Файл: Американ. стандарт 4-е издание.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 18339

Скачиваний: 63

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

424

©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание

Группа  процессов  управления  проектом  (Project  Management  Process  Group)  Логическое  объединение 

управленческих  входов,  инструментов  и  методов,  и  выходов  проекта.  В  группы  процессов  управления  проектами 

входят  процессы  инициации,  процессы  планирования,  процессы  исполнения,  процессы  мониторинга  и  управления 
и процессы завершения. Группы процессов управления проектами не являются фазами проекта.

дата завершения (Finish Date) Момент времени, связанный с завершением запланированной операции. Обычно 

употребляется  с  прилагательным  –  фактическая,  плановая,  ожидаемая,  расчетная,  ранняя,  поздняя,  базовая, 
статусная или текущая.

дата  старта  (Start  Date)  Дата  начала  запланированной  операции,  обычно  употребляется  с  уточнением: 
фактическая, плановая, ожидаемая, расчетная, ранняя, поздняя, базовая, статусная или текущая.

декомпозиция  (Decomposition)  [Метод].  Метод  планирования,  предполагающий  разбиение  содержания  проекта

и  результатов  проекта  на  более  мелкие  и  легко  управляемые  элементы  до  тех  пор,  пока  работы  по  проекту, 

связанные  с  выполнением  содержания  проекта  и  обеспечением  результатов,  не  будут  определены  достаточно 
подробно для исполнения, мониторинга и контроля этих работ.

дефект (Defect) Несовершенство или упущение в элементе проекта, из-за которого этот элемент не соответствует 
требованиям или характеристикам и должен быть либо исправлен, либо заменен.

диаграмма  влияния  (Influence  Diagram)  [Инструмент].  Графическое  представление  ситуаций,  отображающее 

причинные  влияния,  последовательности  событий  во  времени  и  другие  отношения  между  переменными 
и результатами.

диаграмма  Ганта  (Gantt  Chart)  [Инструмент].  Графическое  представление  информации,  относящейся 

к  расписанию.  В  типичной  ленточной  диаграмме  перечень  запланированных  операций  или  элементов 

иерархической  структуры  работ  располагается  вдоль  левой  стороны  диаграммы,  даты  размещены  сверху, 
а длительности операций показаны в виде горизонтальных полос (лент), привязанных к датам.

диаграмма  парето  (Pareto  Chart)  [Инструмент].  Упорядоченная  по  частоте  возникновения  результатов 
гистограмма, показывающая, сколько результатов было вызвано каждой идентифицированной причиной.

длительность  (Duration,  DU  или  DUR)  Общее  количество  рабочих  периодов  (исключая  выходные  и  другие 

нерабочие  периоды),  необходимых  для  выполнения  запланированной  операции  или  элемента  иерархической 

структуры  работ.  Обычно  выражается  в  количестве  рабочих  дней  или  недель.  Иногда  неправомерно 
приравнивается к календарному времени. Ср. трудоемкость.

длительность  операции

8

  (Activity  Duration)  Время  в  календарных  единицах  от  начала  до  завершения 

запланированной операции. См. также длительность.

допущения  (Assumptions)  Допущения  –  это  факторы,  которые  для  целей  планирования  считаются  верными, 
реальными или определенными без предоставления доказательств или демонстрации.

доработка (Rework) Действие, предпринятое для приведения содержащих дефект или неприемлемых элементов
в соответствие с требованиями или характеристиками.

ГлоссаРий


background image

425

©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание

жизненный цикл (Life Cycle) См. жизненный цикл проекта.

жизненный  цикл  продукта  (Product  Life  Cycle)  Набор  обычно  последовательных,  не  перекрывающихся  фаз 

продукта,  название  и  количество  которых  определяется  производственными  и  управленческими  потребностями 

организации.  Обычно  последняя  фаза  жизненного  цикла  продукта   –  это  окончание  продаж  и  обслуживания. 
Жизненный цикл проекта обычно укладывается в один или несколько жизненных циклов продукта.

жизненный  цикл  проекта  (Project  Life  Cycle)  Набор  обычно  последовательных  фаз  проекта,  количество 

и  состав  которых  определяется  потребностями  управления  организации  или  организаций,  участвующих  в  проекте
Жизненный цикл можно документировать с помощью методологии.

журнал  (Log)  Документ,  используемый  для  записи  и  описания  или  обозначения  некоторых  элементов  во  время 

выполнения  процесса  или  операции.  Обычно  используется  с  уточнением,  например:  «журнал  проблем»,  «журнал 
контроля качества», «журнал записи действий» или «журнал дефектов».

