Файл: Американ. стандарт 4-е издание.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 18409

Скачиваний: 63

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

309

©2008  Project  Management  Institute, 

Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство  PMBOK

®

)  — Четвертое издание

Глава  11  −  упРавление  Рисками  пРоекта

Глава  11  −  упРавление  Рисками  пРоекта

• 

Реестр рисков

11.6 

Контроль и 

управление 

рисками

4.5

Осуществление 

общего управления

изменениями

4.3

Руководство и 

управление 

исполнением

проекта

10.5

Подготовка 

отчетов об 

исполнении

• 

План 

     управления 

     рисками

• 

Отчеты об исполнении

• 

Информация об исполнении работ

Управление рисками проекта

• 

Обновления 

    реестра

    рисков

• 

Запросы на изменение

• 

Обновления плана 

    управления проектом

• 

Обновления 

    документов 

    проекта

Документы 

проекта

• 

Обновления активов процессов 

    организации

Предприятие/

организация

11.2

Идентификация

рисков

4.2 

Разработка плана 

управления 

проектом

Рис. 11-20. блок-схема данных при контроле и управлении рисками

11.6.1   мониторинг и управление рисками: входы

.1   Реестр рисков

Реестр  рисков  имеет  ключевые  входы,  которые  включают  в  себя  идентифицированные  риски  и  лиц, 

ответственных  за  них,  заранее  согласованные  действия  по  реагированию  на  риски,  конкретные  действия 

по  их  применению,  симптомы  и  признаки  рисков,  остаточные  и  вторичные  риски,  список  рисков  с 

низким  приоритетом,  требующих  наблюдения,  а  также  резервы  на  возможные  потери  по  времени  и 

стоимости.

.2   план управления проектом

План  управления  проектом,  описанный  в  разделе  4.2.3.1,  содержит  план  управления  рисками, 

который включает в себя уровни готовности принимать риски, протоколы и назначения персонала (в том 

числе лиц, ответственных за риски), сроки и другие ресурсы управления рисками проекта.

.3   информация об исполнении работ

Информация  об  исполнении  работ,  связанная  с  различными  результатами  исполнения,  включает  в 

себя, среди прочего:

статус результатов;

ход выполнения расписания; и

понесенные затраты.

11


background image

310

©2008  Project  Management  Institute, 

Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство  PMBOK

®

)  — Четвертое издание

.4   отчеты об исполнении

В  отчетах  об  исполнении  (раздел  10.5.3.1)  приводится  информация,  полученная  в  результате 

измерений исполнения, которая подвергается анализу для предоставления сведений об исполнении работ 

по проекту, включая анализ отклонений, данные об освоенном объеме и прогнозируемые данные.

11.6.2   мониторинг и управление рисками: инструменты и методы

.1   переоценка рисков

Мониторинг  и  управление  рисками  часто  приводит  к  идентификации  новых  рисков,  переоценке 

текущих  рисков  или  закрытию  рисков,  которые  потеряли  свою  актуальность.  Переоценка  рисков  проекта 

должна  проводиться  регулярно,  согласно  расписанию.  Объем  и  степень  детализации  повторений  зависят 

от хода выполнения проекта по отношению к поставленным целям.

.2   аудиты рисков

Аудит  рисков  предполагает  изучение  и  предоставление  в  документальном  виде  результатов  оценки 

эффективности  действий  по  реагированию  на  риски,  относящихся  к  идентифицированным  рискам, 

изучение  основных  причин  их  возникновения,  а  также  оценку  эффективности  процесса  управления 

рисками.  Менеджер  проекта  отвечает  за  обеспечение  регулярного  проведения  аудитов  рисков  в 

соответствии  с  планом  управления  рисками  проекта.  Аудиты  рисков  могут  проводиться  в  ходе 

регулярных  совещаний  по  оценке  текущего  состояния  проекта,  либо  могут  проводиться  отдельные 

совещания  по  поводу  них.  Формат  и  цели  аудита  должны  быть  четко  определены  до  начала  его 

проведения.

