ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.12.2019
Просмотров: 8529
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Основные признаки унитарного государства
Виды социальных норм, и их классификация
Нормы, сложившиеся исторически и вошедшие в привычку людей
Системность и иерархичность строения
Регулирующее воздействие права
Установление и обеспечение права государством
Понятие и структура системы права
Продолжительность существования
Санкционированность государством
Преимущества и недостатки правового обычая как источника права
Договор нормативного содержания
Требования, предъявляемые к нормативным актам
Понятие нормативно-правовых актов
Виды нормативно-правовых актов
Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
Действие нормативного акта в пространстве
Подзаконные нормативно-правовые акты: понятие, признаки, виды
Указы и распоряжения Президента России
Акты федеральных министерств и ведомств
Подзаконные акты на уровне субъекта РФ
Акты исполнительной власти субъектов РФ
Акты органов местного самоуправления
Локальные нормативно-правовые акты (акты организаций и учреждений)
Реализация права: понятие и формы
Правоприменение как особая форма реализации права
Применение права как особая форма его реализации
Стадии процесса применения норм права
Установление фактической основы дела
Выбор и анализ юридической нормы
Вынесение и документальное оформление правоприменительного решения
Стадии правоприменения (правоприменительного процесса)
Основные признаки правовых отношений
Двойственный характер содержания правоотношений
Субъективные права и юридические обязанности
Совершение деяния дееспособным лицом
Понятие юридической ответственности
Признаки юридической ответственности
Характеристика основных видов юридической ответственности
Административная ответственность
Дисциплинарная ответственность
Гражданско-правовая ответственность
Виды юридической ответственности
Иные меры государственного принуждения (меры защиты)
Наука конституционного права: понятие и предмет исследования
Структура системы науки конституционного права
Права и свободы человека и гражданина
Гарантии осуществления и защита прав и свобод
Классификация прав и свобод человека
Экономические, социальные, культурные права
Общие сведения[править | править вики-текст]
Трудовые права в России[править | править вики-текст]
Социальное обеспечение в России[править | править вики-текст]
Охрана здоровья в России[править | править вики-текст]
Право на образование в России[править | править вики-текст]
Свобода вероисповедания в России[править | править вики-текст]
Свобода слова[править | править вики-текст]
Право избирать и быть избранным[править | править вики-текст]
Случаи пыток и жестокого обращения[править | править вики-текст]
Массовое избиение в Благовещенске[править | править вики-текст]
Ситуация в Чечне[править | править вики-текст]
Утверждения о похищениях людей на Северном Кавказе[править | править вики-текст]
Нарушения прав человека в отношении выходцев из Кавказа[править | править вики-текст]
Нарушение прав сексуальных меньшинств[править | править вики-текст]
Борьба со случаями торговли людьми[править | править вики-текст]
Мнения правозащитников[править | править вики-текст]
Оценка Freedom House[править | править вики-текст]
Мнения и оценки[править | править вики-текст]
Органы государственной власти субъектов РФ
Предмет, методы и система уголовного права
Система уголовного права в России
Элементы (стороны) состава преступления и их признаки
Классификация (виды) составов преступлений
Понятие и цели уголовного наказания
Трудовое право в системе юридических наук.
Роль предмета и метода в отграничении трудового права от смежных наук
Система и структура трудового права
Трудовое право как учебная дисциплина
Понятие принципа трудового права
Классификация принципов трудового права
Принципы, сформулированные Международной организацией труда
Конституционные принципы трудового права
Виды принципов трудового права
Нормативно-правовое закрепление принципов трудового права
Дисциплинарная ответственность
Сроки применения дисциплинарного взыскания
Гражданское право как наука и учебная дисциплина
Институционная и пандектная системы права
Особенности исторических систем гражданского права
Роль и место гражданского права в системе российского права
Приобретение права собственности
Способы приобретения права собственности
Прекращение права собственности
Основания возникновения обязательств
Понятие и система оснований прекращения обязательств. Последствия прекращения обязательств
Прекращение обязательств по воле их участников
Прекращение обязательств независимо от воли их участников
Ответственность наследников по долгам наследодателя
Понятие и значение наследования
Основные категории наследственного права
Основные признаки унитарного государства
-
Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;
-
Единые для всей страны высшие органы власти;
-
Единая система законодательства;
-
Единое гражданство;
-
Единая денежная единица;
-
Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.
