ВУЗ: Алтайский Государственный Университет
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Управление проектами
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 18413
Скачиваний: 63
329
©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание
•
выбора одного продавца, который получит предложение подписать типовой контракт; и
•
определения последовательности проведения переговоров с помощью ранжирования всех
предложений в соответствии с взвешенными оценками, присвоенными каждому из них.
Входы
Инструменты и методы
Выходы
.1 План управления проектом
.2 Закупочная документация
.3 Критерии выбора поставщика
.4 Список квалифицированных
продавцов
.5 Предложения продавцов
.6 Документы проекта
.7 Решения «производить или
покупать»
.8 Партнерские соглашения
.9 Активы процессов
организации
.1 Конференции потенциальных
продавцов
.2 Методы оценки предложений
.3 Независимые оценки
.4 Экспертная оценка
.5 Реклама
.6 Поиск в Интернете
.7 Переговоры по закупкам
.1 Выбранные продавцы
.2 Заключенные закупочные
контракты
.3 Ресурсные календари
.4 Запросы на изменение
.5 Обновления плана
управления проектом
.6 Обновления документов
проекта
Рис. 12-4. осуществление закупок: входы, инструменты, методы и выходы
•
Активы процессов
организации
•
Список
квалифицированных
продавцов
•
План управления
закупками
•
Заключенные
закупочные
контракты
•
Предложения
продавцов
•
Партнерские
соглашения
•
Ресурсные
календари
•
Запросы на
изменение
•
Выбранные
продавцы
•
Закупочная
документация
•
Критерии выбора
поставщика
•
Решения «производить
или покупать»
•
Обновления
документов
проекта
•
Обновления плана
управления проектом
12.2
Осуществление
закупок
12.3
Управление
закупочной
деятельностью
12.1
Планирование
закупок
6.5
Разработка
расписания
6.4
Оценка
длительности
операций
6.3
Оценка ресурсов
операций
7.2
Определение
бюджета
9.3
Развитие
команды
проекта
4.5
Осуществление
общего
управления
изменениями
4.2
Разработка плана
управления
проектом
Предприятие/
организация
Продавцы
Управление закупками проекта
Документы
проекта
Рис. 12-5. блок-схема данных при осуществлении закупок
Глава 12 − упРавление зак упками пРоекта
12
12
330
©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание
12.2.1 осуществление закупок: входы
.1 план управления проектом
План управления закупками, часть плана управления проектом, описанного в разделе 4.2.3.1,
является входом для осуществления закупок и описывает порядок управления процессами закупки,
начиная с разработки закупочной документации и заканчивая закрытием контракта (раздел 12.1.3.1).
.2 закупочная документация
Описана в разделе 12.1.3.4.
.3 критерии выбора поставщика
Критерии выбора поставщика могут включать в себя информацию о требуемых способностях,
возможностях и техническом опыте поставщика, о датах поставок, стоимости продукта, стоимости
жизненного цикла и подходе к контракту, как описано в разделе 12.1.3.5.
.4 список квалифицированных продавцов
Список продавцов, квалификация и прошлый опыт которых были заранее проверены с целью
обеспечения того, чтобы закупки осуществлялись только у тех продавцов, которые способны выполнить
соответствующие контракты.
.5 предложения продавцов
Предложения продавцов, подготовленные в ответ на пакет закупочной документации, составляют
основу информации, которая используется оценочным органом выбора одного или нескольких наиболее
успешных потенциальных продавцов.
.6 документы проекта
Документы проекта, которые часто подлежат рассмотрению, включают в себя:
•
реестр рисков (раздел 11.5.1.1); и
•
контрактные соглашения, связанные с рисками (раздел 11.5.3.2).
.7 Решения «производить или покупать»
Описаны в разделе 12.1.3.3.
Глава 12 − упРавление зак упками пРоекта
12
12
331
©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание
.8 партнерские соглашения
В случае заключения партнерского соглашения роли продавца и покупателя заранее определяются
высшим руководством. В некоторых случаях продавец уже может работать в рамках некоторой формы
промежуточного контракта, финансируемого покупателем или совместно обеими сторонами. Задачей
покупателя и продавца в данном процессе является совместная подготовка задания поставщику,
которое удовлетворяло бы требования проекта. Затем стороны проводят переговоры о заключении
окончательного контракта.
.9 активы процессов организации
Элементы активов процессов организации, которые могут оказывать влияние на процесс
осуществления закупок, включают в себя, среди прочего:
•
списки вероятных и предварительно квалифицированных продавцов; и
•
информацию о значимом прошлом опыте работы с продавцами, как хорошем, так и плохом.
12.2.2 осуществление закупок: инструменты и методы
.1 конференции потенциальных продавцов
Конференции потенциальных продавцов (иногда называемые «конференциями подрядчиков»,
«конференциями вендоров» или «предтендерными конференциями») представляют собой встречи
со всеми потенциальными продавцами, предшествующие подготовке и предоставлению заявок или
предложений с их стороны. Целью таких конференций является обеспечение ясного единообразного
понимания предъявляемых требований к предстоящим закупкам (например, технические требования и
условия контрактов) и недопущение привилегированного положения кого-либо из поставщиков. Ответы
на вопросы могут быть внесены в закупочную документацию в качестве поправок. Для соблюдения
принципа честности покупатель должен обязательно обеспечить условия, при которых все потенциальные
продавцы могут выслушать все вопросы каждого отдельного потенциального продавца и все ответы
покупателей.