.3   анализ отклонений и тенденций

Во  многих  процессах  управления  используется  анализ  отклонений  для  сравнения  запланированных 

результатов  с  фактическими.  В  целях  контроля  и  управления  наступлениями  рисков  следует 

пересматривать  тенденции  исполнения  проекта,  используя  информацию  об  исполнении.  Для  контроля 

общего  исполнения  проекта  могут  использоваться  анализ  освоенного  объема  (раздел  7.3.2.1)  и 

другие  методы  анализа  отклонений  и  тенденций  проекта.  Результаты  данных  анализов  позволяют 

прогнозировать  потенциальные  отклонения  проекта  на  момент  его  завершения  по  показателям 

стоимости  и  срокам.  Такие  отклонения  от  базового  плана  могут  указывать  на  возможные  воздействия, 

вызванные угрозами или благоприятными возможностями.

11

Глава  11  −  упРавление  Рисками  пРоекта

Глава  11  −  упРавление  Рисками  пРоекта


background image

311

©2008  Project  Management  Institute, 

Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство  PMBOK

®

)  — Четвертое издание

Глава  11  −  упРавление  Рисками  пРоекта

Глава  11  −  упРавление  Рисками  пРоекта

.4   измерение технического исполнения

При  измерении  технического  исполнения  сравниваются  получаемые  в  процессе  реализации  проекта 

технические  результаты  с  запланированными.  Для  этого  требуется  определение  количественных 

показателей  технического  исполнения,  которые  могут  быть  использованы  для  сравнения  фактических 

результатов  с  заданными  показателями.  К  таким  показателям  технического  исполнения  могут  относиться 

вес,  сроки  транзакций,  число  допущенных  дефектов,  вместимость  склада  и  др.  Отклонения,  например 

фактически  большая  или  меньшая  функциональность,  чем  было  запланировано  в  контрольной  точке, 

могут  помочь  спрогнозировать  степень  успеха  в  достижении  содержания  проекта,  также  они  позволяют 

раскрыть степень технического риска, с которым сталкивается проект.

.5   анализ резервов

В  ходе  выполнения  проекта  могут  наступать  различные  риски,  оказывающие  как  положительное,  так 

и  отрицательное  воздействие  на  резервы  на  возможные  потери  по  бюджету  или  расписанию  (разделы 

6.5.3.3  и  7.1.2.6).  При  анализе  резервов  для  определения  адекватности  остатка  резерва  проводится 

сравнение  объема  оставшихся  резервов  на  возможные  потери  с  количеством  оставшихся  рисков  по 

состоянию на любой момент времени процесса выполнения проекта.

.6   совещания по текущему состоянию

Управление рисками проекта должно включаться в повестку дня периодических совещаний по поводу 

текущего  состояния.  В  зависимости  от  идентифицированных  рисков,  их  приоритетности  и  трудностей 

реагирования  этот  пункт  повестки  дня  может  требовать  различного  количества  времени.  Чем  чаще 

проводятся  подобные  совещания,  тем  легче  становится  управлять  рисками.  Частые  обсуждения  рисков 

повышают вероятность того, что персонал начнет самостоятельно определять риски и возможности.

11.6.3   мониторинг и управление рисками: выходы

.1   обновления реестра рисков

Обновленный реестр рисков включает в себя, среди прочего:

Результаты  переоценки  рисков,  аудитов  рисков  и  периодических  проверок  рисков.  Данные 

результаты  могут  включать  в  себя  определение  наступления  новых  рисков,  обновления 

вероятностей,  воздействий,  приоритетов,  планов  реагирования,  ответственностей  и  других 

элементов  реестра  риска.  Также  они  могут  включать  в  себя  закрытие  рисков,  которые  больше 

неприменимы, и высвобождение связанных с ними резервов.

Фактические  результаты  рисков  проекта  и  мер  реагирования  на  них.  Эта  информация  может 

помочь  менеджерам  проектов  при  планировании  рисков  в  рамках  их  организаций,  в  том  числе  и 

для будущих проектов.

11


background image

312

©2008  Project  Management  Institute, 

Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство  PMBOK

®

)  — Четвертое издание

.2   обновления активов процессов организации

В  ходе  выполнения  шести  процессов  управления  рисками  проекта  генерируется  информация,  которая 

может  использоваться  в  будущих  проектах  и  должна  быть  внесена  в  активы  процессов  организации. 

Активы процессов организации, которые могут быть обновлены, включают в себя, среди прочего:

шаблоны  для  плана  управления  рисками,  включая  матрицу  вероятности  и  воздействия  и  реестр 

рисков;

иерархическую структуру рисков; и

знания, накопленные в ходе действий по управлению рисками проекта.