Виды унитарных государств
Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:
-
характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;
-
объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства;
Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.
Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного — Королевство Испания.
Иногда выделяют:
-
государства с одной автономией
-
государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями))
-
государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами).
-
Федерация, как форма государственного устройства.
Государственное устройство - это территориально-политическая организация государственной власти, в которой находит свое выражение соотношение государства как целого с его составными частями.
Выделяют две основные формы государственного устройства - унитарное и федеративное государство. Унитарное государство характеризуется централизованной системой государственной власти, отсутствием разграничения предметов ведения между государством в целом и административно-территориальными единицами и разграничения полномочий между центральными и местными органами власти.
Федерация - это такая форма устройства государства, в котором территориальная организация власти осуществляется на нескольких уровнях, при этом составные части государства (субъекты федерации) обладают самостоятельностью и полномочиями в рамках разграничения предметов ведения между федерацией и субъектами.
Существуют и смешанные формы государственного устройства, являющиеся, как правило, переходными от унитарного государства к федерации или наоборот. В государствах со смешанной формой государственного устройства наряду с субъектами федерации существуют административно-территориальные единицы, не наделенные правами субъектов федерации и не входящие в состав субъектов федерации. В таких государствах наблюдается либо расширение прав составных частей государства, либо, наоборот, сужение прав субъектов федерации.
Основные характеристики государства как федерации выглядят следующим образом:
1) федерация - это всегда совокупность обособленных, относительно самостоятельных территориальных единиц;
2) в федерации формируются два уровня территориальной организации государственной власти: федеральная государственная власть и государственная власть субъектов федерации;
3) субъекты федерации не являются самостоятельными государствами, не обладают государственным суверенитетом и правом выхода из состава федерации. В ином случае имеет место не федерация, а конфедерация - союз государств, создаваемый для координации их деятельности в определенной сфере и выступающий, как правило, в качестве переходной формы либо к федеративному государству, либо к распаду союза государств;
4) разделение функций между федеральной и региональной государственной властью происходит путем конституционного (договорного) закрепления разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами;
5) к ведению федерации относится регулирование отношений в сферах. которые обеспечивают существование и целостность единого государства: принятие и изменение федерального законодательства, единое экономическое пространство, единое гражданство, вооруженные силы, международные отношения, регулирование споров между субъектами федерации и т. п.;
6) к ведению субъектов федерации относится регулирование отношений в тех сферах, которые наиболее целесообразно регулировать на региональном уровне: природные ресурсы, здравоохранение, образование и т. п.
По различным основаниям выделяются виды федераций (модели федерализма). По способу образования различают конституционно-правовые и договорно-правовые федерации.Конституционно-правовая федерация создается путем преобразования унитарного или полуфедеративного государства в федеративное на основе принятия конституции, которая закрепляет федеративное устройство государства.
Договорно-правовая федерация создается путем соглашения нескольких государств между собой об образовании нового федеративного государства, при этом государства-участники федеративного договора перестают быть самостоятельными государствами. В конституционно-правовых федерациях (как, например, в Российской Федерации) также возможно существование федеративного договора. Однако это не делает их договорно-правовыми. Основным разграничивающим эти два вида федерации признаком является то, каким статусом обладали субъекты до образования федерации: если они были самостоятельными государствами - это договорно-правовая федерация, если нет - конституционно-правовая.
По степени однородности субъектов федерации принято различать симметричные и асимметричные федерации. Субъекты симметричной федерации одинаковы по своей природе и равны по правовому статусу. Абсолютно симметричных федераций в современном мире не существует. Однако исключения, существующие в симметричных федерациях (автономии, столицы федераций как федеральные округа), в целом не нарушают общего принципа равноправия субъектов федерации. В асимметричных федерациях субъекты федерации либо неоднородны по своей природе (например, национальные и территориальные субъекты федерации), либо неравноправны по своему статусу (конституционно или договорно закрепляются различные категории субъектов федерации, обладающие различным правовым статусом), либо различаются и по первому, и по второму основанию.
В зависимости от соотношения предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов различают централизованные (интеграционные) и децентрализованные федерации. В централизованных федерациях федеральная власть обладает обширным кругом решаемых вопросов и соответственно полномочиями. Централизованные федерации в основном являются конституционно-правовыми. В децентрализованных федерациях федеральным органам передаются только те вопросы, которые не в состоянии эффективно решить субъекты федерации.
