ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.12.2019

Просмотров: 8527

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Основные признаки унитарного государства

Виды унитарных государств

Признаки конфедерации

Виды социальных норм, и их классификация

Нормы морали

Религиозные нормы

Право и религиозные нормы

Корпоративные нормы

Нормы, сложившиеся исторически и вошедшие в привычку людей

Понятие права

Признаки права

Нормативность

Волевой характер

Формальная определенность

Общеобязательность

Системность и иерархичность строения

Регулирующее воздействие права

Установление и обеспечение права государством

Понятие и признаки права

Понятие и структура системы права

Источники права

Правовой обычай

Продолжительность существования

Устный характер

Формальная определенность

Локальный характер

Санкционированность государством

Преимущества и недостатки правового обычая как источника права

Нормативный правовой акт

Юридический прецедент

Договор нормативного содержания

Юридическая наука

Понятие нормативных актов

Требования, предъявляемые к нормативным актам

Виды нормативных актов

Понятие нормативно-правовых актов

Виды нормативно-правовых актов

Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Действие нормативного акта в пространстве

Действие закона по кругу лиц

Виды законов

Подзаконные нормативно-правовые акты: понятие, признаки, виды

Указы и распоряжения Президента России

Акты Правительства РФ

Акты федеральных министерств и ведомств

Подзаконные акты на уровне субъекта РФ

Акты исполнительной власти субъектов РФ

Акты органов местного самоуправления

Локальные нормативно-правовые акты (акты организаций и учреждений)

Классификация

Реализация права: понятие и формы

Формы реализации права

Правоприменение как особая форма реализации права

Применение права как особая форма его реализации

Стадии процесса применения норм права

Установление фактической основы дела

Выбор и анализ юридической нормы

Вынесение и документальное оформление правоприменительного решения

Стадии правоприменения (правоприменительного процесса)

Правовые отношения

Основные признаки правовых отношений

Содержание правоотношений

Субъективное право

Юридическая обязанность

Двойственный характер содержания правоотношений

Виды правоотношений

Выводы

Структура правоотношения

Субъективные права и юридические обязанности

Понятие правонарушения

Признаки правонарушения

Виновное поведение человека

Совершение деяния дееспособным лицом

Виды правонарушений

Понятие юридической ответственности

Признаки юридической ответственности

Характеристика основных видов юридической ответственности

Уголовная ответственность

Административная ответственность

Дисциплинарная ответственность

Гражданско-правовая ответственность

Материальная ответственность

Виды юридической ответственности

Иные меры государственного принуждения (меры защиты)

Наука конституционного права: понятие и предмет исследования

Структура системы науки конституционного права

Права и свободы человека и гражданина

Гарантии осуществления и защита прав и свобод

Обязанности человека

Классификация прав и свобод человека

Личные права

Политические права

Политические права и свободы

Экономические, социальные, культурные права

Экономические права человека

Социальные права человека

Культурные права человека

Общие сведения[править | править вики-текст]

Трудовые права в России[править | править вики-текст]

Социальное обеспечение в России[править | править вики-текст]

Охрана здоровья в России[править | править вики-текст]

Право на образование в России[править | править вики-текст]

Свобода вероисповедания в России[править | править вики-текст]

Свобода слова[править | править вики-текст]

Право избирать и быть избранным[править | править вики-текст]

Случаи пыток и жестокого обращения[править | править вики-текст]

Массовое избиение в Благовещенске[править | править вики-текст]

Ситуация в Чечне[править | править вики-текст]

Утверждения о похищениях людей на Северном Кавказе[править | править вики-текст]

Нарушения прав человека в отношении выходцев из Кавказа[править | править вики-текст]

Нарушение прав сексуальных меньшинств[править | править вики-текст]

Борьба со случаями торговли людьми[править | править вики-текст]

Мнения правозащитников[править | править вики-текст]

Оценка Freedom House[править | править вики-текст]

Мнения и оценки[править | править вики-текст]

Органы государственной власти субъектов РФ

Предмет, методы и система уголовного права

Система уголовного права

Система уголовного права в России

Состав преступления

Понятие состава преступления

Элементы (стороны) состава преступления и их признаки

Классификация (виды) составов преступлений

Понятие и цели уголовного наказания

Понятие наказания

Цели наказания

Цели уголовного наказания

Система трудового права

Трудовое право в системе юридических наук.

