Файл: Американ. стандарт 4-е издание.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 18405

Скачиваний: 63

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

289

©2008  Project  Management  Institute, 

Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство  PMBOK

®

)  — Четвертое издание

Глава  11  −  упРавление  Рисками  пРоекта

Глава  11  −  упРавление  Рисками  пРоекта

11.3   качественный анализ рисков

Качественный  анализ  рисков  представляет  собой  процесс  расстановки  приоритетов  между  рисками  для 

дальнейшего  анализа  или  действия  с  помощью  оценки  и  суммирования  вероятности  их  возникновения  и 

воздействия  (см.  рис.  11-8  и  11-9).  Организации  могут  существенно  улучшить  исполнение  проекта,  сосредоточив 

усилия  на  рисках,  обладающих  наивысшим  приоритетом.  При  качественном  анализе  рисков  определяются 

приоритеты  идентифицированных  рисков  на  основании  вероятности  или  возможности  их  наступления,  их 

воздействие  на  достижение  целей  проекта  в  случае  наступления,  а  также  с  учетом  ряда  других  факторов 

(например,  временных  рамок  реагирования  и  готовности  организации  принимать  риски,  заложенной  в 

ограничениях проекта по стоимости, срокам, содержанию и качеству). Такие оценки отражают отношение команды 

проекта  и  других  заинтересованных  сторон  проекта  к  риску.  Таким  образом,  эффективная  оценка  требует  четкого 

определения  и  управления  отношением  к  рискам  со  стороны  ключевых  участников  процесса  качественного 

анализа  рисков.  Когда  данные  отношения  к  рискам  вносят  необъективность  в  оценку  определенных  рисков, 

необходимо обратить внимание на оценку необъективности и ее корректировку.

Установление  определений  уровней  вероятности  и  воздействия  может  уменьшить  влияние  необъективности. 

Критичность  по  времени  связанных  с  риском  действий  может  значительно  увеличить  важность  риска.  Оценка 

качества  доступной  информации  о  рисках  проекта  также  может  помочь  в  уточнении  оценки  важности  риска  для 

проекта.

Качественный  анализ  рисков  обычно  является  быстрым  и  эффективным  по  стоимости  способом  расстановки 

приоритетов  для  планирования  реагирования  на  риски  и,  при  необходимости,  закладывает  основу  для 

количественного  анализа  рисков.  Процесс  качественного  анализа  рисков  должен  периодически  повторяться 

на  протяжении  жизненного  цикла  проекта,  чтобы  он  постоянно  соответствовал  изменениям  рисков  проекта. 

Данный  процесс  может  привести  к  выполнению  количественного  анализа  рисков  (раздел  11.4)  или  напрямую  к 

планированию реагирования на риски (раздел 11.5).

Входы

Инструменты и методы

Выходы

.1 Реестр рисков 

.2 План управления рисками 

.3 Описание содержания проекта

.4 Активы процессов организации

.1 Оценка вероятности  

возникновения и влияния  

рисков

.2 Матрица вероятности и  

воздействия 

.3 Оценка качества данных о  

рисках 

.4 Классификация рисков .5

Оценка срочности рисков

.6 Экспертная оценка

.1  Обновления реестра рисков

Рис. 11-8. качественный анализ рисков: входы, инструменты, методы и выходы

11


background image

290

©2008  Project  Management  Institute, 

Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство  PMBOK

®

)  — Четвертое издание

• 

Реестр рисков

11.3 

Качественный 

анализ рисков

11.1

Планирование 

управления 

рисками

11.2

Идентификация

рисков

5.2

Определение 

содержания

• 

План управления 

    рисками  

Управление рисками проекта

• 

Активы процессов 

    организации

• 

Обновления реестра 

    рисков

• 

Описание 

    содержания 

    проекта

Предприятие/

организация

Рис. 11-9. блок-схема данных при выполнении качественного анализа рисков

11.3.1  качественный анализ рисков: входы

.1   Реестр рисков

См. раздел 11.2.3.1.

.2   план управления рисками

Для  выполнения  качественного  анализа  рисков  существенны  следующие  элементы  плана  управления 

рисками: распределение ролей и ответственности в управлении рисками, бюджетом и запланированными 

операциями  по  управлению  рисками,  категории  рисков,  определение  вероятности  возникновения  и 

воздействия,  матрица  вероятности  и  воздействия  и  уточненная  готовность  заинтересованных  сторон 

проекта  принимать  риски.  Обычно  данные  входы  адаптируются  к  конкретному  проекту  в  ходе  процесса 

планирования управления рисками (раздел 11.1). Если этих входов нет, их можно разработать в процессе 

качественного анализа рисков (раздел 11.3).

.3   описание содержания проекта

В  типичных  или  периодически  повторяющихся  проектах  с  каждым  разом  понимание  рисков  растет. 

Для  проектов,  основанных  на  последних  достижениях  современной  техники  или  впервые  использующих 

какую-либо  технологию,  а  также  для  чрезвычайно  сложных  проектов  характерна  высокая  степень 

неопределенности.  Степень  неопределенности  можно  оценить  при  изучении  описания  содержания 

проекта (раздел 5.2.3.1).

