Файл: Учебное пособие Томкевичус новое.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.12.2019

Просмотров: 1907

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Экономический анализ – специальная отрасль знаний, становление которой как науки обусловливалось объективными требованиями и условиями, свойственными появлению любой новой отрасли научных знаний. Первое из них – практическая потребность. Профессиональная маркетинговая деятельность, рыночные отношения при их полной коммерциализации, изучение внутренних и внешних факторов, определяющих конечные финансовые результаты, - все это требования, обусловливающие необходимость последующих, текущих и перспективных аналитических разработок. Второе условие связано с развитием самой науки в целом и ее отдельных отраслей. По мере развития науки происходила и дифференциация ее отраслей. Экономический анализ сформировался в результате дифференциации общественных наук. По мере углубления экономической работы на предприятиях возникла необходимость в выделении анализа как обособленной системы знаний, поскольку учетные дисциплины уже не способны были ответить на все требования практики. Дифференциация наук сопровождалась и определенными недостатками. Их суть сводилась к чрезмерной специализации наук, к излишнему дроблению, к утрате взаимосвязей. Положительным на этом фоне следует считать процесс интеграции наук, диалектически связанный с их дифференциацией. Сформировавшись в самостоятельную науку, экономический анализ комплексно, системно использует данные, а в ряде случаев способы и приемы исследования, присущие статистике, планированию, бухгалтерскому учету, математике и другим, непосредственно связанным с ним наукам.

Связь экономического анализа с бухгалтерским учетом. Бухгалтерский учет являлся и является основным «поставщиком» экономической информации о хозяйственной деятельности предприятий. Доля экономической информации, получаемой через систему бухгалтерского учета, достигает на предприятиях и в объединениях 70% и более. Бухгалтерский учет отражает хозяйственные операции в первичной документации, записи их в регистрах синтетического и аналитического учета и в бухгалтерской отчетности. Связь анализа с бухгалтерским учетом имеет двойственный характер. С одной стороны, сведения бухгалтерского учета являются главным источником информации при анализе хозяйственной деятельности. С другой стороны, требования, которые ставятся перед анализом, так или иначе, переадресуются бухгалтерскому учету.

Связь экономического анализа со статистикой. Статистику как науку более интересует обобщение проявлений экономической жизни, поиск общих тенденций развития экономики на макроуровне. Для этого она через средние величины, выборку или каким-либо другим способом старается исключить истинные явления, она почти никогда не опускается до детального анализа производства на уровне подразделений предприятия, на уровне рабочего места. Это исключает из задач статистики поиск резервов, их обоснование, разработку рекомендаций по их освоению, что свидетельствует о существенных отличиях статистики и анализа хозяйственной деятельности предприятий. Теснота связи экономического анализа и статистики выражается, во- первых, в том, что статистический учет и отчетность служат для анализа, так же как и бухгалтерский учет, необходимой информационной базой (правда, ее доля применительно к предприятиям невелика); во-вторых, в том, что статистическая наука, проблемно разрабатывающая методы группировок, индексов, корреляции, регрессии и другие, существенно пополняет арсенал аналитических способов и приемов.

Связь экономического анализа с экономической теорией и отраслевыми экономиками. В первую очередь среди наук, с которыми связан анализ хозяйственной деятельности, нужно выделить экономическую теорию, которая изучает экономические законы, механизм их действия, создает теоретическую основу для развития всех экономических дисциплин. При проведении аналитических исследований необходимо учитывать действие этих законов. В свою очередь анализ хозяйственной деятельности определенным образом содействует развитию экономической теории. Многочисленные аналитические исследования накапливают сведения о проявлении тех или иных экономических законов. Изучение этих сведений позволяет формулировать новые, ранее неизвестные законы, делать глобальные прогнозы развития экономики страны или мировой экономики. Все сказанное, почти дословно можно перенести на взаимосвязь анализа с отраслевыми экономиками. Глубокий анализ хозяйственной деятельности предприятия невозможно провести, не зная экономики отрасли и организации производства на анализируемом предприятии. В свою очередь результаты экономического анализа используются для совершенствования организации производства, внедрения научной организации труда, передового опыта. Анализ содействует подъему экономики конкретных предприятий и отрасли в целом.