завершение  проекта  или  фазы  (Close  Project  or  Phase)  [Процесс].  Процесс  завершения  всех  операций  всех 
групп процессов управления проектом в целях формального завершения проекта или фазы.

зависимость (Dependency) См. логическая связь.

задержка  (Lag)  [Метод].  Дополнение  к  логической  связи,  определяющее  задержку  выполнения  последующей 

операции.  Например,  при  логической  связи  финиш-старт  с  задержкой  в  10  дней  последующая  операция  может 
начаться не ранее, чем через 10 дней после окончания предшествующей операции. См. также опережение.

заинтересованная сторона (Stakeholder) Лицо или организация (например, потребитель, спонсор, исполняющая 

организация  или  общественность),  которые  активно  вовлечены  в  проект,  или  на  чьи  интересы  могут  позитивно 

или  негативно  повлиять  исполнение  или  завершение  проекта.  Заинтересованная  сторона  также  может  оказывать 
влияние на проект и его результаты.

закрытие закупок (Close Procurements) [Процесс]. Процесс завершения каждой закупки проекта.

закупочная  документация  (Procurement  Documents)  [Выход/вход].  Документы,  используемые  в  процессе 

закупок,  включающие  приглашения  к  подаче  заявок,  приглашения  к  переговорам,  запросы  информации,  запросы 
расценок, запросы предложений и ответы продавца.

запрос  информации  (зи)  (Request  for  Information,  RFI)  Тип  закупочного  документа,  посредством  которого 

покупатель  просит  потенциального  продавца  предоставить  ему  ту  или  иную  информацию  о  продукте,  услуге  или 
возможностях продавца.

запрос  на  изменение  (Change  Request)  Запросы  на  увеличение  или  уменьшение  содержания  проекта
изменение стратегий, процессов, планов или процедур, изменение цен или бюджетов или пересмотр расписаний.

запрос  предложения  (Request  for  Proposal,  RFP)  Тип  закупочного  документа,  используемый  для  запроса 

предложений  продуктов  или  услуг  у  предполагаемых  продавцов.  В  отдельных  прикладных  областях  данный 
термин может иметь более узкое или специальное значение.

запрос  расценок  (Request  for  Quotation,  RFQ)  Тип  закупочного  документа,  используемый  для  запроса 

ГлоссаРий


background image

426

©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание

у  предполагаемых  продавцов  предлагаемых  цен  на  обычные  или  стандартные  продукты  или  услуги

Иногда  используется  вместо  запроса  предложения;  в  некоторых  прикладных  областях  у  этого  термина  может  быть 
более узкое или специальное значение.

запрошенное  изменение  (Requested  Change)  [Выход/вход].  Формально  задокументированный  запрос  на 
изменение, ожидающий одобрения в рамках процесса общего управления изменениями.

идентификатор  операции  (Activity  Identifier)  Уникальное  буквенное  или  цифровое  обозначение, 

присваиваемое  каждой  запланированной  операции,  чтобы  отличать  эту  операцию  проекта  от  других  операций. 
Обычно он уникален для каждой сетевой диаграммы проекта.

идентификация рисков (Identify Risks) [Процесс]. Процесс определения того, какие риски могут воздействовать 
на проект, и документирования их характеристик.

иерархическая структура работ (исР)

  (Work  Breakdown  Structure,  WBS)

 [Выход/вход]. Ориентированная 

на  результаты  (предметы  поставки)  иерархическая  декомпозиция  работ,  выполняемых  командой  проекта  для 

достижения  целей проекта  и  получения  необходимых  результатов.  С  ее  помощью  структурируется  и  определяется 
все содержание проекта.

иерархическая  структура  ресурсов  (Resource  Breakdown  Structure)  Иерархическая  структура  ресурсов

организованная по категориям и типам ресурсов, используемая при  выравнивании ресурсов в расписании, а также 

для разработки расписаний с ограничениями по ресурсам, которую также можно использовать для определения и 
анализа назначения исполнителей в проекте.

иерархическая  структура  рисков  (Risk  Breakdown  Structure,  RBS)  [Инструмент].  Иерархически 

организованное  представление  идентифицированных  рисков  проекта,  распределенных  по  категориям  и 

подкатегориям  риска,  указывающим  на  различные  области  и  источники  возможных  рисков.  Иерархическая 
структура рисков часто бывает адаптирована под конкретные типы проектов.