11

Глава  11  −  упРавление  Рисками  пРоекта

Глава  11  −  упРавление  Рисками  пРоекта


background image

291

©2008  Project  Management  Institute, 

Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство  PMBOK

®

)  — Четвертое издание

Глава  11  −  упРавление  Рисками  пРоекта

Глава  11  −  упРавление  Рисками  пРоекта

.4   активы процессов организации

Активы  процессов  организации,  которые  могут  оказывать  влияние  на  процесс  качественного  анализа 

рисков, включают в себя, среди прочего:

информацию по завершенным предыдущим аналогичным проектам;

изучение аналогичных проектов специалистами по рискам; и

базы  данных  по  рискам,  которые  могут  быть  получены  из  промышленных  или  частных 

источников.

11.3.2   качественный анализ рисков: инструменты и методы

. 1  оценка вероятности возникновения и воздействия рисков

Оценка  вероятности  возникновения  рисков  предполагает  проведение  исследования  возможности 

наступления  того  или  иного  риска.  При  оценке  воздействия  риска  определяется  потенциальный  эффект, 

который  он  может  оказать  на  цели  проекта  (например,  сроки,  стоимость,  качество  или  исполнение), 

включая  негативное  воздействие  для  угроз  и  положительное  воздействие  для  благоприятных 

возможностей.

Вероятность  и  воздействие  оцениваются  для  каждого  определенного  риска.  Риски  могут  быть 

оценены  в  ходе  опросов  или  совещаний  с  участниками,  которых  выбирают  в  зависимости  от  их 

осведомленности  об  обсуждаемых  категориях  рисков.  В  число  опрашиваемых  могут  входить  члены 

команды  проекта  и,  в  ряде  случаев,  лица,  не  принимающие  участия  в  проекте,  но  имеющие  широкие 

познания в этой области.

Во  время  опроса  или  совещания  оценивается  степень  вероятности  возникновения  каждого  риска 

и  его  воздействия  на  каждую  из  целей  проекта.  Также  фиксируется  пояснительная  информация,  в 

том  числе  допущения,  объясняющие  установленные  уровни  рисков.  Вероятность  возникновения 

и  воздействия  рисков  ранжируются  в  соответствии  с  определениями,  представленными  в  плане 

управления  рисками  (раздел  11.1.3.1).  Риски  с  низкой  степенью  вероятности  и  воздействия  включаются 

в список рисков, за которыми в дальнейшем ведется наблюдение.

.2   матрица вероятности и воздействия

Расстановка  приоритетов  между  рисками  для  последующего  количественного  анализа  и 

реагирования  осуществляется  на  основании  рейтинга  рисков.  Обычно  правила  рейтинговой  системы 

рисков  определяются  организацией  заранее  перед  началом  проекта  и  включаются  в  активы  процессов 

организации.  Правила  рейтинговой  системы  рисков  могут  быть  адаптированы  к  конкретному  проекту 

в  ходе  процесса  планирования  управления  рисками  (раздел  11.1).  Оценка  важности  каждого  риска  и, 

следовательно,  его  приоритета,  как  правило,  осуществляется  с  помощью  таблицы  соответствия  или 

матрицы  вероятности  и  воздействия  (рис.  11-10).  Такая  матрица  определяет  комбинации  вероятности 

и  воздействия,  которые  позволяют  присваивать  рискам  рейтинги  низкого,  среднего  или  высокого 

приоритета.  Область  темно-серого  цвета  (наивысшие  численные  значения)  обозначает  высокий  уровень 

риска,  более  светлая  область  (наименьшие  числовые  значения)  обозначает  низкий  уровень  риска,  а 

самая светлая (средние числовые значения) обозначает средний уровень риска.

11


background image

292

©2008  Project  Management  Institute, 

Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство  PMBOK

®

)  — Четвертое издание

Матрица вероятности и воздействия

Вероятность

0,90

0,70

0,50

0,30

0,10

0,05

0,04

0,03

0,02

0,01

0,05

0,09

0,07

0,05

0,03

0,01

0,10

0,18

0,14

0,10

0,06

0,02

0,20

0,36

0,28

0,20

0,12

0,04

0,40

0,72

0,56

0,40

0,24

0,08

0,80

Воздействие  (относительная шкала) на цель (например, стоимость, сроки, содержание или качество)

Каждому риску присваивается рейтинг в зависимости от вероятности его наступления и воздействия на цель 
в случае наступления. В матрице показаны установленные организацией пороги для низких, средних и высоких
рисков, которые позволяют оценить риск применительно к данной цели как высокий, средний или низкий.