Роль предмета и метода в отграничении трудового права от смежных наук

Система и структура трудового права

Наука трудового права

Трудовое право как учебная дисциплина

Понятие принципа трудового права

Классификация принципов трудового права

Принципы, сформулированные Международной организацией труда

Конституционные принципы трудового права

Виды принципов трудового права

Нормативно-правовое закрепление принципов трудового права

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарное взыскание

Сроки применения дисциплинарного взыскания

Понятие гражданского права

Предмет гражданского права

Принципы гражданского права

Гражданское право как наука и учебная дисциплина

Система гражданского права

Институционная и пандектная системы права

Особенности исторических систем гражданского права

Роль и место гражданского права в системе российского права

Приобретение права собственности

Способы приобретения права собственности

Прекращение права собственности

Основания возникновения обязательств

Понятие и система оснований прекращения обязательств. Последствия прекращения обязательств

Прекращение обязательств по воле их участников

Прекращение обязательств независимо от воли их участников

Виды наследования

Наследование по закону

Наследование по завещанию

Обязательная доля

Ответственность наследников по долгам наследодателя

Понятие и значение наследования

Основные категории наследственного права

Основания наследования

Состав наследства

Недостойные наследники

Принятие наследства и отказ от наследства

Порядок принятия наследства

Способы принятия наследства

Отказ от наследства

Свидетельство о праве на наследство

В монархии источником власти является одно лицо. Оно получает свой пост по на­следству, независимо от воли избирателей.

Монархии делятся на абсолютные и кон­ституционные. При абсолютной монархии имеет место неограниченная власть главы государства (Саудовская Аравия, Катар, Оман). При конституционной монархии власть главы государства ограничена законом. Конституционная монархия, в свою очередь, подразделяется на дуалистическую и парламентскую. В дуалистической монархии глава государства обладает значительной исполнительной властью (Иордания, Кувейт, Марокко). В парламентской монархии полномочия главы государства ограничены представительскими функциями. В этом случае главной фигурой в структуре верховной власти является премьер-министр.

Монархия как форма правления сохраняется сегодня в 1/3 стран мира.

В республике источником власти является народное большинство, и высшие орга­ны власти формируются народом. Выделяют три вида современных республик: парламентские, президентские и полупрезидентские. Они различаются соотношением полномочий законодательной, исполнительной власти и власти главы государства.

Парламентская республика.

В парламентской республике правительство:

а) формируется партиями, имеющими большинство в парламенте;

б) несет перед парламентом политическую ответственность (это означает право парламента отправить правительство в отставку).

Президент:

а) является номинальным гла­вой государства (т.е. его пол­номочия ограничены предста­вительскими функциями, он не имеет реальной, т.е. исполнительной, власти);

б) избирается, как правило, пар­ламентом, а не народом;

в) имеет право распустить парламент.

Парламент:

а) формирует правительство;

б) может вынести правительст­ву вотум недоверия.

Суть парламентской республики заключается в том, что законодательная и ис­полнительная власть принад­лежит парламенту (исполнительная власть принадлежит парламенту в том смысле, что он формирует правительство, наделяет его полномочиями).

Президентская республика.

В президентской республике члены правительства назна­чаются президентом и подот­четны только ему (т.е. правительство форми­руется президентом).

Президент:

а) является одновременно главой госу­дарства и главой исполнитель­ной власти;

б) избирается народом;

в) политической ответственно­сти перед парламентом не не­сет (т.е. парламент не может отправить возглавляемое президентом правительство в отставку).

Однако сильный, обладающий исполнительной властью президент ограничен как минимум двумя существенными «но»:

1) президенту нужна поддержка пар­ламента в вопросах бюджета;

2) он не может распустить пар­ламент.

Первое «но» связано с меха­низмом сдержек и противовесов, на основе которого функционирует система государственной власти в президентской республике. Меха­низм сдержек и противовесов — это, другими словами, механизм взаимного ограничения властей. Его особое значение в президентской республике обусловлено тем обстоятельством, что, в отличие от парламентской республики, где правительство формируется парламентом, здесь парламент и президент, возглавляющий правительство, имеют равный и независимый друг от друга статус. В условиях, когда парламент не может повлиять на политику правительства путем изменения физического состава прави­тельства, т.е. не име­ет права отправить правитель­ство в отставку, особое значение приобретают средства непрямого влияния парламента на по­литику правительства. Среди таких средств важнейшим является утверждение парламентом предложенного правительством проекта бюдже­та. Корректируя доходные и расходные статьи при обсуждении проекта бюджета, парламент тем самым определяет финансовые параметры политики правительства, а значит, и саму эту политику. Таким образом, процедура утверждения бюджета парламентом в президентской республике приобретает второй смысл, которого она не имеет в парламентской республике: это важней­ший элемент механизма сдержек и противовесов властей, т.е. важнейшее средство влияния парламента на правительство в усло­виях, когда парламент не может отправить правительство в отставку.


