ВУЗ: Алтайский Государственный Университет
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Управление проектами
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 18410
Скачиваний: 63
314
©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание
.1 Входы
.1 Базовый план по содержанию .
2 Документация по требованиям
.3 Партнерские соглашения
.4 Реестр рисков
.5 Контрактные соглашения,
связанные с рисками
.6 Требования к ресурсам операций
.7 Расписание проекта
.8 Оценки стоимости операций
.9 Базовый план выполнения
стоимости
.10 Факторы среды предприятия .
11 Активы процессов организации
.2 Инструменты и методы
.1 Анализ «производить или
покупать»
.2 Экспертная оценка
.3 Типы контрактов
.3 Выходы
.1 План управления закупками
.2 Задания поставщикам
.3 Решения «производить или
покупать»
.4 Закупочная документация
.5 Критерии выбора поставщика
.6 Запросы на изменение
.1 Входы
.1 План управления проектом
.2 Закупочная документация
.3 Критерии выбора поставщика
.4 Список квалифицированных
продавцов
.5 Предложения продавцов
.6 Документы проекта
.7 Решения «производить или
покупать»
.8 Партнерские соглашения
.9 Активы процессов организации
.2 Инструменты и методы
.1 Конференции потенциальных
продавцов
.2 Методы оценки предложений
.3 Независимые оценки
.4 Экспертная оценка
.5 Реклама
.6 Поиск в Интернете
.7 Переговоры по закупкам
.3 Выходы
.1 Выбранные продавцы
.2 Заключенные закупочные
контракты
.3 Ресурсные календари
.4 Запросы на изменение
.5 Обновления плана управления
проектом
.6 Обновления документов проекта
.1 Входы
.1 Закупочная документация
.2 План управления проектом
.3 Контракт
.4 Отчеты об исполнении
.5 Одобренные запросы
на изменение
.6 Информация об исполнении работ
.2 Инструменты и методы
.1 Система управления
изменениями контракта
.2 Проверки выполнения закупок
.3 Проверки и аудиты
.4 Отчеты об исполнении
.5 Системы расчетов
.6 Администрирование претензий
.7 Система управления документами
.3 Выходы
.1 Закупочная документация
.2 Обновления активов процессов
организации
.3 Запросы на изменение
.4 Обновления плана управления
проектом
.1 Входы
.1 План управления проектом
.2 Закупочная документация
.2 Инструменты и методы
.1 Аудиты закупок
.2 Урегулирование путем
переговоров
.3 Система управления документами
.3 Выходы
.1 Закрытые закупки
.2 Обновления активов процессов
организации
Общая схема управления
закупками проекта
12.2 Осуществление
закупок
12.1 Планирование закупок
12.3 Управление
закупочной деятельностью
12.4 Закрытие закупок
Рис. 12-1. общая схема управления закупками проекта
Глава 12 − упРавление зак упками пРоекта
12
12
315
©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание
Процессы управления закупками проекта включают в себя работу с контрактами, которые являются
юридическими документами, регулирующими правовые отношения между покупателем и продавцом. Контракт
– это взаимное соглашение, обязывающее продавца предоставить покупателю определенные продукты,
услуги или результаты, а покупателя – предоставить продавцу денежное или иное надлежащее встречное
удовлетворение. Соглашение может быть простым или сложным; в нем может быть отражена простота или
сложность результатов и требуемых действий.
Закупочный контракт содержит основные положения и условия и может включать в себя другие пункты,
которые определяет покупатель для указания того, что именно продавец должен произвести или предоставить.
В обязанности команды управления проектом входит обеспечение того, что закупки удовлетворяют
конкретным потребностям проекта при соблюдении правил организации в отношении процедур закупки.
В зависимости от прикладной области, контракт также может называться «соглашением», «договором»,
«субподрядом» или «заказом на покупку». В большинстве организаций имеются документированные нормы и
правила, определяющие порядок осуществления закупок и указывающие, кто имеет полномочия подписывать
и администрировать подобные соглашения от имени организации.
Хотя все документы проекта в той или иной форме анализируются и проходят процедуру согласования,
процесс утверждения контракта обычно бывает более длительным в силу юридической ответственности,
которую он накладывает. В любом случае в процессе обсуждения и утверждения основное внимание уделяется
точному описанию в юридических терминах продуктов, услуг и результатов в соответствии с требованиями
проекта.
На ранней стадии команда управления проектом может воспользоваться поддержкой специалистов в
области заключения договоров, закупочной деятельности, правовой сфере и технических областях знаний.
Обращение к специалистам за помощью может быть обязательным в соответствии с правилами организации.
Различные действия, осуществляемые в ходе процессов управления закупками проекта, образуют
жизненный цикл контракта. Активное управление жизненным циклом контракта и тщательно выверенные
формулировки положений и условий контрактов на закупку позволяют избежать, снизить или передать
продавцу некоторые поддающиеся определению риски проекта. Заключение контракта на поставку продукта
или оказание услуг является одним из способов распределения ответственности за управление или разделения
потенциальных рисков.
Сложный проект может предполагать одновременное или последовательное управление несколькими
контрактами или субподрядами. В таких случаях жизненный цикл каждого контракта может закончиться
во время любой из фаз жизненного цикла проекта. Управление закупками проекта рассматривается с точки
зрения отношений между продавцом и покупателем. Отношения покупатель-продавец могут существовать на
различных уровнях в рамках любого проекта, а также между организациями, являющимися внутренними или
внешними по отношению к организации-заказчику.