Угрозы

0,05

0,04

0,03

0,02

0,01

0,05

0,09

0,07

0,05

0,03

0,01

0,10

0,18

0,14

0,10

0,06

0,02

0,20

0,36

0,28

0,20

0,12

0,04

0,40

0,72

0,56

0,40

0,24

0,08

0,80

Возможности

Рис. 11-10. матрица вероятности и воздействия

Как  показано  на  рис.  11-5,  организация  может  присваивать  рейтинги  рискам  отдельно  для  каждой 

цели  (например,  стоимости,  сроков  и  содержания).  Кроме  того,  она  может  разработать  способы 

определения  общего  рейтинга  для  каждого  риска.  Схема  присвоения  общего  рейтинга  проекта  может 

быть  разработана  для  отражения  предпочтений  организации  одной  цели  другой  и  использования 

данных  предпочтений  для  взвешивания  рисков,  оцененных  применительно  к  цели.  И,  наконец, 

управление  угрозами  и  благоприятными  возможностями  может  осуществляться  в  той  же  матрице  путем 

определения различных уровней воздействия.

Система  рейтингов  рисков  помогает  руководить  реагированием  на  риски.  Например,  для  рисков, 

оказывающих  в  случае  наступления  негативное  воздействие  на  цели  проекта  (угрозы),  а  потому 

расположенных  в  зоне  высокого  риска  (темно-серого  цвета)  матрицы,  необходимы  предупреждающие 

действия  и  агрессивная  стратегия  реагирования.  Для  угроз  в  зоне  низкого  риска  (более  светлая  область) 

предупреждающие  действия  могут  не  потребоваться.  Достаточно  того,  что  они  помещены  в  список  для 

наблюдения или добавлены в резерв на возможные потери.

То  же  самое  касается  и  благоприятных  возможностей:  те,  которые  легко  достижимы  и  обещают 

наибольшую  выгоду  (находятся  в  зоне  высокого  риска  –  темно-серого  цвета),  должны  иметь  наивысший 

приоритет.  За  благоприятными  возможностями  в  зоне  низкого  риска  (более  светлая  область)  следует 

установить  наблюдение.  Значения,  представленные  в  разделе  11.4.2.1,  являются  типичными.  Число 

шагов в шкале определяется организацией и зависит от ее специфики.

11

Глава  11  −  упРавление  Рисками  пРоекта

Глава  11  −  упРавление  Рисками  пРоекта


background image

293

©2008  Project  Management  Institute, 

Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство  PMBOK

®

)  — Четвертое издание

Глава  11  −  упРавление  Рисками  пРоекта

Глава  11  −  упРавление  Рисками  пРоекта

.3   оценка качества данных о рисках

Для  того  чтобы  результаты  качественного  анализа  рисков  были  надежными,  необходимы  точные  и 

объективные  данные.  Анализ  качества  данных  о  рисках  является  методом  оценки  полезности  данных 

о  рисках  для  управления  рисками.  Анализ  включает  в  себя  изучение  глубины  понимания  риска,  а 

также  точности,  качества,  надежности  и  полноты  данных  о  риске.  Если  качество  данных  неприемлемо, 

возможно, потребуется собрать более качественные данные.

.4  категоризация рисков

Для  определения  областей  проекта,  наиболее  подверженные  эффекту  неопределенности,  риски 

проекта  можно  категоризировать  по  источнику  риска  (например,  с  помощью  иерархической  структуры 

рисков),  по  области  проекта,  которую  затрагивает  риск  (например,  с  помощью  ИСР)  или  по  какому-либо 

иному  критерию  (например,  по  фазе  проекта).  Эффективную  систему  реагирования  на  риски  можно 

разработать на основе группировки рисков по их главным причинам.

.5   оценка срочности рисков

Риски,  требующие  немедленного  реагирования,  могут  рассматриваться  как  наиболее  срочные  для 

принятия  ответных  мер.  Показателями  приоритетности  могут  служить  время  реагирования  на  риск, 

симптомы  и  признаки  риска,  а  также  рейтинг  риска.  В  некоторых  качественных  анализах  оценка 

срочности  риска  может  быть  объединена  с  ранжированием  рисков  на  основе  матрицы  вероятности  и 

воздействия для определения конечного рейтинга серьезности риска.

.6   Экспертная оценка

Для  оценки  вероятности  возникновения  и  воздействия  каждого  риска  с  целью  определения  его 

расположения  в  матрице,  показанной  на  рис.  11-10,  требуется  экспертная  оценка.  Экспертами,  как 

правило,  являются  лица,  имеющие  опыт  участия  в  подобных  проектах,  имевших  место  в  не  слишком 

отдаленном  прошлом.  Кроме  того,  экспертами  являются  лица,  занимающиеся  планированием  и 

управлением  конкретного  проекта,  в  частности  в  отношении  специфики  данного  проекта.  Надежность 

экспертных  оценок  часто  получают  в  ходе  семинаров  или  опросов  по  снижению  рисков.  Во  время 

данного процесса необходимо учитывать необъективность экспертов.

11.3.3   качественный анализ рисков: выходы

Ведение  реестра  рисков  начинается  в  процессе  идентификации  рисков.  В  реестр  рисков  добавляется 

информация,  полученная  в  результате  качественного  анализа  рисков,  затем  обновленный  реестр  рисков 

включается  в  документы  проекта.  Обновления  реестра  рисков  на  основе  информации,  получаемой  в 

результате качественного анализа рисков, включают в себя:

11