Связь экономического анализа с планированием и управлением производством. Экономический анализ очень тесно связан с планированием и управлением производством. В анализе широко используется плановые материалы. Одновременно, научно обоснованное планирование и управление национальной экономикой и предприятием невозможно осуществить без широкого использования результатов экономического анализа. Он создает информационную базу для разработки планов и выбора наиболее целесообразных управленческих решений.

Связь экономического анализа с финансированием и кредитованием предприятий. Экономический анализ тесно связан также с финансированием и кредитованием предприятий. Без знания действующего порядка финансирования и кредитования соответствующих отраслей национальной экономики, взаимосвязей с финансовыми и кредитными органами и учреждениями невозможно квалифицированно проводить анализ хозяйственной деятельности. С другой стороны, ставки выплат в бюджет, условия получения кредитов, проценты выплат за пользование кредитами и прочей финансово-кредитный инструментарий постоянно совершенствуются с учетом результатов анализа, который показывает эффективность воздействия этих способов на производство.

Связь экономического анализа с науками не экономического направления. Среди наук не экономического направления, в первую очередь, нужно выделить математические и технологические. Необходимость решения сложных экономических задач явилось мощным стимулом развития математики. Здесь достаточно припомнить хотя бы историю возникновения математического программирования. Использование же в аналитических исследованиях математических методов существенно повысило их авторитет. Анализ стал глубоким, обоснованным. С помощью этих методов он может проводиться более оперативно, охватывать большее количество объектов, изучать значительно больше информации. Нельзя анализировать тот или иной процесс производства, не зная особенностей технологии. Только осведомленный в этой отрасли экономист может объективно оценить результаты производства, сделать полезные рекомендации по их улучшению. В то же время нужно отметить, что сама технология производства стремится быть более эффективной и ее совершенствование невозможно без аналитических исследований. Яркий пример тому – использование методики функционально-стоимостного анализа.

2 Метод комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности предприятий

Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя. Основные задачи факторного анализа:

- классификация и систематизация их с целью обеспечения возможности системного подхода;

- определения формы зависимости между фактором и результатом;

- моделирование взаимосвязи между результатом и факторным показателем;

- расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результата;

- расчета с факторной моделью (практическое ее использование для управления процессом).

Основными типами факторного анализа являются: детерминированный (функциональный); прямой (дедуктивный); индуктивный; стохастический; корреляционный; одноступенчатый; многоступенчатый; статистический; диагностический; ретроспективный; перспективный.

Детерминированный факторный АХД - методика исследования влияния фактора, связь которого с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. результативный показатель может быть определен в виде произведения частного или алгебраической суммы факторов. Функциональную зависимость между факторами и результативными показателями в детерминированном факторном анализе можно выразить различными моделями.

1.Аддитивная модель – используется в тех случаях, когда результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму нескольких факторов:

, (3.1)

где – себестоимость продукции;

- доля прибыли от коммерческой деятельности предприятия;

- объем отгруженной продукции;

- объем спроса на продукцию предприятия (емкость рынка);

- расходы службы маркетинга;

- коэффициент конкурентоспособности предприятия.

Доля прибыли предприятия от коммерческой деятельности является определяющим показателем при оценке качества организации, функционирования и управления маркетинговой системой, т.к. цель любого коммерческого предприятия заключается в максимизации получаемой им прибыли. Показатели спроса на продукцию предприятия и величины ее фактической отгрузки в течение определенного периода времени позволяют определить способность предприятия полностью удовлетворить спрос потребителей, что в условиях рынка также становится одной из основных целей. Анализ расходов службы маркетинга необходимо сопоставлять с вышеназванными показателями для оценки адекватности расходуемых средств финансовым результатам коммерческой деятельности. Оценку прибыльности коммерческой деятельности предприятия целесообразно проводить на основе определения коэффициента конкурентоспособности.

Критерии оценки конкурентоспособности предприятия.