Второе «но» связано с тем, что президент в президентской республике является одновременно главой исполнительной власти. В этих условиях роспуск президентом как главой государства парламента будет означать сосредоточение государственной власти в его руках как главы исполнительной власти. Тем самым нарушается основополагающий принцип демократии – разделение властей. В парламентской же республике президент может распустить парламент именно потому, что он не имеет реальной, т.е. исполнительной власти. Такой глава государства выступает в качестве арбитра в случае спора между парламентом и правительством, либо принимая отставку правительства и поручая лидеру другой партии в парламенте сформировать новое правительство, либо распуская парламент и назначая новые парламентские выборы. Его достоинство как арбитра при этом заключается именно в его нейтральности, незаинте­ресованности: ни в том, ни в другом случае он ничего не получает для себя лично – у него как не было реальной власти, так и не появляется;

г) является верховным главнокомандующим;

д) имеет право отлагательного вето на решения парламента (т.е. право возврата закона на повторное рассмотрение в парламент. Это означает, что у президента есть право утверждения законов, принятых парламентом).

Последние две черты являются общими для президентской и полупрезидентской республик.

Парламент:

а) решает вопросы бюджета;

б) имеет право вето на должностные назначения президента;

в) вправе начать процесс им­пичмента против президента.

Сутью президентской республики является сотрудничество законо­дательной (в лице парламен­та) и исполнительной (в лице президента) власти.

Полупрезидентская республика.

В полупрезидентской республике правительство:

а) формируется совместно пре­зидентом и главой правитель­ства;

б) несет двойственную ответст­венность: перед президентом и перед парламентом (это означает, что правом отставки правительства обладают как президент, так и парламент).

Президент:

а) избирается народом;

б) имеет право распустить пар­ламент;

в) имеет право единоличного введения чрезвычайного по­ложения, но на это время ут­рачивает право роспуска пар­ламента.

Парламент:

а) контролирует правительство через утверждение ежегодного бюджета;

б) может вынести правительст­ву вотум недоверия.

Сутью полупрезидентской республики является смешение черт парла­ментской и президентской рес­публик





  1. Монархия как форма государственного правления, ее признаки и виды.



Монархия – это форма правления при которой глава государства (монарх) управляет государством пожизненно, приобретая свою власть в порядке наследия.

Признаки монархии:

1) единоличный характер власти;

2) власть передается по наследству;

3) пожизненное осуществление властных полномочий;


4) не зависит от воли населения;

5) юридическая безответственность монарха за принимаемые решения.

Монархия была преобладающей формой правления в рабовладельческих и феодальных государствах. Буржуазные революции часто сопровождались ликвидацией монархии, так как монарх обычно являлся крупнейшим феодалом.

Монархии разделяются на абсолютные и ограниченные.

В абсолютных монархиях отсутствуют органы или законы, которые могли бы ограничить власть монарха. Монарх контролирует все ветви власти. Фактически власть монарха ограничивается правящей семьей. (Саудовская Аравия)

Ограниченные разделяются на: дуалистические и парламентские.

В дуалистической монархии исполнительная власть принадлежит монарху, законодательная осуществляется парламентом. Полномочия парламента узки, правительство формируется монархом и ответственно перед ним. Монарх может распустить парламент или его нижнюю палату, наложить на законы парламента абсолютное вето. Акты монарха по юридической силы равны или даже выше законов парламента. (Иордания, Марокко)

В парламентской монархии монарх царствует, но не правит, роль его номинальная. Правительство формируется парламентом из лидеров партий большинства и ответственно перед парламентом. Если монарху и принадлежит право вето или право роспуска парламента, то фактически монарх данными полномочиями не пользуется. Иногда акты монарха не могут вступить в силу без контрассигнации, т.е. без подписания премьер-министром либо соответствующим министром. (Великобритания, Япония)





  1. Республика, как форма государственного правления, ее признаки и виды.



Республика - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Признаки республики:

1) глава государства может быть как единоличным, так и коллегиальным;

2) власть не передается по наследству, а является выборной;

3) глава государства несет ответственность за принимаемые решения;

4) осуществляет свои полномочия в течении определенного срока.

Республики существовали в рабовладельческих государствах в двух разновидностях – демократической (Афины) и аристократической (Спарта) . В феодальных государствах носил городской характер (Новгородская республика).

На данный момент республика преобладающая форма правления.