Глава 12 − упРавление зак упками пРоекта
12
12
316
©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание
В зависимости от прикладной области продавец может называться «подрядчиком», «субподрядчиком»,
«исполнителем», «поставщиком услуг» или просто «поставщиком». В зависимости от положения покупателя
в цикле закупок проекта он может называться «клиентом», «заказчиком», «генеральным подрядчиком»,
«подрядчиком», «организацией-заказчиком», «государственной организацией», «заказчиком услуг» или
«покупателем». На протяжении жизненного цикла контракта продавец может сначала рассматриваться как
соискатель контракта, предлагающий цену, затем как выбранный поставщик и, наконец, как поставщик или
исполнитель, имеющий контрактные обязательства.
Обычно продавец осуществляет управление работой как проектом, если предметом приобретения не являются
материалы, изделия или обычные продукты. В таких случаях:
•
Покупатель становится заказчиком и, в силу этого, ключевой заинтересованной стороной проекта
для продавца.
•
Команда управления проектом со стороны продавца заинтересована участвовать во всех процессах
управления проектом, а не только в процессах из данной области знаний.
•
Положения и условия контракта становятся ключевыми входами многих процессов управления со
стороны продавца. Контракт может непосредственно содержать входы (например, основные результаты,
ключевые контрольные события, показатели стоимости) либо может ограничивать варианты выбора
команды проекта (например, в конструкторских проектах зачастую требуется одобрение покупателем
решений по обеспечению проекта персоналом).
В данной главе предполагается, что покупатель входит в команду проекта, а продавцы не являются частью
организации, к которой принадлежит команда проекта.
В данной главе также предполагается, что между покупателем и продавцом оформлены и существуют
формальные договорные отношения. Однако большая часть описанного в данной главе материала в равной
степени применима и к недоговорным отношениям, заключенным с другими подразделениями организации
команды проекта.
12.1 планирование закупок
Планирование закупок представляет собой процесс документирования решений в отношении закупок для
проекта, формирования подхода и определения потенциальных продавцов (см. рис. 12-2 и 12-3). В процессе
планирования закупок устанавливается, какие потребности проекта можно и нужно удовлетворить путем закупок
товаров, услуг или результатов у сторонних по отношению к проекту организаций, а какие потребности проекта
можно удовлетворить силами команды проекта.
Глава 12 − упРавление зак упками пРоекта
12
12
317
©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание
Данный процесс предполагает рассмотрение нескольких вопросов: покупать или нет? если покупать, то что
именно, как, сколько и когда? В случае приобретения необходимых для проекта товаров, услуг или результатов у
сторонних организаций, все процессы от планирования закупок до закрытия контракта выполняются для каждого
предмета покупки или приобретения.
Процесс планирования закупок также предусматривает изучение потенциальных продавцов, особенно если
покупатель заинтересован в сохранении определенной степени влияния на решения по приобретению или
контроля над ними. Также следует уделять внимание тому, кто именно отвечает за получение или обладание
необходимыми разрешениями и лицензиями на осуществление той или иной профессиональной деятельности,
которые могут потребоваться при выполнении проекта в соответствии с требованиями законодательства,
нормативными актами либо правилами организации.
Требования расписания проекта могут оказывать существенное влияние на стратегию планирования закупок.
На расписание проекта могут повлиять решения, принимаемые при разработке плана управления закупками.
Эти решения тесно связаны с разработкой расписания (раздел 6.5), оценкой ресурсов операций (раздел 6.3)
и решениями «производить или покупать» (раздел 12.1.3.3).
Процесс планирования закупок включает в себя анализ рисков, связанных с каждым решением «производить
или покупать», а также анализ типа контракта, который планируется заключить с целью снижения рисков или,
в некоторых случаях, их передачи продавцу.
Входы
Инструменты и методы
Выходы
.1 Базовый план по
содержанию
.2 Документация по
требованиям
.3 Партнерские соглашения
.4 Реестр рисков
.5 Контрактные соглашения,
связанные с рисками
.6 Требования к ресурсам
операций
.7 Расписание проекта
.8 Оценки стоимости операций
.9 Базовый план выполнения
стоимости
.10 Факторы среды
предприятия
.11 Активы процессов
организации
.1 Анализ «производить или
покупать»
.2 Экспертная оценка
.3 Типы контрактов
.1 План управления закупками
.2 Задания поставщикам
.3 Решения «производить или
покупать»
.4 Закупочная документация
.5 Критерии выбора
поставщика
.6 Запросы на изменение
Рис. 12-2. планирование закупок: входы, инструменты, методы и выходы
Глава 12 − упРавление зак упками пРоекта
12
12
318
©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание
•
Закупочная
документация
Управление закупками проекта
•
Критерии выбора
поставщика
•
Решения «производить
или покупать»
•
Перечни работ
для закупок
•
Запросы на
изменение
•
План управления
закупками
12.2
Осуществление
закупок
4.5
Осуществление
общего
управления
изменениями
4.2
Разработка плана
управления
проектом
10.1
Определение
заинтересованных
сторон проекта
•
Реестр рисков
•
Документация по
требованиям
•
Базовый план
по содержанию
•
Активы процессов
организации
•
Факторы среды
предприятия
•
Партнерские
соглашения
5.1
Сбор
требований
11.2
Идентификация
рисков
5.3
Создание ИСР
6.3
Оценка
ресурсов
операций
•
Требования к
ресурсам операций
•
Оценки стоимости операций
•
Базовый план
выполнения стоимости
•
Контрактные соглашения,
связанные с рисками
6.5
Разработка
расписания
7.1
Оценка
стоимости
7.2
Определение
бюджета
11.5
Планирование
реагирования
на риски
Документы
проекта
•
Расписание проекта
12.1
Планирование
закупок
Продавцы
Предприятие/
организация
Рис. 12-3. блок-схема данных при планировании закупок
Глава 12 − упРавление зак упками пРоекта
12
12