Конкурентоспособность по продукту:

а) коэффициент рыночной доли (КРД) отражает долю предприятия на рынке:

КРД =ОП / ООПР, (6.1)

где ОП – объем продаж продукта фирмой;

ООПР – общий объем продаж продукта на рынке;

б) коэффициент предпродажной подготовки (КПП) характеризует стремление фирмы к росту конкурентоспособности за счет улучшения предпродажной подготовки. Если продукт не требовал предпродажной подготовки в отчетный период, то КПП = 1. Данный показатель рассчитывается по формуле:

КПП = ЗПП / ЗПОП, (6.2)

где ЗПП – сумма затрат на предпродажную подготовку;

ЗПОП – сумма затрат на производство (приобретение) продукта и организацию его продаж;

в) коэффициент изменения объема продаж (КИОП) отражает рост или снижение конкурентоспособности фирмы за счет изменения объема продаж:

КИОП = ОПКОП / ОПНОП, (6.3)

где ОПКОП – объем продаж на конец отчетного периода;

ОПНОП – объем продаж на начало отчетного периода.

Конкурентоспособность по цене:

а) коэффициент уровня цен (КУЦ) отражает рост или снижение конкурентоспособности фирмы за счет изменения цен на продукт:

КУЦ = (Цmax + Цmin) / (2 х ЦУФ), (6.4)

где Цmax – максимальная цена товара на рынке;

Цmin – минимальная цена товара на рынке;

ЦУФ – цена товара, установленная фирмой.

Конкурентоспособность по доведению продукта до потребителя:

а) коэффициент доведения продукта до потребителя (КСБ), отражающий стремление фирмы к повышению конкурентоспособности за счет улучшения своей сбытовой деятельности:

КСБ = (КИОП х ЗСБКОП) / ЗСБНОП (6.5)

где ЗСБКОП – сумма затрат на функционирование системы сбыта на конец отчетного периода;

ЗСБНОП – сумма затрат на функционирование системы сбыта на начало отчетного периода.

Конкурентоспособность по критерию продвижения продукта:

а) коэффициент рекламной деятельности (Крекл.д) отражает стремление фирмы к росту конкурентоспособности за счет улучшения рекламной деятельности (Крекл.д):

Крекл.д. = (КИОП х ЗРДКОП) / ЗРДНОП, (6.6)

где ЗРДКОП – затраты на рекламную деятельность на конец отчетного периода;

ЗРДНОП – затраты на рекламную деятельность на начало отчетного периода.

Суммировав вышеперечисленные коэффициенты и найдя среднеарифметическую величину, определим промежуточное значение коэффициента конкурентоспособности маркетинговой деятельности для конкретного продукта (ККМД).

Для расчета итогового коэффициента конкурентоспособности фирмы также нужно учитывать общефинансовые коэффициенты, рассчитываемые на основе анализа баланса предприятия за отчетный период.

Таким образом, полная формула расчета коэффициента конкурентоспособности предприятия (ККП) будет выглядеть следующим образом:

ККП = ККМД х КТЛ х КОСС, (6.7)

где КТЛ – коэффициент текущей ликвидности;

КОСС – коэффициент обеспеченности собственными средствами.

7 Анализ объема производства и продаж

РП = ГП н. + ТП - ГП к. (7.2)

2 Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать:

ГП н. + ТП + ОТ н. = РП + ОТ к. + ГП к., (7.3)

где ОТ н. - остатки готовой продукции, неоплаченные платежи.

Отсюда:

РП = ГП н. + ТП + ОТ н. - ОТ к. - ГП к. (7.4)

Расчет влияния данных факторов на объем реализованной продукции производится сравнением фактических уровней показателей с плановыми, или за предыдущие периоды, вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них.

7.2 Анализ структуры, ассортимента и качества продукции

Анализ структуры продукции. При формировании структуры выпуска продукции организация должна учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре — значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов. Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции. Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции, по данным таблицы 7.1.

3 Удельный вес продукции высшей категории качества.

4 Удельный вес продукции соответствующей международным стандартам.

5 Удельный вес экспортируемой продукции в высокоразвитые страны.

