Файл: evstifeeva_m_v_teoreticheskaya_fonetika_angliiskogo_yazyka_l.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2019

Просмотров: 20992

Скачиваний: 709

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

5

         § 4.   Prosodic components of intonation. Structure    
                of English intonation patterns .................................................................... 91
         § 5.   Methods of indicating intonation ............................................................... 95
         § 6.   Functions of intonation .............................................................................. 96
         § 7.   Phonological aspect of intonation .............................................................. 98
         § 8.   English rhythm .......................................................................................... 99

Seminar 7

 .................................................................................................................... 100

Lecture 8.

   STYLISTIC AND REGIONAL VARIETIES   

                OF ENGLISH PRONUNCIATION ........................................................ 103
         § 1.   Spoken language as the object of linguistic investigation ........................ 103
         § 2.   Territorial varieties of English pronunciation .......................................... 104
                2.1. National variants and regional accents of the English language ........... 104
                2.2. British English .................................................................................. 106
                2.3. American English ............................................................................. 109
                2.4. Spread of English .............................................................................. 111
         § 3.   Stylistic varieties of English pronunciation ............................................. 112
                3.1.  Style-forming and style-differentiating factors ................................ 113
                3.2.  Classification of phonetic styles ....................................................... 115

Seminar 8

 .................................................................................................................... 117

PART II. 

Exercises

Exercise Block 1 .......................................................................................................... 120
Exercise Block 2 .......................................................................................................... 126
Exercise Block 3 .......................................................................................................... 128
Exercise Block 4 .......................................................................................................... 133
Exercise Block 5 .......................................................................................................... 136
Exercise Block 6 .......................................................................................................... 138
Exercise Block 7 .......................................................................................................... 142

PART III. 

Supplementary Material

Supplement 1. 

Proverbs, sayings, tongue twisters ........................................................ 148

Supplement 2.

 Phonetic phenomena ............................................................................ 155

Supplement 3. 

Stave representation of intonation ........................................................ 158

Supplement 4.

 Step-by-step phonetic analysis ............................................................. 161

Bibliography ................................................................................................................ 163


background image

6

Предисловие

Пособие ориентировано на современные тенденции в системе 

высшего образования, предусматривающие сокращение аудиторных 
часов на изучение теоретических предметов и увеличение времени 
на самостоятельное изучение лингвистических дисциплин.

Цель учебного пособия — помощь студентам в овладении осно-

вами теории фонетики, установлении взаимосвязи новых теоретиче-
ских  знаний  с  практическими  умениями,  полученными  в  рамках 
нормативного курса фонетики, а также в профессиональной ориен-
тации студентов, предполагающей использование полученных зна-
ний и умений в дальнейшей педагогической деятельности.

Задача учебного пособия — систематизировать и в доступной 

форме изложить элементы фонетической теории, существующие в 
современной лингвистике, дать обобщенную информацию обо всех 
компонентах  фонетической  системы  современного  английского 
языка и обеспечить контроль усвоения полученных знаний.

Учебное пособие включает в себя три раздела, объем которых 

определяется спецификой материала.

Первый раздел содержит лекционную часть и методические раз-

работки к семинарским занятиям. Лекционная часть разделена на 
восемь блоков, в которых в краткой форме изложены основные тео-
ретические положения современной фонетики и фонологии. В рам-
ках семинарских занятий после каждой лекции предполагается рас-
смотрение подробного списка контрольных вопросов для проверки 
усвоения лекционного материала. Отметим, что теоретический ма-
териал дается в минимальном объеме. С целью лучшего овладения 
учебным материалом перед обсуждением каждой темы студентам 
следует рекомендовать дополнительную литературу, указанную в 
библиографическом списке.

Второй раздел включает семь блоков практических упражнений, 

направленных на реализацию полученных теоретических знаний в 
практической области. При этом подчеркивается связь фонетики с 
другими  подразделами  лингвистической  теории  (лексикологией, 


background image

7

грамматикой, стилистикой), а также осуществляется взаимосвязь 
теоретической и нормативной фонетики. Упражнения составлены с 
учетом постепенного нарастания сложности и нацелены на отработ-
ку определенных фонетических явлений, описанных в соответству-
ющих разделах лекционного курса.

Третий раздел содержит дополнительные материалы, включаю-

щие: 

—   упражнения, направленные на тренировку звуков и звуковых 

переходов в системе английского языка, вызывающих частые 
трудности у русскоязычных студентов;

—   информацию о фонетических модификациях звуков англий-

ского языка в связной речи и их графической репрезента-
ции; 

—   сведения о способах абстрактной передачи основных инто-

национных контуров английского языка; 

—   схему  последовательного  анализа  фонетических  явлений, 

представленных в английских текстах.

В конце книги приведен библиографический список. Отдельные 

пункты из данного списка можно рекомендовать студентам при под-
готовке к семинарским занятиям. Количество рекомендованной ли-
тературы зависит от специфики работы и объема аудиторных часов, 
отведенных на освоение дисциплины, и должно определяться самим 
педагогом.


background image

8

От автора

Дорогие друзья! 

Перед вами — учебное пособие по теоретической фонетике ан-

глийского  языка,  в  котором  в  сжатом  виде  изложены  основные 
аспекты фонетической теории и практики. Книга предназначена для 
тех, кто хочет не только правильно произносить английские слова и 
хорошо интонировать предложения, но также знать и уметь объяс-
нить причины возникновения и существования тех или иных фоне-
тических явлений в изучаемом языке.

Фонетика — одна из важнейших лингвистических наук. Соглас-

но общепринятой иерархии, в лингвистике выделяются следующие 
уровни изучения языка: фонетический, морфологический, лексиче-
ский, словосочетания, предложения, текста. При этом фонетический 
уровень принимается за базовый, поскольку он составляет основу 
любого языка. Образно говоря, звуки являются своеобразной ‘пи-
щей’ языка, из них, как из кирпичиков, строятся слоги, слова, слово-
сочетания и предложения, реализуя наивысшую человеческую по-
требность — потребность в общении.

Возможно, этот учебник станет Вашим гидом в многообразии 

английских звуков, благодаря чему Вы сможете свободно общаться 
на изучаемом языке. Понятное и последовательное объяснение мно-
гочисленных фонетических теорий, существующих в современной 
лингвистике, поможет Вам овладеть навыками теоретического ана-
лиза языкового материала, которые пригодятся как при изучении 
других лингвистических дисциплин, так и в написании рефератов, 
курсовых и квалификационных работ. Знания и умения, полученные 
Вами, также будут способствовать профессиональному росту и по-
надобятся при обучении уже Ваших учеников.


background image

9

P A R T  I

Lectures and Seminars