изменение  содержания  (Scope  Change)  Любые  изменения  содержания  проекта.  Изменение  содержания
практически всегда влечет за собой пересмотр сроков и стоимости проекта.

имитация  (Simulation)  Имитация  использует  модель  проекта  для  определения  влияния  последствий 

подробно  описанных  неопределенностей  на  результаты  проекта  в  целом.  При  имитации  проекта  используются 

компьютерные  модели  и  оценки  рисков,  обычно  выраженные  в  виде  вероятностного  распределения  возможных 
стоимостей или длительностей на детализированном уровне, обычно с использованием метода Монте-Карло.

имитация  методом  монте-карло  (Monte  Carlo  Simulation)

 

Процесс,  который  на  основе  распределения 

вероятностей  для  стоимости  и  сроков  для  отдельных  задач  генерирует  сотни  или  тысячи  возможных  результатов 
выполнения. Затем результаты используются для генерации распределения вероятностей для проекта в целом.

индекс  выполнения  сроков  (ивсР)  (Schedule  Performance  Index,  SPI)  Показатель  степени  выполнения 
расписания проекта. Отношение освоенного объема (ОО) к плановому объему (ПО).

индекс  выполнения  стоимости  (ивст)  (Cost  Performance  Index,  CPI)  Показатель  эффективности  проекта  по 
стоимости. Отношение освоенного объема (ОО) к фактической стоимости (ФС). ИСВТ = ОО, поделенный на ФС.

ГлоссаРий


background image

427

©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание

индекс  производительности  до  завершения  (ипдз)  (To-Complete-Performance-Index,  TCPI)  Расчетный 

показатель  эффективности  выполнения  проекта  по  стоимости,  который  должен  быть  достигнут  на  оставшемся 

объеме  работ  для  того,  чтобы  достичь  установленных  управленческих  показателей,  таких  как  бюджет 

по  завершении  (БПЗ)  или  прогноз  по  завершении  (ППЗ).  Это  соотношение  между  «оставшейся  работой» 
и «оставшимися финансами».

инициация  проекта  (Project  Initiation)  Запуск  процесса,  который  может  завершиться  санкционированием 
нового проекта.

инспекция  (Inspection)  [Метод].  Обследование  и  изучение  с  целью  проверить,  соответствует  ли  операция, 
элемент, продукт, результат
 или услуга указанным требованиям.

инструмент  (Tool)  Нечто  осязаемое,  например  шаблон  или  компьютерная  программа,  используемая  при 
выполнении операции с целью получения продукта или результата.

информационная  система  управления  проектами  (Project  Management  Information  System,  PMIS)

 

[Инструмент].  Информационная  система,  которая  состоит  из  инструментов  и  методов,  используемых  для  сбора, 

интеграции и распространения результатов процессов управления проектами. Информационная система управления 

проектами  используется  для  поддержки  всех  аспектов  проекта  от  инициации  до  завершения  и  может  включать 
в себя как ручные, так и автоматизированные системы.

информация  об  исполнении  работ  (Work  Performance  Information)  [Выход/вход].  Информация  и  данные 

о  состоянии  выполняемых  запланированных  операций  проекта,  собираемые  в  рамках  процессов  руководства 

и  управления  исполнением  проекта.  Информация  об  исполнении  включает  в  себя:  состояние  результатов

состояние  запросов  на  изменение,  корректирующих  воздействий,  предупреждающих  действий  и  исправления 

дефектов;  прогнозы  до  завершения;  подтвержденный  процент  физического  выполнения  работ;  полученное 
значение технического измерения исполнения; даты начала и завершения запланированных операций.

исполнять  (Execute)  Управлять,  руководить,  исполнять  и  завершать  проектные  работы,  предоставляя  результаты 
и информацию о ходе работ.

исполняющая  организация  (Performing  Organization)  Предприятие,  персонал  которого  непосредственно 
участвует в работе над проектом.

исправление  дефекта  (Defect  Repair)  Формализованная  идентификация  дефектов  в  элементе  проекта 
с представлением рекомендаций либо исправить дефект, либо полностью заменить элемент.

историческая  информация  (Historical  Information)  Документы  и  данные  по  предыдущим  проектам,  включая 
архивы проектов, записи, корреспонденцию, закрытые контракты и проекты.

календарная  единица  (Calendar  Unit)  Наименьший  отрезок  времени,  используемый  при  расчете  расписания 

проекта.  Обычно  календарная  единица  –  это  час,  день  или  неделя,  но  это  также  может  быть  квартал,  месяц, 
смена и даже минута.