Индивидуальные (единичные) показатели - характеризуют одно из свойств продукции.

1 Показатели полезности.

2 Надежность.

3Технологичность - характеризует эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость).

4 Энергетичность изделий.

Косвенные показатели.

1 Штрафы за некачественную продукцию.

2 Удельный вес и объем застрахованной продукции, потери от брака.

Первая задача анализа качества продукции: изменить динамику перечисленных показателей, выполнения плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.

В процессе анализа выполнения плана по качеству продукции рассчитывается средний коэффициент сортности, который определяется как отношение стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене высшего сорта.

Анализ качества рассмотрим с использованием таблицы 7.3.

Таблица 7.3 - Анализ качества продукции

К сорт. пл. = 31300000 : (67600 х 600) = 0,772.

К сорт. ф. = 27468000 : (50400 х 600) = 0,908.

% выполн. плана = (К сорт. ф. : К сорт. пл.) х 100= 118(%).

Косвенным показателем выпущенной продукции является брак. Он делится на: исправимый и неисправимый, внутренний и внешний. В процессе анализа, изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске продукции, и определяют потери брака.

Анализ финансовых результатов начинается с анализа состава валовой прибыли.

В анализе используются показатели:

- валовая прибыль;

- прибыль по реализации работ и услуг;

- прибыль от прочей реализации;

- финансовый результат от прочих операций (штрафы, задолженности);

- налогооблагаемая прибыль;

- чистая прибыль.

12.2 Факторный анализ прибыли


Таблица 9.1 – Анализ эффективности использования основных средств

Показатели

За предыдущий год


За отчетный год


Изменения за год


1.Объем выпуска продукции (тыс. руб.)


22137

23335

+1198


2.Среднегодовая сумма основных промышленно-производственных средств (тыс. руб.)

21811

27985

+6174


3.Фондоотдача (руб.) (1:2)


1,01


0,83


-0,18



Источник: собственная разработка


На увеличение выпуска продукции против предыдущего года повлияли следующие факторы:

увеличение суммы основных средств могло увеличить выпуск продукции на сумму +6174 х 1,01 = +6235,7 (тыс. руб.);

уменьшение фондоотдачи снизило выпуск продукции на сумму (-0,18) х 27985 = - 5037,3 (тыс. руб.).

Общее влияние двух факторов (баланс факторов) составляет: +6235,7 - 5037,3 = +1198 (тыс. руб.).

Фондоемкость является обратной величиной от фондоотдачи. Она характеризует сколько основных производственных средств приходится на 1 рубль произведенной продукции. Фондоемкость - это средняя сумма промышленно производственных основных средств по первоначальной стоимости деленная на объем выпущенной продукции.


  1. Анализ материальных ресурсов предприятия


    1. Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами

Анализ обеспеченности материальными ресурсами начинают с сопоставления плановой потребности в материалах с учетом запасов на начало изучаемого периода, с данными о фактическом их поступлении. На большинстве промышленных предприятий перечень потребляемых видов сырья, материалов, комплектующих деталей и полуфабрикатов настолько велик, что при изучении обеспеченности предприятия материальными ресурсами обычно ограничиваются лишь основными и наиболее дефицитными их видами, которые определяют выполнение плана по выпуску и ассортименту продукции. Обеспеченность предприятия основными видами материальных ресурсов изучим по данным таблицы 10.1.


Таблица 10.1 - Анализ обеспеченности материальными ресурсами

Наименование материалов

Плановая потреб-ность с учетом остатка на начало года

Заключено договоров


Получено по догово-рам

Отклонение от потребности (+,-)


Все-го


В том числе


договоров от потреб-ности


полу-ченных от догово-ров


А


1

2

3

4

5

6


Сталь листовая, т



385



390



360


-25


+5



-30


Трубы, т


805


795


770


--35


-10


-25


Чугун литейный, т


2460

2500

2500

+40

+40

-


Источник: собственная разработка


Как следует из данных таблицы 10.1, предусмотренные по договорам фонды на основные материалы соответствовали плановой потребности, за исключением труб, потребность в которых не покрывалась фондами на 1,2% (10: 805 × 100). При этом положение предприятия в обеспеченности трубами усугублялось еще и тем, что и без того недостаточные фонды были не полностью реализованы. Это не могло не привести к нарушению ассортимента, структуры, а возможно, и объема продукции. Неполное отоваривание фондов имело место и по стали листовой. План реализации фондов выполнен лишь на 92,3% (360 : 390 × 100), что также оказало отрицательное влияние на выполнение плана выпуска продукции.


