Файл: evstifeeva_m_v_teoreticheskaya_fonetika_angliiskogo_yazyka_l.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2019
Просмотров: 20992
Скачиваний: 709
5
§ 4. Prosodic components of intonation. Structure
of English intonation patterns .................................................................... 91
§ 5. Methods of indicating intonation ............................................................... 95
§ 6. Functions of intonation .............................................................................. 96
§ 7. Phonological aspect of intonation .............................................................. 98
§ 8. English rhythm .......................................................................................... 99
Seminar 7
.................................................................................................................... 100
Lecture 8.
STYLISTIC AND REGIONAL VARIETIES
OF ENGLISH PRONUNCIATION ........................................................ 103
§ 1. Spoken language as the object of linguistic investigation ........................ 103
§ 2. Territorial varieties of English pronunciation .......................................... 104
2.1. National variants and regional accents of the English language ........... 104
2.2. British English .................................................................................. 106
2.3. American English ............................................................................. 109
2.4. Spread of English .............................................................................. 111
§ 3. Stylistic varieties of English pronunciation ............................................. 112
3.1. Style-forming and style-differentiating factors ................................ 113
3.2. Classification of phonetic styles ....................................................... 115
Seminar 8
.................................................................................................................... 117
PART II.
Exercises
Exercise Block 1 .......................................................................................................... 120
Exercise Block 2 .......................................................................................................... 126
Exercise Block 3 .......................................................................................................... 128
Exercise Block 4 .......................................................................................................... 133
Exercise Block 5 .......................................................................................................... 136
Exercise Block 6 .......................................................................................................... 138
Exercise Block 7 .......................................................................................................... 142
PART III.
Supplementary Material
Supplement 1.
Proverbs, sayings, tongue twisters ........................................................ 148
Supplement 2.
Phonetic phenomena ............................................................................ 155
Supplement 3.
Stave representation of intonation ........................................................ 158
Supplement 4.
Step-by-step phonetic analysis ............................................................. 161
Bibliography ................................................................................................................ 163
6
Предисловие
Пособие ориентировано на современные тенденции в системе
высшего образования, предусматривающие сокращение аудиторных
часов на изучение теоретических предметов и увеличение времени
на самостоятельное изучение лингвистических дисциплин.
Цель учебного пособия — помощь студентам в овладении осно-
вами теории фонетики, установлении взаимосвязи новых теоретиче-
ских знаний с практическими умениями, полученными в рамках
нормативного курса фонетики, а также в профессиональной ориен-
тации студентов, предполагающей использование полученных зна-
ний и умений в дальнейшей педагогической деятельности.
Задача учебного пособия — систематизировать и в доступной
форме изложить элементы фонетической теории, существующие в
современной лингвистике, дать обобщенную информацию обо всех
компонентах фонетической системы современного английского
языка и обеспечить контроль усвоения полученных знаний.
Учебное пособие включает в себя три раздела, объем которых
определяется спецификой материала.
Первый раздел содержит лекционную часть и методические раз-
работки к семинарским занятиям. Лекционная часть разделена на
восемь блоков, в которых в краткой форме изложены основные тео-
ретические положения современной фонетики и фонологии. В рам-
ках семинарских занятий после каждой лекции предполагается рас-
смотрение подробного списка контрольных вопросов для проверки
усвоения лекционного материала. Отметим, что теоретический ма-
териал дается в минимальном объеме. С целью лучшего овладения
учебным материалом перед обсуждением каждой темы студентам
следует рекомендовать дополнительную литературу, указанную в
библиографическом списке.
Второй раздел включает семь блоков практических упражнений,
направленных на реализацию полученных теоретических знаний в
практической области. При этом подчеркивается связь фонетики с
другими подразделами лингвистической теории (лексикологией,
7
грамматикой, стилистикой), а также осуществляется взаимосвязь
теоретической и нормативной фонетики. Упражнения составлены с
учетом постепенного нарастания сложности и нацелены на отработ-
ку определенных фонетических явлений, описанных в соответству-
ющих разделах лекционного курса.
Третий раздел содержит дополнительные материалы, включаю-
щие:
— упражнения, направленные на тренировку звуков и звуковых
переходов в системе английского языка, вызывающих частые
трудности у русскоязычных студентов;
— информацию о фонетических модификациях звуков англий-
ского языка в связной речи и их графической репрезента-
ции;
— сведения о способах абстрактной передачи основных инто-
национных контуров английского языка;
— схему последовательного анализа фонетических явлений,
представленных в английских текстах.
В конце книги приведен библиографический список. Отдельные
пункты из данного списка можно рекомендовать студентам при под-
готовке к семинарским занятиям. Количество рекомендованной ли-
тературы зависит от специфики работы и объема аудиторных часов,
отведенных на освоение дисциплины, и должно определяться самим
педагогом.
8
От автора
Дорогие друзья!
Перед вами — учебное пособие по теоретической фонетике ан-
глийского языка, в котором в сжатом виде изложены основные
аспекты фонетической теории и практики. Книга предназначена для
тех, кто хочет не только правильно произносить английские слова и
хорошо интонировать предложения, но также знать и уметь объяс-
нить причины возникновения и существования тех или иных фоне-
тических явлений в изучаемом языке.
Фонетика — одна из важнейших лингвистических наук. Соглас-
но общепринятой иерархии, в лингвистике выделяются следующие
уровни изучения языка: фонетический, морфологический, лексиче-
ский, словосочетания, предложения, текста. При этом фонетический
уровень принимается за базовый, поскольку он составляет основу
любого языка. Образно говоря, звуки являются своеобразной ‘пи-
щей’ языка, из них, как из кирпичиков, строятся слоги, слова, слово-
сочетания и предложения, реализуя наивысшую человеческую по-
требность — потребность в общении.
Возможно, этот учебник станет Вашим гидом в многообразии
английских звуков, благодаря чему Вы сможете свободно общаться
на изучаемом языке. Понятное и последовательное объяснение мно-
гочисленных фонетических теорий, существующих в современной
лингвистике, поможет Вам овладеть навыками теоретического ана-
лиза языкового материала, которые пригодятся как при изучении
других лингвистических дисциплин, так и в написании рефератов,
курсовых и квалификационных работ. Знания и умения, полученные
Вами, также будут способствовать профессиональному росту и по-
надобятся при обучении уже Ваших учеников.
9
P A R T I
Lectures and Seminars