Данные  документы  следует  обновлять  по  мере  необходимости  и  при  завершении  проекта.  Также 

включаются  финальные  версии  шаблонов  реестра  рисков  и  плана  управления  рисками,  контрольных 

списков и иерархической структуры рисков.

.3   запросы на изменение

Использование  планов  реагирования  на  риски  или  обходных  вариантов  действий  иногда  приводит  к 

запросам  на  изменение.  Запросы  на  изменение  подготавливаются  и  предоставляются  на  рассмотрение 

в  процессе  осуществления  общего  управления  изменениями  (раздел  4.5).  Запросы  на  изменение  также 

могут включать в себя рекомендованные корректирующие и предупреждающие действия.

Рекомендованные  корректирующие  воздействия.  Рекомендованные  корректирующие 

воздействия  включают  в  себя  планы  реагирования  на  риски  и  планы  обходов.  Последние 

являются  мерами  реагирования,  которые  не  были  изначально  запланированы,  но  требуются 

для  регулирования  возникающих  рисков,  которые  не  были  выявлены  ранее  или  были  пассивно 

приняты.

Рекомендованные  предупреждающие  действия.  Рекомендованные  предупреждающие 

действия  используются  для  того,  чтобы  привести  проект  в  соответствие  с  планом  управления 

проектом.

.4   обновления плана управления проектом

Если  одобренные  запросы  на  изменение  оказывают  влияние  на  процессы  управления  рисками,  то 

соответствующие документы по элементам плана управления проектом пересматриваются и выпускаются 

заново,  чтобы  отразить  одобренные  изменения.  Элементы  плана  управления  проектом,  которые  могут 

быть обновлены, такие же, как и в процессе планирования реагирования на риски (раздел 11.5).

.5   обновления документов проекта

Документы  проекта,  которые  могут  быть  обновлены  в  результате  процесса  контроля  и  управления 

рисками, такие же, как в процессе планирования реагирования на риски (раздел 11.5).

11

Глава  11  −  упРавление  Рисками  пРоекта


background image

313

©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание

Глава 12

упРавление  закупками  пРоекта

Управление  закупками  проекта  включает  в  себя  процессы  покупки  или  приобретения  тех  необходимых 

продуктов,  услуг  или  результатов,  которые  производятся  вне  исполняющей  организации.  Организация  может 

выступать в роли как покупателя, так и продавца продуктов, услуг или результатов проекта.

Управление  закупками  проекта  включает  в  себя  процессы  управления  контрактами  и  изменениями, 

необходимые  для  составления  и  администрирования  контрактов  или  заказов  на  покупку,  подготовленных 

уполномоченными членами команды проекта.

Управление  закупками  проекта  также  предусматривает  администрирование  всех  контрактов  на  приобретения 

проекта,  заключенных  сторонней  организацией  (покупателем)  с  исполняющей  организацией  (продавцом),  а  также 

администрирование контрактных обязательств, возложенных на команду проекта по контракту. 

На  рис.  12-1  представлена  общая  схема  процессов  управления  закупками  проекта,  которые  включают  в  себя 

следующее:

12.1  планирование закупок –

 

процесс документирования решений в отношении закупок для проекта, 

формирования подхода и определения потенциальных продавцов.

12.2  осуществление  закупок  –

 

процесс  получения  ответов  от  продавцов,  выбора  подходящего 

продавца и заключения контракта.

12.3  управление  закупочной  деятельностью  –

 

процесс  управления  отношениями  с  контрагентами, 

контроля исполнения контрактов и, при необходимости, внесения изменений и корректив.

12.4  закрытие закупок –

 

процесс завершения закупок по каждому проекту.

Эти  процессы  взаимосвязаны  друг  с  другом,  а  также  с  процессами  из  других  областей  знаний.  Каждый  процесс 

может  включать  в  себя  действия  одного  лица  или  группы  лиц  в  зависимости  от  требований  проекта.  Каждый 

процесс  происходит  в  каждом  проекте  не  менее  одного  раза  и  выполняется  в  одной  или  нескольких  фазах 

проекта,  если  проект  разбит  на  фазы.  Хотя  процессы  представлены  здесь  в  виде  дискретных  элементов  с  четко 

выделяемыми  границами,  на  практике  они  могут  накладываться  друг  на  друга  и  оказывать  взаимное  влияние; 

такие наложения и взаимосвязи не рассматриваются в Руководстве PMBOK®. Взаимосвязи процессов подробно 
рассматриваются в главе 3 «Процессы управления проектом».

10

12