Большое влияние на выполнение производственной программы оказывает качество потребляемых в производстве сырья и материалов. Изменение качества материалов оказывает различное влияние на процесс производства. Если качество материала определяет выход продукции, то отклонения в качестве влияют на ее объем. Например, содержание металла в руде влияет на выход металла, сахаристость свеклы — на выход сахара. Пониженное качество материала требует иногда дополнительных технологических процессов, что может не изменить объема продукции, но ведет к повышению ее себестоимости. Например, поступивший на мебельную фабрику влажный лес должен быть направлен в сушильные камеры, а это требует дополнительных затрат топлива, транспорта, заработной платы. Наконец, пониженное качество материалов может не сказаться ни на объеме продукции, ни на себестоимости, но отразиться на ее качестве (в швейном, обувном производствах). Поэтому при анализе материально-технического снабжения следует проверить качество поступивших в отчетном периоде материалов, изучить причины поступления материалов пониженного качества, выяснить, какие меры принимались отделом снабжения для получения материалов надлежащего качества. Анализ качества материалов производится путем выборочной проверки поступающих на предприятие сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и составлением соответствующего документа (акта приемки), который служит основанием для предъявления санкций к поставщикам. Данные о размере санкций, предъявленных поставщикам за поставку некачественных материалов, отражаются в аналитическом учете к счету 99 «Прибыли и убытки». При анализе материально-технического обеспечения следует также установить, имело ли предприятие на начало отчетного периода необходимые переходящие запасы сырья и материалов, которые должны были обеспечить нормальный процесс производства.


10.2 Анализ эффективности использования материальных ресурсов


Повышение эффективности использования материальных ресурсов обуславливает сокращение материальных затрат на производство продукции, снижение её себестоимости и рост прибыли. Все материальные затраты на производство складываются из прямых материальных затрат и материальных издержек в комплексных статьях расходов, то есть в общепроизводственных и общехозяйственных расходах. Таким образом, на изменение общей материалоёмкости продукции, прежде всего, влияют два фактора:

1) материалоёмкость продукции по прямым материальным затратам;

2) соотношение всех материальных затрат и прямых материальных затрат:

МЕ = МЗ / VВП = (МЗпр / VВП) * (МЗ / МЗпр) = МЕпр * Ксоотн. (10.1)

Дадим оценку выполнения планового задания по использованию материалов на предприятии. Рассчитаем основные показатели, необходимые для анализа использования материалов в отчётном периоде:


материалоёмкость: МЕ = МЗ / VВП; (10.2)

материалоотдача: МО = VВП / МЗ; (10.3)

коэффициент соотношения общих и прямых материальных затрат: Ксоотн. = МЗ / МЗпр. (10.4)

Полученные в результате расчётов по приведенным выше формулам данные оформим в таблице 10.2, рассчитав при этом отклонение в абсолютном и относительном выражении.

Таблица 10.2 - Анализ выполнения планового задания по использованию материалов

Показатели

План


Факт

Отклонение

абс.


%


1.Объём произведённой продукции, тыс. руб.

822 858,5

811428,5

-11 430,0

-1,4

2.Материальные затраты, тыс. руб.

674 034,0

655 927,0

-18 107,0

-2,7

3.Из них прямые материальные затраты, тыс. руб.