календарь  проекта  (Project  Calendar)  Календарь  рабочих  дней  или  смен,  устанавливающий  даты,  в  которые 

проводятся  запланированные  операции,  и  нерабочие  дни,  т.  е.  даты,  в  которые  запланированные  операции  не 

выполняются. Обычно в календаре указываются праздники, выходные и смены. См. также ресурсный календарь.

ГлоссаРий


background image

428

©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание

словарь  иерархической  структуры  работ  (Work  Breakdown  Structure  Dictionary)  [Выход/вход].  Документ

описывающий  каждый  элемент  в  иерархической  структуре  работ  (ИСР).  Для  каждого  элемента  ИСР  в  словаре 

присутствует  краткое  описание  содержания,  указан  (ы)  результат  (ы)  (предмет  (ы)  поставки),  список  имеющих 

к нему отношение операций и список контрольных событий. Также могут указываться: ответственная организация

даты  начала  и  завершения  работ,  требуемые  ресурсы,  оценка  стоимости,  порядковый  номер,  информация 
о контрактетребования к качеству и технические справочные материалы, способствующие выполнению работ.

категория  риска  (Risk  Category)  Группа  потенциальных  источников  риска.  Источники  риска  могут  быть 

сгруппированы  в  такие  категории,  как  технические,  внешние,  организационные,  риски  окружающей  среды 

и  управления  проектами.  Категории  могут  включать  подкатегории,  такие  как  техническая  усталость,  погода  или 
применение жестких оценок.

качество (Quality) Степень, в которой ряд присущих характеристик соответствует требованиям.

код  операции  (Activity  Code)  Одно  или  несколько  буквенных  или  цифровых  обозначений,  определяющих 

характеристики  работ  или  некоторым  образом  идентифицирующих  запланированную  операцию,  с  помощью 
которых можно фильтровать и упорядочивать операции в отчетах.

команда  управления  проектом  (Project  Management  Team)  Члены  команды  проекта,  непосредственно 

занятые  в  управлении  его  работами.  В  небольших  проектах  команда  управления  проектом  может  включать 
практически всех членов команды проекта.

контракт  «время  и  материалы»  (Time  and  Material  (T&M)  Contract)  Тип  смешанного  контракта

содержащий  элементы  контракта  с  возмещением  затрат  и  контракта  с  фиксированной  ценой.  Контракты 

«Время  и  материалы»  напоминают  контракты  с  возмещением  затрат  тем,  что  они  открыты,  то  есть  их  объемы 

не  определены  в  момент  заключения.  Таким  образом,  общая  стоимость  таких  контрактов  может  увеличиваться 

аналогично  контрактам  с  возмещением  затрат.  Этот  тип  контрактов  также  напоминает  договоры  с  фиксированной 

ценой.  Например,  покупатель  и  продавец  устанавливают  единичные  расценки,  когда  обе  стороны  договорились 
о ставках оплаты для категории «старший инженер».

контракт  (Contract)  [Выход/вход].  Контракт  –  это  взаимное  соглашение,  обязывающее  продавца  предоставить 
определенный продукт, услугу или результат, а покупателя – оплатить его.

контракт  с  возмещением  затрат  (Cost-Reimbursable  Contract)  Тип  контракта,  подразумевающий  оплату 

продавцу  его  фактических  затрат,  а  также  вознаграждение,  обычно  составляющее  прибыль  продавца.  В  контракты 

с  возмещением  затрат  часто  включают  пункты  с  поощрениями  или  бонусами  за  достижение  или  улучшение 
отдельных параметров проекта, таких как сроки выполнения или общая стоимость.

контракт  с  возмещением  затрат  плюс  поощрительное  вознаграждение  (Cost-Plus-Incentive-Fee  (CPIF) 

Contract)  По  этому  типу  контракта  с  возмещением  затрат  покупатель  возмещает  поставщику  оговоренные 

затраты  (определяются  условиями  договора).  При  этом  поставщик  получает  дополнительный  доход  при 
выполнении установленных критериев исполнения работы.

контракт  с  возмещением  затрат  плюс  фиксированное  вознаграждение  (Cost-Plus-Fixed-Fee  (CPFF) 

Contract)  По  этому  типу  контракта  с  возмещением  затрат  покупатель  возмещает  поставщику  оговоренные 
затраты (определяются условиями договора) и уплачивает фиксированное вознаграждение.

ГлоссаРий