ВУЗ: Алтайский Государственный Университет
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Управление проектами
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 18348
Скачиваний: 63
409
©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание
•
планирование управления рисками
—
процесс определения порядка осуществления действий по
управлению рисками в рамках проекта.
•
идентификация рисков
—
процесс определения рисков, которые могут повлиять на проект, и
документирования их характеристик.
•
качественный анализ рисков
—
процесс расположения рисков по степени их приоритетности для
дальнейшего анализа или управления ими путем оценки и суммирования вероятностей их возникновения
и воздействия на проект.
•
количественный анализ рисков
—
процесс проведения количественного анализа влияния
идентифицированных рисков на общие цели проекта.
•
планирование реагирования на риски
—
процесс разработки вариантов и действий, способствующих
расширению благоприятных возможностей и снижению угроз для достижения целей проекта.
•
мониторинг и управление рисками
—
процесс применения планов реагирования на риски, слежения
за идентифицированными рисками, мониторинга остаточных рисков, выявления новых рисков и оценки
рискового процесса на протяжении всего проекта.
F.9 управление закупками проекта
Управление закупками проекта включает в себя процессы покупки или приобретения тех необходимых для
выполнения работы продуктов, услуг или результатов, которые производятся вне исполняющей организации.
Управление закупками проекта включает в себя процессы управления контрактами и изменениями, необходимые
для составления контрактов или заказов на покупку, подготовленных уполномоченными членами команды
проекта, и управления ими.
Процессы управления закупками проекта включают в себя следующие элементы:
•
планирование закупок
—
процесс документирования решений в отношении закупок для проекта,
формирования подхода и определения потенциальных продавцов.
•
осуществление закупок
—
процесс получения ответов от продавцов, выбора подходящего продавца и
заключения контракта.
•
управление закупочной деятельностью
—
процесс управления отношениями с поставщиками,
контроля исполнения контрактов и, при необходимости, внесения изменений и корректив.
•
закрытие закупок
—
процесс завершения закупок по каждому проекту.
F
пРиложение F
411
©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание
пРиложение G
навыки межлиЧностноГо общения
Менеджеры проектов добиваются выполнения задач проекта посредством управления командой проекта и
другими заинтересованными сторонами. Эффективные менеджеры проектов должны обладать сбалансированной
совокупностью технических и концептуальных навыков, а также навыками межличностного общения, которые
помогут им соответствующим образом анализировать ситуации и взаимодействовать с людьми. В данном
приложении описываются важные навыки межличностного общения, а именно:
•
лидерство;
•
укрепление команды;
•
мотивация;
•
коммуникация;
•
влияние;
•
принятие решений;
•
применение политик и осознание культурных различий;
•
переговоры.
Существуют и другие навыки межличностного общения, используемые менеджерами проектов, но только
должное применение данных навыков позволяет менеджерам проектов осуществлять эффективное управление
проектами.
G.1 лидерство
Лидерство подразумевает акцент на усилиях людей, работающих в группе, предпринимаемых для достижения
общей цели, и на создании условий для формирования духа единой команды. В общих словах, лидерство – это
способность выполнять поставленные задачи с помощью других лиц. Основными составляющими эффективного
лидерства являются уважение и доверие, а не страх и подчинение. Хотя лидерство является важным моментом
во всех фазах проекта, эффективное лидерство имеет огромное значение на начальном этапе проекта, когда
особую важность приобретают передача участникам проекта общего видения проекта, мотивация и вдохновление
их на достижение высокой эффективности работы.
В ходе проекта лидеры команды проекта несут ответственность за формирование и реализацию концепции,
стратегии и коммуникации; установление доверия и содействие укреплению команды; оказание влияния,
наставничество и контроль, а также за оценку эффективности работы команды и проекта.
G
412
©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание
G
пРиложение G
G.2 укрепление команды
Укрепление команды – это процесс оказания помощи группе лиц, связанных одной целью, в организации
скоординированной работы друг с другом, лидером, внешними участниками проекта и организацией. Командная
работа – это результат успешного лидерства и успешного укрепления команды.
Меры по укреплению команды включают задачи (постановка целей, определение и обсуждение ролей
и процедур) и процессы (межличностное поведение с акцентом на общении, урегулировании конфликтов,
мотивации и лидерстве). Создание благоприятного климата в команде требует решения проблем, возникающих
в команде проекта, и обсуждения их в качестве общих проблем без указания виновных. Меры по укреплению
команды могут быть дополнены поддержкой со стороны высшего руководства, поощрением высокой отдачи
членов команды, назначением соответствующих поощрений, премий и разработкой моральных стандартов,
формированием индивидуального духа команды, эффективным улаживанием конфликтов, укреплением доверия
и созданием условий для открытого общения между членами команды, а также руководством командой.
Хотя укрепление команды особенно существенно в начале проекта, данный процесс никогда не заканчивается.
Изменения в окружающей среде проекта неизбежны. Для эффективного управления этими изменениями должны
прилагаться постоянные или возобновляемые усилия по укреплению команды. Результатом укрепления команды
будет являться взаимное доверие, успешный обмен информацией, принятие правильных решений и эффективный
контроль над проектом.
G.3 мотивация
Команды проектов состоят из людей с разным уровнем подготовки, с разными ожиданиями и личными
целями. Полный успех проекта зависит от отдачи команды проекта, которая имеет прямое отношение к их
уровню мотивации.
Мотивация в условиях проекта предполагает создание среды, соответствующей целям проекта и
обеспечивающей максимальную удовлетворенность, имеющую отношение к главным ценностям участников.
К этим ценностям относятся удовлетворение от работы, перспективность работы, чувство реализованности и
роста, значительное материальное вознаграждение и другие поощрения и премии, которые участники считают
необходимыми и важными.
413
©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание
G
пРиложение G
G.4 коммуникации
Коммуникации – одна из наиглавнейших причин успеха или неудачи проекта. Эффективное общение
в команде проекта, а также между менеджером проекта, участниками проекта и внешними участниками
проекта играет важную роль. Открытость при обмене информацией – это ключ к командной работе и высокой
эффективности. Общение улучшает отношения среди участников команды и создает атмосферу взаимного
доверия.
Для эффективного обмена информацией менеджер должен понимать стили общения других участников,
разбираться в вопросах культуры, отношений, личностей и в общем контексте ситуации. Понимание этих
факторов приводит к достижению взаимопонимания и, следовательно, к эффективному обмену информацией.
Менеджеры проекта должны определять каналы коммуникации, понимать, какую информацию они должны
предоставить, а какую информацию должны получить и какие навыки межличностного общения помогут им
эффективно общаться с различными внешними участниками проекта. Проведение мер по укреплению команды
для определения стилей общения с членами команды (например, руководящий, совместный, логический,
исследующий и проч. стили) позволяет менеджерам планировать свое общение с должной чуткостью к
отношениям и культурным различиям.
Умение выслушать собеседника – важная часть коммуникации. Активные и результативные техники слушания
позволяют участнику общения разобраться в сути проблем, стратегиях ведения переговоров и управлении
конфликтами, механизмах принятия решений и разрешения проблем.
G.5 влияние
Влияние – это стратегия делегирования полномочий и доверия навыкам межличностного общения для
организации совместной работы участников команды для достижения общих целей. Используя следующие
рекомендации, можно повлиять на членов команды:
•
Личный пример и приверженное ведение к цели.
•
Объяснение технологии принятия решения.
•
Использование гибкого стиля межличностного общения, изменение стиля в соответствии с аудиторией.
•
Разумное и осторожное использование власти. Учет длительного сотрудничества.