638 728,9

620 717,4

-18 011,5

-2,9

4.Материалоёмкость общая

0,819

0,808

-0,011

-1,4

5.Материалоёмкость по прямым материальным затратам

0,776

0,765

-0,011

-1,5

6.Материалоотдача общая

1,221

1,237

+0,016

+1,4

7.Материалоотдача по прямым материальным затратам

1,288

1,307

+0,019

+1,5

8.Коэффициент соотношения общих и прямых затрат

1,0553

1,0567

+0,0015

+0,2


Источник: собственная разработка


В рассматриваемом периоде не выполнены плановые показатели использования материалов в производстве:

общая материалоёмкость в отчётном периоде по сравнению с плановым показателем снизилась на 0,011 или на 1,4%;

общая материалоотдача – увеличилась на 0,016 или на 1,4%.

Проанализируем, за счёт каких факторов произошли данные изменения. Проиллюстрируем влияние факторов первого порядка, влияющих на изменение материалоёмкости с помощью метода абсолютных разниц.

МЕ = МЕпр * Ксоотн..

МЕ (Ксоотн.) = 0,776 * 0,0015 = +0,0012.

МЕ (МЕпр) = -0,011 * 1,0567 = -0,012.

Баланс отклонений: 0,0012 + (-0,012) = -0,0108.

Результаты анализа показывают, что снижение общей материалоёмкости произошло вследствие более рационального и эффективного использования материальных ресурсов непосредственно в цехах основного производства. За счёт уменьшения прямых материальных затрат общая материалоёмкость снизилась на 0,012. Однако увеличение коэффициента соотношения всех материальных затрат и прямых материальных затрат по сравнению с планом свидетельствует об изменении структуры всех материальных затрат, об уменьшении доли прямых и соответствующем увеличении косвенных материальных затрат, а также доли материальных затрат в остатках незавершённого производства. Это обусловило увеличение общей материалоёмкости на 0,0012.

Проанализируем влияние факторов на изменение материалоотдачи. К таким факторам относятся объём произведенной продукции и материальные затраты на её производство. Проиллюстрируем данное влияние с помощью метода цепных подстановок.

МО = VВП / МЗ; (10.5)


МО (план) = 822858,5 / 674034 = 1,221;

МО (усл.) =811428,5/674034 = 1,204

МО (факт) = 811428,5 / 655927,0 = 1,237;

МОобщ. = +0,016

МО VВП =1,204 - 1,221=-0,017;

МО МЗ =1,237 – 1,204= +0,033.

Баланс отклонений: (-0,017) +0,033 = +0,016.

В связи с тем, что величина материальных затрат в отчётном периоде по сравнению с планом уменьшилась в связи с более рациональным и эффективным использованием материальных ресурсов, материалоотдача увеличилась на 0,033. Уменьшение выпуска произведенной продукции в данном периоде привело к уменьшению материалоотдачи на 0,017.

Методику расчёта влияния на уровень общей материалоёмкости материальных затрат на отдельные изделия можно рассмотреть следующим образом. На обобщающий показатель материалоёмкости оказывает влияние изменение частных показателей материалоёмкости. Зависимость результативного показателя от факторных можно отразить факторной моделью аддитивного типа:

МЕ (общ) = МЕ (сырьё) + МЕ (топл.) + МЕ (энерг.) + МЕ (п/ф) + МЕ (др.).

Анализ влияния частных показателей рассмотрим по данным таблицы 10.3.

Таблица 10.3 - Анализ влияния частных показателей


Показатели

План

Факт

Отклонение

абс.


%


1.Выпуск продукции, тыс. руб.

822 858,5

811 428,5

-11 430,0

-1,4

2.Материальные затраты, тыс. руб.

674 034,0

655 927,0

-18 107,0

-2,7

2.1.Сырьё и материалы, тыс. руб.

247 232,0

234 112,0

-13 120,0

-5,3

2.2.Топливо, тыс. руб.

171 210,0

167 515,0

-3 695,0

-2,2

2.3.Энергия, тыс. руб.

142 471,0

139 678,0

-2 793,0

-2,0

2.4.Полуфабрикаты, тыс. руб.

57 313,0

63 112,0

+5 799,0

+10,2

2.5.Другие материалы, тыс. руб.