Республики различают на:

         Президентская республика, президент избирается независимо от парламента, является главой государства и правительства. Президент сам назначает правительство и руководит его деятельностью. В данной республике президент не может распустить парламент и его нижнюю палату, не может вынести вотум недоверия. Парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить президента от должности (нарушение конституции, преступление) Президент в свою очередь, наделен правом отлагательного вето(запрета) на решения законодательного органа. (США)


         Парламентская республика, правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства. Президент является главой государства, который либо избирается парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Президент занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, реальной же главой государства выступает руководитель правительства. Однако президент может распускать парламент или его нижнюю палату (Италия, Германия) Недостатками парламентский республик считаются нестабильность гос. политики, и ее зависимость от расстановки сил в парламенте, частая смена правительства вследствие вотумов недоверия.

         Смешанная республика, в данном типе смешаны признаки президентской и парламентской республик (Россия, Франция). Глава государства в таких республиках обычно не относиться не к одной ветви власти. В таких республиках президент и парламент избираются народом. Президент глава государства, он назначает главу правительства и министров. Президент председательствует на заседаниях кабинета министров, утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.





  1. Форма государственного устройства



Форма государственного устройства – это соотношение частей и целого в государ­стве, или соотношение полномочий центральных и региональных органов власти.

Выделяют три основных формы государственного устройства:

  • федерация;

  • унитарное государство;

  • конфедерация.

Федерация – это союз относительно самостоятельных государственных образова­ний, имеющих общие центральные органы.

В качестве субъектов федерации могут выступать:

административно-территориальные образования (в России это области и края плюс 2 города – Москва и Санкт-Петербург);

национально-государственные образования (в России это все виды авто­номий: автономные области, автономные республики, автономные округа).

Всего на сегодняшний день в состав РФ входят 89 субъектов.

В качестве субъектов государственного суверенитета (т.е. источников верхов­ной власти) в федерации выступают:

народ в целом:

субъекты федерации.

Поэтому парламент федеративного государства всегда состоит из двух палат: нижняя палата формируется по принципу представительства от населения в целом, верхняя – по принципу представительства от субъектов федерации.

Однако наличие двухпалатного парламента не всегда свидетельствует о существовании федеративного государства. Так, например, в Великобритании, которая обычно рассматривается как пример унитарного государства, парламент состоит из двух палат. При этом если нижняя палата формируется по принципу представительства от населения, то в верхнюю палату входят три категории граждан: наследственные пэры, пожизненные пэры и высшие иерархи англиканской церкви. Понятно, что состав верхней палаты и само ее существование в структуре английского парламента являются, скорее, данью исторической и культурной традиции страны, стремлением сохранить и подчеркнуть аристократический характер ее государственной власти.


Из сказанного следует, что наличие 2-х палатного парламента нельзя рассматривать в качестве основного признака федерации.

В качестве основных признаков федерации выделяют:

1. Распределение полномочий между центром и субъектами федерации и его за­крепление в конституции государства.

Другими словами, определить однозначно, является ли государство федеративным, можно, только взяв в руки конституцию данного государства. В конституции федеративного государства выделяется три круга полномочий:

компетенция центральных органов;

компетенция субъектов федерации;

область совместной компетенции.

2. Наличие у субъектов федерации собственных конституции, законодательных, исполнительных и судебных органов, а часто и двойного гражданства.

Кроме этого:

1. Субъекты федерации не обладают индивидуальным государственным сувере­нитетом (они являются соучастниками общегосударственного суверенитета).

2. Субъекты федерации не обладают правом одностороннего выхода из состава федерации (поскольку выход одного или нескольких субъектов из состава федерации приводит к изменению границ данного государства, а вопрос об изменении границ федеративного государства отнесен по его конституции к ведению центральных органов).

3. Центральные органы федерации имеют право вмешиваться во внутренние дела субъектов федерации.

Унитарное государство – это единое политически однородное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью.

Иными словами, принцип унитарного государства исключает существование внутри него отдельных государственных образований.

В качестве субъектов унитарного государства выступают только административно-территориальные образования.

Субъектом государственного суверенитета в унитарном государстве является только народ в целом, тогда как в федеративном государстве – еще и субъекты федерации.

Унитарное государство имеет единую конституцию и гражданство, а также единую систему государственных органов.

Конфедерация – это союз самостоятельных независимых государств для осуществления совместных конкретных целей.

Признаки конфедерации:

1. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет.

2. В компетенцию конфедеративных органов передаются лишь некоторые вопросы, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи.

3. Решения конфедеративных органов не имеют обязательного характера для членов конфедерации, они носят рекомендательных характер (в противном случае имело бы место вмешательство в дела суверенных государств).



  1. Унитарное государство



Унита́рное госуда́рство — форма государственного устройства, при которой её части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единаяправовая система, единая конституция. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило крупные по численности населения государства являются федерациями (Китайская Народная Республика является исключением). Субъекты федеративного государства не могут быть унитарными, поскольку они не имеют суверенитета в полном объёме, а обладают лишь некоторыми его признаками.