-
Конфедерация, ее отличительные характеристики
Конфедера́ция — объединение нескольких суверенных государств для координации совместных действий
Конфедерация — самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления, которые не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны-участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор. Согласно Э.Хейвуду, концепция конфедерации — самая слабая форма наднационального сотрудничества[источник не указан 1161 день]. Она охватывает любые формы взаимодействия государств, которые сохраняют независимость и суверенитет каждой страны.
Признаки конфедерации
-
Отсутствие общей для всей конфедерации единой территории и государственных границ.
-
Отсутствие общих законодательных органов и системы управления.
-
Отсутствие общей для всех участников конституции, законодательства, гражданства, финансовой системы.
-
Отсутствие суверенитета конфедерации, но сохранение международного статуса участников.
-
Наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств.
-
Решения общих конфедеративных органов осуществляются по принципу консенсуса.
-
Наличие права выхода из состава конфедерации.
Конфедерация - фоpма госyдаpственного yстpойства, пpи котоpой госyдаpства, обpазyющие конфедеpацию, полностью сохpаняют свою независимость, имеют собственные оpганы госyдаpственной власти и yпpавления. Вместе с тем они создают специальные объединенные оpганы для кооpдинации действий в опpеделенных целях (военные, внешнеполитические).
Конфедерация выступает как фоpма союза госyдаpств, сохpаняющих сyвеpенитет в полном объеме. Такое государственное устройство в настоящее вpемя нигде не сyществyет, хотя и делаются попытки создания конфедераций, например, между Россией и Белоруссией, а также в Западной Европе. В Европейском Союзе уже существует в безналичном обращении единая валюта, границы внутри Союза несколько лет открыты, отсутствует таможенный и визовой контроль. Но всё же о создании конфедерации говорить рано, хотя Европа к ней все же приближается. Hа pазных этапах истоpии обpазовывались конфедеpации, но после своего непpодолжительного сyществования они pаспадались, либо обpетали федеpативнyю фоpмy госyдаpственного yстpойства. По сyти, совмещая в себе чеpты как междyнаpодно-пpавовой, так и госyдаpственной оpганизации, она под воздействием ряда пpичин теpяет pавновесие, необходимое для ее сохpанения.
Вот пример швейцарской конфедерации, которая образована на основе союзного договора, по которому кантоны Швейцарии сохраняли свою независимость, а также все права, не делегированные союзу. Кантоны имели свою монету, гражданство, заключали торговые договоры с иностранными государствами, определяли формы внутреннего управления. Жители одного кантона не имели права селиться в другом кантоне, если между властями кантонов не было соглашений по этому поводу. Союзной власти было предоставлено решение в основном политических и военных вопросов. Парламент Швейцарии - Сейм конструировался не как орган представительства, а как собрание уполномоченных от кантональных правительств. Делегаты Сейма подчинялись только данным им инструкциям и принимали лишь предварительные решения. Правительство союза - Исполнительный совет был лишен властных полномочий и самостоятельной финансовой базы. Все эти вопросы решались кантонами. С 1829 г. в условиях углубившегося экономического кризиса в Швейцарии началось движение за формирование нового союза власти. Итогом стало учреждение союзного государства ставшее фактически федеративным.
Вот признаки, характерные для этой формы государственного устройства:
-
Договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров.
-
Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличии от федерации, где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом.
-
Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия.
-
Предметы ведения конфедерации ограниченны перечнем небольшого и в целом незначительного круга вопросов. Это - вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций.
-
В конфедерацию образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенных по договорным актам.
-
В представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства.
-
Постоянно действующие государственные органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации.
-
Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти.
-
Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации. Правом непосредственного налогообложения конфедерация не обладает.
-
Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.
-
Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения.
-
Воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, причем нередко сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам.
-
В конфедерации отсутствует союзное гражданство.
В заключение следует также подчеркнуть, что в конфедерациях отсутствуют единая экономическая, политическая и правовая системы. Это, безусловно, является одним из главных её недостатком, поскольку именно из-за их отсутствия конфедерации имеют свойство распадаться. Таким образом, конфедеративная форма государственного устройства может служить основой для образования унитарных или федеративных государств.
-
Понятие и виды политического (государственного) режима
Политический (государственный) режим: понятие и виды.