55 808,0

51 510,0

-4 298,0

-7,7

3.Общая материалоёмкость

0,819

0,808

-0,011

-1,4

3.1.Сырьеёмкость

0,300

0,289

-0,011

-3,7

3.2.Топливоёмкость

0,208

0,206

-0,002

-1,0

3.3.Энергоёмкость

0,173

0,172

-0,001

-0,6

3.4.Материалоёмкость по п/ф

0,070

0,078

+0,008

+11,5

3.5.Материалоёмкость по другим материалам

0,068

0,063

-0,004

-5,9

Источник: собственная разработка


При аддитивном типе факторной системы влияние факторных показателей на результативный показатель определяется путём сравнения соответствующих фактических показателей с плановыми показателями. Данные таблицы 10.3 показывают, что снижение материалоёмкости продукции по сравнению с плановыми показателями на 0,011 произошло вследствие уменьшения сырьеёмкости, топливоёмкости, энергоёмкости и материалоёмкости по другим материалам соответственно на 0,012, 0,002, 0,001 и 0,004. При прочих равных условиях за счёт этих факторов материалоёмкость могла бы уменьшиться на 0,019 (0,012 + 0,002 + 0,001 + 0,004). Однако повышение материалоёмкости продукции по полуфабрикатам на 0,008 уменьшило возможную экономию материальных ресурсов на эту же сумму. Результатом влияния всех вышеуказанных факторов явилось снижение общей материалоёмкости продукции на 0,011 (0,019 – 0,008). Изменение частных показателей материалоёмкости обусловлено сдвигами в структуре материальных затрат. Уменьшение показателей свидетельствует о сокращении доли соответствующих видов затрат в общей их сумме, возросшие же показатели отражают обратную тенденцию – увеличение доли материальных затрат определённых видов ресурсов в общей сумме материальных затрат.




11анализ затрат на производство и себестоимости продукции


11.1 Анализ себестоимости по экономическим элементам и статьям затрат


Анализ выполнения плана по себестоимости всей товарной продукции в разрезе отдельных статей калькуляции представим данными таблицы 11.1.


Таблица 11.1 – Анализ себестоимости по статьям калькуляции


Показатели

Полная себестоимость фактически выпущенной продукции, тыс. руб.

Отклонение от плана

в тыс. руб.



в %

к плану по данной статье


по плановой себестоимости отчетного года

по фактической себестоимости отчетного года

1.Сырье и материалы

5091


5192


+101


+2,0


2.Возвратные отходы (вычитаются)

231

238

+7

+3,1


3.Топливо и энергия на технологические цели


960


949


-11

-1,2


4.Основная заработная плата основных производственных рабочих

2756


2703

-53


-2,0


5.Дополнительная заработная плата основных производственных рабочих

184


209


+25


+13,6


6.Отчисления на страхование


212


208

-4


-1,9

7.Расходы на подготовку и освоение производства новой продукции


224


223

-1

-0,5

8.Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

4536


4470


-66


- 1,5


9.Общепроизводст-венные (общецеховые) расходы


2117


2031


-86

-4,1

10.Общехозяйствен-ные(общезаводские) расходы


2262


2182


-80

-3,6

11.Потери от брака


х


218


+218

-

12.Прочие производственные расходы


1620


1646


+26


+1,6

13.Итого производственная себестоимость товарной продукции


20193


20269

+76

+0,4

14.Коммерческие расходы (расходы на продажу)


157


153


-4


-2,6

15.Всего полная себестоимость товарной продукции: (13+14)


20350


20422

+72

+0,4


Источник: собственная разработка


Повышение фактической себестоимости товарной продукции по сравнению с плановой вызвано перерасходом сырья и материалов, дополнительной заработной платы производственных рабочих, увеличением против плана прочих производственных расходов и наличием потерь от брака. По остальным же статьям калькуляции имеет место экономия. Мы рассмотрели группировку себестоимости продукции по статьям калькуляции (статьям затрат). Эта группировка характеризует целевое назначение затрат и место их возникновения. Применяется также и другая группировка — по однородным экономическим элементам. Здесь затраты группируются по экономическому содержанию, т.е. независимо от их целевого назначения и места, где они израсходованы. Элементы эти следующие: