входы  процесса  планирования  коммуникаций. 

Из  них  накопленные  знания  и  историческая  информация  представляют  особую  важность,  поскольку 

позволяют  ознакомиться  как  с  решениями,  принимавшимися  относительно  проблем  коммуникаций,  так 

и  с  результатами  таких  решений  в  предыдущих  подобных  проектах.  Они  могут  быть  использованы  в 
качестве руководства при планировании действий по коммуникациям для текущего проекта.

10.2.2  планирование коммуникаций: инструменты и методы

.1  анализ требований к коммуникациям

При  анализе  требований  к  коммуникациям  определяются  потребности  заинтересованных  сторон 

проекта  в  информации.  Данные  требования  определяются  путем  объединения  типа  и  формата 

необходимой  информации  с  анализом  ценности  этой  информации.  Ресурсы  проекта  расходуются  на 

передачу  только  той  информации,  которая  способствует  успеху  проекта,  или  только  в  том  случае,  когда 

недостаток информации может привести к неудаче.

Менеджер  проекта  должен  также  учитывать  количество  потенциальных  каналов  или  путей 

коммуникации  в  качестве  показателя  сложности  коммуникаций  проекта.  Общее  количество 

потенциальных  каналов  коммуникаций  равно  n(n-1)/2,  где  n  –  количество  заинтересованных  сторон 

проекта.  Таким  образом,  в  проекте  с  10  заинтересованными  сторонами  имеется  10(10-1)/2  =  45 

потенциальных каналов коммуникаций. Следовательно, ключевым элементом планирования фактических 

коммуникаций  проекта  является  определение  и  ограничение  того,  кто  и  с  кем  будет  общаться,  а  также 
того, кто и какую информацию будет получать.

10

10

Глава  10  −  упРавление  коммуникаЦиями  пРоекта

Глава  10  −  упРавление  коммуникаЦиями  пРоекта