Политический режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Все изменения происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства. По мнению одних авторов, политический режим и государственный режим одно и тоже. По мнению других авторов, понятие "политический режим" более широкое, поскольку включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий, движений, объединений. Понятие политический режим включает в себя следующие признаки: -степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования; -соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; -гарантированность прав и свобод личности; -характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; -степень реализации политической власти непосредственно народом; -положение средств массовой информации, степень гласности в обществе, прозрачности государственного аппарата; -место и роль негосударственных структур в политической системе общества; -соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти; -характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц; -тип политического поведения лидерства; -учет интересов меньшинства при принятии политических решений; -доминирование определенных методов (убеждения, принуждения) при осуществлении политической власти; -политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армия, полиция); -мера политического плюрализма, в том числе многопартийности. Различают демократический и антидемократический политические режимы. Демократический режим (народовластие). Признаки демократического режима: 1) провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина; 2) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства; 3) предполагается существование правового государства и гражданского общества; 4) выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям; 5) силовые структуры (вооруженные силы, милиция); 6) доминируют методы убеждения и компромисса; 7) политический плюрализм (любой дееспособный гражданин может организовать или быть участником любой политической партии), в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции. 8) гласность средства массовой информации свободны от цензуры; 9) реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (принимающую законы), исполнительную (осуществляющую принятые законы), судебную (разрешающую споры, и т.д.). Различаются прямая (непосредственная) и представительная форма демократии. Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников, которая проводится в жизнь через институты народовластия: референдумы, собрания граждан, выборы, митинги, демонстрации. Выборы, референдумы регламентированы нормативными актами, носят обязательный характер и не нуждаются в санкции государственных структур, остальные институты народовластия носят консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных институтов прямой формы демократии их влияние на механизм принятия полититических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа. К положительным моментам прямой демократии можно отнести то, что она дает больше возможностей для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе, обеспечивает легитимизацию власти, контроль за политической элитой. Недостатками прямой демократии является отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства. Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа - депутатам, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, полит. партий и общественных организаций. Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что она дает больше возможностей для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют профессионалы, компетентные лица. К недостаткам представительной демократии относят: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции, отрыв представителей власти от избирателей, принятие решений в интересах не большинства граждан. Антидемократические режимы - тоталитарные и авторитарные. Тоталитарный режим возникает в ХХ веке, как реакция некоторых государств на необходимость экономического роста в условиях враждебного окружения. Для данного режима характерно господство одной идеологии, наличие лидера, развита карательная система, агрессивная политика, контроль государства над всеми областями власти. Признаки тоталитарного политического режима: 1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни; 2) общество отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о единстве власти и народа; 3) монопольный государственный контроль над экономикой, СМИ, культурой, религией, вплоть до личной жизни; 4) государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена тайной, недоступна для контроля со стороны народа; 5) доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор; 6) господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил, права и свободы гражданина носят декларативный формальный характер, отсутствуют гарантии их реализации; 7) устраняется плюрализм, централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением. Особой разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим, то есть радикальный тоталитаризм. Впервые возникший в Италии (стремились к возрождению Римской империи 1922 г.) и Германии (1933 г. господство арийской расы, высшая нация германская). Данный режим характеризуется культом вождя, воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Авторитарный режим рассматривается как компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. С одной стороны авторитарный режим мягче, чем тоталитаризм, с другой стороны жестче, чем демократический. Авторитарный режим - это государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа) при минимальном участии народа. Признаки авторитарного режима: 1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти; 2) игнорируется принцип разделения властей ( на законодательную, исполнительную, судебную) зачастую президент исполнительно распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы; 3) роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать; 4) суд выступает вспомогательным органом; 5) сужена сфера действия принципов выборности гос.власти и должностных лиц; 6) сохраняется ограниченная цензура, полугласность; 7) существует частичный плюрализм; 8) права и свободы граждан провозглашаются, но реально не обеспечиваются в полной мере; 9) силовые структуры обществу неподконтрольны, используются в политических целях. Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. Разновидности авторитарного режима: деспотический, тиранический, военный и т.д. Деспотический режим - произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве. Характерен для стран Древнего Востока. Тиранический режим - основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Устанавливается насильственным образом. Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц. |