.2 методы оценки предложений
При осуществлении сложных закупок, в которых выбор поставщика основывается на ответах
продавцов на предварительно определенные взвешенные критерии, формальный процесс проведения
оценок определяется правилами проведения закупок, принятыми покупателем. Оценочный комитет
делает свой выбор, который затем должно одобрить руководство до заключения контракта.
Глава 12 − упРавление зак упками пРоекта
12
12
332
©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание
.3 независимые оценки
В отношении многих приобретаемых товаров организация-закупщик может по выбору либо
подготовить свою собственную оценку, которая будет служить в качестве эталона для оценки
предложенных ответов, либо обратиться за оценкой стоимости к стороннему профессиональному
оценщику. Значительные различия в оценках стоимости могут указывать на то, что описания работ по
закупке являются неполными, неоднозначными, а также/или что предполагаемые продавцы либо не
понимают, либо не смогли в полной мере ответить на описание работ по закупке.
.4 Экспертная оценка
При оценке предложений продавцов может использоваться экспертная оценка. Предложения могут
оцениваться междисциплинарной командой экспертов, обладающих опытом в каждой из областей,
затрагиваемых в закупочной документации и в предлагаемом контракте. В данном случае может
пригодиться опыт в функциональных дисциплинах, таких как заключение контрактов, юриспруденция,
финансы, бухгалтерский учет, инжиниринг, конструирование, проведение исследований, разработка,
продажи и производство.
.5 объявления
Перечень потенциальных продавцов может быть значительно расширен путем размещения
объявлений в средствах массовой информации, например газетах или специализированных отраслевых
изданиях. На некоторые предметы закупки распространяются специальные требования действующего
законодательства, предусматривающие размещение объявлений в средствах массовой информации
в качестве обязательной меры. Публикации объявлений в общедоступных средствах массовой
информации является обязательным условием для предстоящих контрактов, заключаемых
государственными организациями.
.6 поиск в интернете
Интернет оказывает значительное влияние на большинство закупок проекта и на покупки в рамках
цепочки поставок в организациях. Хотя многие сырьевые продукты, детали или стандартные товары
можно быстро найти и получить по фиксированной цене через Интернет, мероприятия по закупке,
характеризующиеся высокими рисками и сложностью и требующие тщательного мониторинга, не следует
проводить подобным образом.
.7 переговоры по закупкам
В ходе переговоров уточняется структура, требования и прочие условия покупок с целью достижения
соглашения, устраивающего обе стороны до подписания контракта. Окончательный текст контракта
отражает все достигнутые соглашения. В тексте контракта оговариваются ответственность, полномочия
на внесение изменений, юридические аспекты и регулирующие законы, технические и управленческие
подходы, права собственности, финансирование контакта, технические решения, общее расписание,
платежи и цена. В результате переговоров вырабатывается договорной документ, который может
исполняться и покупателем, и продавцом.
Глава 12 − упРавление зак упками пРоекта
12
12
333
©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание
Переговоры по контрактам в отношении сложных закупаемых товаров могут являться самостоятельным
процессом с собственными входами (например, проблемы или открытый список товаров) и выходами
(например, документ о принятых решениях). При поставке простых товаров условия поставки в контракте
могут быть фиксированными и не подлежащими дальнейшим обсуждениям. Такие условия могут
приниматься только продавцом.
Не обязательно, чтобы переговоры по контракту возглавлял менеджер проекта. Менеджер проекта
и другие члены команды управления проектом могут присутствовать во время переговоров для
предоставления помощи, а также, при необходимости, для уточнения требований проекта к техническим,
управленческим аспектам и вопросам качества.
12.2.3 осуществление закупок: выходы
.1 выбранные продавцы
Выбранные продавцы – это те продавцы, которые были признаны конкурентоспособными по
результатам оценки предложения или заявки и с которыми были проведены переговоры по поводу проекта
контракта, который станет фактическим контрактом после его заключения. Окончательное одобрение всех
сложных закупок, связанных с высокими рисками и стоимостью, как правило, требует их предварительного
одобрения высшим руководством организации.
.2 заключенные закупочные контракты
Закупочный контракт заключается с каждым выбранным продавцом. Контракт может иметь форму
простого заказа на покупку или являться сложным документом. Независимо от сложности документа,
контракт является взаимным соглашением, обязывающим продавца предоставить покупателю указанные
продукты, услуги или результаты, а покупателя – предоставить продавцу определенное денежное или иное
встречное удовлетворение. Контракт фиксирует юридические отношения, все споры по которым могут быть
урегулированы в судебном порядке. Основные элементы договорного документа могут различаться, но
в частности могут включать в себя следующее:
•
задание (описание работ) или ожидаемые результаты;
•
базовое расписание;
•
отчеты об исполнении;
•
период исполнения;
•
роли и ответственности;
•
место исполнения контракта продавцом;
•
цены;
Глава 12 − упРавление зак упками пРоекта
12
12